Литературно-музыкальная викторина "Проводы зимы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель комплексного занятия: систематизировать и обобщить знания детей о зиме как о времени года, о приспособлении животного и растительного мира к перенесению суровых условий зимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-muzykalnaya_viktorina.doc | 57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная викторина
«Проводы зимы»
Работу выполнила воспитатель
1квалификационной категории
Михалева Т. А.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей о зиме как о времени года, о приспособлении животного и растительного мира к перенесению суровых условий зимы.
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой, развивать творческие способности детей.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, из окна, на экскурсиях, работа в уголке природы; чтение стихов, рассказов, сказок о зиме; рисование на тему о зиме; заучивание тематических стихов, пословиц, поговорок; просмотр диафильмов, слайдов, изготовление атрибутов для оформления группы, дидактического материала для проведения викторины, слушание музыки.
Материал: игровой круг с секторами, конверты с заданиями, кубики, мольберты, белая гуашь, кисточки, снежинки на каждого ребенка, иллюстрации с птицами, стилизованные окна на ватмане; костюм Зимы для воспитателя; магнитофон, магнитофонная запись песни «Что нам нравится зимой», «Времена года» П. И. Чайковского.
Методические приемы: игра-соревнование, чтение стихов, загадки, рисование, имитация движений, рассматривание иллюстраций, анализ сказочных произведений.
Ход викторины.
Группа оформлена как лесная полянка (избушка в снегу, елочки вокруг, повсюду рассыпаны бумажные снежинки). Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года», «Зима». Посреди группы — игровой стол.
Игровое поле состоит из круга, который разделен на 6 секторов разного цвета. Вопросы к викторине находятся в конвертах, соответствующих по цвету каждому сектору. В белом конверте — вопросы о месяцах зимы и неживой природе; в зеленом конверте — вопросы о жизни растений зимой; в красном — задание «Угадай отрывок сказки о зиме»; в коричневом — вопросы о животных; желтый конверт — с вопросами о жизни птиц зимой; в конверте синего цвета -задания закончить пословицу или поговорку о зиме. Определить сектор и номер вопроса можно с помощью двух кубиков (на гранях одного кубика — цвета секторов, на гранях другого — номера вопросов).
Ведущий (в костюме Зимы) приветствует детей:
У леса на опушке Хоть и зимушка я,
Живу в своей избушке И холодная,
Среди сугробов, елей, Зря вы прячете нос —
Буранов и метелей. Я же добрая!
Укутываю снегом Вас за щечки щипну
Леса, поля, дома, Ради шалости,
А льдом я выстилаю Всем забавы дарю
Озера, реки и моря... Лишь для радости.
Здравствуйте, ребята! Я — Зимушка. Ну вот и закончилось мое время. В назначенный срок я передам свои права Веснянке и распрощаюсь с вами до следующего года. Но перед тем, как мы расстанемся, я хочу предложить вам поиграть в интересную игру — викторину «Зимнее ассорти». Вы будете отвечать на разные интересные вопросы о зиме.
Ведущий предлагает детям разделиться на 2 команды, выбрать название команды, объясняет условия игры: побеждает та команда, которая лучше всех и больше всех знает о зиме и наберет наибольшее количество призовых очков. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Задания для белого сектора (месяцы, погода, неживая природа):
1. Назовите месяцы зимы. (Декабрь, январь, февраль)
2. Зимой греет, весной тает, летом пропадает, а осенью оживает. (Снег)
3. Гуляю в поле,
Летаю на воле
Кручу, верчу,
Знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю.
(Метель)
- Какие праздники мы отмечаем зимой? (Новый год, Рождество)
- Когда бывает самый короткий день и самая длинная ночь? (Зимой, в декабре)
6. Почему снег скрипит под ногами? (При сильном морозе «крылышки» у снежинок ломаются)
Задание для всех команд:
Какой мастер на стеклах нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)
(Каждой команде нужно нарисовать узоры на «окне» — по очереди рисует каждый член команды).
Задания для зеленого сектора (растения зимой):
- Почему деревья зимой стоят без листьев? (Прекращается сокодвижение, дерево спит, отдыхает, листья сброшены, чтобы ветки не ломались от снега)
- Зимой и летом — одним цветом. Что это? (Ель, сосна) Чем отличаются ель и сосна от других деревьев зимой?
(Стоят зеленые, листья не опадают)
3. Для чего нужны деревья и кустарники зимующим животным? (Находят на них корм, грызут кору)
- Почему под снегом зеленая трава не замерзает? (Снег не пропускает холода, является «одеялом» для растений)
- Как часто нужно поливать комнатные растения в зимнее время? (Реже, т. к. зимой замедляются их рост и развитие).
- Почему почки зимой не замерзают? (Покрыты плотными защитными чешуйками)
Задания для красного сектора (из какой сказки эти строки?):
1. «Пришла зима студеная, с вьюгой да со снежными сугробами. Зайка от холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить».
(Русская народная сказка «Лиса и Заяц»)
2.«Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу ее узнал». Кто это? («Снежная Королева». Г. -X. Андерсен)
3. «Пришла зима лютая, затрещали морозы. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забилась в подполье, кот на печи, а петух под потолком на жердочке пристроился...»
(Русская народная сказка «Дружба зверей»)
4. «Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик... седой-седой, сидит он на ледяной скамеечке да снежные комочки ест: тряхнет головой — от волос иней сыплется, духом дохнет — валит пар густой».
