Сбор семян зарянки
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
систематизировать представления детей о частях растений; формировать умение грамотного сбора семян зарянки и правильного ухода за растениями, углубляя представления детей об огромном значении семян в жизни растений; учить практическим действиям с объектами наблюдения, направленными на выявление сенсорных признаков, сравнивать наблюдаемый предмет с другим, натуральным или изображенным на картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbor.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 «Родничок»
Сбор семян зарянки
(конспект занятия для детей 5-7 лет)
Воспитатель старшей группы:
Займенцева Александра Александровна
Поселок Лотошино Московская область.
«Сбор семян зарянки»
(на станции «Цветочная мозаика»)
Тип: интеллектуально-развивающее.
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, общение.
Программное содержание: систематизировать представления детей о частях растений; формировать умение грамотного сбора семян зарянки и правильного ухода за растениями, углубляя представления детей об огромном значении семян в жизни растений; учить практическим действиям с объектами наблюдения, направленными на выявление сенсорных признаков, сравнивать наблюдаемый предмет с другим, натуральным или изображенным на картине.
Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
Материал: игрушка Сорока; письмо от дядюшки Ау; семя цветущего растения зарянки; картинка или фото растения; пустые спичечные коробки для каждого ребенка; большой конверт.
Словарная работа: зарянка, спелое семя, недозревшее.
Предварительная работа: дидактическая игра «Зверь или птица»
Ход занятия:
Воспитатель выводит детей на прогулку, они обращаются к объектам неживой и живой природы.
Вместе: Здравствуй, небо высокое!
Воспитатель: Почему оно высокое?
Дети: Оно находится высоко над головой!
Вместе: Здравствуй, солнце доброе!
Воспитатель: Почему оно доброе?
Дети: Потому что оно греет, но не обжигает!
Вместе: Здравствуйте, деревья! (воспитатель обращает внимание детей на Сороку-игрушку с письмом в клюве.)
Воспитатель: Ребята, кто сидит на дереве? Это зверь или птица, что-то я плохо вижу?
Дети: Птица! Сорока!
Воспитатель: Она прилетела к нам из леса. Принесла с собой письмо от нашего лесника – Дядюшки Ау. Надо скорее прочитать его. Давайте присядем.
Дети с воспитателем присаживаются на край песочницы (на бревно, скамейку). Воспитатель читает письмо.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Как поживаете? Что нового узнали сегодня? У меня в лесу по-прежнему тихо, красиво. Только теперь все растения готовятся к зиме: сбрасываю на землю листья и семена. Старым я стал, самому тяжело собирать семена. Может, вы мне поможете? Очень я люблю одно растение, высылаю вам его фото и семечко. Сможете найти такое? Жду от вас помощи. До свидания. Дядюшка Ау».
Ребята, давайте посмотрим на картинку. Внимательно смотрите и припоминайте: растет ли такое растение где-нибудь рядом? Посмотрите, это растение с крупными листьями, цветы похожи на воронку или дудочку, они бывают разного цвета: белого, розового, желтого. Пойдемте искать. Кто нашел? Что за растение, как называется? Это зарянка! Повторите!
Если дети сразу по фотографии угадают растение, то, подойдя к нему, воспитатель сравнивает все части растения с фотографией; сравнение натурального предмета с картинкой необходимо произвести обязательно.
Воспитатель: Все ли части растения изображены на картинке?
Дети: стебель, лист, цветок.
Воспитатель: Какой стебель?
Дети: высокий, низкий, толстый, тонкий.
Воспитатель: Сколько веточек?
Дети: много.
Воспитатель: Я очень рада, что с одним заданием Дядюшки Ау мы справились. Теперь надо узнать, есть ли на нашем растении семена. Но сначала давайте достанем семя из конверта (достает 2-3 семечка). Ой какое оно маленькое! Осторожно, не потеряйте. Ребята, какое семечко по размеру?
Дети: маленькое.
Воспитатель: А какое по цвету?
Дети: черное.
Воспитатель: Покатайте его пальцем на своей ладошке и передайте другим детям. Догадались, какое оно по форме, если катается в ладошке?
Дети: круглое.
Воспитатель: Теперь давайте назовем все сразу, какое семечко мы должны искать на растении.
Дети: Семечко маленькое, черное, круглое.
