Игра-экспериментирование "Путешествие по Муякану"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Харитоненко Галина Васильевна

Игра-экспериментирование "Путешествие по Муякану" для детей средней группы поможет детям решить проблемную ситуацию: из чего лучше постороить кораблик, чтобы отправиться на нем в путешествие по реке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_muyakanu.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка»

     

   Образовательная область «Познание»

               Игра-экспериментирование  «Путешествие по Муякану»

       для детей 4-5 лет.

    Харитоненко Галина Васильевна

п.Северомуйск

2012 г

        Образовательная область «Познание»

Игра-экспериментирование  «Путешествие по Муякану»

       для детей 4-5 лет.

      Игра-экспериментирование 1.

Цели:

формировать у детей представление о свойстве бумаги размокать в воде;

продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

поощрять выдвижение гипотез;

развивать  умение  понятно  для  окружающих  выражать свои мысли, обогащать словарь детей;

воспитывать  положительные   взаимоотношения,   умение договариваться друг с другом для решения общей задачи;

познакомить с символами, обозначающими характеристику предметов.

Материал: тазы для воды (по 1 на подгруппу из 3-4 детей), тряпочки для вытирания воды, письмо от Почемучки, бумажный кораблик.

       Предварительная работа: конструирование из бумаги корабликов, чтение стихов: В. Сутеев «Кораблик», С. Маршак «Плывёт, плывёт кораблик»; дидактическая игра «Подбери слова».

Разработка детьми правил работы с водой и составление памятки (в виде схемы или в рисунках).

Ход занятия.

Дети читают письмо от Почемучки: «Дорогие ребята, я приглашаю вас в путешествие по реке Муякан на моём кораблике». Ребята вместе с воспитателем рассматривают бумажный кораблик и высказывают предположения о том, что на нём невозможно путешествовать (выделяют проблему): нельзя, он маленький; он утонет; он быстро промокнет; он ненадёжный.

Почемучка высказывает недоверие, педагог подводит детей к необходимости доказать опытным путем, что их предположения верны.

На начальном этапе необходимо обратить внимание на то, как дети приняли и поставили перед собой цель эксперимента, опросить как можно большее количество детей («А твоя цель?», «А что ты хочешь узнать?»).

Дети планируют деятельность, самостоятельно готовят необходимые для эксперимента материалы: берут бумажные кораблики, тазы, наливают в них воду; делятся на подгруппы по количеству тазиков (по желанию).

Затем проверяют: тонет или нет бумажный кораблик, степень его надежности. Дети наблюдают, как постепенно бумага намокает в воде, рвется, становится непрочной.

Выводы:

у меня кораблик намок и стал мягким;

я бы не хотел на таком путешествовать, он же утонет; мой упал набок, и его залила вода;

      - нужно сообщить Почемучке, что на бумажном кораблике путешествовать нельзя, он непрочный, размокает в воде.

     Воспитатель. Как об этом сообщить Почемучке? Дети решают схематично отобразить результаты экспериментирования и отправляют письмо Почемучке.

Тема. Путешествие по Муякану.

Игра-экспериментирование 2.

Цели:

продолжать развивать познавательную активность детей через создание проблемных ситуаций;

продолжать развивать исследовательскую деятельность ребёнка;

закреплять умение пользоваться символами, обозначающими характеристику предметов;

формировать навыки сравнения свойств различных материалов;

развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний;

-        развивать дружеские взаимоотношения во время работы;

- поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя способ сравнения, группирования предметов;
     - воспитывать аккуратность;

- закреплять умение соблюдать элементарные правила безопасности в природе.

Материал: презентация «Путешествие по Муякану»; мультимедийная доска.

тазы для воды, вода, картон, поролон, пластмасса, дерево, металл,  письмо от Почемучки, конверты,  знаки-символы, ветошь, фартуки.

Предварительная работа: свободное экспериментирование в течение недели с водой и бумагой, рассматривание иллюстраций из серии «Водный транспорт».

Связь с другими образовательными областями: коммуникация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, здоровье.

Ход занятия.

     Воспитатель: Ребята, как называется наш посёлок?

      Рядом с нашим посёлком протекает река. Как она называется?

