Кружок "Почемучка"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Самойлова Светлана Викторовна

Данная образовательная программа  на формирование у ребенка осознанного - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, с ккоторыми он знакомится в дошкольном возрасте. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГБОУ СОШ №10 г.о.Чапаевск

Структурное подразделение

«Детский сад «Березка»»

Экологический кружок «Почемучка»

II младшая группа (3 – 4 года)

на 1 год 2012 - 2013 учебный год

Самойлова Светлана Викторовна

г.Чапаевск Самарской области

2012г.

 

 

 

 

СПИСОК ДЕТЕЙ

 

 

 

  1. Шпагина Диана  (ОНР)
  2. Ардатов Илья
  3. Гичева Влада  (ЗПР)
  4. Ефремова Оля
  5. Крылов Игорь
  6. Бояркин Андрей
  7. Соловых Михей
  8. Шилимов Вова
  9. Мысикова Диана

    10.Дурягин Егор

    11.Сидорина Настя

    12.Чеботкова Лера

    13.Мельникова Юля

    14.Алексеев Никита

    15.Тавойкина Софья

    16.Кашкурова Маша

    17.Спирин Егор

    18. Оселедко Ярослав

    19.Дергилева Арина

    20.Капустин Вадим

    21.Казанков Слава   (ЗПР)

    22.Зайцев Миша

    23.Янина Маша   (ОНР)

Пояснительная записка

 

 

Данная дополнительная образовательная программа направлена на формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.

Кружковые занятия составлены таким образом, чтобы ребенку было интересно познавать окружающий мир, узнавать новое и интересное о предметах и явлениях природы, входящих в круг их жизнедеятельности.

Целью данной дополнительной образовательной программы является становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

 

Задачи:

  • Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пожеланию ребенка – дошкольника;
  • Развитие познавательного интереса к миру природы;
  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
  • Формирование умения и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.

 

В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют дети 2 младшей группы (3 – 4 года).

Срок реализации – 1 год.

Формы проведения: беседа, рассказ воспитателя, игра, наблюдения, предметно-практическая деятельность.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в четверг во вторую половину дня.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является диагностическое обследование детей в начале и конце года.

 

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы

 

Октябрь

 

1 неделя – «Я – человек»

2 неделя – «Все люди разные»

3 неделя – «Мои руки»; «Как ухаживать за руками»

4 неделя – «Мои ноги»; «Как беречь ноги»

 

Ноябрь

 

1 неделя – «Мои уши, как уберечь уши»

2 неделя – «Для чего мне нужен язычок?»; «Мои зубки»

3 неделя – «Мой нос, как беречь нос»

4 неделя – «Мои глаза, как беречь глаза»

 

Декабрь

 

1 неделя – «Знакомство с куриным семейством»

2 неделя – «Знакомство с коровой и теленком»

3 неделя – «Дикие звери в зимнем лесу»

4 неделя – «Беседа о птицах»

 

Январь

 

2 неделя – «Заяц и волк – лесные жители»

3 неделя – «Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели лес»

4 неделя – «Прогулка по зимнему лесу»

 

Февраль

 

1 неделя – «Айболит проверяет здоровье детей»

2 неделя – «Посадка лука»

3 неделя – «Птицы зимой»

4 неделя – «Знакомство с козой и козлятами»

 

 

 

 

 

 

Март

 

1 неделя – «Где обедал воробей?»

2 неделя – «Сравнение снегиря и вороны»

3 неделя – «Знакомство с кошкой и собакой»

4 неделя – «Наш новый зеленый друг»

 

Апрель

 

1 неделя – «Зеленый детский сад»

2 неделя – «Собаки, кошки, мышки, Сравнение и игра»

3 неделя – «Животные жарких стран»

4 неделя – «Корова, коза, лошадь – домашние животные»

 

Май

 

1 неделя – «Пересадка комнатных растений»

2 неделя – «Кому нужна вода»

3 неделя – «Наблюдение за трудом взрослых на огороде»

СОДЕРЖАНИЕ 

дополнительной образовательной программы

 

 

Октябрь

 

1 неделя

 

Тема «Я – человек»

 

Программное содержание: формирование представления о себе как о человеке; закреплять понятие «Один – много»; расширять словарный запас: люди, человек, голова, туловище, руки, ноги; развивать умение соотносит свои движения со словами песенки; воспитывать навыки культурного поведения.

 

2 неделя

 

Тема: «Все люди разные»

 

Программное содержание: формировать представление детей о том, что все люди отличаются друг от друга: по полу, росту, весу, возрасту, а близкие родственники похожи; активизировать в речи детей новые слова: высокий, низкий, тяжелый, легкий, полный, худощавый; побуждать называть и запоминать имена родителей; воспитывать  навыки культурного поведения.

 

3 неделя

 

Тема: «Мои руки, как ухаживать за руками»

 

Программное содержание: рассказать о значении рук для человека; разучить упражнения для развития пальчиков;  обогащать словарный запаса, активизировать в речи детей слова, обозначающие действия, развивать внимание; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, культуру поведения. Формировать представления детей о правильном уходе за своими руками.

