Проект «Осень – запасиха»
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме
Цель проекта: Средствами русского народного фольклора уточнить и расширить знания детей о втором осеннем месяце – октябре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_zapasiha.fgt_.albom_.1.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Осень – запасиха»
(для детей старшей группы)
воспитатель Ботвина Л.Л. МКДОУ д/с комбинированного вида «Сказка» пгт Демьяново
Цель: Средствами русского народного фольклора уточнить и расширить знания детей о втором осеннем месяце – октябре.
Задачи:
- Учить детей устанавливать закономерности и связи одних явлений природы с другими средствами русского народного фольклора.
- Показать детям, что осень в понимании крестьян – это период уборки урожая, заготовки овощей на зиму; полная зависимость от природы заставляла земледельцев быть тонким наблюдателем изменений природы.
- Воспитывать уважение к труду земледельцев. Способствовать умению слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять их рассуждения.
Вид проекта. Информационно – практико – ориентированный.
Участники: Воспитатель, дети, родители.
Ожидаемый результат:
- Создание альбома с результатами продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, коллаж).
- Умение детей понимать и объяснять содержание пословиц, загадок, примет об октябре.
- Желание рассказывать, делиться впечатлениями, рассуждениями об увиденном, услышанном в детском саду и дома (домашние рецепты заготовок овощей на зиму, сбор информации об осени, показ рисунков, фотографий).
Методические приемы: наблюдения; экскурсии; целевые прогулки; рассматривание
старинных предметов быта, овощей, иллюстраций; чтение и заучивание русского народного фольклора; беседы; создание проблемных ситуаций; мысленный эксперимент; экспериментирование; использование элементов ТРИЗ.
Сроки: 1 месяц.
Этапы деятельности по проекту «Осень – запасиха».
1. Определение проблемы, отвечающей потребностям детей. Вхождение в игровую деятельность.
2. Совместное движение взрослых и детей по решению проблемы.
3. Анализ выполнения проекта. Презентация альбома.
Планирование по проекту «Осень-запасиха»
Октябрь
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательные области (интеграция образовательных областей) | Дата проведения | Темы мероприятий | Оборудование в центрах активности для самостоятельной деятельности детей |
Познание познание, развитие речи, коммуникация | 1 неделя октября | Октябрь – грязник, свадебник, листобой, листопад, позимник. Цель: Познакомить детей со старинным названием месяца. Уточнить знания детей о втором месяце осени через русский народный фольклор: пословицы, загадки, приметы. | Центр искусства: картины И. Левитан «Золотая осень», И.Остроухов «Золотая осень». Альбомы с иллюстрациями на тему «Русское гостеприимство» (каравай, хлеб, соль и т.д.) |
Художественное творчество рисование, коммуникация, музыка | 1 неделя октября | Рисование «В октябре только и ягод, что рябина». Рисование ветки рябины с ягодами, используя прием примакивания для листьев, рисование пальцем – для ягод. | Центр игры: Дид. игра «Чудесная корзина» с использованием овощей, дид. упражнение «Какие краски нужны осени?» |
Коммуникация развитие речи, познание, социализация, коммуникация | 2 неделя октября | «Капустница» Цель: Продолжить знакомство детей с культурным наследием русского народа – периодом, когда на Руси были капустные вечера «Капустница» – традицией рубить капусту зиму. Показать способ рубки капусты с помощью сечки. | Центр книги: подборка книг для чтения об осени. Книги – самоделки, изготовленные детьми и педагогом, детьми, родителями (стихи, частушки, пословицы) |
Художественное творчество аппликация, рисование | 2 неделя октября | «Сечка и корытце» Вырезывание корытца и сечки. Украшение изделий, аппликаций или роспись по желанию детей. | Центр творчества: образцы детских работ, материалы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда и конструирования, схемы для выполнения творческих работ. |
Познание познание, развитие речи, коммуникация | 3 неделя октября | «Покров» Цель: Дать представление о русском народном празднике Покрове. Познакомить с обычаями, обрядами, народными приметами, связанными с этим праздником: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зима», «Покров – первое зазимье» | Центр природы: Наблюдения за астрами в цветочных горшочках (выкопанные с клумб). Ведение дневника наблюдений. |
