Программа "Правознайка"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Программа «Правознайка».
С наступлением XXI в. во всем мире проблема защиты детей обострилась, так как по-прежнему наблюдаются жестокое обращение, все виды эксплуатации, ущер физическому здоровью, умственному, моральному и социальному развитию, природные и экономические бедствия, вооруженные конфликты, похищение детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме.
Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребенка. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Дошкольное детство – не просто уникальные период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.
В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pravoznayka.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Правознайка».
С наступлением XXI в. во всем мире проблема защиты детей обострилась, так как по-прежнему наблюдаются жестокое обращение, все виды эксплуатации, ущер физическому здоровью, умственному, моральному и социальному развитию, природные и экономические бедствия, вооруженные конфликты, похищение детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме.
Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребенка. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Дошкольное детство – не просто уникальные период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.
В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Цель программы: максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Задачи программы:
- познакомить детей с основными документами по защите прав ребенка;
- развивать уважение и терпимость к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;
- формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);
- разъяснить общепринятые нормы и правила поведения;
- активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора.
Отличительные особенности программы: в отличие от имеющихся работ по изучению детьми прав, в моей работе сделан акцент на национальный аспект. Проблема многонационального состава населения нашей старны явилась причиной создания программы, в которой отразилась бы специфика дошкольного возраста. Необходимо использовать на занятиях фольклор разных народов, что способствует объединению детей разных национальностей, формированию толерантности.
Возраст детей: в реализации программы участвуют дети подгоотовительной к школе группы (6 – 7 лет).
Формы и режим занятий:
- игры с правилами (сюжетно-ролевые, словестные, подвижные);
- конкурсы;
- инценировки;
- моделирование и анализ ситуации;
- тематические праздники;
- игры-драматизации;
- экскурсии.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 30 минут.
Предполагаемый результат:
- Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
- Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
- Развить у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
- Развить адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Приобщать детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям.
Требования к уровню усвоения программы кружка:
К концу года дети должны знать: что существуют документы по правам человека; какие права в них закреплены; что этими правами обладают все люди в мире и что они не отъемлемы.
Уметь: слушать других; проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей; общаться с другими.
Иметь представления: об общепринятых нормах и правилах поведения; об ответственности.
Изучаемое право | Количество занятий, время проведение | Занятие | Работа вне занятий |
Сентябрь | |||
Конвенция о правах ребенка | 1-я неделя | Мы имеем права | Рассуждение на тему: «Я имею право». Беседы: «Я не должен», «Права и обязанности». Экскурсия по детскому саду. Чтение: «Решая споры словами, а не кулаками» Г. Шалаевой. |
3-я неделя | Жизнь дана на добрые дела | Цикл бесед: «Кого мы называем добрым (честным, вежливым…)». Чтение: «О челрвечестве» А. Барто, «Старик и яблоки» Л. Толстой. Беседы: «Жизнь детей разных стран», «Наши добрые дела», «Маленькое дело лучше большого безделья». Подвижные и дидактические игры разных народов. | |
Октябрь | |||
Право на жизнь | 1-я неделя | Право на имя | |
По –разному зовутся дети | Беседы: «Что означает твое имя», «дай имя своей любимой игрушке», «мое полное имя», «О происхождении фамилии». Чтение художественной литературы: А Успенская «Я не заноза», Э. Фарджен «Имена девочек», «Имена мальчиков», Э.Успенский «Рыжий». Игры: «А ты…», «Узнай по голосу», «Имена великих людей», «Обратить в другу по имени». | ||
Ноябрь | |||
Право на гражданство | 2-я неделя | Я – гражданин России | Беседа о государственной символике, гербе, флаге, гимне. Рассказ воспитателя о стране, об истории города, рассматривание фотографий. Экскурсия по городу. Рисование: «Мой дом – Россия», «Мой город». Игры: «Мы путешествует по родному краю», «Лишнее слово», «Откуда эти строки». |
Декабрь | |||
Право на семью | 1-янеделя | Без семьи нет счастья | Рассматривание семейных фотографий. Беседы: «Расскажи о своей семье», «Как мы отдыхаем всей семье», «Что я знаю о своих родных» Разучивание «Песни мамонтенка», стихотворений и загадок о родных людях; пословиц и поговорок о семье. Совместная работа с родителями: аппликация «Семейное древо». |
Право на охрану и укрепление здоровья | 3-я неделя | Расти здоровым | Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Чтение: «Приключения Незнайки и его друзей», Н. Носов «Человек заболел», К. Чуковский «Айболит». Игры: «Что я знаю о своем здоровье», «Больница», «Скорая помощь». Проведение спортивных праздников и развлечений «Веселые старты», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». |
Январь | |||
Право на жилье и его неприкосновенность | 3-я неделя | Мой дом – моя крепость | Чтение: «Три поросенка», «Кошкин дом» С.Маршак, Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носов, «Таинственный дом» Ю. Коринеца, сказки «Три медведя», стихотворений «Над нашей квартирой» Э. Успенский, «Лиса и крот» Б. Заходер. Просморт мультфильма «Винни-Пух в гостях у Кролика». Рисование: «Дом моей мечты». Прослушивание песен о доме. Обсуждение пословиц. |
Февраль | |||
Право на свободу | 1-я неделя | Право на свободу на сказке «Маша и медведь» | Беседа по сказке «Кот, петух и лиса». Решение проблемного вопроса «Для чего люди учатся?». Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых нарушается право на свободу. |
Право на образование | 3-я неделя | Грамоте учиться – всегда пригодится | Разучивание стихотворения «Как хорошо уметь читать» В. Берестова, «Школьнику на память», «Кот и лодыри» С. Маршак. Чтение: «Филиппок» Л. Толстой, «Песенка-азбука», «Птичья школа» Б. Заходер. Игры: «Скоро в школу», «Библиотека», «Магазин книг». Прослушивание песен: «Первоклашка-первоклассник» В. Шаинского, Ю. Энтина «Чему учат в школе» В. Шаинского, М. Пляцковского. Составление рассказов: «Чему я могу научить других людей», «Что могла бы рассказать книга о своем хозяине». Экскурсия в школу, библиотеку. Рисование: «Школа». |
Март | |||
Право на игру | 1-янеделя | Игралочка – чудесная страна | Чтение стихотворения «Детский сад» О. Высотская. Игры: «Передай улыбку», «Кто позвал?», «Послушаем себя», «Кто самый важный на Земле?», «Мы все одинаковые или нет?», «Школа жестов», «Я разный». Составление рассказов: «Нам нравится наш детский сад…». |
Право на труд | 3-я неделя | Беседа: «Что можно и что нельзя делать детям?». Помощь при уборке участка. Игры: «Кем я буду и каким?». Отгадывание загадок «Кому что нужно для работы». | |
Апрель | |||
Право на отдых | 1-я неделя | Я на солнышке лежу | Совместная работа с родителями: «Ура, мы на отдыхе!». Прослушивание песенки «Я на солнышке лежу». |
Право на особую защиту | 3-я неделя | Упражнения на освоение и закрепления позы покоя и расслабления мышц. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Игры: «Поводырь», «Спина к спине». | |
Май | |||
Итоговое занятие | 2-я неделя | Маленьким детям – больший права | |
Июнь | |||
Развлечение | 1-я неделя | День защиты детей |