Проект "Эксперементируем с водой"
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Елена Владимировна Петрова

Актуальность проекта

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому, в основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt-o_vode.docx70.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                          МБОУ СОШ №1 г.Кедрового

Краткосрочный Проект

«Эксперементируем с  водой»

Воспитатель:Петрова Е.В.

Г.Кедровый 2012г.

Китайская пословица гласит:

 «Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

 дай попробовать – и я пойму»

1. Актуальность проекта

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому, в основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Анализ образовательной программы 2100 позволил выявить тот факт, что в ней недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта. Сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт.

Поэтому данный проект представляет собой попытку раскрытия содержания процесса экспериментальной деятельности дошкольников и ставит перед собой следующие цель и задачи:

Цель проекта: Формирование представлений о свойствах воды посредством эксперементирования

Задачи проекта:

Активизация творческого мышления детей.

Выявление свойств воды.

Выявить что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться.

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).

Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Познакомить с составом воды (кислород).

Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

Разработка вопросов и методики диагностирования детей по теме проекта.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.

По содержанию: естественнонаучный.

По числу участников проекта: групповой (10-15 человек, все желающие).

По времени проведения: средней продолжительности (2 недели).

По характеру контактов: семья, в рамках МБОУ СОШ №1 г.Кедрового

По профилю знаний:межпредметный (по двум или более разделам образовательной программы «2100»).

По типу объекта проектирования:социальный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Образовательные области:  коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, социализация.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта, воспитатель – Петрова Елена Владимировна и группа старшего дошкольного возраста «Почемучки».

Распределение прав и обязанностей:

Воспитатель - организует совместную опытно – экспериментальную деятельность, консультирование родителей и оформление фотовыставки по итогам проекта

Дети (возраст 5-6 лет) - участвуют в познавательной опытно – экспериментальной деятельности, фиксируют результаты опытов.

Родители совместно с детьми - проводят опыты и эксперименты в домашних условиях.

Этот проект значим для всех участников проекта:

У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности.

Расширяется запас знаний о свойствах воды и ее составе.

Педагог продолжает осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы,

эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.

Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.

Данный проект целесообразно использовать для развития мышления средних дошкольников.

Этапы реализации проекта:

I  этап – подготовительный (организационный)

II этап – внедренческий

III этап – итоговый (обобщающий)

Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование

следующегоперечня вопросов

к воспитанникам:

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов

1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:

  1. Что ты знаешь о воде?
  2. Какую  форму, запах, цвет имеет вода?
  3. Для чего нужна вода в жизни животных и растений?
  4. Где используется вода человеком?

2. Серия вопросов о снеге:

  1. Что ты знаешь о снеге?
  2. Какую форму, запах, цвет имеет снег?
  3. Откуда появляется снег, почему?
  4. Какое значение имеет снег для жизни растений, животных?
  5. Для чего нужен снег человеку?
  6. Чем отличается вода от снега?
  7. Что быстрее тает лед или снег?
  8. Чем отличается вода ото льда, вода от снега?
  9. Что общего у снега и льда? Воды и льда?

3. Серия вопросов о льде:

  1. Что такое лед?
  2. Для чего нужен лед?
  3. Какую форму, запах, цвет имеет лед?
  4. Что быстрее тает лед или снег?
  5. Что общего у снега и льда? Воды и льда?

4. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:

  1. Что такое пар?
  2. Что ты знаешь о паре?
  3. Имеет ли пар запах, форму, цвет?

5. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:

  1. Что происходит с водой на морозе? Почему?
  2. Снег может во что- нибудь  превращаться? От чего это зависит?
  3. Что происходит со льдом в комнате? Почему?
  4. Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?
  5. Во что превращается вода при кипении?

2. Диагностика знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста по теме проекта

«Волшебница - вода» на подготовительном этапе:

Вопросы

Ф.И. ребенка

Наличие знаний

Имеют представления

Итог

о том, почему лед на реке белый

о том, что краска растворяется в воде произвольно и при помешивании

о свойствах льда

о том, какой получится лед, если заморозить разноцветную воду.

о том, что в состав воды входит кислород

о свойствах воды

1

Коновалов А.

-

-

/

-

-

-

-

2

Бондарева К.

-

+

+

/

-

-

/

3

Бурдужа А.

-

-

+

/

-

+

/

4

Дёмкин А.

-

-

/

-

-

/

-

5

Кардажбеков Н.