 

 

 

 

 

4 неделя

 

Тема: «Мои ноги, как беречь ноги»

 

Программное содержание: формировать представления детей о том, как беречь и ухаживать за  своими ногами; разучить упражнения для предупреждения плоскостопия; побуждать составлять и повторять предложения по картинкам, соотносить действия со словами зарядки; развивать двигательную активность; воспитывать культуру поведения, доброе отношение к животным.

 

Ноябрь

 

1 неделя

 

Тема: «Мой нос, как беречь нос?»

 

Программное содержание: формировать представления детей о том, что такое нос, как его беречь и как за ним ухаживать; побуждать детей слушать новое произведение и эмоционально реагировать на его содержание; развивать речь: слова «нос», «рот», «запах», «глаза» и т.д.; разучить дыхательную гимнастику; воспитывать культурно-гигиенические навыки.

 

2 неделя

 

Тема: «Для чего мне нужен язык? Мои зубки».

 

Программное содержание: формировать представление детей о языке человек, его функциях и значении; побуждать различать и называть вкус разных продуктов; побуждать правильному звукопроизношению, расширять словарный запас: нервы, мозг, обложен и т.д.; стимулировать развитие мышц, поднимающих язык; развивать мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение к своему телу.

 

3 неделя

 

Тема: «Мой нос, как беречь нос»

 

Программное содержание: формировать представления детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человек; разучить упражнения, улучшающим кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышающим устойчивость организма к холоду, инфекциям. Познакомить с новым  стихотворением; тренировать навыки правильного носового дыхания; воспитывать культурно-гигиенические навыки.

 

4 неделя

 

Тема: «Мои глаза, как беречь глаза»

 

Программное содержание:  формировать представление детей о глазах человека, об их строении и значении в нашей жизни; выучить упражнения для глаз, тренировать зрительную память; расширять словарный запас: радужная оболочка, зрачок, глазное яблоко; познакомить с новой сказкой; воспитывать гуманные чувства к людям – инвалидам.

Декабрь

 

1 неделя

 

Тема: «Знакомство с куриным семейством»

 

Программное содержание: дать первоначальное представление о составе куриной семьи (петух, курица и цыплята), их внешних отличиях. Побуждать детей узнавать их на картинке и в игрушечном изображении, узнавать звуки, которые издают петух, курица и цыплята, подражать им. Развивать умение слышать воспитателя, подражать словам звукосочетаниям, движениям.

 

2 неделя

 

Тема: «Знакомство с коровой и теленком»

 

Программное содержание: побуждать узнавать корову на картине, показывать ее голову, хвост, ноги, рога, видеть отличия коровы от теленка. Актуализировать знания о корове, провести сравнение животных коровы и козы. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за ним. Развивать игровые умения детей: подражать крику коровы, изображать телят.

 

3 неделя

 

Тема: «Дикие звери в зимнем лесу»

 

Программное содержание:  формировать у детей умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей; изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму.

 

4 неделя

 

Тема: «Беседа о птицах»

 

Программное содержание: дать представление детям о птицах, их строении (голова, туловище, хвост, крылья, ноги, голова, клюв, тело покрыто перьями, умеют летать). Рассказать о зимующих и перелетных птицах. Побуждать заботиться о птицах в холодное время.

Январь

 

2 неделя

 

Тема: «Заяц и волк – лесные жители»

 

Программное содержание: дать первоначальное представление о лесе (место, где много деревьев), и о его обитателях – волке и зайце. Рассказать об их отличительных признаках, внешнем строении, цвете шерсти, повадках и особенностях поведения. Обогащать словарь детей новыми словами. Воспитывать сопереживание к лесным жителям.

 

3 неделя

 

Тема: «Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели леса»

 

Программное содержание: расширить первоначальное представление детей о лесе и его обитателях (в лесу кроме зайца и волка обитают лиса и медведь). Развивать умение отгадывать загадки, способствовать развитию мышления, внимания, памяти, речи.

 

4 неделя

 

Тема: «Прогулка по зимнему лесу»

 

Программное содержание: продолжать знакомить детей через художественное слово с животными леса, с их жизнью зимой. На основе представлений об окружающем расширять, активизировать словарь детей. Развивать внимание, мыслительную способность, умение поддерживать игровую воображаемую ситуацию. Воспитывать умение слушать стихи в исполнении товарища.

 

Февраль

 

1 неделя

 

Тема: «Айболит проверяет здоровье детей»

 

Программное содержание: начать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье, особенно зимой с помощью пищи, богатой витаминами. Упражнять в различении плодов моркови, свеклы, лука, лимона по названиям и характерным особенностям. Развивать речь детей.

