Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Виды транспорта"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Хатырева Марина Андреевна

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Виды транспорта".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon transport.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром

"Виды транспорта"

Задачи:

Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.

Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.

Упражнять в правильном произношении звуков «р» и шипящих, в умении давать развернутые ответы на вопросы.

Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию.

Развивать любознательность, мышление, фонетический слух, мелкую моторику.

Воспитывать уважение к профессии водителя.

Оборудование:

Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками.

Аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом.

Три круга символизирующие три сигнала светофора, мячи.

Салфетки-паруса для дыхательной гимнастики.

Оборудование для аппликации.

Предварительная работа:

Наблюдение за транспортом.

Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт».

Раскрашивание картинок-разукрашек с изображением транспортных средств.

Беседа, дидактическая игра или занятие о правилах дорожного движения.

Ход занятия:

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем мне заниматься?

Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет, чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

 Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.

 

Загадка:

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - … (Ответы детей).

Да, это шофёры. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей).

(Воспитатель поправляет детей и делает акцент на таких качествах как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие,  вежливость).

Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!

Чтение стихотворения 

«Шофёры»

Шуршат по дорогам

Веселые шины

Спешат по дорогам

Машины, машины...

А в кузове -  важные,

Срочные грузы:

Кирпич и железо,

Дрова и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна

Но как она людям

Повсюду нужна.    Курбан Чолиев

Дидактическая игра "Все профессии важны"

Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.

Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки.

- Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?

(Ответы детей).

Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро.

А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный).

Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям?

(Ответы детей).

Дидактическая игра  «Едет, плывет, летит»

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками).

Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»

Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Динамическая пауза «Поезд с грузом»

Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего  поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.

Рассказ о видах транспорта

Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше – появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям и взрослым нужно  быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами – на дорогах, вокзалах, в  портах.

Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта.

   Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как  вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

   Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»

Детям предлагается подуть на  салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.

   Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.

   Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

   Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.

   С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.

   А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.  

Физкультминутка "Светофор"

Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя («Заводим моторы! Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный.

   Ну что же, мы сегодня познакомились с разными видами транспорта. С автомобилями, поездами и кораблями вы уже хорошо знакомы, а чуть позже вы познакомитесь и с другими транспортными средствами. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.

Аппликация «Воздушный шар»

Дети наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения – шар, корзину. Затем приклеивают нитки – стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.

Дополнительный материал к занятию.

«Авария»

Л. Рашковский

Без колеса четыре дня

Стоит машина у меня.

Весь кузов у нее помят,

А фары больше не горят,

Разбито вдребезги стекло,

Погнуто левое крыло…

А мама с папой говорят,

Что сам во всем я виноват,

Что я еще плохой шофер,

Что мчусь на красный светофор.

Согласен с ними я вполне

И папе обещаю:

- Купи еще машину мне,

Другую не сломаю.

«Переход»

В. Кожевников

Чтоб приучить пешехода к порядку,

Разлиновали асфальт, как тетрадку.

Через дорогу полоски идут

И за собой пешехода ведут.

Машина

Усачёв Андрей

 Машина выла под окном,

 Всю ночь она пpосилась в дом:

 - Зачем оставили однy-y,

И не подходите к окнy-y?

Автобус

Точно, вовремя и ловко

Подъезжаю к остановке.

 Все вошли, закрылась дверь,

- Пассажиры вы теперь.

Всё! Приехали! Ура!

Выходите, вам пора!

Пассажирка юных лет,

Предъявите ваш билет!

Автомобиль

Чернорицкая Ольга

 Легковая я машина,

 Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

 Маму, папу, дочку, сына

Целым скопом я вожу.

А ещё в меня бывает

Загружают двух собак,

Или папа разъезжает

 - Налегке и просто так.

Загадки про автомобили и машины

Это что за зверь такой Пробежал по мостовой, На ногах его - резина, А питается бензином? Он рычит, клубится пыль. Что за зверь? ... (Автомобиль)

 Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два слепящих огонька. (Автомобиль)

 Четыре колеса, Резиновые шины, Мотор и тормоза... И что это? (Машина)

Дом по улице идет, На работу нас везет. Не на тонких курьих ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус или троллейбус)

 Это что за кобылица Пьет бензин, а не водицу? (Машина)

 На четыре мы ноги Надевали сапоги. Перед тем, как надевать, Стали обувь надувать. (Шины)

Первый мой вопрос простой: Что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи Освещают путь в ночи? На машине их две пары… Догадались? Это — ... (Фары)

 Ну, ответьте-ка теперь, Что рычит, как дикий зверь? Что в машине всех главней? Не поедете на ней, Коль в машине до сих пор Не поставили ... (Мотор)

 Человеку, чтобы жить, Надо есть и надо пить. Пища есть и для машин, Называется - бензин. Эта пища не пустяк, Ей заполнен ... (Бензобак)

Едем, едем мы, и вот Надо сделать поворот. Путь вперед сейчас закрыт, И патруль на нас глядит. Чтоб не задержал патруль, Поворачиваем ... (Руль)

Встаем мы очень рано, Проста у нас забота – Любого пассажира Доставить на работу. (Водители) Выезжает на дорогу Он обычно спозаранку, На педаль поставив ногу И крутя рукой баранку. (Шофёр)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: "Транспорт"

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим  миром Тема: "Транспорт"...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и аппликацией в старшей группе "Виды транспорта"

Программное содержание: Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.Упражнять в умении кла...

«Транспорт»-конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей логопедической группы с диагнозом задержка психического развития

«Транспорт»-конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей логопедической группы с диагнозом задержка психического развития     ...

Конспект ноосферного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» (старшая группа)

Конспект ноосферного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» (старшая группа)...