Образовательная область "Безопасность"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Одна из задач воспитания и обучения детей в ДОУ - подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности в условиях увеличения опасных ситуаций в окружающей нас действительности.
Для ее решения педагогу необходимо:
- Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей как в образовательной деятельности, так и в игровой.
- Организовать проблемно-игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой.
- Создать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослого с детьми.
Дети должны получать систематизированную информацию о безопасном поведении .По содержанию данная работа носит комплексный характер, где одновременно решаются несколько дидактических задач (усвоение новых и закрепление ранее приобретенных знаний и умений).
Особую роль при создании образовательной среды играет использование технологий и методов обучения. Здесь важно отметить роль игровых технологий. В качестве основных методов обучения рекомендуется использовать методы проблемного изложения информации.
Важно сконцентрировать специальную среду в определенном месте, где будут находиться макеты, фотографии с изображением, дорожные знаки, технические игрушки, развивающие игры, детские рисунки, модели, герои детских сказок, детская литература , аудио и видеозаписи.
Подбор содержания построен с учетом новых требований к содержанию дошкольного образования и предъявляемых к организации и проведению различных форм, в рекомендуемых видах деятельности.
К концу дошкольного возраста педагог должен обучить детей процессу обеспечения личной безопасности и подготовить к дальнейшему изучению данного вопроса в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«БЕЗОПАСНОСТЬ».
Одна из задач воспитания и обучения детей в ДОУ - подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности в условиях увеличения опасных ситуаций в окружающей нас действительности.
Для ее решения педагогу необходимо:
- Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей как в образовательной деятельности, так и в игровой.
- Организовать проблемно-игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой.
- Создать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослого с детьми.
Дети должны получать систематизированную информацию о безопасном поведении .По содержанию данная работа носит комплексный характер, где одновременно решаются несколько дидактических задач (усвоение новых и закрепление ранее приобретенных знаний и умений).
Особую роль при создании образовательной среды играет использование технологий и методов обучения. Здесь важно отметить роль игровых технологий. В качестве основных методов обучения рекомендуется использовать методы проблемного изложения информации.
Важно сконцентрировать специальную среду в определенном месте, где будут находиться макеты, фотографии с изображением, дорожные знаки, технические игрушки, развивающие игры, детские рисунки, модели, герои детских сказок, детская литература , аудио и видеозаписи.
Подбор содержания построен с учетом новых требований к содержанию дошкольного образования и предъявляемых к организации и проведению различных форм, в рекомендуемых видах деятельности.
К концу дошкольного возраста педагог должен обучить детей процессу обеспечения личной безопасности и подготовить к дальнейшему изучению данного вопроса в начальной школе.
«Безопасность»
Цель:
Формировать основы безопасности жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Задачи:
- Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передавать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Младшая группа.
П /п № | Содержание материала |
1 | Развивать сенсорные способности, умение называть и узнавать цвет, величину и форму предметов. Исследовать треугольные, круглые, прямоугольные предметы осязательно-двигательным и зрительным путем. |
2 | Учить определять величину предметов двух размеров. Познакомить с приемами сравнения. Активизировать в речи антонимы (большой- маленький, длинный –короткий, высокий –низкий, широкий – узкий, легкий -тяжелый и т.д.). |
3 | Учить различать пространственные направления в непосредственной близости от себя (вправо-влево, спереди-сзади, далеко-близко, высоко –низко и др.),уметь ориентироваться в пространстве. |
4 | Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке ДОУ. |
5 | Развивать умение определять местонахождение источника звука (движущийся транспорт, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора и т.д.) воспринимать звуки различной громкости, отличать звуки летящего самолета, едущего поезда, машины. Развивать слуховое внимание. |
6 | Знакомить с проезжей частью дороги, тротуаром. Объяснить значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Научить двигаться по зрительным сигналам. |
7 | Формировать представление об улице , транспортных средствах, с выделением наиболее значимых для обучения правилам дорожного движения, ситуаций и объектов. Пополнять словарь (улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, пешеходный переход, легковой автомобиль, автобус и т.д.) |
8 | На основе обогащения представлений о ближайшем окружении уточнять названия и назначение средств передвижения. Учить находить сходства и различия грузового и легкового транспорта, называть существенные детали ( у автомобиля - кабина, руль колеса и т.д.), качества (цвет, размер) местоположение (за окном высоко, далеко).Обращать внимание на сходные по назначению средства передвижения (машина, автобус и т.д.). Учить группировать по выделенным свойствам и назначению. |