/

+

+

/

-

-

/

6

 Карпов Д.

-

/

/

-

-

/

/

7

 Лупова А.

-

+

-

/

-

-

-

8

 Петров С.

-

+

+

+

-

+

/

9

Селецкая с

-

-

-

-

-

-

-

10

Шишкин Р.

/

-

-

-

-

-

-

11

Морозов Ж.

-

+

+

-

-

-

/

12

Кологривов И.

-

-

/

/

-

-

-

Итог

Высокий

0%

45% - 5д

36% -4р.

9% - 1р

0%

9% - 1р

0%

Средний

9% - 1р

9% - 1 р

36% -4р.

36% - 4р.

0%

18%-2р

45%- 5д

Низкий

91%- 10д

46% - 5 д

28%-3 р.

55% - 6 д

100%

73%-8д

55%-6 д

«+» - высокий уровень; «/» - средний уровень; «-» - низкий уровень

3.  Анализ результатов диагностики дошкольников

Анализируя результаты диагностики, выявила, что высокого уровня знаний по вопросам темы проекта не имеет не один ребенок, так как все обследуемые дети показали низкий уровень по вопросу о том, что в состав воды входит кислород. Ни один ребенок не сказал, что лед на реке белый, потому что замерзла белая вода, но предлагали свои варианты ответов (потому что сверху лежит снег, потому что зима и др.).

45% детей, что составляет 5 человек, показали средний уровень развития, так как дети затрудняются сделать причинно следственные связи, установив какого цвета, будет льдинка, если замораживать красную, синюю или другого цвета воду, а на вопрос как получить разноцветный лед предлагали взять краски и раскрасить его.

55% детей (6 человек) имеют низкий уровень развития, так как эти дети не имеют представлений о свойствах воды и льда.

п/п

Содержание

                                                  Ответственные

4.План работы с проектом:

I. Подготовительный(организационный)

1

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Подбор литературы

Воспитатель: Петрова Е.В.

2.

Разработка вопросов диагностирования

Выявление уровня знаний по теме проектирования.

Воспитатель: Петрова Е.В.

3.

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта

Подтверждение актуальности реализации данного проекта

Воспитатель Петрова Е.В.

4.

Анализ результатов диагностики дошкольников

Подтверждение актуальности реализации данного проекта

Воспитатель: Петрова Е.В.

5.

Составление плана работы над проектом

Разработана стратегия решения возникших проблем.

Воспитатель: Петрова Е.В.

II этап. Внедренческий (основной)

1

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

Воспитатель: Петрова Е.В.

Познание.( Окр. мир) Занятие-опыт « Зима. Снег. Вода» с исп. Слайд презент.

Воспитатель: Петрова Е.В.

Худ .творч.

1.Рисование: «Чудо – снежинка»

С исп. слайдовой презентации о снежинках

2.Интегр.занятие(моторика+аппликация)

«Мохнатый снеговик»

Воспитатель: Петрова Е.В.

Показ слайдовой презентации:  

«Волшебница –вода»

Воспитатель: Петрова Е.В.

      Показ м/ф «Капелька»

Воспитатель: Петрова Е.В.

2

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

Консультации  для родителей:

1.«Роль семьи в развитии

поисково-исследовательской активности ребенка»

2.«Экспериментируем с детьми дома»

Воспитатель: Петрова Е.В.

III этап. Обобщающий (завершающий)

1

Определить эффективность проведённой работы

Воспитатель: Петрова Е.В.

2

Провести анализ полученных результатов

Воспитатель: Петрова Е.В.

3

Обобщ. Результ. Иннов. Деят. на педагог.советах, в СМИ(сделать публикацию материала)

Воспитатель: Петрова Е.В.

II этап .Внедренческий(основной)  

Совместная   деятельность

Задачи

Участники

Ожидаемый результат

Тема

Игры - эксперименты

Лед

Замерзшая вода

Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Воспитатель дети

Дети безошибочно определяют, что лед это твердое вещество.

Лед состоит из воды и тает в тепле.

Тающий лед

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Прозрачная вода

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Называют некоторые свойства воды.

Разноцветные льдинки

Играем с красками

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Понимание того, что при помешивании краска раствориться быстрее, чем произвольно

Окрашивание воды

Помочь выявить свойства воды

Понимание того, что вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Замораживание цветных льдинок

Уточнить, что при замораживании цветной воды получаются цветные льдинки

Не ошибаются в сопоставлении цвета воды и замороженной льдинки

Вода принимает форму

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита

Понимают, что вода принимает форму того сосуда, в который налита.

