Литературно-музыкальная викторина "Проводы зимы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Цель комплексного занятиясистематизировать и обобщить знания детей о зиме как о времени года, о приспособлении животного и расти­тельного мира к перенесению суровых условий зимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno-muzykalnaya_viktorina.doc57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная викторина

«Проводы зимы»

 Работу выполнила воспитатель                      

 1квалификационной категории   

                                                Михалева Т. А.    

Цель: систематизировать и обобщить знания детей о зиме как о времени года, о приспособлении животного и растительного мира к перенесению суровых условий зимы.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой, развивать творческие способности детей.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, из окна, на экскурсиях, работа в уголке природы; чтение стихов, рассказов, сказок о зиме; рисование на тему о зиме; заучивание тематических стихов, пословиц, поговорок; просмотр диафильмов, слайдов, изготовление атрибутов для оформления группы, дидактического материала для проведения викторины, слушание музыки.

Материал: игровой круг с секторами, конверты с заданиями, кубики, мольберты, белая гуашь, кисточки, снежинки на каждого ребенка, иллюстрации с птицами, стилизованные окна на ватмане; костюм Зимы для воспитателя; магнитофон, магнитофонная запись песни «Что нам нравится зимой», «Времена года» П. И. Чайковского.

Методические приемы: игра-соревнование, чтение стихов, загадки, рисование, имитация движений, рассматривание иллюстраций, анализ сказочных произведений.

Ход викторины.

Группа оформлена как лесная полянка (избушка в снегу, елочки вокруг, повсюду рассыпаны бумажные снежинки). Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года», «Зима». Посреди группы — игровой стол.

Игровое поле состоит из круга, который разделен на 6 секторов разного цвета. Вопросы к викторине находятся в конвертах, соответствующих по цвету каждому сектору. В белом конверте — вопросы о месяцах зимы и неживой природе; в зеленом конверте — вопросы о жизни растений зимой; в красном — задание «Угадай отрывок сказки о зиме»; в коричневом — вопросы о животных; желтый конверт — с вопросами о жизни птиц зимой; в конверте синего цвета -задания закончить пословицу или поговорку о зиме. Определить сектор и номер вопроса можно с помощью двух кубиков (на гранях одного кубика — цвета секторов, на гранях другого — номера вопросов).

Ведущий (в костюме Зимы) приветствует детей:
         У леса на опушке                        Хоть и зимушка я,

Живу в своей избушке           И холодная,
         Среди сугробов, елей,           Зря вы прячете нос —
         Буранов и метелей.                       Я же добрая!

Укутываю снегом                       Вас за щечки щипну

Леса, поля, дома,                       Ради шалости,

А льдом я выстилаю              Всем забавы дарю

Озера, реки и моря...             Лишь для радости.

Здравствуйте, ребята! Я — Зимушка. Ну вот и закончилось мое время. В назначенный срок я передам свои права Веснянке и распрощаюсь с вами до следующего года. Но перед тем, как мы расстанемся, я хочу предложить вам поиграть в интересную игру — викторину «Зимнее ассорти». Вы будете отвечать на разные интересные вопросы о зиме.

Ведущий предлагает детям разделиться на 2 команды, выбрать название команды, объясняет условия игры: побеждает та команда, которая лучше всех и больше всех знает о зиме и наберет наибольшее количество призовых очков. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Задания для белого сектора (месяцы, погода, неживая природа):

1.        Назовите месяцы зимы. (Декабрь, январь, февраль)

2.        Зимой греет, весной тает, летом пропадает, а осенью оживает. (Снег)

3.        Гуляю в поле,
Летаю на воле
Кручу, верчу,
Знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю.

(Метель)

  1. Какие праздники мы отмечаем зимой? (Новый год, Рождество)
  2. Когда бывает самый короткий день и самая длинная ночь? (Зимой, в декабре)

6.        Почему снег скрипит под ногами? (При сильном морозе «крылышки» у снежинок ломаются)

Задание для всех команд:

Какой мастер на стеклах нанес

И листья, и травы, и заросли роз?

(Мороз)

 (Каждой команде нужно нарисовать узоры на «окне» — по очереди рисует каждый член команды).

Задания для зеленого сектора (растения зимой):

  1. Почему деревья зимой стоят без листьев? (Прекращается сокодвижение, дерево спит, отдыхает, листья сброшены, чтобы ветки не ломались от снега)
  2. Зимой и летом — одним цветом. Что это? (Ель, сосна) Чем отличаются ель и сосна от других деревьев зимой?

(Стоят зеленые, листья не опадают)

3.        Для чего нужны деревья и кустарники зимующим животным? (Находят на них корм, грызут кору)

  1. Почему под снегом зеленая трава не замерзает? (Снег не пропускает холода, является «одеялом» для растений)
  2. Как часто нужно поливать комнатные растения в зимнее время? (Реже, т. к. зимой замедляются их рост и развитие).
  3. Почему почки зимой не замерзают? (Покрыты плотными защитными чешуйками)

Задания для красного сектора (из какой сказки эти строки?):

1.        «Пришла зима студеная, с вьюгой да со снежными сугробами. Зайка от холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить».

        (Русская народная сказка «Лиса и Заяц»)

        2.«Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу ее узнал». Кто это? («Снежная Королева». Г. -X. Андерсен)

3.        «Пришла зима лютая, затрещали морозы. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забилась в подполье, кот на печи, а петух под потолком на жердочке пристроился...»

        (Русская народная сказка «Дружба зверей»)

         4.        «Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик... седой-седой, сидит он на ледяной скамеечке да снежные комочки ест: тряхнет головой — от волос иней сыплется, духом дохнет — валит пар густой».