9 | Давать представления о видах транспорта (наземный, водный, воздушный) и т.д. |
10 | Формировать представления о труде взрослых (шофер, водитель, милиционер), обратить внимание на результат их труда. |
11 | Ставить сюжетно-игровые и проблемные задачи по конструированию (построить дорогу, чтобы по ней ездили грузовые машины и т.д.). |
12 | Следить за тем, чтобы предметно-игровая среда становилась средством развития сюжетно-ролевых игр «Автобус», «Такси»и т.д. Обеспечивать свободное использование образных игрушек, предметов-заместителей, средообразующих игровых модулей. |
13 | Осуществлять поддержку самостоятельх сюжетно-ролевых игр. Поощрять принятие роли, развертывание взаимодействия и ролевого общения между детьми. Поддерживать игру. Одобрять ролевые реплики, связанные с культурой общения в транспорте. |
14 | Создавать условия для самостоятельных игр с дидактическим материалом. Поощрять игры с водой , песком (пускание корабликов, строительство дорог и др.) |
15 | Приучать соблюдать простейшие правила подвижной игры («Воробушки и автомобиль», «Поезд» и др. |
16 | Учить езде на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу, с поворотами. |
17 | Учить следить за развитием сюжета в значимых для обучения правилам дорожного движения рассказах, сказках, стихотворениях, с наглядным сопровождением, а затем и без него. Отвечать на вопросы педагога, передавать словами, действиями, жестами содержание произведения. |
18 | Соотносить содержание произведений с личным опытом, повседневной жизнью и окружением. Активно реагировать на высказывания ребенка типа: «А у меня дома такая машина есть». |
19 | Предоставлять для рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты, наборы технических игрушек в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о средствах передвижения. Поощрять вопросы. |
20 | Указывать на существующие в окружающем мире простые закономерности и зависимости (если темно – нужно зажечь фары, если скользко – посыпать проезжую часть песком). |
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование
как метод обучения.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется такой эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира как метод экспериментирования.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н.Поддъяков
( 1997г.) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования этого вывода педагог приводит много доказательств.
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, все более сложные цели.
3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким – то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. ( Я.А.Коменский, Локк, Песталоцци, Эфруси, Роттенберг, Руссо, Ушинский, Запорожец).
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно связано с трудом, развитием речи, с изобразительной деятельностью, с ФЭМП, чтением художественной литературы, иногда с музыкальным и физическим воспитанием.
Эксперименты классифицируются по разным принципам:
- по характеру объектов, используемых в эксперименте( опыты с растениями, животными, с объектами неживой природы, объектом которых является человек.)
- по месту проведения опытов ( в группе, на участке, в лесу, парке)
- по количеству детей ( индивидуальные, групповые, коллективные)
- по причине их проведения ( случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка)
- по характеру включения в пед.процесс.( эпизодические, систематические0
- по продолжительности ( кратковременные, длительные)
- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом ( однократные, многократные или циклические)
- по месту в цикле ( первичные, повторные, заключительные и итоговые)
- по характеру мыслительных операций ( констатирующие, сравнительные, обобщающие)
- по решению познавательной деятельности ( иллюстративные, поисковые, решение экспериментальных задач)
- по способу применения в аудитории (демонстрационные, фронтальные)
Детское экспериментирование имеет свои особенности:
- оно свободно от обязательности,
- не следует жестко регламентировать продолжительность опыта,
- не следует жестко придерживаться намеченного плана,
- дети не могут работать, не разговаривая,
- нужно учитывать индивидуальные различия,
Типичные недостатки при организации экспериментов
- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов,
- ребенок имеет право на ошибку,
- очень важно уметь применять адекватные способы вовлечения детей в работу,
- предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности,
- способ введения ребенка в целостный педагогический процесс,
- важен анализ результатов и формулирование выводов,
- нельзя применять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе.
Рекомендации по организации занятий
1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.
2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.
3. Помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.
4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.
5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексная непосредственно образовательная деятельность по теме "Я б в строители пошел, пусть меня научат" подготовительная к школе группа, образовательная область" Музыка", образовательная область"Познание"
Обобщение знаний детей о труде строителей,о строительных профессиях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...
Конспект Непосредственно- образовательной деятельности в средней группе «Новые приключения Колобка» Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
«Новые приключения Колобка»Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
Цель: Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...