"Путешествие в прошлое утюга"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бакарченко Елена Викторовна

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и творческого воображения детей через  использование элементов ТРИЗ и РТВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_utyuga.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и творческого воображения детей через использование элементов ТРИЗ и РТВ.

Тема: «Путешествие в прошлое утюга»

Задачи:
1. Обогащать представления детей о многообразии утюгов;
2. Знакомить с историей создания утюга;
3. Развивать речь детей, обогащать словарь: «рубель», цельнолитой чугунный утюг, углевой утюг, электрический утюг, электрический паровой утюг;
4. Способствовать развитию воображения, фантазии;
5. Воспитывать внимание, усидчивость.

Материалы: утюги: цельнолитой, углевой, электрический;  картинки с изображением утюгов разных видов, карточки для работы с системным оператором, системный оператор (волшебный экран), кольца Луллия «Целое-части»

Ход занятия.

- Ребята, я для вас приготовила загадку.
- Послушайте и попробуйте отгадать:
                                «В полотняной стране,
                                  По реке Простыне,
                                  Плывет пароход:
                                  То назад, то вперед.
                                  А за ним такая гладь -
                                  Ни морщинки не видать».
- О чем говорится в загадке? (об утюге)
- Ребята, я хочу пригласить вас на выставку, на которой представлены утюги.
- Давайте их внимательно рассмотрим.
- Какие утюги вы видите? (разные)
- Действительно, утюги разные. Какие они? (сделанные из разных материалов, электрические и не электрические).
- Какими из этих утюгов мы пользуемся сейчас с вами? (показ)

- Дети, а вы знаете, как появились первые утюги? (нет)
- А хотели бы узнать? (да)
- Для того чтобы узнать об истории появления утюгов, нам нужно отправиться в путешествие. И путешествовать мы будем во времени.
- На чем бы вы хотели отправиться в прошлое? (ответы)
- Тогда в путь!

Звучит аидиозапись.

- Сейчас я расскажу вам историю. Послушайте:
«Когда то давным-давно, когда не было ваших родителей и даже ваших дедушек и бабушек, а тем более не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду в реке, они ее отжимали, тщательно встряхивали, расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху плоским камнем и оставляли на некоторое время».

- Как вы думаете, хорошо ли разглаживалась одежда под тяжелым камнем? (нет)

«Прошло немного времени и люди стали пользоваться скалкой, на которую наматывали мятое белье.  Толстой плашкой с зарубками и рукоятью передвигали вперед-назад по намотанной  на скалку вещи. Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. Такое гладильное приспособление называлось «рубель». Мастера – резчики украшали рубели причудливыми узорами».

- Хорошо ли разглаживалось белье таким способом? (нет)
- Ребята, я с вами согласна. Таким гладильным орудием нельзя было хорошо разгладить одежду, оставалось много складок. Да и трудно было несколько раз наматывать и разматывать – уставали руки.

 «А время шло вперед и люди заметили, что одежду хорошо разглаживает тяжелый предмет, к тому же горячий. Тогда и появился первый цельнолитой утюг из чугуна. (показ утюга)  Такой утюг разогревали на открытом огне, и он был очень тяжелым. Такое глажение так же доставляло неудобства.
Люди значительно усовершенствовали цельнолитые утюги. И придумали
угольный утюг. (показ утюга) Это была железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угли. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Утюгом необходимо было непрерывно размахивать».

- Как вы думаете, удобно было пользоваться угольным утюгом? (нет)
- Почему? (нужны были постоянно горячие угли, углями можно было обжечься, угли могли упасть на одежду)

«Изготавливали такие утюги вручную, при литье их украшали орнаментом, и стоили они очень дорого. Наличие утюга в доме считалось признаком достатка и благополучия. Иногда утюг выставляли на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения, и он с гордостью демонстрировался гостям».

«Но время стремительно летело вперед. Человек стремился как-то облегчить свой труд и придумал много вещей, которые помогали ему. Когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагреть электрическим током. Это были простейшие электрические утюги. Сначала их нагревали, потом отключали и только после этого гладили. Затем люди придумали регулятор, которым можно контролировать температуру нагревания. А сейчас современным утюгом можно даже отпаривать вещи. Такие утюги называют паровые».

