природа- источник познания и развития.
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме
эклогическое воспитание дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВСТУПЛЕНИЕ
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизических особенностей детей этого возраста.
Двух-трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитания, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течении продолжительного времени – им необходимы постоянная смены событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
- мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных прежде всего отрывом от семьи;
- медленная выразительная речь, многократное повторение одного и того же;
- подкрепление слова образом предмета, действием, его изображением;
-частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
- использование предметов, вызывающих положительные эмоции малышей;
-осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
- частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
Задача педагога в работе с детьми младшего возраста – заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.
На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемое словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.
Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малыша, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух-трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют. Должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величина, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными. Участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне не нужна вода, попугаю в клетке – зерна и вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом. Показатель экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участие детей, в совместной с взрослым деятельности. Которая направлена на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Технология экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста строится на использовании персонажей широко известных русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев не означает, что дети получают «сказочно-игрушечные» представления о природе, домашних и диких животных. Как раз наоборот: задача сказочных героев – вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен четко различать, где сказка, а где «правда», и правильно отражать это в речи – не злоупотреблять уменьшительно – ласкательными формами, когда речь идет о природе.
Важное место занимает игра – несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им. Кроме сказок, используются другие материалы и обыгрываются детьми.
Воспитатель должен ориентироваться на состав детей – степень их развитости, адаптации к дошкольному учреждению, семейный и другой опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание 2 мл.группа "Природа - источник познания. Сбережём родную природу"
Много чудес на Земле. Наша задача их познать, рассказать и показать своим детям....
Конспект доминантного музыкального занятия в подготовительной группе МБДОУ № 11 «Земляничка» Тема: Музицирование как форма развития музыкального слуха (инструментальное музицирование - источник познания музыки)
интересное занятие по музыке......
Конспект доминантного музыкального занятия в подготовительной группе МБДОУ № 11 «Земляничка» Тема: Музицирование как форма развития музыкального слуха (инструментальное музицирование - источник познания музыки)
интересное занятие по музыке......
Природа- могучий источник познания мира
Цикл наблюдений за радугой, солнцем, деревьями, снегом ит.д.Наблюдение за природой, за изменениями, которые происходят вокруг нас....
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Фразеологизмы - как источник познания и развития речи дошкольников
Консультация для воспитателей по речевому развитию детей, через использование фразеологизмов....