 Дети, предлагаю посмотреть фото «Путешествие по Муякану».

     Узнали, нашу реку Муякан? Какая  река?

Река у нас горная, быстрая, шумная, холодная, красивая, чистая.

Близко подходить опасно…   Почему?

Вывод: К реке можно подходить только с взрослыми.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от Почемучки.

Дети получили письмо от Почемучки: «Здравствуйте, дорогие ребята! Спасибо вам за помощь. Я поняла, что кораблик из бумаги делать нельзя. Но как, же тогда я отправлюсь в путешествие по Муякану?».

Дети высказывают предложения. Если среди ответов детей появляется высказывание о том, как можно изготовить  кораблик, то воспитатель развивает эту идею. Если такого предложения не возникает, воспитатель подводит детей к мысли о том, что Почемучка сама может построить кораблик, а дети могут подсказать, как и из чего это можно сделать.

Воспитатель. Какими свойствами должен обладать кораблик?

Дети. Держаться на воде и не тонуть.

Воспитатель. Какие материалы отвечают этим требованиям (держаться на воде и не тонуть)?

Дети. Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно попробовать поролон...

Воспитатель. Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства кораблика?

Дети выдвигают предположения о способах проверки предложенных материалов.

Воспитатель уточняет цели деятельности детей и подводит их к планированию эксперимента.

Воспитатель.  Сегодня  мы с вами будем настоящими «юными учёными» - это очень почётное и ответственное звание («звание»  повышает статус детей). Попробуем помочь Почемучке. Проверим , из каких материалов можно построить кораблик?

Для начала давайте разомнём руки и представим, как наша кораблики поплывут по реке. Упражнение «Волны» Ребята располагают сплетённые в кистях руки на уровне груди и ритмично двигают ими. Для создания ритма читаю отрывок из стихотворения С.Маршака. «Кораблик».                                  Плывёт, плывёт кораблик,

                                                  Кораблик золотой.

                                                  Везёт, везёт подарки,

                                                  Подарки нам с тобой.

Воспитатель. Ребята, обратите внимание  на предметы, которые вас окружают, выберите те предметы, из которых можно  сделать кораблик. 

Воспитатель. Что мы будем делать и для чего? Что нам для этого потребуется? Проведём эксперимент.

Дети находят в группе предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона, наливают воду в тазики, проводят эксперимент. Определяют, плавает ли предмет, лёгкий он или тяжелый. Определив характерную особенность предмета, дети из знакомых символов выбирают тот, который соответствует данной особенности ,  и ставят  его под знаком «плавает» или  «не плавает».

В ходе работы воспитатель вызывает детей на диалог с целью осмысления действий и предполагаемых результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?» (Я взял железо, дерево и т. д., чтобы проверить, тонет оно или нет.)

Дети по очереди рассказывают о своём эксперименте, делают собственный вывод.

Индивидуальная работа с детьми по формулировке выводов.

Воспитатель. Что получилось? Какие выводы ты сделал? А как это получилось? Из чего бы ты посоветовала сделать корабль Почемучке? А это значит... 

Выводы:

я бы сделал кораблик из дерева, у меня деревяшка не утонула;

а у меня пластмассовый кубик не утонул, наверное, можно и из пластмассы построить;

железка сразу пошла ко дну, значит, не подходит;

а поролон сильно намокает - это плохо;

Почемучке лучше строить кораблик из дерева или пластмассы.

Воспитатель. Нам нужно отправить ответ Почемучке. Писать мы не умеем… Выберите карточки, обозначающие материалы, из которых можно строить кораблик Складываем в конверт знаки-символы, и отправляем Почемучке.

   Какую задачу мы поставили перед собой?

   Я думаю, что вы с этой задачей справились прекрасно! Сегодня  вы были учёными и выяснили, то, что кораблики можно построить  из дерева и пластмассы. А  за что вы хотели бы себя похвалить?

  Игра «Я хочу похвалить себя за…»

            «Я хочу похвалить своих друзей за…»

-  Скажем спасибо друг другу  за сотрудничество.

Материал. Личные фото.

Обучение творческому рассказыванию для детей 5-7 лет. Л.М. Граб. Волгоград Издательство «Учитель»,2010 г.