Остановка "Пень"
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Остановка 6 «Пень»
Цель: способствовать формированию представлений о том, что такое «пень».
- Учить воспринимать «пень» как живое существо, сочувствовать и оберегать его.
- Дать детям знания о том, что «пень» - место обитания разнообразных живых существ (насекомых, жуков, растений)
- Развивать познавательную активность, творческое воображение, связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
- Воспитывать гуманное отношение к природе
Ход наблюдения:
- Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать:
Был я деревом когда - то
И шумел листвой, ребята.
Потерял свою красу –
Стал я ниже всех в лесу. (Пень)
Правильно, это пень. На территории нашего детского сада тоже есть пень, и мы к нему сейчас подойдем.
- Ребята, как вы думаете, что такое – пень?
(После ответов детей, рассказ воспитателя о происхождении этого пня).
- Что это у пня? (Корни)
- Какие корни? (прямые, ветвистые, запутанные)
- Какие корни по длине и толщине? (длинные, короткие, крепкие, толстые, тонкие, как ниточки)
- Какого они цвета? (темно-коричневые, светло- коричневые)
- Зачем нужны дереву корни? (корни держат дерево, через корни дерево питается, пьет воду)
- Чем покрыт сам пень? (корой)
- Потрогайте кору и скажите, какая она? (гладкая, шероховатая, грубая, с трещинками)
- Чем пахнет пень? (пахнет деревом, лесом, землей)
- Как можно узнать возраст спиленного дерева? (2)
- Можно ли определить, как жилось дереву в разные годы, по расстоянию между годичными кольцами? Какой можно сделать вывод? (3)
- Ребята, давайте рассмотрим спил дерева через лупы и что увидели интересного расскажем.
- Каких жителей можно увидеть на пне и около него? (жуки – древоточцы, жуки – короеды, бронзовки, многоножки, муравьи)
- Какие растения растут на пне и около него? (лишайники, водоросли, зеленый мох, папоротники)
- Можно назвать пень настоящим домом? Почему?
Приложение
Происхождение пня (рассказ воспитателя)
Сейчас я расскажу вам историю, которая произошла с нашим пнем. Давно это было, это было тогда, когда ваши мамы и папы ходили в наш детский сад. Захотелось всем ребятам и воспитателям озеленить всю территорию детского сада, т.е. посадить как можно больше деревьев и кустарников, чтобы красиво было, чтобы много птиц прилетало и оставалось жить на этих чудных деревьях. Как решили, так и сделали. Прошло много лет, на этом месте, где мы сейчас видим пень, когда-то росло большое, красивое, ветвистое дерево. На своих ветвях, оно укачивало птенцов в гнездах. Во время жары, оно давало тень детям, которые играли под ним, отдыхали или просто слушали интересные истории, сказки, рассказы. Но время шло, дерево постарело, стало болеть да сохнуть. Его пришлось спилить, а на этом месте остался пень.
Давайте с ним поздороваемся.
№ 2 колечки
Подойдите поближе к пню. Вот видите эти колечки. Оказывается, каждое колечко – это прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дереву лет.
По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Близко расположенные друг к другу кольца говорят о недостатке влаги, о плохом питании.
(Рассматривание колец пня)
Вывод: Кольца расположенные на расстоянии друг от друга, значит дерево росло в хороших условиях (воды было в достатке, ярко светило солнышко, было достаточно места для роста).
Загадки о жителях пня
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
(муравей)
Чемпион по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам.
(кузнечик)
В лесу у пня
суетня, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(муравьи)
В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(паук)
Не жужжу когда сижу,
Не жужжу когда хожу.
Если в воздухе кружусь
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(жук)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(мох)
Весной рождается, летом зеленеет.
Осенью желтеет, зимой прячется.
(трава)
Весь в пыли, хоть сил немного,
У пенечка он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид.
(подорожник)
На узкой дорожке –
Голова да рожки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет?
(улитка)
Волосата, зелена,
В листьях спряталась она.
У нее немало ножек,
Только бегать вот не может
(гусеница)
Там где был сухой пенек,
Вырос маленький цветок.
(стрекоза)