Воспитатель: Давайте посмотрим, есть ли такие семена на нашем растении?
Во время поиска воспитатель рассказывает: «Зарянка – очень умное растение. Оно точно знает, когда наступило утро, и на заре раскрывает свои цветы солнечным лучам. А еще оно умное потому, что прячет свои семена в корзиночку из маленьких зеленых листочков. Я вам сейчас покажу эту корзиночку (показывает, аккуратно держа корзиночку между пальцев). Но, смотрите, в этой корзиночке семечко зеленого цвета. Нам такое нужно? Оно такое же, как у Дядюшки Ау? (Воспитатель помогает детям понять, что нужно собирать семена только черного цвета).
-Ребята, как вы думаете, почему одно семечко зеленого цвета, другое – черного? Кто догадался? (Потому, что черное – это спелое семя, зеленое – недозревшее.) А недозревшие семена можно собирать с зарянки?
Дети: нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Надо подождать, когда оно созреет.
Воспитатель: Правильно! Семечко зарянки стало черного цвета, мы аккуратно вынем его из корзиночки и подарим Дядюшке Ау. Вы не забыли, о чем он нас просил?
Дети: Собрать семена зарянки!
Воспитатель: Тогда будьте осторожны с растением: не наступите на него, не гните стебель, не рвите цветок, корзиночку держите между пальцев нежно и аккуратно, другой рукой достаньте семечко и сложите его в коробку
Все слова воспитатель сопровождает показом действий, раздает каждому по пустой спичечной коробочке.
Совместная деятельность воспитателя и детей: сбор семян.
-Ребята вы просто молодцы! Сколько собрали семян. Вот Дядюшка Ау обрадуется! В следующий раз мы и себе соберем, договорились? Остальные семена созреют к тому времени и станут черного цвет. Теперь давайте все семена сложим в один конверт и отдадим Сороке. Она полетит в лес и передаст его Дядюшке.
Подходят к сороке, которая по-прежнему сидит на том же месте. Воспитатель отдает ей конверт.
Сорока: Что это за конвер-р-р-рт? Что там такое?
Дети: Семена
Сорока: С какого р-р-растения?
Дети: Зарянки
Сорока: Как же вы смогли их Собр-р-рали семена, все в клумбе затоптали?!
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте расскажем сороке, как мы собирали семена.
Дети: Стебель не ломали, аккуратно наклоняли корзиночку, закрывали коробку, чтобы семена не рассыпались.
Сорока: Ай да молодцы! Поэтому у вас на участке так красиво. Вы все растения бережете? Я за вас так р-р-рада! Полечу, пострекочу, все дядюшке Ау расскажу, какие вы молодцы!
Воспитатель: Передавай привет дядюшке. До свидания! А мы с ребятами пойдем играть на спортивную площадку.
Дети играют в подвижную игру «Птички». В группе после прогулки еще раз перечитывают письмо и отвечают на вопросы.
Список использованной литературы:
- С.В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
- В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осень. Тема 1. Сбор семян однолетних растений
Тема: Сбор семян однолетних растений.Точки экологической тропы: «Аисты» - «Пеньково» - «Черепаха». Программное содержание: дать детям представление об огромном значении с...
Конспект организации и проведения труда в природе в средней группе «Сбор семян в цветнике»
конспект...
Целевая прогулка «Сбор семян цветов»
Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу. На прогулке дети рассматривали клумбы и строение растений, сравнили цветы (по ц...
Сбор семян на клумбе
Сбор семян на природе помог привить детям навыки к полезному труду, создал положительно эмоциональный настрой от выполненной работы, воспитывает экологическую культуру и учит бережно относиться к прир...
Сбор семян старшей группы
Воспитание желания работать детей в коллективе и получать удовольствие от коллективного труда....
Конспект организации и проведения труда в природе в старшей группе «Сбор семян в цветнике»
Воспитание желания детей работать в коллективе и получать удовольствие от коллективного труда....
Фотоотчет о проведении мероприятий, посвященных самому красивому времени года Осень. Тема: «Осенний сбор семян цветов»
Любовь к цветам с древних времён свойственна всем народам. Яркие, разнообразной формы, с приятным ароматом цветы всегда привлекали и привлекают внимание взрослых и детей. На всю жизнь остаётся у...