О воспитании у дошкольников любви к природе
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Воспитывать в детях любовь к природе, интерес и бережное отношение к ней .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О воспитании у дошкольников любви к природе | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
О воспитании любви к природе
«Программа воспитания в детском саду» включает в себя воспитание любви к Родине.
Так с чего же начинается Родина?
С кудрявой березки, шумящей на ветру ,с переливчатой трелью соловья, с улицы, проросшей травой – со всего того, что окружает человека с первых дней жизни. Воспитывая в детях любовь к природе, мы тем самым воспитывает у них любовь к Родине, и делать это нужно с самого раннего возраста. Научить детей видеть красоту окружающей родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней, одна из главных задач педагога.
Дошкольники, особенно старшие, очень любознательны. Они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны. Большие возможности для наблюдений дает уголок природы. Воспитание у детей интереса, например, к комнатным растениям большую роль сыграли проведенные нами занятия: «Знакомство с комнатными растениями», дидактические игры «Цветочный магазин», «Мое любимое растение» и другие. Большое значение для воспитания у дошкольников интереса к природе, имеют наблюдения за сезонными изменениями в окружающем .
Весна. Время увлекательных наблюдений. Всё приходит в движение, оживает после долгого зимнего сна. Я обращаю внимание детей на изменения в природе. Ребята отмечают, что весеннее солнце ярче зимнего, что цвет неба меняется в зависимости от погоды. Весной дети особенно охотно наблюдают за прилётом птиц и их поведением. На прогулке предлагаю прислушаться к пению скворцов, обращаю внимание на их внешний вид, на длинный и тонкий клюв, которым удобно отыскивать и выбирать насекомых.
В ненастную погоду, когда нельзя гулять, играли в дидактические игры: «Назови и опиши птиц»( знакомых по картинкам), «Кто улетает, кто остаётся»; загадывала загадки о птицах, пели песни, рассказывали стихи , прослушивали диск голоса птиц.
В работе с дошкольниками полезно использовать различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат интересный познавательный материал, приучают детей наблюдать , присматриваться к окружающему .Например, если дождь идет при солнышке, значит скоро прекратится; ворона хохлится - к дождю; ласточка прилетела - скоро гром загремит и т. д.
Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Плещеева, Майкова, Бунина, Тютчева, Блока. Красоту родной природы раскрывают рассказы Пришвина, Бианки, Житкова. Все эти произведения способствуют пробуждению у детей любви к родной природе, сознательному отношению к красоте, ко всему живому.
Раньше многие ребята могли и листок без нужды сорвать, а теперь стали делать и другим замечания: «Осторожно, а то веточку сломаешь, кору поцарапаешь». Многие дети считают, что если красивое, значит хорошее, доброе; некрасивое – злое, противное. Стараюсь помочь детям разобраться в этом, рассказывала, что часто невзрачное насекомое приносит большую пользу. Во время экскурсии к муравейнику объяснила, что муравьи помогают сохранять лес, очищая его от мусора, за это их называют лесными санитарами. С этого дня дети никогда не бросали палки в муравейник, следили, чтобы никто не разрушал его.
Знакомлю детей с цветами луга, проводила игры: «Найди такой же», «Угадай по описанию», «Разведчики в природу». Так дети постепенно учились видеть прекрасное и любить природу. У них возникали бесчисленные «почему», на которые они тут же находили правильные и убедительные ответы. Объяснила, например, что по одуванчикам можно узнать время. Утром они открывают свои корзинки, а к 3 часам дня закрывают. Перечислила некоторые приметы: пчёлы сидят в ульях – к дождю; вечером сильно стрекочут кузнечики – к хорошей погоде; сильная роса – к ясному дню и т.д. Сколько было радостей, когда приметы подтверждались собственными наблюдениями.
На осенний прогулке любовались с детьми красивым пейзажем. В каждом листочке учила видеть прекрасное, обращала внимание на то, что листья имеют разную форму и окраску; предлагала из опавших листьев выбрать самые красивые. Проводила занятия на темы, «Что знаем об осени», «Как готовятся к зиме звери», беседу «Отлет птиц» и другие. Увлекательны и интересны наблюдения зимой. Сколько радости и новых впечатлений приносит зима детям! Мы любуемся заснеженными деревьями, обращаем внимания на зимующих у нас птиц. С помощью родителей устраиваем кормушки для птиц. Невозможно воспитать заботливое отношение к растениям и животным, если не привлекать детей к труду в природе. Только в процессе труда дети приобретают полезные навыки, приучаются беречь и любить природу . Весной на огороде с детьми сажали свеклу ,морковь, посеяли укроп, петрушку. Дети с удовольствием ухаживали за посадками. Изменения в росте овощей рисовали в альбоме наблюдений. В период уборки урожая проводила разнообразные игры : «Угадай по вкусу», «Найди по описанию». Во время субботников, когда родители сажали на участке деревья и кустарники, дети тоже принимали активное участие, собирали камешки, поливали кусты, подметали веранду.
Мои воспитанники бережно относятся к природе, не рвут цветы, не ломают деревья, так как по собственному опыту знают, как трудно их вырастить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему "Воспитание интереса и любви к природе средствами театрализованной деятельности"
Выступление на городском семинаре "Экологическое воспитание дошкольников"...
Консультация для родителей дошкольников: «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу».
В консультации говориться о значении художествнного слова в экологическом воспитании дошкольников: что литература помогает ребенку разобраться в природных явлениях, развивает эстетическое отношен...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ"ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЮБВИ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ"
Цели: - раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения ребенка к природе; - рассмотреть методы и приемы воспитания у детей любви к природе. Подготовит...
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
Воспитание у дошкольников любви к природе.
В дошкольном возрасте наиболее интенсивно происходит развитие наглядно-образного мышления и воображения, начинают формироваться морально-нравственные критерии. Всё это создаёт благоприятные усло...
«Воспитание у дошкольников любви к природе»
Деятельность человека в природе должна быть разумной по отношению к ней! Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, пробуждает в нём лучшие чувства. Особенно в...
«Воспитание у дошкольников любви к природе посредством русских народных игр»
Мир детства немыслим без игры. Произведения русских писателей и художников свидетельствуют о том, насколько многообразна она была ещё в 19 веке. Она помогала преодолевать монотонность будней, объединя...