"Умеет ли природа говорить?"
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

 Галенко Галина Фёдоровна

 

"Умеет ли природа говорить?"

 
  

 

Человеку нужна Родина.

 А охранять природу значит охранять Родину.

                                                               М.М.Пришвин.

 

 

Ваш ребенок тянется ко всему живому. Ему хочется погладить собаку, взять на руки котенка, прикоснуться к листочку на дереве... Дети и природа! В нашем мире нет ничего более близкого и тесно связанного между собой. Но как научить наших детей жить в новых экологических условиях, ведь мы хотим, чтобы они выросли добрыми и умели жить в дружбе со всеми.

По утверждению ученых человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер.

Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия.

Идея воспитания в детях дошкольного возраста бережного отношения к природе стала весьма актуальной в последнее время. Одна из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идей непрерывного экологического образования и воспитания, которая может быть обеспечена созданием определенной системы.

Однако важнейший этап - этап дошкольного образования до сих пор остается малоисследованным. В связи с этим возникла потребность создания экологической грамотности дошкольников.

Все программы по экологии ориентированы на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными. Вокруг которых воспитатель организует различную деятельность.

Ведь дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.

В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Обращая внимание на проблемы в окружающем мире, связанные с экологией, на разнообразие программ по экологическому воспитанию дошкольников, на нужность этого предмета в дошкольном образовании, я поставила перед собой задачу: привить у детей любовь к природе. Эту проблему или вопрос поставила перед детьми так: «Умеет ли природа говорить?»

Ведь осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Убедившись на своем опыте, я поняла, что маленький ребенок познает всё долго при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течение учебного года, в течение 3-4 летнего пребывания в детском саду. Постоянно живущие в доступной близости растения и животные позволяют мне правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними. Во-первых,   общение   как   специфический   вид   деятельности,   при   котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживание, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни). Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений и животных детского сада.

Соблюдая четкий подход к оборудованию экологической зоны в групповой комнате, позволяет детям увидеть:

-         неразрывную  и  самую  общую  связь  живого  организма  с   внешней средой;

-         морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

-         появление    нового    организма,    его    рост,    развитие    и    условия, обеспечивающие эти процессы.

Продуманная организация и оборудование зоны природы помогают мне обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами.

-         проводить многократные наблюдения объектов природы"

-         фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;

-         обсуждать увиденное;

-         осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями зоны природы, общение сними, моделирование явлений природы;

-         отражать впечатления природы в разных формах художественной  и игровой деятельности.

Многообразие растений на участке детского сада и их связь со средой обитания играют большую роль в экологическом образовании детей. Здесь у нас дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада, огорода, знают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения - живые существа, что для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух.

Эти условия имеются на участке нашего детского сад.

 Дети наблюдают за погодными условиями, отмечают их непостоянство - в течение года они меняются по сезонам. Дети отмечают, что растения приспособились к жизни в меняющихся условиях.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Использую специальную методику проведения экскурсий на разнообразные природные объекты. Основное внимание детей на экскурсии направляю на установление признаков сезона: высоту солнцестояния, длительность светового дня, температуру воздуха, особенности облачности и осадков, состояние растительности. Дети уже среднего дошкольного возраста могут устанавливать связь между обилием солнечного света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. А более старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных взаимосвязей, не имеющих такого яркого выражения.

Опираясь на свой опыт работы по экологическому воспитанию (3 года), я вижу, что дети научились слушать природу. Ведь природа действительно умеет говорить. Дети различают пение птиц, шум листвы, воды, дождя, звон капели и т.д. Посаженные семена, прорастая, говорят о том, что они растут, значит, живые.

В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников я широко использую дидактические игры разработанные мной лично: «Цветик-семицветик», «Экологическая мозаика», «Зеленый светофор», «Игры с перфокартами», «Экологические знаки». Также использую и сюжетные игры, игровые обучающие ситуации с игрушками, разного типа по пособию для педагогов дошкольного учреждения С.Н. Николаевой, И.А. Комаровой.

Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой её является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

Невозможно воспитать заботливое отношение к растениям и животным, если не привлекать детей к труду в природе. Только в процессе труда дети приобретают полезные навыки, приучаются беречь и любить природу. Ознакомление детей с природой дает лучшие результаты, если воспитатели в своей работе сочетают использование литературы с проведением наблюдений в природе. Наблюдения необходимы ребенку, как солнце, воздух и влага необходимы растению, писал В.А.Сухомлинский.

Наши воспитатели используют в работе отдельные произведения изобразительного искусства. Это картины и репродукции Левитана, Шишкина, пейзажи Поленова, Саврасова, Юона, которые вызывают у детей чувство любви к Родине», помогают лучше видеть, понимать и любить природу своего края. Если воспитатель постоянно использует художественную литературу, речь детей становится выразительней, в ней появляются новые яркие образные выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Свободный 2012год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umeet_li_priroda_govorit.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

«Умеет ли природа говорить?»

Человеку нужна Родина.

 А охранять природу значит охранять Родину.

                                                               М.М.Пришвин.

Ваш ребенок тянется ко всему живому. Ему хочется погладить собаку, взять на руки котенка, прикоснуться к листочку на дереве... Дети и природа! В нашем мире нет ничего более близкого и тесно связанного между собой. Но как научить наших детей жить в новых экологических условиях, ведь мы хотим, чтобы они выросли добрыми и умели жить в дружбе со всеми.

По утверждению ученых человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер.

Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия.

Идея воспитания в детях дошкольного возраста бережного отношения к природе стала весьма актуальной в последнее время. Одна из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идей непрерывного экологического образования и воспитания, которая может быть обеспечена созданием определенной системы.

