Воспитание сказкой.
статья по окружающему миру по теме

 

Воспитание сказкой.




"Сказка- это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так ,
чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели."
В.А.Сухомлинский

Знакомство ребенка со сказкой спроисходит в самом раннем возрасте и остается с ним на всю жизнь.Сказка знакомит маленького человека с окружающим миром и миром человеческих отношений.
Сказка учит быть добрым, отзывчивым, терпеливым во взаимоотношениях не только с близкими людьми, но и в отношениях со сверстниками, старшим поколением, превращаясь в нравственные эталоны . Ребенок учится регулировать свое поведение, поступки и желания.
Сказка воспитывает уважение к русской народной культуре, не дает забывать народное искусство, обряды и традиции, формирует общечеловеческие ценности и закрепляет знания детей о культурном богатстве русского народа.
Дети- носители русской народной культуры и поэтому необходимо воспитывать их в национальных традициях, обращяясь к истокам русского фольклора, где отражена жизнь русского народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Сказка является бесценным национальным богатством, это кладезь для развития духовно - нравстенных качеств личности ребенка и воспитания чувства добра и красоты.
Нельзя воспитать полноценного человека без знания своих корней, а сказка- это тропинка из прошлого в будущее, где каждый ребенок может почувствовать себя счастливым, сильным, красивым.

Источником восстановления картины жизни наших предков служат волшебные сказки, они имеют большую познавательную ценность,так как хранят знания , накопленные и передающиеся из поколения в поколение.
Невероятная сила былинных богатырей,скатерть-самобранка,ковер-самолет - выражают в сказках очень важные стороны народного миросозерцания.Волшебные образы и предметы не сохранились бы, если бы не содержали в себе неумирающие ценности человеческого бытия и сознания. Волшебные сказки и героический эпос могут ответить на зарождающуюся в душе ребенка жажду подвига,желание подражать сильному и бесстрашному богатырю , доброй и верной принцессе. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа.
Сказка есть искусство. Лейтмотивом размышлений И.А.Ильина является мысль о том, что сказка-это искусство, сродное мифу, песне и узору, творчески
рождающееся в той глубине, где живут у человека сновидения, предчувствия и прозрения .Вот почему рождение сказки есть сразу и художественное и
магическое.

Сказки о животных передают наблюдения, жизненный опыт и знания о животном мире.Здесь животные действуют и говорят как люди, и наделены они
чертами человека: дружба, любовь, жадность, трусость, хитрость. Такие сказки стали средством морального поучения:они утверждают победу разума
над физической силой, торжество добра над злом!
Ребенок, слушая эти сказки, учится эмоционально реагировать на ее сюжет, переживает вместе с героями, становится увереннее в себе и впитывает все
то светлое, что несет в себе истинно народная сказка.

Сказки на бытовые темы отличаются ироническим, поучительным характером : они кратки, в них отражается каждодневный труд, а героями выступают
реальные люди: старик и старуха, падчерица и мачеха, солдат и барин. Эти сказки осуждают жадность, жестокость, невежество, грубость.
"В них, - писал В.А.Белинский, -отражается быт народа, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, сколь
простодушный в лукавстве."
Бытовые сказки поучительны, они воспитывают в детях честность, трудолюбие, умение противостоять глупости и злобе.

Нельзя допустить, чтобы сегодня интерес к русской народной сказке угас, ведь она помогает ребенку утвердиться в добром отношении к жизни,учит
тому, что хорошо, а что плохо; а герои, с которых ребенок будет брать пример, наделены целым рядом добродетелей: честностью, смелостью, добротой, радушием. К сожалению, в молодых семьях утрачивается потребность в чтении сказок. Родители должны понимать, что многие вопросы, связанные с воспитанием малыша, можно решить, обратившись к испытанному временем методу- рассказывать ребенку сказки. В доступной форме сказка поможет ребенку (да и родителям!) найти взаимопонимание с собой и окружающим миром. Совместное слушание сказок сближает, дает взрослому и ребенку ощущение разговора на одном языке. А чтобы не было вопросов: " Почему одни люди успешнее других ?"- расказывайте детям сказки, где есть волшебная страна и сбываются все желания и детские мечты!






Список литературы:


1. Фесюкова Л.Б. " Воспитание сказкой " Москва 2000г.

2. Аникин В.П. "Русские народные сказки" Москва , "Просвещение" 1984г.

3. Шорохова О.А. " Играем в сказку." Москва , " Творческий центр" 2006г.

4.Ильин И.А. " Духовный мир сказки" Москва 1993г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon Воспитание сказкой. 5.91 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа

Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...

Воспитание сказкой. Украинская народная сказка "Колосок" средняя группа

Нравственное воспитание. "Труд кормит, а лень портит"...

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа

Нравственное воспитание.  "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...

Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей

Статья посвящена важности сказки в развитии и воспитании ребенка. Описаны цели, задачи, основные моменты организации работы по знакомству со сказкой дома и в детском саду....


 

Комментарии