Комплексное занятие "Зимние денечки"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Начевкина Любовь Сергеевна
  1. Продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора – пословицами, потешками, приметами, сговорками, сказками.
  2. Познакомить детей с календарным праздником «Сретенье», используя народные приметы, обычаи.
  3. Развивать мышление, творческое воображение в проблемных ситуациях, играх.
  4. Воспитывать интерес к народной культуре, развивать экологическое сознание через игры краеведческого содержания .
  5. Формировать уважительное отношение к членам семьи, создать ситуацию благодарности и внимания к близким людям.
  6. Учить действовать согласованно, играть дружно, помогая и не мешая друг другу.
  7. Совершенствовать связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie_okruzhayushchiy_mir.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ «ЗИМНИЕ ДЕНЕЧКИ»

Подготовительная группа

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора – пословицами, потешками, приметами, сговорками, сказками.
  2. Познакомить детей с календарным праздником «Сретенье», используя народные приметы, обычаи.
  3. Развивать мышление, творческое воображение в проблемных ситуациях, играх.
  4. Воспитывать интерес к народной культуре, развивать экологическое сознание через игры краеведческого содержания .
  5. Формировать уважительное отношение к членам семьи, создать ситуацию благодарности и внимания к близким людям.
  6. Учить действовать согласованно, играть дружно, помогая и не мешая друг другу.
  7. Совершенствовать связную речь.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправимся в страну русского фольклора!

  1. Беседа:
  1. Что такое фольклор? Это русское народное творчество.
  2. Жанры фольклора: потешки, сказки, поговорки, пословицы.
  3. Как вы понимаете, народное творчество? (звучит русская народная мелодия). Ребята, вы верите в чудеса?

2. Появляется волшебный сундук,

в нем предметы быта, одежды:

лапти, ложки, сарафан, скалка, бочонок, миски.

-В каких сказках встречаются эти предметы? Для чего они нужны? Давайте, придумаем другие назначения этих предметов.

( Развитие творческого воображения детей, например: миска-море, а ковш-парусник, бочонок-дом, сарафан-палатка, лапти-корзина, скалка-массажёр, ложки-молотки).

3. Влетает конверт.

- Вот так чудеса! А что же здесь написано?

«Труд человека кормит, а лень портит»,

«Без труда - нет плода».

- Дети, что я прочитала? (пословицы). О чем эти пословицы? ( О труде).

Какие пословицы о труде, вы знаете? (ответы детей).

- Зачем нужно трудиться, может, лучше быть лентяем и ничего не делать?

(Проблемная ситуация).

- Да, ребята, трудиться нужно всем, иначе будешь ходить голодным. У меня для вас есть работа - помогите мне сварить картошку.

Дети играют в русскую народную игру « В руке ложка, а в ложке - картошка».

  1. Входит Емеля с удочкой и сумой.

Емеля: Я, Емеля, сижу без дела, в школе не учился, я всегда ленился!

Сколько народа, да все красивые, нарядные.

Воспитатель: Подожди, Емеля, ты что-то забыл сказать? (поздороваться) Емеля: Привет! (нехотя).

Воспитатель: Емеля, а ты, что не знаешь вежливых слов?

Емеля: Что это за вежливые слова?

Воспитатель: Ребята сейчас тебя научат - (дети называют вежливые слова). Слово «здравствуйте» означает - желать человеку здравия, здоровья.

Емеля: Ой, простите, ребята, я этого не знал, Теперь буду здороваться, вежливые слова не забуду.

Воспитатель: Емеля, а с кем ты живешь?

Емеля: Семья у меня большая. (Достает портреты: отца, матери, деда, бабы, брата, сестры). Называет имена своих родных и то, чем они занимаются. Отмечает личные качества (доброта, строгость, отзывчивость, веселость…) Расспрашивает детей об их семьях.

Составление родословного дерева (описание, аппликация, рисование, стихи). Как узнать о прошлом (семейный альбом, летопись, дневники, сказания).

5. Воспитатель: Емеля, а зачем тебе удочка?

Емеля: Я собрался рыбу половить, да свою семью покормить.

Воспитатель: Так речка - ведь замерзла! Разве можно зимой рыбу ловить? (Ловят из проруби). Что такое прорубь? (ответы детей).

Емеля, мы тоже хотим пойти на речку и поможем тебе рыбы наловить.

