Зимняя эккурсия в парк
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
сформировать представления детей о состоянии деревьев и трав зимой, об их приспособленности к изменению условий зимней погоды; учить различать деревья по стволу и кроне, расширить представления о почках деревьев и их предназначении в жизни деревьев; вызвать интерес к изменению жизни растений парка, развивать умение находить почки, сравнивать почки разных деревьев, делать анализ и выводы, развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к деревьям и эстетическое восприятие зимней природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnyaya_ekskursiya_v_park.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 «Родничок»
Зимняя экскурсия в парк.
(конспект занятия для детей 5-7 лет)
Воспитатель старшей группы:
Займенцева Александра Александровна
Поселок Лотошино Московская область
Тип: интеллектуально – развивающее.
Вид детской деятельности: музыкально-художественная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Программное содержание: сформировать представления детей о состоянии деревьев и трав зимой, об их приспособленности к изменению условий зимней погоды; учить различать деревья по стволу и кроне, расширить представления о почках деревьев и их предназначении в жизни деревьев; вызвать интерес к изменению жизни растений парка, развивать умение находить почки, сравнивать почки разных деревьев, делать анализ и выводы, развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к деревьям и эстетическое восприятие зимней природы.
Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действии на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение познавательной литературы; наблюдение за деревьями.
Материал: лупы, план экологической тропы, почки тополя, вяза, палки, веточки тополя с почками, стол, карандаш, рейки.
Словарная работа: бугорки.
Ход занятия: В гости приходит Дядюшка Ау (хозяин тропы)
Дядюшка Ау: Здравствуйте, ребята! На улице очень холодно – зима. Животным и растениям уже не живется так же хорошо, как летом. Я хочу пригласить вас в парк. Посмотрим, как живется в нем растениям и животным. Хотите посмотреть?
Дети: Да
Воспитатель: Ты заинтересовал нас, Дядюшка Ау, пойдемте, посмотрим
Дети выходят, им путь преграждает пес Барбос.
Пес Барбос: Рррррр, я пес Барбос, не пущу вас, пока не отгадаете загадки.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки! Загадывай, пес Барбос.
Пес Барбос: Слушайте внимательно.
- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
И на санках прокатила…..(зима)
- Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
Пес Барбос: Молодцы, все загадки отгадали. Вот вам план, по которому вы дойдете до парка и не заблудитесь. До свидания!
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на план вместе с Дядюшкой Ау, туда ли мы попали.
Дети изучают план.
Дядюшка Ау: Правильно пришли. В парке красиво в любое время года. Какое сейчас время года?
Дети: зима.
Дядюшка Ау: А откуда вы знаете, что сейчас зима? Какие приметы зимы мы видим здесь?
Дети: Небо серое, солнышко не греет, холодно, все покрыто снегом, деревья голые стоят, не слышно пения птиц.
Воспитатель: Правильно. Все покрыто снегом, деревья голые стоят, не слышно пение птиц. А почему на деревьях нет листвы?
Дети: Деревья сбросили листву и находятся в состоянии сна.
Воспитатель: А как вы понимание выражение: «деревья спят»?
Дети: На улице очень холодно, мало светит солнце, вода замерзла, и деревья в это время приспособились спать, так как не могут расти в таких условиях, но, как только станет тепло, они опять оживут.
Воспитатель: Ребята, а как определить название дерева, когда на нем нет листвы?
Дети: По коре ствола и строению коры.
Воспитатель: Давайте подойдем к этому дереву. Вы узнали это дерево?
Дети: Да, это тополь.
Воспитатель: Посмотрите на него, что у него есть?
Дети: Кора.
Воспитатель: Какая кора у этого дерева? Потрогайте.
Дети: она гладкая.
Воспитатель: Какая она по цвету?
Дети: серого цвета.
Воспитатель: Куда тянется крона?
Дети: Крона тянется вверх.
Воспитатель: Какое это дерево по высоте?
Дети: высокое.
