"Путешествие в прошлое утюга"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и творческого воображения детей через использование элементов ТРИЗ и РТВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_proshloe_utyuga.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и творческого воображения детей через использование элементов ТРИЗ и РТВ.
Тема: «Путешествие в прошлое утюга»
Задачи:
1. Обогащать представления детей о многообразии утюгов;
2. Знакомить с историей создания утюга;
3. Развивать речь детей, обогащать словарь: «рубель», цельнолитой чугунный утюг, углевой утюг, электрический утюг, электрический паровой утюг;
4. Способствовать развитию воображения, фантазии;
5. Воспитывать внимание, усидчивость.
Материалы: утюги: цельнолитой, углевой, электрический; картинки с изображением утюгов разных видов, карточки для работы с системным оператором, системный оператор (волшебный экран), кольца Луллия «Целое-части»
Ход занятия.
- Ребята, я для вас приготовила загадку.
- Послушайте и попробуйте отгадать:
«В полотняной стране,
По реке Простыне,
Плывет пароход:
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать».
- О чем говорится в загадке? (об утюге)
- Ребята, я хочу пригласить вас на выставку, на которой представлены утюги.
- Давайте их внимательно рассмотрим.
- Какие утюги вы видите? (разные)
- Действительно, утюги разные. Какие они? (сделанные из разных материалов, электрические и не электрические).
- Какими из этих утюгов мы пользуемся сейчас с вами? (показ)
- Дети, а вы знаете, как появились первые утюги? (нет)
- А хотели бы узнать? (да)
- Для того чтобы узнать об истории появления утюгов, нам нужно отправиться в путешествие. И путешествовать мы будем во времени.
- На чем бы вы хотели отправиться в прошлое? (ответы)
- Тогда в путь!
Звучит аидиозапись.
- Сейчас я расскажу вам историю. Послушайте:
«Когда то давным-давно, когда не было ваших родителей и даже ваших дедушек и бабушек, а тем более не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду в реке, они ее отжимали, тщательно встряхивали, расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху плоским камнем и оставляли на некоторое время».
- Как вы думаете, хорошо ли разглаживалась одежда под тяжелым камнем? (нет)
«Прошло немного времени и люди стали пользоваться скалкой, на которую наматывали мятое белье. Толстой плашкой с зарубками и рукоятью передвигали вперед-назад по намотанной на скалку вещи. Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. Такое гладильное приспособление называлось «рубель». Мастера – резчики украшали рубели причудливыми узорами».
- Хорошо ли разглаживалось белье таким способом? (нет)
- Ребята, я с вами согласна. Таким гладильным орудием нельзя было хорошо разгладить одежду, оставалось много складок. Да и трудно было несколько раз наматывать и разматывать – уставали руки.
«А время шло вперед и люди заметили, что одежду хорошо разглаживает тяжелый предмет, к тому же горячий. Тогда и появился первый цельнолитой утюг из чугуна. (показ утюга) Такой утюг разогревали на открытом огне, и он был очень тяжелым. Такое глажение так же доставляло неудобства.
Люди значительно усовершенствовали цельнолитые утюги. И придумали угольный утюг. (показ утюга) Это была железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угли. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Утюгом необходимо было непрерывно размахивать».
- Как вы думаете, удобно было пользоваться угольным утюгом? (нет)
- Почему? (нужны были постоянно горячие угли, углями можно было обжечься, угли могли упасть на одежду)
«Изготавливали такие утюги вручную, при литье их украшали орнаментом, и стоили они очень дорого. Наличие утюга в доме считалось признаком достатка и благополучия. Иногда утюг выставляли на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения, и он с гордостью демонстрировался гостям».
«Но время стремительно летело вперед. Человек стремился как-то облегчить свой труд и придумал много вещей, которые помогали ему. Когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагреть электрическим током. Это были простейшие электрические утюги. Сначала их нагревали, потом отключали и только после этого гладили. Затем люди придумали регулятор, которым можно контролировать температуру нагревания. А сейчас современным утюгом можно даже отпаривать вещи. Такие утюги называют паровые».