Художественное творчество рисование, коммуникация, чтение художественной литературы | 3 неделя октября | Рисование «На Покров до обеда осень, а после обеда – зима». | Центр творчества: образцы детских работ, материалы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, конструирования. Центр игры: Игровое упражнение «Дорисуй». Дети дорисовывают вершки и корешки овощей. Работают парами. |
Физическая культура физическая культура, познание, социализация, художественное творчество, музыка. | 3 неделя октября | «Прогулка в осенний лес» Цель: Закреплять знания детей о жизни осенью в лесу. Развивать глазомер в упражнениях с мячом. Упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением вперед. Закреплять умение ползать по скамейке на животе, подтягиваясь руками, подлезать под скамейку разными способами. | Центр движения: атрибуты и пособия для активизации двигательной деятельности. |
Познание Познание, чтение художественной литературы, коммуникация | 4 неделя октября | «Вершки и корешки» Цель: Через загадки, чтение русской народной сказки «Мужик и медведь», игру «Вершки и корешки» закрепить знания детей об овощах, способах их заготовки на зиму. Побуждать детей придумывать загадки об овощах. | Центр игры: дидактическая игра «Вершки и корешки» с использованием овощей; настольная игра «Разрезные картинки» с осенними сюжета ми (6, 8 частей); |
Художественное творчество лепка, чтение художественной литературы, коммуникация | 4 неделя октября | «Овощи» Лепка овощей по желанию детей, с опорой на придуманные и русские народные загадки об овощах. | Центр искусства: Натюрморты художников И. Хруцкого, И Машкова и др. Центр творчества: образцы детских работ, материалы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда и конструирования, схемы для выполнения творческих работ. |
Планирование мероприятий совместной деятельности педагога с детьми
Образовательные области | Виды образовательной деятельности, осуществляемые в ходе режимных моментов | Содержание деятельности, темы мероприятий | Оборудование в центрах активности для самостоятельной деятельности детей |
Физическая культура | Утренняя гимнастика ежедневно | Комплекс «На огороде» «Деревья в лесу» | Центр движения: атрибуты для утренней гимнастики игр, конкурсов, забав, аттракционов для активизации двигательной деятельности. |
Подвижные игры в группе ежедневно | «Огородники», «Капуста», «Дятел», «Прялица», хоровод «Кто у нас хороший», «Кто быстрее сварит щи», хоровод «У голубя, у голубя ..», «Рябинушка» (авторская), «Бояре». | ||
Подвижные игры на прогулке ежедневно | «Медведь», «Гуси- лебеди», «Жмурки», «Корзинки», «В углы», «Огородник и воробей», «Пирог». | ||
Социализация | Театрализованная деятельность 4 неделя октября | Драматизация сказки «Вершки и корешки» концерт для детей младшей группы (частушки, игры, хороводы) | Центр игры: атрибуты для театральной деятельности: маски, шапочки и т.п. Атрибуты для разворачивания игр «Магазин «Овощи», «Магазин «Семена». Дид. игры «Вершки и корешки», «Чудесная корзина», «Узнай дерево по листу», Найди овощ по семенам» Центр игры: ИКТ презентация «Унылая пора! Очей очарованье» |
Сюжетно-ролевые игры | «Магазин «Овощи», «Магазин «Семена». | ||
Дидактические игры, игровые упражнения | «Вершки и корешки», «Какие краски нужны осени?», «Чудесная корзина», «Узнай по описанию», «Узнай дерево по листу», Найди овощ по семенам» | ||
Взаимоотношения | Формирует умение играть, работать в парах. | ||
Гражданская принадлежность | Свободное общение детей на тему «Мой поселок осенью», «Парк «Победы» в октябре» | ||
Художественное творчество | Аппликация из листьев | «Октябрь – листопад». | Центр природы: природный материал для составления гербария. Сравнение, поиск оснований для классификации Центр игры: Дид. игры: «Узнай по описанию», «Узнай дерево по листу», Найди овощ по семенам» Центр творчества: материалы для конструирования, схемы для выполнения работ. |
Рисование | «Овощи» по желанию детей. «Нарисуй отгадку» «Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк, бросить жалко, а съесть сыро» (груздь). «Октябрь пахнет капустой». «Октябрь то плачет, то смеется». | ||
Конструирование из бумаги | «Деревья» - вырезывание из бумаги сложенной вдвое. | ||
Труд | Труд в природе | Уход за растениями, выкопанными с клумб (астры, петрушка). | Центр природы: оборудование по уходу за растениями |