(«Мороз Иванович». Одоевский)
5. «Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: ловись, рыбка, мала и велика».
(Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Серый волк»)
6.«Придумала мачеха падчерицу со двора согнать: "Вези, старик, ее, куда хочешь, чтобы глаза мои ее не видели... во чисто поле на трескучий мороз"».
(Русская народная сказка «Морозко»)
Физкультминутка Зима: Ребята, вы, наверное, устали, давайте немного отдохнем.
Что делал зимой, Дай, дружок, мне ответ. Слушай внимательно,
Отвечай «да» иль «нет»!
В снежки играли вы с друзьями?
(Дети хором отвечают.)
Грибы по лесу собирали сами?
С горки на санках катались?
В деревне в речке купались?
По лесу на лыжах бродили?
А много цветов находили?
В саду своем грядки копали?
И с Дедом Морозом плясали?
Друзья, не устали еще отвечать?
А через год меня ждете опять?
Зима: А теперь покажите, как мы играли в снежки, катались на лыжах, коньках. (Инсценирование песни «Что нам нравится зимой?». Дети имитируют движения.)
Спасибо! Я так рада, что мое время года доставило вам столько удовольствия и радости. А сейчас продолжим нашу игру.
Задание для коричневого сектора (животные):
1. У кого нет домика в зимнюю стужу? (У зайца.) Как он приспосабливается к зиме?
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора.
2. Как зимует медведь? (Спит в берлоге) Почему? Чем питается? (Нет корма, лапу сосет)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
3. Как зимует белка и чем питается? (Скачет по веткам, прячется от мороза в дупле, питается запасами с осени)
А когда придет зима
И сугробов терема,
Белка спрячется в дупло,
Там и сухо, и тепло,
4.За кем зимой охотится лиса? (За мышами)
Бродит по лесу сестрица,
Ищет, чем бы поживиться.
Слышит: возятся, пищат
В норках выводки мышат.
И плутовка быстро, быстро
Разрывает снег пушистый...
- Чей тоскливый вой слышится зимой? Почему волки зимой громко воют? (Сообщают, что территория занята; передают своим сородичам послание о добыче)
- Зачем заяц зимой скачет за лосями? (Лось ломает рогами ветви, а заяц их грызет)
Задание для синего сектора (закончи пословицу, поговорку):
- Береги нос... (в большой мороз).
- Мороз невелик... (да стоять не велит).
- Декабрь год кончает... (зиму начинает).
- Как зима не злится... (весне покорится).
- Спасибо, мороз, что... (снегу нанес).
- Зимой солнце, что мачеха: светит, да... (не греет).
Задание для желтого сектора (птицы):
(Используем предметные картинки серии «Птицы»: воробей, ворона, синица, дятел, сорока, снегирь, клест, скворец, ласточка.)
- Покажите картинки зимующих птиц.
- Какие птицы похожи на яблоки и откуда они прилетают? (Снегири, с севера). Бывают ли они в нашем городе?
Стынут ветки на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? На березе Яблоки поспели.
- Для какой птицы вешают зимой кусочки несоленого сала? И почему? (Синице, спасают ее от голода)
Все тропинки занесло.
Снег блестит, искрится.
Клювиком в мое стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
4. У какой птицы зимой появляются птенцы? Почему? (У клеста. Зимой для него много корма — семян хвойных)
- Где зимуют вороны, воробьи, голуби? Почему? (В городе, в деревне, рядом с человеком: есть пища, спасаются от врагов)
- Чем питается зимой дятел? Как его еще называют? (Шишками ели и сосны, насекомых достает в коре деревьев. Санитар леса: уничтожает личинок вредных насекомых)
Зима подводит итоги викторины, награждает победителей, отмечает всех участников: Молодцы, ребята, вы хорошо играли со мной, правильно отвечали на вопросы. Я уверена, вы все обо мне знаете. Теперь я могу спокойно передать свои права Весняночке. А на прощанье я хочу подарить на память обо мне снежинки и предлагаю вам с ними потанцевать (звучит музыка вальса, дети танцуют, Зима танцует с детьми и медленно удаляется, как бы «растворяется», прощаясь с детьми).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция для детей старших и средних групп «День Птиц»
Сценарий для детей средних и старших групп посвященный "Дню птиц"...
Сценарий литературно-музыкального досуга "Сказки дедушки Чуковского"
Литературный досуг -это результат проектной работы по ознакомлению детей с произведениями К.И Чуковского. Досуг получился весёлым и интересным....
Литературно-музыкальная гостиная "Музыка Зимы"
quot;Музыка Зимы" под таким названием проходило впервые интересное мероприятие для детей и родителей старшей-подготовительной группы....
Литературно музыкальная гостиная. Зима.
Литературно музыкальная гостиная. Зима....
литературно-музыкальная гостинная "зима"
краткосрочный проект...
СЦЕНАРИЙ литературно-музыкального вечера «Зимушка - Зима»
Задачи: обобщить представления детей о зиме;закрепить все знания о характерных признаках зимы;учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности;со...
Зимушка-зима (литературно-музыкальная гостиная)
Расширить знания детей о зиме через творчество великих поэтов и композиторов; развивать творческую активность, положительную мотивацию к чтению стихотворений, актерских качеств детей....