Однако важнейший этап - этап дошкольного образования до сих пор остается малоисследованным. В связи с этим возникла потребность создания экологической грамотности дошкольников.

Все программы по экологии ориентированы на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными. Вокруг которых воспитатель организует различную деятельность.

Ведь дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.

В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Обращая внимание на проблемы в окружающем мире, связанные с экологией, на разнообразие программ по экологическому воспитанию дошкольников, на нужность этого предмета в дошкольном образовании, я поставила перед собой задачу: привить у детей любовь к природе. Эту проблему или вопрос поставила перед детьми так: «Умеет ли природа говорить?»

Ведь осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Убедившись на своем опыте, я поняла, что маленький ребенок познает всё долго при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течение учебного года, в течение 3-4 летнего пребывания в детском саду. Постоянно живущие в доступной близости растения и животные позволяют мне правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними. Во-первых,   общение   как   специфический   вид   деятельности,   при   котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживание, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни). Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений и животных детского сада.

Соблюдая четкий подход к оборудованию экологической зоны в групповой комнате, позволяет детям увидеть:

  1. неразрывную  и  самую  общую  связь  живого  организма  с   внешней средой;
  2. морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
  3. появление    нового    организма,    его    рост,    развитие    и    условия, обеспечивающие эти процессы.

Продуманная организация и оборудование зоны природы помогают мне обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами.

  1. проводить многократные наблюдения объектов природы"
  2. фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;
  3. обсуждать увиденное;
  1. осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями зоны природы, общение сними, моделирование явлений природы;
  2. отражать впечатления природы в разных формах художественной  и игровой деятельности.

Многообразие растений на участке детского сада и их связь со средой обитания играют большую роль в экологическом образовании детей. Здесь у нас дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада, огорода, знают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения - живые существа, что для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух.

Эти условия имеются на участке нашего детского сад.

 Дети наблюдают за погодными условиями, отмечают их непостоянство - в течение года они меняются по сезонам. Дети отмечают, что растения приспособились к жизни в меняющихся условиях.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Использую специальную методику проведения экскурсий на разнообразные природные объекты. Основное внимание детей на экскурсии направляю на установление признаков сезона: высоту солнцестояния, длительность светового дня, температуру воздуха, особенности облачности и осадков, состояние растительности. Дети уже среднего дошкольного возраста могут устанавливать связь между обилием солнечного света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. А более старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных взаимосвязей, не имеющих такого яркого выражения.

Опираясь на свой опыт работы по экологическому воспитанию (3 года), я вижу, что дети научились слушать природу. Ведь природа действительно умеет говорить. Дети различают пение птиц, шум листвы, воды, дождя, звон капели и т.д. Посаженные семена, прорастая, говорят о том, что они растут, значит, живые.

В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников я широко использую дидактические игры разработанные мной лично: «Цветик-семицветик», «Экологическая мозаика», «Зеленый светофор», «Игры с перфокартами», «Экологические знаки». Также использую и сюжетные игры, игровые обучающие ситуации с игрушками, разного типа по пособию для педагогов дошкольного учреждения С.Н. Николаевой, И.А. Комаровой.

Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой её является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

Невозможно воспитать заботливое отношение к растениям и животным, если не привлекать детей к труду в природе. Только в процессе труда дети приобретают полезные навыки, приучаются беречь и любить природу. Ознакомление детей с природой дает лучшие результаты, если воспитатели в своей работе сочетают использование литературы с проведением наблюдений в природе. Наблюдения необходимы ребенку, как солнце, воздух и влага необходимы растению, писал В.А.Сухомлинский.

Наши воспитатели используют в работе отдельные произведения изобразительного искусства. Это картины и репродукции Левитана, Шишкина, пейзажи Поленова, Саврасова, Юона, которые вызывают у детей чувство любви к Родине», помогают лучше видеть, понимать и любить природу своего края. Если воспитатель постоянно использует художественную литературу, речь детей становится выразительней, в ней появляются новые яркие образные выражения.

г. Свободный 2012год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Умеете ли Вы любить своего ребенка?"

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы бывают в жизни м...

Умеете ли вы любить своего ребёнка?

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы бывают в жизни м...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:Ваш ребенок идет в первый класс: что он умеет?

Ваш ребенок идет в первый класс: что он умеет?Речь пойдет не об интеллектуальных навыках и как приобрести. И не о способности слушать старшего или уживаться в коллективе. Речь пойдет об особенностях д...

Мир прекрасен и удивительный для того, кто умеет смотреть!

Мир прекрасен и удивителен для того, кто умеет смотреть!№1 слайд. Есть рисование обычное : традиционное во всём. Материалы нам привычные.Но речь сегодня не о нём.Наиболее благоприятным методом д...

А Ваш ребенок умеет плавать?

Родители, которые пытаются приобщить ребенка к спорту и мечтают о том, чтобы тот вел здоровый и активный образ жизни, часто выбирают плавание как самый подходящий для этого вариант. ...

ПРОЕКТ – «Сказка настроений – эмоции лета» (часть вторая - «Природа умеет чувствовать»).

Детям предлагается интегрированное занятие на тему летнего времени года, что позволит им почувствовать то,что может чувствовать  природа, когда светит солнце, дует ветер, время грозы, как происхо...

Конспект занятия беседы на тему «Умеет ли разговаривать природа?» в подготовительной группе

Цель: научить детей понимать язык природы, ценить ее и сопереживать ей Задачи:-   познакомить с правилами поведения, общения с природой;развивать воображение, пантомимические навыки;вы...