Игра-экспериментирование "Путешествие по Муякану"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Игра-экспериментирование "Путешествие по Муякану" для детей средней группы поможет детям решить проблемную ситуацию: из чего лучше постороить кораблик, чтобы отправиться на нем в путешествие по реке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_muyakanu.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка»
Образовательная область «Познание»
Игра-экспериментирование «Путешествие по Муякану»
для детей 4-5 лет.
Харитоненко Галина Васильевна
п.Северомуйск
2012 г
Образовательная область «Познание»
Игра-экспериментирование «Путешествие по Муякану»
для детей 4-5 лет.
Игра-экспериментирование 1.
Цели:
формировать у детей представление о свойстве бумаги размокать в воде;
продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
поощрять выдвижение гипотез;
развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей;
воспитывать положительные взаимоотношения, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи;
познакомить с символами, обозначающими характеристику предметов.
Материал: тазы для воды (по 1 на подгруппу из 3-4 детей), тряпочки для вытирания воды, письмо от Почемучки, бумажный кораблик.
Предварительная работа: конструирование из бумаги корабликов, чтение стихов: В. Сутеев «Кораблик», С. Маршак «Плывёт, плывёт кораблик»; дидактическая игра «Подбери слова».
Разработка детьми правил работы с водой и составление памятки (в виде схемы или в рисунках).
Ход занятия.
Дети читают письмо от Почемучки: «Дорогие ребята, я приглашаю вас в путешествие по реке Муякан на моём кораблике». Ребята вместе с воспитателем рассматривают бумажный кораблик и высказывают предположения о том, что на нём невозможно путешествовать (выделяют проблему): нельзя, он маленький; он утонет; он быстро промокнет; он ненадёжный.
Почемучка высказывает недоверие, педагог подводит детей к необходимости доказать опытным путем, что их предположения верны.
На начальном этапе необходимо обратить внимание на то, как дети приняли и поставили перед собой цель эксперимента, опросить как можно большее количество детей («А твоя цель?», «А что ты хочешь узнать?»).
Дети планируют деятельность, самостоятельно готовят необходимые для эксперимента материалы: берут бумажные кораблики, тазы, наливают в них воду; делятся на подгруппы по количеству тазиков (по желанию).
Затем проверяют: тонет или нет бумажный кораблик, степень его надежности. Дети наблюдают, как постепенно бумага намокает в воде, рвется, становится непрочной.
Выводы:
у меня кораблик намок и стал мягким;
я бы не хотел на таком путешествовать, он же утонет; мой упал набок, и его залила вода;
- нужно сообщить Почемучке, что на бумажном кораблике путешествовать нельзя, он непрочный, размокает в воде.
Воспитатель. Как об этом сообщить Почемучке? Дети решают схематично отобразить результаты экспериментирования и отправляют письмо Почемучке.
Тема. Путешествие по Муякану.
Игра-экспериментирование 2.
Цели:
продолжать развивать познавательную активность детей через создание проблемных ситуаций;
продолжать развивать исследовательскую деятельность ребёнка;
закреплять умение пользоваться символами, обозначающими характеристику предметов;
формировать навыки сравнения свойств различных материалов;
развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний;
- развивать дружеские взаимоотношения во время работы;
- поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя способ сравнения, группирования предметов;
- воспитывать аккуратность;
- закреплять умение соблюдать элементарные правила безопасности в природе.
Материал: презентация «Путешествие по Муякану»; мультимедийная доска.
тазы для воды, вода, картон, поролон, пластмасса, дерево, металл, письмо от Почемучки, конверты, знаки-символы, ветошь, фартуки.
Предварительная работа: свободное экспериментирование в течение недели с водой и бумагой, рассматривание иллюстраций из серии «Водный транспорт».
Связь с другими образовательными областями: коммуникация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, здоровье.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, как называется наш посёлок?
Рядом с нашим посёлком протекает река. Как она называется?