- Интересная история? (ответы)
- Вы внимательно меня слушали, и я предлагаю вам, немного отдохнуть и вернуться в настоящее время.
Физкультминутка.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево (вращение головой).
А теперь руками крутим -
И для них разминка будет (вращение прямых рук).
Тянем наши руки к небу,
В стороны разводим (руки вверх – в стороны).
Повороты вправо – влево,
Плавно производим (повороты туловища).
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол (наклоны).
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминки.
- Теперь вы знаете историю из прошлого утюга. И я хочу вам предложить поработать с волшебным экраном.
2. | 1. | 3. |
5. | 4. | 6. |
Какой предмет мы рассматриваем? (утюг).
Для чего нам нужен утюг? (гладить)
Ребята назовите, какие части есть у утюга? Для чего нужна каждая часть? (корпус, ручка, шнур, вилка, подошва, кнопочки, регулятор температуры)
Скажите, пожалуйста, где мы можем увидеть этот предмет? Для чего он там? (магазин -купить, дом - для глажки белья, музей – посмотреть)
Чем раньше люди пользовались, чтобы погладить белье? (камнем, круглой палкой, рубелем)
Из скольких частей состоял рубель? (из 2). Назовите их? (круглая палочка с ручками, на которую наматывали белье и плоская палочка с зарубками, которой водили вперед-назад по намотанной вещи)
Где можно было увидеть такой предмет? (в домах, в мастерских)
- Как вы думаете, удобно было бы гладить таким гладильным приспособлением? (нет)
- Что придумали люди спустя много лет? (утюг)
- Что нужно, чтобы утюг работал и хорошо нагревался? (электричество)
- Значит, какой утюг? (электрический)
Игра «Хорошо-плохо».
- Скажите, чем хорош электрический утюг? (красивый, удобно гладить)
- Что в нем плохо? (может сломаться, без электричества не будет работать, тяжелый)
-Дети, кто знает, как нужно правильно обращаться с утюгом, чтобы не случилась беда? (ответы)
* Пользоваться утюгом могут только взрослые.
* Нельзя оставлять утюг включенным.
* После того как погладили, нужно ставить утюг на специальную подставку.
* Нельзя наливать воду в утюг, если он включен.
Эти правила должны соблюдать все без исключения.
- Вот, ребята, вы и узнали историю создания утюга. Как видите, прошло немало времени, для того, чтобы человек придумал такой электрический утюг, который помогает нам приводить одежду, вещи в опрятный и красивый вид.
- Для вас, ребята, я приготовила картинки с изображением утюгов, но с ними что – то произошло и некоторые части утюга исчезли. Посмотрите внимательно на картинки, найдите какой части не хватает, и дорисуйте ее.
Игра «Дорисуй, чего не хватает» (дети дорисовывают недостающие части)
- Наше занятие подошло к концу. Вы все хорошо работали на занятии, внимательно меня слушали.
- Для вас я приготовила игру о предметах, созданными человеком. С игрой вы можете ознакомиться в свободное время и узнать какие части есть у предметов, и из каких материалов они могут быть изготовлены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в прошлое утюга
Тема: «Путешествие в прошлое утюга» (по познавательному развитию раздела программы «Детство» «Ознакомление с социальной действительностью» для детей подготовительной логопедической группы).Прогр...
Путешествие в прошлое утюга
Экскурсия–занятие...
«Путешествие в прошлое утюга». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
Познакомить детей с историей утюга, его назначением , показать необходимость его в жизни человека....
Методическая разработка музейно-педагогического занятия: История одного предмета: «Путешествие в прошлое утюга»
Пояснительная записка Из цикла занятий: « История одного предмета»Для детей 6-7 лет.Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей вокруг данной темы. ...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в прошлое утюга"
Вызвать интерес к предметам прошлого. Знакомство детей с историей утюга....
Конспект по познавательному развитию "Путешествие в прошлое утюга"
В данном конспекте содеожится информация об истории возникновения утюга. О том, каким он был до наших дней....
Путешествие в прошлое утюга
Тема: «Путешествие в прошлое утюга».Цель: познакомить детей с историей возникновения утюга.Задачи:Закрепить знания детей о назначении и функции утюга, о его необходимости в жизни человека....