Познание | Чтение художественной литературы | Чтение «Октябрь - свадебник», Н. Сладков «Осень на пороге», М. Пришвин «Последние грибы» и др., пословицы, пороворки об осени, октябре. | Центр книги: книги для чтения, с осенними иллюстрациями. Центр игры: Д/игра «Составь пословицу» |
Познавательно-исследовательская деятельность | Экскурсия «Гуляй, да присматривайся». Мыслительный эксперимент «Октябрь ни колеса, ни полоза не любит». Целевая прогулка «В грязник ложка воды ведром грязи оборачивается». Экспериментирование: почему после дождя почва не высыхает? Летом были сильные обильные дожди и через некоторое время почва была сухая, а сейчас?… Создание проблемной ситуации: внесение сечки и корытца. Поиск назначения и использование этих старинных предметов. | Центр игры: Дид. игры «Времена года», «Бывает - не бывает» Центр природы: Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин «Овощи», «Магазин «Семена». | |
Музыка | Слушание в группе, пение. Игры с музыкой, хороводы с пением | Слушание фонограмм, повторение песен по плану музыкального руководителя | Центр музыки: фонограммы, ИКТ мультимедийные презентации. |
Безопасность | ОБЖ ежедневно | «Какие опасности таятся на улице?» - моделирование ситуаций. Правила поведения в играх. | Плакаты, картинки «правила поведения на улице» |
Взаимодействие с семьей | Педагог и родители | Папка – передвижка для родителей: «Октябрь – грязник, свадебник, листобой, листопад, позимник», Консультация «Что рассказать детям об октябре» Помощь родителей: Изготовление шапочек к осеннему развлечению (грибы, овощи). Поделись опытом «Мамины и бабушкины рецепты осенних заготовок» | |
Совместная деятельность родителей и детей | Сбор листьев для гербария. Сравнение, поиск оснований для классификации. Участие в выставке «Октябрь – листопад». Заучивание пословиц, загадок, частушек, поговорок об осени, октябре. Изготовление шапочек к осеннему развлечению (грибы, овощи). Участие родителей в осеннем развлечении. Сбор информации на тему «Овощи в народной медицине». Сбор информации на тему «Осень – запасиха» по выбору детей рисунки, родителей - рецепты домашних заготовок. Чтение произведений об осени. | ||
Интеграция образовательных областей (познание, музыка, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы) Развлечение «Осень в гости к нам пришла» | |||
Художественное творчество | 4 неделя октября | Оформление альбома с результатами продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, коллаж). Презентация альбома родителям, детям старших групп. Оформление рисунков на выставку «Октябрь – листопад» Посещение выставки детьми и родителями. Обмен воспоминаниями и впечатлениями. | |
Коммуникация | 4 неделя октября | Беседа с детьми о прошедшем месяце. Что интересного узнали? Что полезного, доброго сделали? Что еще хотели бы узнать об осени? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие "Дары осени" с использованием ИКТ:презентация для детей ppt/в рамках проекта "Осень".
Занятие проводилось с детьми старшего возраста, у которых тяжелые нарушения речи. Цель: закрепление знаний детей об осеннем времени года в разных видах музыкальной деятельности.Задачи:Развитие эмоцион...
Конспект НОД по проекту "Осень золотая" в старшей группе "В гости к осени"
Данный материал будет полезен при проведении итогового НОД по лекической теме "Осень". Образовательная область социализация, интеграция- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, худож...
Проект: «Осень, осень, в гости просим!» во 2 младшей группе.
Реализация проекта, изготовление поделок родителями "Дары осени"....
Мини проект_Осень – чудная пора, Любит осень детвора!
ЦельРасширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умение чувствовать и понимать красоту окружающего мира....
Творческий проект «Осень золотая». Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий
Актуальность: Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательн...
недельный проект Дата: 28.09.2020-02.10.2020 Тема проекта: «Осень золотая, чудесные листья и цветы» старшая группа Цель: создание условий для формирования элементарных представлений об осени.
Дата: 28.09.2020-02.10.2020Тема проекта: «Осень золотая, чудесные листья и цветы» старшая группаЦель: создание условий для формирования элементарных представлений об осени.Основные виды де...
Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группа
Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группаСиротенко МаринаТематический проект «Осень разноцветная» Тематически...