как воспитывали девочек и мальчиков в семьях казаков
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Нагорная Ирина Геннадьевна

Мы предлагаем конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению с традициями казачества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Серия: «Познай свой край»

Тема

                  Как воспитывали девочку и мальчика в семьях Казаков

                                (для старшего дошкольного возраста)

Цель:  Познакомить детей с историческими традициями семейного воспитания маленьких кубанцев.

Показать детям почтительное отношение народной культуры к мужчине и любовь к женщине.

Воспитывать в детях уважение к кубанским народным традициям.

Предварительная работа:

Работа по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры».

Беседы о родном крае, об истории казачества. Рассматривание иллюстраций казачьего быта.

Обогащение и активизация словаря: женская половина, семейный род, Параскева пятница, женские ремёсла, крёстный отец, крёстная мать, приданное, вышивка, мережка, вязание, лоскутное шитьё.

Материал: вышивки, самовар, угощения, каравай хлеба, ленточки для дарения девочкам.

Ход занятия.

Воспитатель в народном казачьем костюме встречает детей у входа в горницу (музей). Приглашает.

- Заходите, гости дорогие, присаживайтесь и послушайте мой рассказ о временах далёких и не очень, о том, как жили казаки и воспитывали маленьких казачат. Ну как, хотите слушать мой рассказ?

В семье казака появился малыш. Ему были все рады.  Первыми пелёнками для него служили рубашки отца, так как они имели обереговое значение, т. е. защищали малыша. Новорождённого крестили в церкви.

В один годик крёстный сажал мальчика на коня на шёлковый платок и провозил вокруг церкви три раза. Если ребёнок хватался за гриву, быть казаком, расплачется – казака не будет, а упадёт – быть убитому в бою. Эту весть крёстный держал в тайне.

Мальчика стригли в первый раз в годик. Волосы сжигали в печи. (Этот обычай сохранился во многих семьях до сих пор).

В семь лет мальчика стриг крёстный.

 У казаков дом делился  на женскую и мужскую половину. До семи лет мальчик жил с мамой в женской половине дома. Мальчик брал с собой постель в мужскую половину, а старшие братья проверяли, что он несёт. Если находили перину и подушку, то заставляли оставлять их женщинам.                  С  этого времени начиналась подготовка мальчика к суровой мужской жизни; надо было спать на соломенном матраце и без подушки.

Когда казачок в семь лет переходил на мужскую сторону дома, наступало время для запрета ругать его женщинами. С семи лет он становился защитником семьи. Уезжая из дома, отец всегда наказывал сыновьям, чтобы они берегли женщин и защищали дом. В семье старались поддерживать эту роль для воспитания настоящего защитника.

Кормильцем родителей был самый младший сын, он даже после женитьбы не отделялся от родителей.

Девочку задаривали с младенчества подарками, а мальчикам совсем не дарили подарки, как напоминание о том, что мужчина не должен ждать ни от кого подарков, а ему необходимо всё зарабатывать своим трудом. Мальчиков учили дарить подарки девочкам.

- Что же это я, заговорила вас совсем, а самовар-то стоит!

Давайте-ка свои чашки будем чай пить. Ой, совсем забыла, хлеб-то в казачьей семье имел право резать только мужчина, причём самый старший во время приёма пищи. Мальчики начинали резать хлеб с семи лет.

Кто у нас тут самый старший? (Определить старшего мальчика в группе). Раздай всем хлеб (хлеб заранее нарезан, сложен булкой, нож столовый).

Угощайтесь гости дорогие, пейте чай с мёдом, вареньем, а я вам расскажу о том, как жили маленькие казачки.

В казачьей семье к девочкам  и женщинам относились с любовью. В её жизни были праздники первого бантика, первой косички, первого платочка. Великое почтение было к волосу женщин, потому и были связаны с ним праздники. Когда только у девочки вырастали волосики, на которые можно было завязать бантик, праздновали праздник первого бантика. Праздновали его на женской половине дома с приглашением женщин семейного рода и обязательно крёстной матери. Девочку одаривали разными сладостями и подарками, среди которых обязательно были и бантики.

Волос у девочки рос и вырастал до длины, которая позволяла заплести первую косичку. Это и было время для празднования этого праздника. В три года в жизни каждой девочки отмечали праздник первого платочка. Возраст трёх лет считался удачным началом религиозного воспитания. В это время её вели в церковь, рассказывали доступные для неё библейские истории. С 4-5 лет девочка понарошку, сначала для куклы, а потом всерьёз начинала готовить себе приданное (пояснить слово «приданное»).

Девочку с 4-5 лет приучали к женским ремёслам: вышивке, мережке, вязанию крючком и спицами, лоскутная техника, ковроткачество, ковроплетение, петриковская роспись, изготовление пряников, цветоделанье. А покровительницей ремёсел всегда считалась Параскева-Пятница. А инструментам женского рукоделья посвящались песни, хороводы, игры.

- Засиделись вы, мои ребятушки! Пора вставать в Челнок играть.

                                                       Игра «Челнок»

Участники игры встают двумя шеренгами. Ребята одной шеренги поднимают руки и образуют «ворота», запевают песню:

Бежит маленький бесок,

Суется в частенький лесок,

В кусточек ныряет,

Хвосточек теряет.

Во время исполнения песни ребята другой шеренги проходят под «воротцами», подражая движению ткацкого челнока между нитками. Затем встают друг против друга. Один из участников приговаривает: «Шили, шили, вышивали тонко бело полотно да бело бархатно!» Все поют, изображая движениями воображаемую работу.

В первый раз вышивались – светел месяц со лунами.

Светел месяц со лунами, с частыми звёздами;

Во второй раз вышивали – красно солнце со лучами,

Красно солнце со лучами, с тёплыми облачками.

А в третий раз вышивали – чисто поле со кустами,

Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями;

В четвёртый раз вышивали – сине море со волнами,

Сине море со волнами, с белыми кораблями;

Серёдку украшали лазоревыми цветами.

И, бросая на середину заранее приготовленные цветы, заканчивали игру.

- Позабавились, ребята, а теперь хочу узнать, внимательно ли вы меня слушали?

(Вопросы к детям)

- Как определяли казаки, будет ли малыш настоящим казаком?

- Когда мальчик-казачок переходил на мужскую половину?

- Кто считался в семье казаков защитником дома?

- Кто резал хлеб в казачьей семье?

- Какие праздники были в жизни маленькой казачки? С чем они связаны?

- Когда ребёнка вели первый раз в церковь?

- Дарили ли мальчикам подарки?

- Почему?

- А что дарили девочкам?

- Мальчики, давайте и мы поступим  как настоящие казаки, подарим девочкам ленточки на память об этом дне.

Хозяйка прощается с детьми, просит не забывать и почаще навещать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитывать девочек и мальчиков

Консультация поможет взрослому понять, как надо воспитывать детей разного пола....

«Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».

Консультация для родителей по гендерному воспитанию детей...

Как воспитывать девочку и мальчика?

Воспитание детей-целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.Основную роль в воспитании детей призваны играть их родители...

консультации для родителей "Как правильно воспитывать девочку и мальчика"

консультации для родителей "Как правильно воспитывать девочку и мальчика"...

Конспект занятия "Воспитание мальчика в семье казака"

Конспект занятия в средней группе о том, как воспитывали мальчика в казачьей семье. Есть интересные игры "Перетяжки", "Петушок"...

Консультация для родителей «Как воспитывать девочку и мальчика?»

Консультация для родителей«Как воспитывать девочку и мальчика?»...

Воспитываем девочек и мальчиков

Консультация для родителей по гендерному воспитанию....