Воспитатель: Возьмите лупы и посмотрите на кору. Что вы видите?
Дети: Есть трещины на коре.
Воспитатель: Правильно.
Дядюшка Ау: Ребята, вы покажите мне дерево клен?
Дети: Да
Дядюшка Ау: Посмотрите, что есть у этого дерева?
Дети: Корень, ствол, крона.
Дядюшка Ау: Посмотрите кору, какая она?
Дети: гладкая, серая
Дядюшка Ау: А у этого дерева крона как растет?
Дети: в стороны.
Дядюшка Ау: Ребята, пойдемте посмотрим на дерево вяз. Вы его мне покажите?
Дети: Да
Дядюшка Ау: Какая кора у вяза?
Дети: темная, шершавая
Воспитатель: Потрогайте и приглядитесь, что вы ощущаете?
Дети: бугорки.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на кору через лупу. Что вы видите?
Дети: Много трещин.
Воспитатель: Чем отличается кора клена от коры тополя?
Дети: у клена кора гладкая, а у тополя есть трещины.
Воспитатель: Какая крона у вяза?
Дети: Очень много тонких веточек
Воспитатель: Чем отличается крона вяза от других деревьев?
Дети: она очень шершавая
Воспитатель: Теперь вы знаете, как можно различить деревья в зимний период.
Дядюшка Ау: Сейчас, ребята, я вам покажу что-то интересное. Что вы заметили на ветках?
Дети: Бугорки.
Дядюшка Ау: А как вы думаете, что это?
Дети: почки.
Воспитатель: Давайте уточним, так ли это. Я каждому из вас дам по веточке и по палочке. Рассмотрите их и скажите, чем веточка отличается от палочки?
Дети: на веточке есть почки, а на палочке нет.
Воспитатель: Снимите варежку и раскройте почку на веточке.
Дети рассматривают строение почки, обсуждают увиденное между собой.
-Что такое почка?
Дети: туго свернутые маленькие листочки.
Воспитатель: Давайте рассмотрим почки внимательно. Какие они по размеру?
Дети: маленькие.
Воспитатель: Какие они по цвету?
Дети: коричневые.
Воспитатель: Какие они по форме?
Дети: круглые.
Воспитатель: посмотрите как почки расположены на веточке. А как вы думаете, почему они сверху покрыты коричневыми чешуйками?
Дети: Они защищают нежные листочки от дождя, снега и холода.
Дядюшка Ау: Ребята, а как вы думаете, почему ваши пальто не расстегиваются на ветру?
Дети: Они застегнуты.
Дядюшка Ау: А почему не расстегиваются чешуйки на ветру?
Дети: они тоже как бы застегнуты.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на чешуйки и свои слипающиеся пальчики. Что вы ощущаете, чем покрыты чешуйки?
Дети: Чешуйки склеены специальной смолой.
Дядюшка Ау: Теперь вы знаете, что за бугорки на ветках?
Дети: да
Дядюшка Ау: Что же это?
Дети: почки
Дядюшка Ау: Чем они покрыты?
Дети: Чешуйками.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на почки. Одинаковые ли они на всех деревьях?
Дети: разные
Воспитатель: Чем отличаются?
Дети: размером, формой.
Дядюшка ау: Ребята, посмотрите, какие почки вы здесь видите?
Дети: Крупные и маленькие, значит листья на деревьях разные – большие и маленькие.
Воспитатель: Внимательно посмотрите вокруг и по форме определите, с какого дерева или куста взяты почки, которые мы сейчас рассматриваем?
Дети рассматривают окружающие растения, находят это дерево.
Воспитатель: Молодцы! Это дерево как называется?
Дети: тополь
Воспитатель: Летом вы видели его листья, а теперь запомните, как оно выглядит без них. Поищите, есть ли здесь еще такое дерево? А у вас почки были с какого дерева?
Дети: Вяза
Дядюшка Ау: Ребята, мы с вами видели разные деревья. Скажите, как они приспособились переносить суровые условия зимы? Как вы думаете, а где сейчас трава?