Друзья воды-

Кислород

«Воздух внутри нас»

Познакомить   с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюд, любозн.

В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен тем, кто живет в воде.

Консультирование

на тему:  

1.«Роль семьи в развитии

поисково-исследовательской активности ребенка»

Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее   мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

Родители

Родители совместно с детьми организовывают опытно – экспериментальную деятельность в домашних условиях

Раздаточный материал «Экспериментируем дома»

Активизировать совместную деятельность детей и родителей.

III.Обобщающий этап (Завершающий)

Мероприятия

Ответственные

Ожидаемый результат

1

Фотовыставка   «Юные исследователи» по итогам реализованного проекта

Воспитатель

ПетроваЕ.В.

Презентация результатов проекта

2

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта

Воспитатель

Петрова Е.В.

Выявление уровня знаний по теме проектирования.

3

Анализ результатов диагностики дошкольников

Воспитатель

Петрова Е.В.

Подтверждение актуальности реализации данного проекта

Изучение методической литературы по теме проекта:

Анализируя раздел «Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в Дошкольном Образовательном Учреждении» выяснила, что педагог обязан обеспечить условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира, познакомить детей с различными свойствами веществ: твердость мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость, и др.

В свою очередь программа «2100» предлагает организовывать с детьми дошкольного возраста игры – эксперименты с водой, снегом, льдом и другими веществами.

Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления…».

Таким образом, реализованный проект «Волшебница - вода» в котором ребенок является участником от зарождения идеи, проведения опытов, фиксирования результатов до трансляции продуктов проектной деятельности, отвечает потребности ребенка самореализоваться   в творческой деятельности в манипулировании с предметами и веществами.  Полноценно реализовать задуманный проект и решить возникшие проблемы помогло изучение методической литературы по теме проекта:

  1. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
  2. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
  3. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003.

Заключительный этап:

  1. Диагностирование дошкольников и анализ полученных результатов.

Диагностика знаний и представлений детей по теме проекта на заключительном этапе:

Вопросы

Ф.И. ребенка

Наличие знаний

Имеют представления

Итог

о том, почему лед  белый

о том, что краска растворяется в воде произвольно и при помешивании

о свойствах льда

о том, какой получится лед, если заморозить разноцветную воду.

о том, что в состав воды входит кислород

о свойствах

 воды

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

Коновалов А.

-

+

-

+

/

+

-

+

-

+

-

+

-

+

2

Бондарева К.

-

+

+

+

+

+

/

+

-

+

-

+

/

+

3

Бурдужа А.

-

+

-

+

/

+

-

+

-

+

/

+

-

+

4

Дёмкин А.

/

+

+

+

+

+

/

+

-

+

-

+

/

+

5

Кардажбеков Н.

-

+

/

+

/

+

-

+

-

+

/

+

/

+

6

Карпов Д.

-

/

+

+

-

/

/

+

-

+

-

/

-

+

7

Лупова А.

-

/

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

/

+

8

Петров С.

-

/

-

/

-

/

-

/

-

/

-

/

-

/

9

Селецкая С.

/

/

-

+

-

+

-

+

-

+

-

/

-

+

10

Шишкин Р.

-

/

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

/

+

11

Морозов Женя

-

+

-

+

/

+

/

+

-

+

-

+

-

+

Итог

Высокий

0%

55% - 6д

45% - 5д

91% - 10д

36% - 4р.

82% - 9д

9% - 1р

91% - 10д

0%

82% - 9д

9% - 1р

73% - 8д

0%

91% - 10

Средний

9% - 1р

45% - 5д

9% - 1 р

9% - 1 р

36% - 4р.

18% - 2р

36% - 4р.

9% - 1 р

0%

18% - 2р

18% - 2р

27% - 3р

45%- 5д

9% - 1 р

Низкий

91%- 10д

46% - 5 д

28% - 3 р.

55% - 6 д

100%

73% - 8д

55% - 6 д

 

Анализируя результаты диагностики на завершающем этапе проекта, выявила, что значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта, так как 91% что составляет 10 детей, имеют высокий уровень знаний, дошкольники знают о том, что краска растворяется в воде быстрее при перемешивании; имеют расширенные представления о свойствах льда и воды;

1 ребенок показал средний уровень развития, что составило 9% так как он затрудняется объяснить почему на реке лед белый, и как сделать разноцветные фигурные льдинки.