 

2 неделя

 

Тема: «Посадка лука»

 

Программное содержание: уточнить представления о репчатом луке, как овоще, полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук. Побуждать наблюдать за взрослым, как можно посадить лук: в воду и в землю. Закрепить, что для роста зелени нужна вода.

 

3 неделя

 

Тема: «Птицы зимой»

 

Программное содержание: дать элементарные представления о жизни  птиц зимой, вызвать желание оказать им посильную помощь, закрепить представления о целевом назначении и функциях некоторых предметов зимней одежды.

 

4 неделя

 

Тема: «Знакомство с козой и козлятами»

 

Программное содержание: побуждать узнавать козу на картинке, показывать части ее тела. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за ним. Развивать игровые умения: подражать крику козы, изображать козлят.

 

 

 

Март

 

1 неделя

 

Тема: «Где обедал воробей?»

 

Программное содержание: вспомнить с детьми зимующих птиц. Познакомить с произведением С.Я.Маршака «Где обедал воробей?», расширить представления о животных (названия, внешний вид), которых можно увидеть в зоопарке, продолжать развивать умения детей совершать игровые действия с персонажами произведения в соответствии с сюжетом.

 

2 неделя

 

Тема: «Сравнение снегиря и вороны»

 

Программное содержание: побуждать сравнивать двух птиц, находя признаки различия (величина тела, цвет перьев) и сходства (крылья, клюв, ноги); закрепить знания детей о вороне, используя модели. Воспитывать познавательный интерес к птицам.

 

3 неделя

 

Тема: «Знакомство с кошкой и собакой»

 

Программное содержание: познакомить детей с собакой и кошкой и их детенышами. Побуждать узнавать их на картинах, правильно называть, подражать их «речь». Развивать речь детей, пополнить словарный запас; побуждать слушать вопросы воспитателя, отвечать, правильно строить предложения.

 

4 неделя

 

Тема: «Наш новый зеленый друг»

 

Программное содержание: Познакомить детей (на эмоциональном уровне) с условиями содержания нового растения. Формировать теплые чувства к зеленым друзьям.

 

Апрель

 

1 неделя

 

Тема: «Зеленый детский сад»

 

Программное содержание: расширять кругозор детей. Формировать познавательное и эмоциональное (бережное) отношение к растениям. Закрепить представление о строении дерева, цветов.

 

2 неделя

 

Тема: «Собаки, кошки, мышки – сравнение и игра»

 

Программное содержание: уточнить и закрепить представления детей о собаках и кошках. Сформировать понимание отличи живых животных от игрушечных. Развивать речь, мышление, сообразительность. Воспитывать любовь к животным.

 

3 неделя

 

Тема: «Животные жарких стран»

 

Программное содержание: познакомить детей с животными жарких стран, объяснить, что их нельзя встретить в наших лесах. Закрепить названия животных и их отличительные особенности. Развивать умение отгадывать загадки.

 

4 неделя

 

Тема: «Коз, корова и лошадь – домашние животные»

 

Программное содержание: закрепить представления о домашних животных, их облике, отличительных особенностях, «речь» и о том, что они живут рядом с человеком. Развивать речь, активизировать словарь детей.

Май

 

1 неделя

 

Тема: «Пересадка комнатных растений»

 

Программное содержание: формировать созидательное отношение к растениям, продемонстрировать пересадку растений, расширить кругозор детей. Закрепить названия домашних растений.

 

2 неделя

 

Тема: «Насекомые»

 

Программное содержание: побуждать детей не причинять вред полезным насекомым, а также уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле. Познакомить детей с особенностями строения насекомых.

 

3 неделя

 

Тема: «Наблюдение за трудом взрослых на огороде»

 

Программное содержание: дать первоначальное представление о посадке растений: весной в землю сажают семена. Воспитывать интерес к труду и желание принять в нем посильное участие.

 

Примерный перечень вопросов 

по диагностированию:

 

 

 

  1. Показать домашних животных, назвать их.                                             Почему их называют «домашними?».

 

  1. Показать диких животных, назвать их.                                    Почему их называют «дикими?».

 

  1. Назвать членов куриного семейства.                                               Какие звуки они произносят?

 

  1. Какие части тела есть у человека?                                                         Для чего человеку руки, ноги, уши, язык, нос, глаза? Как их надо беречь.

 

  1. Назови птиц, которых ты знаешь.                                                 Какие части тела есть у птиц?

 

  1. Какие комнатные растения ты знаешь.                                               Назвать и показать некоторые из них.

 

  1. Назвать животных жарких стран и показать по картинкам.

Список литературы:

 

 

  1. «Ребенок познает мир» (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников). Т.В.Смирнова. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008г.

 

  1. «Мир, в котором я живу» (методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром). Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова. Творческий центр «Сфера», Москва, 2006г.

 

  1. «Экологическое воспитание дошкольников» С.Н.Николаева. Москва. Издательство «Мозаика – Синтез», 2000г.

 

  1. «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет». Г.В.Лаптев, Творческий центр «Сфера». Санкт-Петербург, 2010г.