Экспериментально – исследовательская деятельность в дошкольном учереждении
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Одним из эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение по теме:
Экспериментально – исследовательская деятельность
в дошкольном учереждении
воспитателя МБДОУ «Детский сад №11 г. Калининска
Саратовской области»
Пахомовой Марины Сергеевны
на районном методическом объединении воспитателей
Калининск -2012г.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Успешность подготовки детей к школе в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребёнок слышыт, видит, осязает окружающее.
Экспериментально- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах:
- Познавательное занятие или часть занятия;
- Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты);
- Наблюдение, труд в уголке и на участке;
- Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность);
- Развлечения.
ПАМЯТКА
Содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности.
ЖИВАЯ ПРИРОДА
1. Растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве)
2. Строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией:
- корень – укрепление в почве, всасывание и накопление воды и питательных веществ;
- стебель – «проведение» и накопление воды и питательных веществ;
- листья – «приготовление» пищи и дыхание;
- цветы и плоды – размножение.
3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных.
4.Многообразие живых организмов, их приспособление:
- к среде обитания;
- к сезону;
- экологической системе;
- природной (климатической) зоне;
5.Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода).
6. Факторы неживой природы ( вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу.
7. Характерные особенности сезонов (времен года):
- в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков (снег, град, дождь, туман, иней, роса и т.д.);
- в жизни растений и животных изменение внешнего вида, способов питания, образа жизни;
-в разных климатических зонах.
8. Характерные особенности экологических систем – зависимость живой и неживой природы на примере конкретных объектов:
- пруд – водная и водно-воздушная среда, бедная почва, много воды, недостаток света, невысокая температура;
- лес – богатая почва, мало света, достаточно влаги и тепла;
- луг – много света, нехватка влаги, достаточно тепла, почва беднее, чем в лесу;
- город – недостаток влаги, повышенная температура, плотная и бедная почва, мало света ( из-за строений), наличие продуктов жизнедеятельности человека (мусор, загазованность), понятие об искусственной экологической системе, о роли человека.
9.Характерные особенности природно-климатических зон – взаимосвязь неживой и живой природы:
-тундра – низкие температуры, недостаток света, вечная мерзлота в почвенном слое, повышенная влажность, короткое лето и продолжительная зима;
- смешанный лес (тайга) – наличие сезонности, достаточное количество влаги, богатая почва, теплое лето, мало света;
- пустыня – высокая температура, много света, недостаток влаги, бедная почва, особенности зимы (суточные колебания температуры);
- саванна – высокая температура, бедная почва. достаточное количество света, сезон дождей и засухи, особенности зимы (отсутствие низких температур);
- джунгли – высокая температура, богатая почва (но вымываемая водой), избыточная влажность, недостаток света, отсутствие низких температур в течение всего года;
- Арктика и Антарктика – низкие температуры, отсутствие почвы, недостаток света, вода в двух агрегатных состояниях (твердом и жидком).
10. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы:
- живая и неживая природа (температура, освещенность, влажность, плодородие почвы и т.п.);
- животные и растения;
- растения и растения;
- животные и животные;
- человек и природа.
11. Представление о механизме приспособления, об эволюции животных и растений, о естественном отборе.
12. Характерные особенности растений и животных, позволяющие классифицировать и систематизировать их по разным признакам (строение, образ жизни, питание и т.п.):
- птицы – звери – насекомые – земноводные;
- плотоядные (хищники) – травоядные – всеядные животные;
- домашние – дикие животные;
- зимующие – перелетные птицы…
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем (плодородная часть почвы).
2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое):
- свойства и качества;
- переход из одного состояния в другое;
-круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.
3. Планета Земля:
- рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток;
- природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).
4. Космос:
- Солнечная система – планеты, спутники (естественные – Луна и искусственные);
- небесные тела (метеориты, кометы)
- солнечное и лунное затмение.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1. Свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование.
2. Магнетизм, процесс намагничивания – размагничивания, компас.
3. Вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса.
4. Электричество (статическое), условия его возникновения, свойства электричества, материалы – проводники и изоляторы, природное (молния) и рукотворное ( ТЭЦ, ГЭС, электрические батареи) электричество.
5. Звуки, их разнообразие, источники звуков, причины возникновения и исчезновения, эхо, особенности восприятия звуков человеком и некоторыми животными.
6. Тепло. Тепловые явления. Влияние тепла на свойства веществ, теплопроводность и теплоизоляция (условия потери и сохранения тепла), измерение температуры тел и веществ.
7. Движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому.
8. Время, день и ночь, дни недели, месяцы, календарь, часы.
ЧЕЛОВЕК
1. Человек – живой организм:
- особенности строения человеческого тела;
- особенности строения и функционирования органов и систем;
- человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных;
2. Человек – пользователь природы:
- экологические катастрофы (загрязнение воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.);
- роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф;
- выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития (стадии роста, особенности размножения, ухода и пр.);
- использование растений и животных, искусственный отбор.
РУКОТВОРНЫЙ МИР
1. Предмет как таковой:
- предмет и его признаки (строение, функции. Форма, размер, цвет, назначение);
- свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и т.п.);
- качество материала ( сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый ит.п.);
- связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением.
2. Предмет – результат деятельности человека:
- предметы и их значение для удовлетворения потребностей человека (духовных, интеллектуальных, игровых, социальных, трудовых, бытовых и др.);
- компоненты трудового процесса (цель, мотив, действие, операции, средства, результат) и его этапы (алгоритм деятельности).
3. Предмет- творение человеческой мысли:
- многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования;
- ретро- и перспективный взгляд на предмет (прошлое – настоящее – будущее);
- возможность сделать предмет удобным и красивым;
- отражение (зависимость) в предмете опыта человека-творца, его деловых и личностных качеств;
- связи, отношения в системе человек – предмет – природа – человек.
ПАМЯТКА
Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности.
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.
При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:
1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.
2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.
3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:
1)действие показывает педагог;
2)действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
3)иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
4)действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
5) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
6) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.
5. Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.
6. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях.
7. Для успешного руководства экспериментально- исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.
8. На занятиях должна быть спокойная обстановка.
При организации работы с живым объектом следует соблюдать следующие правила:
1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомым объектом.
2. Работа с ядовитыми животными, растениями и грибами проводится только в крайних, особо необходимых случаях, все операции пороводятся только педагогом. Детям такие объекты не даются.
3. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным. Чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.
4.Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное и не позволять этого делать детям.
5. При переноске животного из одного места в другое необходимо дать ему время освоиться на новом месте.
6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными.
7. От педагога требуется умение прогнозировать поведение животных, а в случае какой-либо опасности принять удар на себя и защитить детей.
8. Если во время проведения эксперимента животное начало нервничать, эксперимент следует прекратить, а животное изолировать от детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в летний период
Детям пяти-шести лет всё интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Сво...
Экспериментально – исследовательская деятельность в дошкольном учреждении
Экспериментирование в детском саду является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира....
Обобщение опыта работы по теме: "Экспериментально - исследовательская деятельность в дошкольном учрежнении".
МАДОУ детский сад № 158 города Тюмени Тема: Экспериментально – исследовательская деятельностьв дошкольном учреждении Воспитатель: Суворо...
Содержание экспериментально-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов по организации развивающей среды по исследовательской деятельности...
Экспериментально-исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении
В статье затрагивается проблема познавательного развития детей, выделяются различные формы работы с детьми....
Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель
Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...