Статья «Технология моделирования в формировании у детей знаний о труде взрослых»
статья по окружающему миру по теме
Зайцева Яна Хасаиновна
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка умным и успешным. И задача педагога превратить процесс познания ребёнком окружающего мира в увлекательную деятельность.
Разнообразные виды деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, творческая, и т.д.) способствуют овладению детьми различными знаниями и навыками, в том числе и трудовыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология моделирования | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Технология моделирования в формировании у детей знаний о труде взрослых»
Зайцева Яна Хасаиновна
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка умным и успешным. И задача педагога превратить процесс познания ребёнком окружающего мира в увлекательную деятельность.
Разнообразные виды деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, творческая, и т.д.) способствуют овладению детьми различными знаниями и навыками, в том числе и трудовыми.
О труде, как виде детской деятельности писали Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева. В работах Г. М. Годиной, Р. С. Буре, показана роль социально – значимой мотивации как основного компонента трудового процесса. В работах В. И. Логиновой, Н.Д. Крулехт система знаний о труде взрослых представлена на основе причинно – следственных связей, процесс преобразования предметов труда в ходе трудовых действий в окончательный продукт труда.
Для формирования у детей системных знаний о труде взрослых я использовала элементы моделирования трудового процесса:
- схема;
- лесенка;
- ладошка.
Структура трудового процесса поступательна и состоит из пяти элементов:
1. Определение цели и мотивация трудового процесса (Что?)
2. Отбор материалов (Из чего?)
3. Отбор инструментов (При помощи чего?)
4. Последовательность трудовых действий (Как?)
5. Результат труда (Что получилось?)
Процесс обучения детей моделированию состоял из следующих этапов:
1. Изучение (перекодировка образов) готовых символов и моделей построения трудового процесса.
2. Совместное с педагогом построение моделей.
3. Самостоятельное построение моделей трудового процесса и придумывание новых символов.
Постепенно происходит переход от наглядно – схематичной модели трудового процесса (младший возраст) к мысленному его выстраиванию (старший возраст).
В своей работе я использую такие методы и приёмы как: проведение наблюдения, экскурсия, беседа, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра. В старшем возрасте мультимедийные презентации, приготовление с детьми пищи, приглашение в группу людей интересных профессий. Данные методы дополняют друг друга и включают в себя различные формы детской деятельности, таким образом, в моей работе прослеживается интеграция многих образовательных областей.
Работа по возрастам планировалась следующим образом:
С детьми младшей группы я проводила наблюдения за трудом взрослых - сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, повар). В ходе наблюдения показывала и раскрывала детям цель и мотивы трудовой деятельности, обращала внимание на компоненты труда, объясняя их значимость, старалась обогатить и активизировать словарь детей за счёт названий орудий труда и названий трудовых действий.
Этот этап работы можно назвать подготовительным к дальнейшему обучению детей моделированию трудового процесса.
В средней группе на основе предметных моделей знакомила детей с самой структурой трудового процесса. Что позволило расширить представления детей о профессиях (шофёр, почтальон, продавец, врач). Наглядность модели помогает детям понять сам ход трудового процесса поэтапно от его цели к результату. Обязательное наличие пяти компонентов (смотри выше) помогает детям осознать, что при пропуске одного из них нарушается весь процесс труда и результат не может быть достигнут, или будет иным от задуманного. На данном этапе знакомлю с перекодировка образов в символы для формирования умения прочтения схем - моделей построения трудового процесса изготовленных педагогом.
В старшей группе продолжаю работу по формированию знаний детей о профессиях (парикмахер, учитель, строитель, художник, композитор, мастера декоративно-прикладного искусства). Моделирование становится более схематичным и позволяет выстроить не только трудовой процесс, который лежит в основе той или иной профессии, но и процесс собственной деятельности детей. Это помогает перевести детей к обобщенному представлению самой структуре трудового процесса, отвлекаясь от их конкретного содержания.
В подготовительной группе модель трудового процесса не только способствует расширению знаний о труде и профессиях (родителей и профессиях специфичных для нашего региона), но и позволяет развивать у детей умение анализировать их собственную продуктивную деятельность, контролировать каждый из её этапов. Полученные в ходе обучения знания о моделировании трудового процесса, позволяют воспитанникам организовать собственную продуктивную деятельность, и сделать её более результативной.
Таким образом, использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление, которое перерастает в планирующую функцию мышления при выполнении собственной трудовой деятельности.
Использование мною моделирование трудового процесса позволило сформировать у детей системные знания о труде взрослых, о свойствах материалов, об орудиях труда и инструментах, о различных способах выполнения тех или иных трудовых действий, о значении труда.
Помогло развить устойчивый познавательный интерес к самому трудовому процессу и накоплению положительного эмоционального опыта детей. Разнообразить труд детей и их продуктивную деятельность. Способствовало развитию у них самостоятельности в деятельности, её упорядочиванию, развитию самоконтроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых у дошкольников
Педагогическая технология "Моделирование"...
Формирование у детей представлений о труде взрослых.
Формирование у детей представлений о труде взрослых.Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ...
«Формирование у детей представлений о труде взрослых в старшем дошкольном возрасте»
На современном этапе развития педагогической науки возросло внимание к проблематике нравственного воспитания детей в труде как важнейшему средству формирования научного мировоззрения личности.Целью нр...
«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у детей представления о труде взрослых в детском саду»
Сюжетно-ролевая игра...
"Использование элементов моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых у дошкольников"
Трудовое воспитание - одно из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка - дает возможность решать широкий круг воспитательных задач. Правильно организованный труд уже в младшем дошколь...
Консультация для педагогов "Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых"
Консультация для педагогов...