- Интересная история? (ответы)
- Вы внимательно меня слушали, и я предлагаю вам, немного отдохнуть и вернуться в настоящее время.

Физкультминутка.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево (вращение головой).
А теперь руками крутим -
И для них разминка будет (вращение прямых рук).
Тянем наши руки к небу,
В стороны разводим (руки вверх – в стороны).
Повороты вправо – влево,
Плавно производим (повороты туловища).
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол (наклоны).
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминки.

- Теперь вы знаете историю из прошлого утюга. И я хочу вам предложить поработать с волшебным экраном.

2.

1.

3.

5.

4.

6.

Какой предмет мы рассматриваем? (утюг).
Для чего нам нужен утюг? (гладить)

Ребята назовите, какие части есть у утюга? Для чего нужна каждая часть? (корпус, ручка, шнур, вилка, подошва, кнопочки, регулятор температуры)

Скажите, пожалуйста, где мы можем увидеть этот предмет? Для чего он там? (магазин -купить, дом - для глажки белья, музей – посмотреть)

Чем раньше люди пользовались, чтобы погладить белье? (камнем, круглой палкой, рубелем)

Из скольких частей состоял рубель? (из 2). Назовите их? (круглая палочка с ручками, на которую наматывали белье и плоская палочка с зарубками, которой водили вперед-назад по намотанной вещи)

Где можно было увидеть такой предмет? (в домах, в мастерских)

- Как вы думаете, удобно было бы гладить таким гладильным приспособлением? (нет)
- Что придумали люди спустя много лет? (утюг)
- Что нужно, чтобы утюг работал и хорошо нагревался? (электричество)
- Значит, какой утюг? (электрический)

Игра «Хорошо-плохо».
- Скажите, чем хорош электрический утюг? (красивый, удобно гладить)
- Что в нем плохо? (может сломаться, без электричества не будет работать, тяжелый)

-Дети, кто знает, как нужно правильно обращаться с утюгом, чтобы не случилась беда? (ответы)
* Пользоваться утюгом могут только взрослые.
* Нельзя оставлять утюг включенным.
* После того как погладили, нужно ставить утюг на специальную подставку.
*  Нельзя наливать воду в утюг, если он включен.
Эти правила должны соблюдать все без исключения.

- Вот, ребята, вы и узнали историю создания утюга. Как видите, прошло немало времени, для того, чтобы человек придумал такой электрический утюг, который помогает нам приводить одежду, вещи в опрятный и красивый вид.

- Для вас, ребята, я приготовила картинки с изображением утюгов, но с ними что – то произошло и некоторые части утюга исчезли. Посмотрите внимательно на картинки, найдите какой части не хватает, и дорисуйте ее.

Игра «Дорисуй, чего не хватает» (дети дорисовывают недостающие части)

- Наше занятие подошло к концу. Вы все хорошо работали на занятии, внимательно меня слушали.
- Для вас я приготовила игру о предметах, созданными человеком. С игрой вы можете ознакомиться в свободное время и узнать какие части есть у предметов, и из каких материалов они могут быть изготовлены.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в прошлое утюга

Тема: «Путешествие в прошлое утюга» (по познавательному развитию раздела программы «Детство» «Ознакомление с социальной действительностью» для детей подготовительной логопедической группы).Прогр...

Путешествие в прошлое утюга

Экскурсия–занятие...

«Путешествие в прошлое утюга». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с историей утюга, его назначением , показать необходимость его в жизни человека....

Методическая разработка музейно-педагогического занятия: История одного предмета: «Путешествие в прошлое утюга»

Пояснительная записка  Из цикла занятий: « История одного предмета»Для детей 6-7 лет.Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей вокруг данной темы. ...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в прошлое утюга"

Вызвать интерес к предметам прошлого. Знакомство детей с историей утюга....

Конспект по познавательному развитию "Путешествие в прошлое утюга"

В данном конспекте содеожится информация об истории возникновения утюга. О том, каким он был до наших дней....

Путешествие в прошлое утюга

Тема: «Путешествие в прошлое утюга».Цель: познакомить детей с историей возникновения утюга.Задачи:Закрепить знания детей о назначении и функции утюга, о его необходимости в жизни человека....