Воспитатель: Ребята, берите лыжи и пойдем на речку (дети имитируют ходьбу лыжников). Физминутка.

Емеля: Что-то я забыл, как ваша речка называется? (Клязьма). А озеро у станции? (Малиновое). Клязьма далеко, а у «Зиминской» фабрики какая речка протекает? (Дрезна, Дрезнянка)

- Какая рыба в ней водится? (ответы детей: окунь, щука, лещ…). Дидактическая игра «Рыба речная и морская» (на классификацию)

Емеля учит детей бережному отношению к природе: ловить удочкой, брать столько, сколько съешь; выпускать мальков, прорубить проруби, чтобы рыба не задохнулась зимой).

( Емеля и дети имитируют прорубку проруби и ловлю рыбы).

Емеля: Спасибо вам, ребята, за то, что помогли мне, теперь у меня много рыбы, и всю мою большую семью я накормлю.

6. Воспитатель: Емеля, поиграй с нами.

Емеля: « А сговорки вы знаете»? (Новое слово и понятие)

Знакомство со сговорками, выбор двух маток, сговаривание пар между собой, используя смешные сговорки:

«Что возьмёшь: медведя лохматого или козла рогатого?

Из речки ерша или из лесу ежа?

Серую утку или золотую дудку?».

Выбирай: «Коня сивого или златогривого?

Белую берёзу или красную розу?

Хитрую лису или Марью-красу?» и т.п..

Проводится русская народная игра «Рыбка-окунечек»

(одна команда – рыбки, а другие – окунёчки».

7. Воспитатель: Емеля, а какие народные приметы ты знаешь?

Давайте, дети, устроим состязание: кто больше назовёт зимних примет! Состязаться будут две команды – мы их сговорками определили.

Педагог и Емеля помогают организоваться детям.

«В феврале два друга – мороз да вьюга», «Февраль рог зиме сшибает». «2 февраля показывает, какой будет весна : если солнце светит - весну жди тёплой, день пасмурный – весна с поздними заморозками». «Снегу на Крещение надует, хлеба прибудет», «На Крещенье много звёзд, так много красных ягод будет».

8. Воспитатель: Емеля, а какие народные зимние праздники ты знаешь?

Дети тебе подскажут, какие праздники они уже отметили.

Кстати, сегодня праздник. Какой?

Сретенье. Первая встреча весны - 15.02. Этот праздник служит границей между зимой и весной: зима идёт обратно, а лето – навстречу. Все душевные силы русского народа были направлены на приманивание весны.

Какова погода на Сретенье, такова и весна будет. «На Сретенье зима с летом встретилась», «Солнце идёт на лето, а зима на мороз». Существовала традиция - дети закликают солнышко.

Дети до восхода солнца просили солнышко показаться: «Солнышко-вёдрышко, выгляни, красное, из-за горы! Выгляни, солнышко, до вешней поры» Выгляни, ясное!». Если оно выходило, значит, весна откликнулась, нет – жди строгих морозов. Емеля прощается, благодарит всех.

9. Воспитатель:

На Сретенье всегда пекли печенье не простое, а в виде разных домашних животных. Это печенье раскладывали в сараях, чтобы скотина водилась, не болела; В кладовых – чтобы много припасов было; в доме, на окнах, чтобы оно оберегало от сглаза, от болезней, несчастья.

Давайте, тоже сделаем печенье из теста и подарим своим близким и друзьям, чтобы оно оберегало их от зла, болезней.

10. Работа с тестом. Угощение за праздничным столом всех гостей.

Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство неси!

11. Итоги. Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Рефлексия. Что ты чувствовал во время игр и труда? Что было интересно? С кем дружил? Кому помог?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенние денечки."

Наступила осень. Дети вышли на прогулку и радуются последним солнечным денечкам, лепят куличики....

Презентация "Наши зимние денечки"

Призываем всех к активному отдыху !...

У папы и сыночка веселые денечки

Праздник "У папы и сыночка веселые денечки...

Осенние денечки в группе "Акварельки"

Осень - замечательное время года!!! Наши осенние деньки в группе проходят продуктивно, интересно, занимательно и познавательно. ...

Конспект беседы на тему - «Летние денечки» (Средняя группа)

Познакомить детей с характерными признаками лета....

Крайние денечки прогулки снежной зимушки-зимы этого года

Крайние денечки прогулки снежной зимушки-зимы этого года ...