Наши помощники - органы чувств.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Белова Татьяна Петровна

Конспект по организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы детского сада (раздел образовательной программы "Познание")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_pomoshchniki-organy_chuvstvkonspekt.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада

(раздел образовательной программы «Познание»)

Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

 Цель мероприятия: 

Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. 

 1.Задачи: 

Обучающая:

  1. Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
  2. Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира

 Развивающая:

  1. Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
  2. Развивать исследовательские навыки и умения, обобщать имеющиеся представления о функциях органов.

Воспитательная:

  1. Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

 2.Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Игровые (дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты).

Педагогические технологии: личностно-ориентированные, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

 3.Средства обучения:

Демонстрационный материал (муляж мозга, карточки с изображением органов чувств).

Ёмкости с веществами различного запаха; продукты питания различного вкуса (лимон, шоколад, солёный огурец); мешочек с набором предметов из разных материалов.

Содержание образовательной деятельности детей.

I Вводная часть.

1.Введение игрового момента.

Дети входят в группу, их встречает доктор Медуница (воспитатель).

Медуница.  Добрый день. Ребята, меня зовут доктор Медуница. Сегодня я приглашаю вас и всех моих гостей в «Институт здоровья». Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

- Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название?

Ответы детей.

Медуница. Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

- Хотите узнать что-нибудь о них?

Дети. Да

II Основная часть.

1.Мозг – главный орган человека.

Медуница. Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.

- «Кто такой командир?» (Ответы детей)

- А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

Педагог показывает детям модель мозга.

- Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

- Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить.

Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.

- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке.

- А знаете, ребята, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

- У нашего "командира" - мозга - есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

- А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей)

- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

2.Глаза – орган зрения.

Медуница. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

                                (Глаза)

Педагог демонстрирует карточку с изображением глаза.

Медуница. Молодцы! Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

Мы с вами поиграем.

Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от шкафа до стены, стараясь обходить товарищей.

Медуница. Так зачем же человеку глаза? (Ответы детей)

Медуница. Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?

Дети перечисляют правила:

  1. Нельзя тереть глаза грязными руками.
  2. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
  3. Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
  4. Нельзя долго играть в компьютерные игры
  5. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
  6. Нужно кушать продукты с витаминами, гулять на свежем воздухе.

Медуница. Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику, чтобы ваши глазки могли отдыхать.

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки - раз,

А зажмуриваем - два,

Раз, два, три, четыре,

раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули

3.Уши – орган слуха.

Медуница. А сейчас послушайте внимательно 2-ю загадку:

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше… (ушки)

Педагог показывает детям карточку с изображением уха.

Медуница. Ребята, а для чего нужны человеку уши? (Ответы детей) 

- Что было бы, если бы мы не могли слышать? (Мы бы не понимали друг друга, не слышали бы пение птиц, журчание ручейка)

- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

- Какие вы знаете правила по охране слуха?

Дети перечисляют правила:

  1. Не ковырять в ушах.
  2. Защищать от сильного ветра.
  3. Не слушать громкую музыку.
  4. Сильно не сморкаться.

Медуница. А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Проводится игра: "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Алла и т. д.),

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: "Ау!".

Глаза закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Медуница. Молодцы! Хорошо играли, хороший у вас слух.

4.Нос – орган обоняния.

Медуница.  Приглашаю вас пройти в мою лабораторию, где мы продолжим беседу об органах чувств.

Дети проходят за столы.                                                                                                                                                                                                                                    Медуница. А сейчас послушайте внимательно 3-ю загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. 

                                        (Нос)

Педагог демонстрирует карточку с изображением носа.

Медуница. А для чего человеку нос? (С его помощью различают запахи)

Медуница. Проведём эксперимент, проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках. А наши помощники-носики вам в этом помогут.

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается определить по запаху, что находится в баночках. (В красной баночке – духи; в синей баночке – чеснок; в жёлтой баночке – апельсин)

 Медуница. Молодцы! Какие запахи бывают? (Сильные, слабые, приятные, резкие)

- Может ли запах предупредить человека об опасности? (Может, испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите).

Медуница. Чтобы ваши носики хорошо дышали, различали запахи, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Глубоко вдохнем мы воздух

Ртом мы выдохнем его

Раз – вдох, два – выдох,

Раз – вдох, два – выдох,

Крылья носа мы погладим

Сверху, снизу разотрем

И еще разок вдохнем.

5.Язык – орган вкуса.

Медуница. А о чём пойдёт речь сейчас?

Всегда во рту, а не проглотишь?

                                                  (Язык)

Педагог показывает детям карточку с изображением языка.

Медуница. Правильно язычок. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными)

- Как вы думаете, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты)

Медуница. Давайте проведём эксперимент и посмотрим, сможете ли вы определить на вкус какой это продукт.

Игра "Узнай по вкусу"

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: шоколад, лимон, солёный огурец.

Медуница. Чтобы наш язычок был более чувствительным и хорошо различал вкус пищи, давайте выполним упражнение для языка.

Упражнение для языка.

Ротик шире открывай

Язычок вперед давай.

Влево – вправо, тик да так

Время точно на часах.

Влево – вправо, влево – вправо

Язычок и так и сяк

Это часики висят.

6.Кожа – орган осязания.

Медуница. Но это ещё не все органы чувств. Существует ещё осязание - это свойство кожи

человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Педагог показывает детям карточку с изображением руки. Поэтому когда мы ласкаем кошку, нам приятно её гладить и ощущать тепло кожи руки. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.

Проводиться игра « Волшебный мешочек». Дети определяют предмет, который находят в мешочке.

Медуница. Молодцы! Ребята, кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение) 

- Что полезно? (Вода, мыло, мочалка, крем)

Медуница.  Чтобы наши руки не уставали, а пальцы не потеряли чувствительность, сделаем зарядку для пальцев  

Пальчиковая гимнастика  «Капуста».

Что за скрип? Что за хруст? Потереть кулак о кулак.

Это что ещё за куст? Изобразить куст капусты: соединить ладони в области

запястья вместе, пальцы раздвинуть.

Как же быть без хруста? Потереть ладонь о ладонь.

Если я – капуста! Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак,

а правой ладонью его обхватить.

Летом жарко, летом душно – Обмахивать себя руками, как веером.

Просит дождика капуста. Поочерёдно постучать пальчиками по столу.

7.Д/игра «Собери картинку».

Медуница. В заключение нашей экскурсии, я предлагаю игру «Собери картинку». На каждом столе конверт с разрезными картинками. Вам надо собрать картинку и назвать орган чувств.

Дети самостоятельно выполняют задание, и по очереди, каждый стол, называет орган. 

III Заключительная часть.

1.Итог.

Дети проходят на палас.

Медуница.  Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора?

Ответы детей.

- А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что "командир" нашего тела называется (дети продолжают). Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств).

Медуница. Сегодня мы узнали очень много интересного об органах чувств. Мы

должны беречь их и ухаживать за ними.

2.Сюрпризный момент.

Медуница. На прощание я хочу угостить вас яблоками, которые содержат очень много  витамин. Они полезны для всех наших органов.

Детям раздаются яблоки.

Медуница. До свидания, ребята. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание»)   Тема: «Наши помощники - органы чувств»...

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...

Конспект "Наши помощники - органы чувств"

Конспект "Наши помошники - органы чувств"Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их ценностям зд...