Зимняя эккурсия в парк
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Займенцева Александра Александровна

сформировать представления детей о состоянии деревьев и трав зимой, об их приспособленности к изменению условий зимней погоды; учить различать деревья по стволу и кроне, расширить представления о почках деревьев и их предназначении в жизни деревьев; вызвать интерес к изменению жизни растений парка, развивать умение находить почки, сравнивать почки разных деревьев, делать анализ и выводы, развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к деревьям и эстетическое восприятие зимней природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnyaya_ekskursiya_v_park.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Родничок»

                  Зимняя экскурсия в парк.

(конспект занятия для детей 5-7 лет)

Воспитатель старшей группы:

Займенцева Александра Александровна

             

Поселок Лотошино Московская область

Тип: интеллектуально – развивающее.

Вид детской деятельности: музыкально-художественная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

 Программное содержание: сформировать представления детей о состоянии деревьев и трав зимой, об их приспособленности к изменению условий зимней погоды; учить различать деревья по стволу и кроне, расширить представления о почках деревьев и их предназначении в жизни деревьев; вызвать интерес к изменению жизни растений парка, развивать умение находить почки, сравнивать почки разных деревьев, делать анализ и выводы, развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к деревьям и эстетическое восприятие зимней природы.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действии на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение познавательной литературы; наблюдение за деревьями. 

Материал: лупы, план экологической тропы, почки тополя, вяза, палки, веточки тополя с почками, стол, карандаш, рейки.

Словарная работа: бугорки.

Ход занятия: В гости приходит Дядюшка Ау (хозяин тропы)

Дядюшка Ау: Здравствуйте, ребята! На улице очень холодно – зима. Животным и растениям уже не живется так же хорошо, как летом. Я хочу пригласить вас в парк. Посмотрим, как живется в нем растениям и животным. Хотите посмотреть?

Дети: Да

Воспитатель: Ты заинтересовал нас, Дядюшка Ау, пойдемте, посмотрим

Дети выходят, им путь преграждает пес Барбос.

Пес Барбос: Рррррр, я пес Барбос, не пущу вас, пока не отгадаете загадки.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки! Загадывай, пес Барбос.

Пес Барбос: Слушайте внимательно.

  1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки

И на санках прокатила…..(зима)

  1. Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

Пес Барбос: Молодцы, все загадки отгадали. Вот вам план, по которому вы дойдете до парка и не заблудитесь. До свидания!

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на план вместе с Дядюшкой Ау, туда ли мы попали.

Дети изучают план.

Дядюшка Ау: Правильно пришли. В парке красиво в любое время года. Какое сейчас время года?

Дети: зима.

Дядюшка Ау: А откуда вы знаете, что сейчас зима? Какие приметы зимы мы видим здесь?

Дети: Небо серое, солнышко не греет, холодно, все покрыто снегом, деревья голые стоят, не слышно пения птиц.

Воспитатель: Правильно. Все покрыто снегом, деревья голые стоят, не слышно пение птиц. А почему на деревьях нет листвы?

Дети: Деревья сбросили листву и находятся в состоянии сна.

Воспитатель: А как вы понимание выражение: «деревья спят»?

Дети: На улице очень холодно, мало светит солнце, вода замерзла, и деревья в это время приспособились спать, так как не могут расти в таких условиях, но, как только станет тепло, они опять оживут.

Воспитатель: Ребята, а как определить название дерева, когда на нем нет листвы?

Дети: По коре ствола и строению коры.

Воспитатель: Давайте подойдем к этому дереву. Вы узнали это дерево?

Дети: Да, это тополь.

Воспитатель: Посмотрите на него, что у него есть?

Дети: Кора.

Воспитатель: Какая кора у этого дерева? Потрогайте.

Дети: она гладкая.

Воспитатель: Какая она по цвету?

Дети: серого цвета.

Воспитатель: Куда тянется крона?