Таким образом, анализируя результаты мониторинга, пришла к выводу, что проект актуален для реализации в группе старшего возраста.

Обеспечение проектной деятельности:

методическое:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методическое копилка:

1.«Прозрачная вода»

Задача:выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы:две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз  с водой, поднос, предметные картинки.

Ход: В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть? На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать,  что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая – поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?  Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол?  Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка  (Льется) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук? Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?  Какая вода? (Прозрачная)  Что мы узнали  воде?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Система упражнений и проблемных ситуаций:

1.  «Как и почему вода льется?» Вода льется из разных сосудов по – разному: из широкого – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой; отводы летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если воду лишь переливать из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.

2. «Можно ли удариться о воду?,  Как из воды сделать значок?» Вода может быть в виде жидкости, пара, льда; для этого необходима определенная температура. Использовать лист бумаги.

3. «Почему стучит крышка у чайника?», «Как увидеть пар? (Вода испаряется и ее становится меньше.)

4. «Почему идет дождь?», «Почему идет снег?» (Конденсация пара на крышке чайника, на блюдце, если накрыть блюдцем чашку.)

5. «Можно ли унести воду в решете?» (Различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ.)

6. «Измеряем воду». (Вода в различных емкостях: литр и килограмм.Молочные бутылки емкостью 0,5 л.); «Поровну ли в емкостях воды, как это проверить? Как узнать, сколько воды в непрозрачном сосуде?»

7. «Помоги умыть Хрюшу» (Вода, ее взаимодействия с другими материалами, веществами: солью, сахаром, гушью, масляной краской, глиной, содой, мукой, землей).

8. Бывает ли жидкий камень? (Парафин, пластилин, лед, железо, стекло).

9. «Зачем нужен нос?» (Воздух и запах)

10. «Как увидеть воздух?», «Откуда дует ветер?» (Флюгер)

11. «Почему летит мыльный пузырь?» Что летает, не летает – мыльный пузырь. (Воздушный шарик, воздушный змей, пух, парашют).

12.Чем пахнет вода? (Предложить детям два стакана воды, чистую и с каплей валерианы, вода начинает пахнуть тем веществом, к-е в неё положено)

13.Воздух внутри нас. (Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки. Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, а он выходит. Но, чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Логические задачи:

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов и объектов

- Почему мы не видим воздух? (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха)

- Почему в стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет? (вода прозрачная)

- Почему, когда насыпаем в стакан с водой соль или сахар, вода остается прозрачной, а когда положим мед или глину вода стала мутной? (вода – растворитель, но не все вещества растворяются в воде).

- Почему, когда жарко лужи после дождя высыхают быстро, а когда прохладно – долго? (вода при нагревании испаряется)

- Когда вода кипит в чайнике, что ты видишь над ним? (пар).

- Почему зимой воду можно взять руками и она не выльется?  (зимой холодно, вода превращается в лед и снег)

- Почему при опускании кусочка почвы в воду, идут пузырьки?  (в почве есть воздух, т.к. там живут черви, кроты, жуки, а  они дышат)

- Что будет с почвой,  если ее поливать грязной водой (почка станет грязной, а для жизни животных и растений нужно чтобы почва была чистой)

Художественное слово(рассказы,сказки)

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов; явлениях природы; сезонных изменениях в природе

*(по материалам произведений детской художественной литературы).

Сказка о воде

Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река.
Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром. Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца:
- Солнце, зачем ты меня высушило?
Солнце и отвечает:
- Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!
Пар спрашивает:
- Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?
Солнце улыбнулось и ответило:
- Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!
Пар воскликнул:
- Точно! Спасибо тебе, Солнце!
И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:
- Спасибо тебе, Дождик!
А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал очищать Моря и Океаны от соли.
Ручеек добрался до Моря и крикнул ему:
- Здравствуй, Море!
Море ответило:
- Привет, звонкий Ручеек! Чего ты хочешь?
Ручеек сказал:
-Можно взять у тебя немного соли в пищу людям?
Море задумалось:
- Ладно, Ручеек, вот тебе моя соль. Используй ее, как хочешь.
Ручеек обрадовано ответил:
- Да, хорошо! Спасибо тебе, Море!
Они попрощались, и Ручеек отдал соль в пищу людям, чтобы они были здоровыми, а потом принял свой первоначальный облик.
Вода обратилась к Природе и сказала:
- Природа, я сделала тебя красивой, я сделала людей здоровыми, я помогла Морю избавиться от лишней соли. Я выполнила свое предназначение.
Природа отвечает:
- Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!

