Занятие в старшей группе по нравственному воспитанию « Как девочка Маша вежливой стала».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе по нравственному воспитанию « Как девочка Маша вежливой стала».
Цель: уточнять знания о понятиях «вежливость», «вежливый человек»; формировать умение вести себя вежливо в разных ситуациях; формировать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих; развивать речь, воображение; закреплять приемы лепки по представлению.
Автор занятия: Пелепелина Наталия Евгеньевна, воспитатель 2 квалификационной категории, МБДОУ № 25, д/с «Журавлик», г. Тамбов.
Оборудование: кукла Маша, фланелеграф, соленое тесто.
Литература: Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками». М.,2004.
Предварительная работа: чтение рассказов В. Осеевой « Просто старушка», «Волшебное слово», сказок А. Нееловой «Вежливый кролик», «Цветок»; разучивание и анализ пословиц; беседы на нравственные темы; рассказы детей из личного опыта; чтение стихов.
Ход занятия
- Ребята, помогите мне пожалуйста разобраться, почему:
Странные вещи со мной случаются:
Я огорчаюсь, и все огорчаются!
И огорчённые люди встречаются,
И огорчённо деревья качаются…
Я улыбаюсь, и горе кончается!
Всюду, веселые лица встречаются.
Всюду деревья от смеха качаются!
Но почему же так получается? ( ответы детей)
-Правильно, надо настраивать себя на добро и по- доброму относиться к окружающим, тогда и тебе окружающие ответят добром. Хотите проверить?
-Посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее.
- Сегодня мы с вами поговорим о вежливости. О хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли настоящими людьми добрыми, смелыми, честными, отзывчивыми, вежливыми. Этому необходимо учиться с самого раннего детства.
-А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливым? (ответы детей).
-Это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идёшь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям, благодарить за помощь, не грубить, стараться сделать приятное. Для того, чтобы быть вежливыми мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение.
- Ребята, а вы говорите вежливые слова? Хорошо, сейчас вы мне скажете, какими вежливыми словами вы пользуетесь. У кого мяч остановится, тот говорит вежливые слова. Игра «Вежливый мячик». ( Дети передают мяч по кругу и говорят вежливые слова).
- Хорошо, вежливые слова вы знаете, только не забывайте их говорить.
- Скажите, а если к вам обратятся за помощью, вы откликнитесь на просьбу?
- Меня это очень радует!
Тогда представьте, что к вам за помощью обратилась девочка Маша (показывает куклу), которой надо дойти до бабушки, а для этого надо пройти через лес. Пришла Маша к вам и просит: «Ребята, помогите мне попасть к бабушке!»
- Маша! Ты обращаешься невежливо. Ребята, подскажите Маше, как нужно просить.
- Маша, ты должна сначала поздороваться, затем сказать «волшебное» слово – пожалуйста.
Маша повторяет свою просьбу вежливо.
- Пошла Маша по тропинке, которую вы ей указали, и встретила на тропинке медвежонка.
Маша: Уходи. Медвежонок, с моей дороги, дай мне пройти.
А медвежонок стоит упрямо и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему?
Дети: (помогают Маше вежливо попросить медвежонка). Медвежонок, здравствуй. Дай мне пройти, пожалуйста (позволь мне, пожалуйста, пройти).
Медвежонок: Проходи, пожалуйста, Маша.
Маша. Спасибо тебе, медвежонок, я поняла:
Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его “ Пожалуйста ”.
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.
Воспитатель. Маша пошла дальше по тропинке. А вокруг было столько красивых цветов, что она решила собрать букет и сбилась с тропинки. Испугалась Маша, заплакала. Вдруг на верхушке деревьев она увидела белочек.
Маша. Попрошу-ка я их помочь моей беде. Надо вспомнить слова, которые мне подсказали ребята. Здравствуйте, белочки! Будьте любезны. Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к бабушке! Вас не затруднит спуститься пониже, а то мне не слышно.
Белочка: Здравствуй, Маша. Ты вежливая девочка. Поэтому мы тебе покажем дорогу до края леса. А дальше попросишь помощи еще у кого-нибудь.
Маша: Спасибо вам, белочки! Вы так любезны. Я очень вам благодарна за помощь.
Воспитатель: Довели белочки Машу до лесной опушки на краю леса. Куда дальше идти? Увидела Маша косарей, которые косили ну лугу. Решила попросить у них помощи. Думала, думала, как обратиться к взрослым. Но так ничего и не придумала. Давайте, дети, ей поможем.
Дети: Разрешите к вам обратиться, позвольте у вас спросить, простите, что отрываю вас от дела.
Маша. Вот теперь мне не страшно обращаться к косарям за помощью. Косари, косари, простите, что отрываю вас от дела, но мне нужна ваша помощь. Будьте добры, скажите, пожалуйста, как пройти к деревне?
Косари: Ты вежливая девочка. Мы тебе с удовольствием покажем дорогу.
Маша: Спасибо вам, косари, за помощь. Вы так были внимательны ко мне. Извините, что оторвала вас от дела. Желаю вам доброго дня! И вам ребята, спасибо, что научили волшебным словам.
- Ребята, Маше вы помогли, а теперь нужна помощь бабушке. Ей надо напечь очень много угощения, чтобы на обратном пути, Маша смогла угостить всех, кто ей помогал найти дорогу.
Бабушка умеет печь и пирожки, и пончики, и баранки, и узорные пряники.
Придумайте, кто и что будет делать (дети лепят “угощение “ из соленого теста).
-Молодцы, ребята, и бабушку выручили. Никогда не забывайте говорить “волшебные слова”, они сделают вас настоящими волшебниками!
-Не зря говорят:
Жизнь дана на добрые дела. Худо тому, кто добра не делает никому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
конспект интегрированного занятия в старшей группе по гендерному воспитанию "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"
конспект интегрированного занятия по гендерному воспитанию : "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"...
Занятие в старшей группе по нравственному воспитанию
Занятие в старшей группе по нравственному воспитанию«Как девочка Маша вежливой стала» Программное содержание : уточнять знания о понятиях «вежливость», «вежливый человек»; формировать умение вести себ...
Конспект НОД в старшей группе : аппликация "Зубная щётка для девочки Маши"
Данное занятие кратко знакомит детей с историей появления зубной щётки, дети "примиряют" девочку Машу, которая не любила чистить зубы, с убежавшей от неё щёткой....
Занятие в старшей группе по нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»
Цель: формирование у ребенка представления о настоящей дружбе, взаимовыручки. Задачи:воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;воспитывать нравственные качества (отзывчивость, жел...