Дети, предлагаю посмотреть фото «Путешествие по Муякану».
Узнали, нашу реку Муякан? Какая река?
Река у нас горная, быстрая, шумная, холодная, красивая, чистая.
Близко подходить опасно… Почему?
Вывод: К реке можно подходить только с взрослыми.
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от Почемучки.
Дети получили письмо от Почемучки: «Здравствуйте, дорогие ребята! Спасибо вам за помощь. Я поняла, что кораблик из бумаги делать нельзя. Но как, же тогда я отправлюсь в путешествие по Муякану?».
Дети высказывают предложения. Если среди ответов детей появляется высказывание о том, как можно изготовить кораблик, то воспитатель развивает эту идею. Если такого предложения не возникает, воспитатель подводит детей к мысли о том, что Почемучка сама может построить кораблик, а дети могут подсказать, как и из чего это можно сделать.
Воспитатель. Какими свойствами должен обладать кораблик?
Дети. Держаться на воде и не тонуть.
Воспитатель. Какие материалы отвечают этим требованиям (держаться на воде и не тонуть)?
Дети. Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно попробовать поролон...
Воспитатель. Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства кораблика?
Дети выдвигают предположения о способах проверки предложенных материалов.
Воспитатель уточняет цели деятельности детей и подводит их к планированию эксперимента.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем настоящими «юными учёными» - это очень почётное и ответственное звание («звание» повышает статус детей). Попробуем помочь Почемучке. Проверим , из каких материалов можно построить кораблик?
Для начала давайте разомнём руки и представим, как наша кораблики поплывут по реке. Упражнение «Волны» Ребята располагают сплетённые в кистях руки на уровне груди и ритмично двигают ими. Для создания ритма читаю отрывок из стихотворения С.Маршака. «Кораблик». Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой.
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой.
Воспитатель. Ребята, обратите внимание на предметы, которые вас окружают, выберите те предметы, из которых можно сделать кораблик.
Воспитатель. Что мы будем делать и для чего? Что нам для этого потребуется? Проведём эксперимент.
Дети находят в группе предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона, наливают воду в тазики, проводят эксперимент. Определяют, плавает ли предмет, лёгкий он или тяжелый. Определив характерную особенность предмета, дети из знакомых символов выбирают тот, который соответствует данной особенности , и ставят его под знаком «плавает» или «не плавает».
В ходе работы воспитатель вызывает детей на диалог с целью осмысления действий и предполагаемых результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?» (Я взял железо, дерево и т. д., чтобы проверить, тонет оно или нет.)
Дети по очереди рассказывают о своём эксперименте, делают собственный вывод.
Индивидуальная работа с детьми по формулировке выводов.
Воспитатель. Что получилось? Какие выводы ты сделал? А как это получилось? Из чего бы ты посоветовала сделать корабль Почемучке? А это значит...
Выводы:
я бы сделал кораблик из дерева, у меня деревяшка не утонула;
а у меня пластмассовый кубик не утонул, наверное, можно и из пластмассы построить;
железка сразу пошла ко дну, значит, не подходит;
а поролон сильно намокает - это плохо;
Почемучке лучше строить кораблик из дерева или пластмассы.
Воспитатель. Нам нужно отправить ответ Почемучке. Писать мы не умеем… Выберите карточки, обозначающие материалы, из которых можно строить кораблик Складываем в конверт знаки-символы, и отправляем Почемучке.
Какую задачу мы поставили перед собой?
Я думаю, что вы с этой задачей справились прекрасно! Сегодня вы были учёными и выяснили, то, что кораблики можно построить из дерева и пластмассы. А за что вы хотели бы себя похвалить?
Игра «Я хочу похвалить себя за…»
«Я хочу похвалить своих друзей за…»
- Скажем спасибо друг другу за сотрудничество.
Материал. Личные фото.
Обучение творческому рассказыванию для детей 5-7 лет. Л.М. Граб. Волгоград Издательство «Учитель»,2010 г.