Дети: Крона тянется вверх.

Воспитатель: Какое это дерево по высоте?

Дети: высокое.

Воспитатель: Возьмите лупы и посмотрите на кору. Что вы видите?

Дети: Есть трещины на коре.

Воспитатель: Правильно.

Дядюшка Ау: Ребята, вы покажите мне дерево клен?

Дети: Да

Дядюшка Ау: Посмотрите, что есть у этого дерева?

Дети: Корень, ствол, крона.

Дядюшка Ау: Посмотрите кору, какая она?

Дети: гладкая, серая

Дядюшка Ау: А у этого дерева крона как растет?

Дети: в стороны.

Дядюшка Ау: Ребята, пойдемте посмотрим на дерево вяз. Вы его мне покажите?

Дети: Да

Дядюшка Ау: Какая кора у вяза?

Дети: темная, шершавая

Воспитатель: Потрогайте и приглядитесь, что вы ощущаете?

Дети: бугорки.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на кору  через лупу. Что вы видите?

Дети: Много трещин.

Воспитатель: Чем отличается кора клена от коры тополя?

Дети: у клена кора гладкая, а у тополя есть трещины.

Воспитатель: Какая крона у вяза?

Дети: Очень много тонких веточек

Воспитатель: Чем отличается крона вяза от других деревьев?

Дети: она очень шершавая

Воспитатель: Теперь вы знаете, как можно различить деревья в зимний период.

Дядюшка Ау: Сейчас, ребята, я вам покажу что-то интересное. Что вы заметили на ветках?

Дети: Бугорки.

Дядюшка Ау: А как вы думаете, что это?

Дети: почки.

Воспитатель: Давайте уточним, так ли это. Я каждому из вас дам по веточке и по палочке. Рассмотрите их и скажите, чем веточка отличается от палочки?

Дети: на веточке есть почки, а на палочке нет.

Воспитатель: Снимите варежку и раскройте почку на веточке.

Дети рассматривают строение почки, обсуждают увиденное между собой.

-Что такое почка?

Дети: туго свернутые маленькие листочки.

Воспитатель: Давайте рассмотрим почки внимательно. Какие они по размеру?

Дети: маленькие.

Воспитатель: Какие они по цвету?

Дети: коричневые.

Воспитатель: Какие они по форме?

Дети: круглые.

Воспитатель: посмотрите как почки расположены на веточке. А как вы думаете, почему они сверху покрыты коричневыми чешуйками?

Дети: Они защищают нежные листочки от дождя, снега и холода.

Дядюшка Ау: Ребята, а как вы думаете, почему ваши пальто не расстегиваются на ветру?

Дети: Они застегнуты.

Дядюшка Ау: А почему не расстегиваются чешуйки на ветру?

Дети: они тоже как бы застегнуты.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на чешуйки и свои слипающиеся пальчики. Что вы ощущаете, чем покрыты чешуйки?

Дети: Чешуйки склеены специальной смолой.

Дядюшка Ау: Теперь вы знаете, что за бугорки на ветках?

Дети: да

Дядюшка Ау:  Что же это?

Дети: почки

Дядюшка Ау: Чем они покрыты?

Дети: Чешуйками.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на почки. Одинаковые ли они на всех деревьях?

Дети: разные

Воспитатель: Чем отличаются?

Дети: размером, формой.

Дядюшка ау: Ребята, посмотрите, какие почки вы здесь видите?

Дети: Крупные и маленькие, значит листья на деревьях разные – большие и маленькие.

Воспитатель: Внимательно посмотрите вокруг и по форме определите, с какого дерева или куста взяты почки, которые мы сейчас рассматриваем?

Дети рассматривают окружающие растения, находят это дерево.

Воспитатель: Молодцы! Это дерево как называется?

Дети: тополь

Воспитатель: Летом вы видели его листья, а теперь запомните, как оно выглядит без них. Поищите, есть ли здесь еще такое дерево? А у вас почки были с какого дерева?

