Остановка "Пень"
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме

Наблюдение на прогулке за пнем в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ostanovka.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Остановка  6 «Пень»

Цель: способствовать формированию представлений о том, что такое «пень».                                

  1. Учить воспринимать «пень» как живое существо, сочувствовать и оберегать его.
  2. Дать детям знания о том, что «пень» - место обитания разнообразных живых существ (насекомых, жуков, растений)
  3. Развивать познавательную  активность, творческое воображение, связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
  4. Воспитывать гуманное отношение к природе

Ход  наблюдения:

- Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать:

Был я  деревом когда - то

И шумел листвой, ребята.

Потерял свою красу –

Стал я ниже всех в лесу.    (Пень)

Правильно, это пень. На территории нашего детского сада тоже есть пень, и мы к нему сейчас подойдем.

- Ребята, как вы думаете, что такое – пень?

(После ответов детей, рассказ воспитателя о происхождении этого пня).

- Что это у пня? (Корни)

- Какие корни? (прямые, ветвистые, запутанные)

- Какие корни по длине и толщине? (длинные, короткие, крепкие, толстые, тонкие, как ниточки)

- Какого они цвета? (темно-коричневые, светло- коричневые)

- Зачем нужны дереву корни? (корни держат дерево, через корни дерево питается, пьет воду)

- Чем покрыт сам пень? (корой)

- Потрогайте кору и скажите, какая она? (гладкая, шероховатая, грубая, с трещинками)

- Чем пахнет пень? (пахнет деревом, лесом, землей)

- Как можно узнать возраст спиленного дерева? (2)

- Можно ли определить, как жилось дереву в разные годы, по расстоянию между годичными кольцами? Какой можно сделать вывод? (3)

- Ребята, давайте рассмотрим спил дерева через лупы и что увидели интересного расскажем.

- Каких жителей можно увидеть на пне и около него? (жуки – древоточцы, жуки – короеды, бронзовки, многоножки, муравьи)

- Какие растения растут на пне и около него? (лишайники, водоросли, зеленый мох, папоротники)

- Можно назвать пень настоящим домом? Почему?

Приложение

Происхождение пня (рассказ воспитателя)

Сейчас я расскажу вам историю, которая произошла с нашим пнем. Давно это было, это было тогда, когда ваши мамы и папы ходили в наш детский сад. Захотелось всем ребятам и воспитателям озеленить всю территорию детского сада, т.е. посадить как можно больше деревьев и кустарников, чтобы красиво было, чтобы много птиц прилетало и оставалось жить на этих чудных деревьях. Как решили, так и сделали. Прошло много лет, на этом месте, где мы сейчас видим пень, когда-то росло большое, красивое, ветвистое дерево. На своих ветвях, оно укачивало птенцов в гнездах. Во время жары, оно давало тень детям, которые играли под ним, отдыхали или просто слушали интересные истории, сказки, рассказы. Но время шло, дерево постарело, стало болеть да сохнуть. Его пришлось спилить, а на этом месте остался пень.

Давайте с ним поздороваемся.

№ 2 колечки

Подойдите поближе к пню. Вот видите эти колечки. Оказывается, каждое колечко – это прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дереву лет.

По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Близко расположенные друг к другу  кольца говорят о недостатке влаги, о плохом питании.

(Рассматривание колец пня)

Вывод: Кольца расположенные на расстоянии друг от друга, значит дерево росло в хороших условиях (воды было в достатке, ярко светило солнышко, было достаточно места для роста).

Загадки о жителях пня

Я работаю в артели

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно.

                  (муравей)

Чемпион по прыжкам

Скачет, скачет по лужкам.

            (кузнечик)

В лесу у пня

суетня, беготня:

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.

        (муравьи)

В темном уголке живет,

Шелковую нить плетет.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался.

               (паук)

Не жужжу когда сижу,

Не жужжу когда хожу.

Если в воздухе кружусь

Тут уж вдоволь нажужжусь.

                     (жук)

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

                (мох)

Весной рождается, летом зеленеет.

Осенью желтеет, зимой прячется.

         (трава)

Весь в пыли, хоть сил немного,

У пенечка он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид.

          (подорожник)

На узкой дорожке –

Голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

На себе свой дом везет?

          (улитка)

Волосата, зелена,

В листьях спряталась она.

У нее немало ножек,

Только бегать вот не может

                         (гусеница)

Там где был сухой пенек,

Вырос  маленький  цветок.

            (стрекоза)