                («Мороз Иванович». Одоевский)

         5.        «Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: ловись, рыбка, мала и велика».

            (Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Серый волк»)

         6.«Придумала мачеха падчерицу со двора согнать: "Вези, старик, ее, куда хочешь, чтобы глаза мои ее не видели... во чисто поле на трескучий мороз"».

 (Русская народная сказка «Морозко»)

        Физкультминутка Зима:   Ребята,   вы,   наверное,   устали,   давайте   немного отдохнем.

        Что делал зимой, Дай, дружок, мне ответ. Слушай внимательно,

        Отвечай «да» иль «нет»!

        В снежки играли вы с друзьями?

        (Дети хором отвечают.)

        Грибы по лесу собирали сами?

        С горки на санках катались?

        В деревне в речке купались?

        По лесу на лыжах бродили?

        А много цветов находили?

        В саду своем грядки копали?

        И с Дедом Морозом плясали?

         Друзья, не устали еще отвечать?        

        А через год меня ждете опять?

        Зима: А теперь покажите, как мы играли в снежки, катались на лыжах, коньках. (Инсценирование песни «Что нам нравится зимой?». Дети имитируют движения.)

        Спасибо! Я так рада, что мое время года доставило вам столько удовольствия и радости. А сейчас продолжим нашу игру.

        Задание для коричневого сектора (животные):

          1.        У кого нет домика в зимнюю стужу? (У зайца.) Как он приспосабливается к зиме?

        У косого нет берлоги,

        Не нужна ему нора.

        От врагов спасают ноги,

        А от голода — кора.

           2.        Как зимует медведь? (Спит в берлоге) Почему? Чем питается? (Нет корма, лапу сосет)

        Летом бродит без дороги

        Между сосен и берез,

        А зимой он спит в берлоге,

        От мороза прячет нос.

            3.        Как зимует белка и чем питается? (Скачет по веткам, прячется от мороза в дупле, питается запасами с осени)

        А когда придет зима

        И сугробов терема,

         Белка спрячется в дупло,

        Там и сухо, и тепло,

4.За кем зимой охотится лиса? (За мышами)

Бродит по лесу сестрица,

Ищет, чем бы поживиться.

Слышит: возятся, пищат

В норках выводки мышат.

И плутовка быстро, быстро

Разрывает снег пушистый...

  1. Чей тоскливый вой слышится зимой? Почему волки зимой громко воют? (Сообщают, что территория занята; передают своим сородичам послание о добыче)
  2. Зачем заяц зимой скачет за лосями? (Лось ломает рогами ветви, а заяц их грызет)

Задание для синего сектора (закончи пословицу, поговорку):

  1. Береги нос...   (в большой мороз).
  2. Мороз невелик... (да стоять не велит).
  3. Декабрь год кончает...   (зиму начинает).
  4. Как зима не злится...   (весне покорится).
  5. Спасибо, мороз, что...    (снегу нанес).
  6. Зимой солнце, что мачеха: светит, да...   (не греет).

Задание для желтого сектора (птицы):

(Используем предметные картинки серии «Птицы»: воробей, ворона, синица, дятел, сорока, снегирь, клест, скворец, ласточка.)

  1. Покажите картинки зимующих птиц.    
  2.  Какие птицы похожи на яблоки и откуда они прилетают? (Снегири, с севера). Бывают ли они в нашем городе?

Стынут ветки на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? На березе Яблоки поспели.

  1. Для какой птицы  вешают зимой  кусочки несоленого сала? И почему? (Синице, спасают ее от голода)

Все тропинки занесло.

Снег блестит, искрится.

Клювиком в мое стекло

     Стукнула синица.

     За окном повешу ей

    Я кусочек сала,

   Чтоб теплей и веселей

   Бедной птахе стало.

4.        У какой птицы зимой появляются птенцы? Почему? (У клеста. Зимой для него много корма — семян хвойных)

  1. Где зимуют вороны, воробьи, голуби? Почему? (В городе, в деревне, рядом с человеком: есть пища, спасаются от врагов)
  2. Чем питается зимой дятел? Как его еще называют? (Шишками ели и сосны, насекомых достает в коре деревьев. Санитар леса: уничтожает личинок вредных насекомых)

Зима подводит итоги викторины, награждает победителей, отмечает всех участников: Молодцы, ребята, вы хорошо играли со мной, правильно отвечали на вопросы. Я уверена, вы все обо мне знаете. Теперь я могу спокойно передать свои права Весняночке. А на прощанье я хочу подарить на память обо мне снежинки и предлагаю вам с ними потанцевать (звучит музыка вальса, дети танцуют, Зима танцует с детьми и медленно удаляется, как бы «растворяется», прощаясь с детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция для детей старших и средних групп «День Птиц»

Сценарий для детей средних и старших групп посвященный "Дню птиц"...

Сценарий литературно-музыкального досуга "Сказки дедушки Чуковского"

Литературный досуг -это результат проектной работы по ознакомлению детей с произведениями К.И Чуковского. Досуг получился весёлым и интересным....

Литературно-музыкальная гостиная "Музыка Зимы"

quot;Музыка Зимы" под таким названием проходило впервые интересное мероприятие для детей и родителей старшей-подготовительной группы....

Литературно музыкальная гостиная. Зима.

Литературно музыкальная гостиная. Зима....

СЦЕНАРИЙ литературно-музыкального вечера «Зимушка - Зима»

Задачи: обобщить представления детей о зиме;закрепить все знания о характерных признаках зимы;учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности;со...

Зимушка-зима (литературно-музыкальная гостиная)

Расширить знания детей о зиме через творчество великих поэтов и композиторов; развивать творческую активность, положительную мотивацию к чтению стихотворений, актерских качеств детей....