Дети: Вяза

Дядюшка Ау: Ребята, мы с вами видели разные деревья. Скажите, как они приспособились переносить суровые условия зимы? Как вы думаете, а где сейчас трава?

Дети: погибли.

Воспитатель: Вы думаете, что погибла. Давайте проверим.

Дядюшка Ау: А у меня с собой есть лопатки. Мальчики, раскопайте снег до самой почвы.

Воспитатель: Посмотрите, что вы видите?

Дети: Трава не вымерзла.

Воспитатель: какая трава по цвету?

Дети: зеленая.

Воспитатель: Снег для нее, как одеяло, не пропускает к земле сильный холод. Что осталось в почве живым?

Дети: корни, семена.

Воспитатель: А теперь засыпьте раскопанное место опять снегом, чтобы трава не замерзла.

Ребята, сейчас мы с вами проверим, одинакова ли глубина снега в разных местах. Разделитесь по парам. Каждой паре я дам рейку и карандаш. Вы будите ходить по парку, втыкать рейку в снег в разных местах, стараясь достать до почвы, и рисовать карандашом черту, отмечающую уровень снега. Сейчас мы с Дядюшкой Ау вам покажем, как это сделать правильно. Один из вас держит рейку, другой – карандаш (показ). Старайтесь найти места, где снег очень глубокий, средний и где его почти нет

Дети выполняют задание, которое заменяет физкультминутку.

-Покажите палочки. Одинакова ли глубина снега в разных местах?

Дети: Нет

Воспитатель: Где лучше сохранится трава – где много снега, или там, где его мало?

Дети: там где много.

Воспитатель: конечно. Давайте полюбуемся красотой нашего парка. Посмотрите на деревья. Можно увидеть каждую веточку, как они прогнуты, переплетаются между собой. Посмотрите, как красиво зима укрывает деревья и кустарники. Как все блестит, как искрится на солнце. Как красиво вокруг! Эту красоту надо беречь. Зимой все ветки становятся хрупкими, с ними надо обращаться аккуратно, их нельзя ломать, весной и летом они будут радовать нас.

Заготовила зима

Краски все для всех сама,

Полю – лучшие белила,

Зорям – алые чернила,

Всем деревьям чистые

Блестки серебристые.

Целый день зима кует

На реке зеленый лед.

      (В. Фетисов)

-Какое вам растение больше нравится?

Дети: клен

Дядюшка Ау: Ребята, я хочу поиграть с вами в игру: «К названному дереву – беги» Мы разделимся на три группы. Я назову подряд три дерева. 1-ая группа бежит к тому дереву, которое названо первым, 2-ая группа бежит ко второму, 3-я группа – к третьему. Слушайте внимательно: тополь, вяз, клен.

Воспитатель: Молодцы! По каким признакам вы определили эти деревья?

Дети: по коре дерева.

Дядюшка Ау: Ребята, вам понравилось в парке? А что нового и интересного вы узнали?

Дети: как узнать название  дерева по коре.

Дядюшка Ау: Какие молодцы! Мне пора уходить. До свидания, до новых встреч!

Список использованной литературы:

  1. Л.А. Егорова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
  2. В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002
  3. Т.А Шорыгина «Деревья. Какие они?»
  4. В. Фетисов «Заготовила зима»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Экскурсия в зимний парк"

Занятие по экологии. Знакомство и наблюдение в природе  зимой....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему: «Рассказ по картине «В зимнем парке».

Конспект занятия для развития связной речи в подготовительной к школе группе на тему: "Рассказ по картине "В зимнем парке"...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Конспект занятия НОД в подготовительной группе на тему "Зимняя экскурсия в парк"

Наблюдения с детьми за зимними природными явлениями, растениями и птицами....

Зимняя прогулка в парк

Ознокомление с природными явлениями зимой....