Дети: погибли.
Воспитатель: Вы думаете, что погибла. Давайте проверим.
Дядюшка Ау: А у меня с собой есть лопатки. Мальчики, раскопайте снег до самой почвы.
Воспитатель: Посмотрите, что вы видите?
Дети: Трава не вымерзла.
Воспитатель: какая трава по цвету?
Дети: зеленая.
Воспитатель: Снег для нее, как одеяло, не пропускает к земле сильный холод. Что осталось в почве живым?
Дети: корни, семена.
Воспитатель: А теперь засыпьте раскопанное место опять снегом, чтобы трава не замерзла.
Ребята, сейчас мы с вами проверим, одинакова ли глубина снега в разных местах. Разделитесь по парам. Каждой паре я дам рейку и карандаш. Вы будите ходить по парку, втыкать рейку в снег в разных местах, стараясь достать до почвы, и рисовать карандашом черту, отмечающую уровень снега. Сейчас мы с Дядюшкой Ау вам покажем, как это сделать правильно. Один из вас держит рейку, другой – карандаш (показ). Старайтесь найти места, где снег очень глубокий, средний и где его почти нет
Дети выполняют задание, которое заменяет физкультминутку.
-Покажите палочки. Одинакова ли глубина снега в разных местах?
Дети: Нет
Воспитатель: Где лучше сохранится трава – где много снега, или там, где его мало?
Дети: там где много.
Воспитатель: конечно. Давайте полюбуемся красотой нашего парка. Посмотрите на деревья. Можно увидеть каждую веточку, как они прогнуты, переплетаются между собой. Посмотрите, как красиво зима укрывает деревья и кустарники. Как все блестит, как искрится на солнце. Как красиво вокруг! Эту красоту надо беречь. Зимой все ветки становятся хрупкими, с ними надо обращаться аккуратно, их нельзя ломать, весной и летом они будут радовать нас.
Заготовила зима
Краски все для всех сама,
Полю – лучшие белила,
Зорям – алые чернила,
Всем деревьям чистые
Блестки серебристые.
Целый день зима кует
На реке зеленый лед.
(В. Фетисов)
-Какое вам растение больше нравится?
Дети: клен
Дядюшка Ау: Ребята, я хочу поиграть с вами в игру: «К названному дереву – беги» Мы разделимся на три группы. Я назову подряд три дерева. 1-ая группа бежит к тому дереву, которое названо первым, 2-ая группа бежит ко второму, 3-я группа – к третьему. Слушайте внимательно: тополь, вяз, клен.
Воспитатель: Молодцы! По каким признакам вы определили эти деревья?
Дети: по коре дерева.
Дядюшка Ау: Ребята, вам понравилось в парке? А что нового и интересного вы узнали?
Дети: как узнать название дерева по коре.
Дядюшка Ау: Какие молодцы! Мне пора уходить. До свидания, до новых встреч!
Список использованной литературы:
- Л.А. Егорова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
- В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002
- Т.А Шорыгина «Деревья. Какие они?»
- В. Фетисов «Заготовила зима»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Экскурсия в зимний парк"
Занятие по экологии. Знакомство и наблюдение в природе зимой....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему: «Рассказ по картине «В зимнем парке».
Конспект занятия для развития связной речи в подготовительной к школе группе на тему: "Рассказ по картине "В зимнем парке"...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....
Конспект занятия НОД в подготовительной группе на тему "Зимняя экскурсия в парк"
Наблюдения с детьми за зимними природными явлениями, растениями и птицами....
Зимняя прогулка в парк
Ознокомление с природными явлениями зимой....
Беседа «Знакомство с парком Александрия» Цель. Познакомить детей с парком Александрия. Задачи: • Уточнить понятие «парк». • Расширить представление о знаменитых пригородах Петербурга: Петергофе- парк Александрия.
Уточнить понятие «парк». • Расширить представление о знаменитых пригородах Петербурга: Петергофе- парк Александрия. ...