На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить и делать добро всему миру.
       

Стекло

Днем, на прогулке в детском саду дети шлепали по лужам. А вечером, когда возвращались домой, лужи покрылись стеклом. Оно ломалось,  с треском на мелкие кусочки стоило лишь наступить на него ногой.

Я хочу узнать, спросить у тебя: Что это за стекло? Почему лужи покрылись им вечером? Почему оно ломалось с треском?

Бусинки

НА даче дети рано поднялись. И сразу побежали в сад, где росли цветы и высокая трава. Они заметили на каждом цветке большие и прозрачные бусинки воды. Они блестели и переливались на солнце. Что такое? – удивились дети. А ты знаешь, что это такое? В какое время дня они бывают на траве и цветах и почему?

Кораблики

Пришла я к пруду. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые!

Их пригнал сюда ветер. Опустится такой кораблик и сразу поплывет. Мого их еще прилетит сегодня, завтра, послезавтра. А потом не станет корабликов и пруд замерзнет. Что за кораблики?

В какое время года они бывают? Почему?

Белые мухи.

Утром Леночка шла в детский сад. В воздухе кружились белые мухи. «Какие красивые, - подумала Леночка, - надо показать их ребятам» Она подставила варежку. Мухи плавно, послушно уселись на нее. Леночка бережно (осторожно) внесла их в детский сад и позвала ребят посмотреть. Но когда ребята подошли, на варежках блестели капельки воды. Что же это за мухи были? Что случилось с ними в детском саду и почему? В какое время года летают белые мухи?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Художественное слово(стихи)

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели, Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна-

Значит, это уже лето!

Значит,  кончилась весна!

Е. Трутнева

О каком времени года идет речь?

Стою и радуюсь:

Радуга, радуга!

Полоса – к полоске,

Линия – к линии:

Желтая. Зеленая, красная, синяя…

Мне сказали, будто это-

Все из солнечного света.

Если вместе их смешать,

Будет просто свет опять.

И.Векшегонова

Когда бывает радуга?

Град

Говорю я брату:

- Ох

С неба сыплется горох!

- Вот чудак!-

Смеется брат,-

Твой горох-

Ведь это (град)

Е Серова

Что за горох сыплется с неба?

Дождь

Хлещет ливень по кустам,

Бьет без промаху!

Всю малину исхлестал,

Всю черемуху!

Наклонил он ветки груш.

Нужен саду свежий душ,

Но зачем так сильно лить,

Набок яблоню валить?

Ливень! Ливень!

Вот так ливень!

Он все громче,

Говорливый!

А.Барто.

Почему идет дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть?

Листопад

Листопад!

Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

Ветер мимо пролетал,

-Ты не жалуйся врачу,

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

Н.Егоров

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии

поисково-исследовательской активности ребенка»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию

поисково – исследовательской активности детей.

Для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив,  связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том,  как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

 Ральф У. Эмерсон

Сообщение для представления презентации

Составленный план основного этапа проекта «Волшебница - вода», цели и задачи проектной деятельности способствовали расширению знаний и представлений детей о воде и льде. Основной этап проекта включил в себя беседы и наблюдения детей, опытно – экспериментальную совместную с педагогом деятельность по темам «Лед», «Разноцветные льдинки» . В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты: замерзшая вода, тающий лед, играем с красками, прозрачная вода, окрашивание воды, вода принимает форму, замораживание цветных льдинок, друзья, вода бывает теплой, холодной, горячей, которые способствуют реализации потенциальных возможностей и развитию первых творческих проявлений дошкольников. Результаты опытов фиксировали в дневнике экспериментов (рисунок 3 и рисунок 6,7). Во время основного этапа проекта «Волшебница-вода» для родителей была предложена консультация «Неизведанное рядом», и раздаточный материал «Экспериментируем дома», что позволило расширить совместную с детьми деятельность в домашних условиях.

На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды, льда. Для родителей оформили фотовыставку «Юные исследователи», в которой были представлены материалы фотофиксации совместной экспериментально-игровой деятельности с детьми. (рисунок 2, 4)

К.Е.Тимирязев

« Экспериментирование

как средство развития познавательной активности дошкольников»

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...

Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде

Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...