проект "Земля наш общий дом"
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект «Земля - наш общий дом»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
ПРОЕКТ «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
1.1.Проект «Земля – наш общий дом» проводится в целях повышения уровня развития экологических знаний, формирования активной гражданской позиции, развития интересов в деле сохранения и приумножения природного наследия, согласно годового плана работы на 2010-2011 учебный год.
1.2.В реализации проекта «Земля – наш общий дом» приняли участие педагоги, воспитанники, родители Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ласточка» г.Балашова, Саратовской области.
1.3.Решение о проведении Проекта «Земля – наш общий дом» принято на заседании творческого объединения педагогов ДОУ (протокол от 06.09.2010 №1).
2. НОРМОТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.
Федеральное законодательство:
1. Конституция РФ. – М.: «Юридическая литература», 2009.
2. Закон РФ «Об охране окружающей и природной среды» - М.: РЭФИА, 2002.
3. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением
ПравительстваРФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р).
4. Концепция экологического воспитания дошкольников –М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. СанПиН от 03 марта 2011 г.
Региональное законодательство:
6. Постановление Правительства Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 128-П «Вопросы комитета охраны окружающей среды и природопользования в Саратовской области».
7. Постановление Правительства Саратовской области от 20 декабря 2005 года № 436-П «О Красной книге Саратовской области»
Муниципальное законодательство:
8. Приказ от 27.04.2009 № 582 ТОУ Роспотребнадзора по Саратовской области в Балашовском районе «Об организации экологических пространств»
3. АКТУАЛЬНОСТЬ
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Продуманная, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезону и среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Видный биолог, член-корреспондент Российской академии наук, руководитель Высшего экологического совета при президенте А.Яблоков уже 10 лет назад обсуждал в статье «Между нами, землянами…»¹ проблему экологических знаний, их истинное значение на данном этапе научно-технического прогресса, подчеркивал, что необходим «новый уровень экологического сознания людей. На всем пути воспитания и обучения человека – от детского сада до вузов – экологические знания должны иметь высший приоритет. Только так можно воспитать человека, способного обращаться с природой так, чтобы не превратить ее в загнанную лошадь. Осознание серьезных экологических опасностей должно нам помочь верно мыслить и верно действовать».
______________________________________________________________________
¹ «Комсомольская правда», 1988, 7 января.
4. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Осуществление общественно-значимой деятельности направленной на использование базовых знаний субъектов педагогического процесса по экологическому образованию в практическом природоохранительном проектировании, способствующем развитию интереса в деле сохранения и приумножения природных богатств; духовно-нравственному становлению личности, формированию чувства сопричастности ко всему живому.
5. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
· Развитие познавательного интереса к миру природы.
· Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
· Развитие умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
· Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
· Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
· Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.
ЭМБЛЕМА ПРОЕКТА
Тревожный колокола звон Планету нашу будит. Как будто призывает он: - Храните Землю, люди! Храните бережно, всегда Прекрасную планету, Ведь уязвима красота – Вы помните об этом! Шумит тайга, цветут сады, Тропинка в поле вьется Пусть даже капелька беды На землю не прольётся! О.Тесля
|
6. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.
В реализации проекта «Земля – наш общий дом» приняли участие воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, педагоги Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ласточка» г.Балашова, Саратовской области.
7. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ.
Проект «Земля – наш общий дом» был реализован с 01.10.2010 г. по 30.04.2011 г.
8. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1. Концептуальный (с 01 по 03 октября 2010 г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.
2. Формирующий (с 04 октября 2010 г. по 18 апреля 2011 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта.
3. Рефлексионный (с 19 по 30 апреля 2011 г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в отчетах педагогов, обсуждение деятельности в детском коллективе.
9. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
№ п/п | Содержание, формы и виды деятельности | ||
Концептуальный этап | |||
1 | Обсуждение плана-положения проекта «Земля – наш общий дом!», внесение корректив | ||
2 | Определение роли участников реализации проекта на каждом его этапе | ||
3 | Утверждение плана положения-проекта администрацией образовательного учреждения | ||
4 | Экологизация развивающей среды ДОУ Приложение 1 | ||
Формирующий этап | |||
1 | октябрь | Мини-проект «Мы в ответе за тех, кого приручили» (4 октября всемирный день защиты животных) Приложение 2 | |
2 | Организация фотовыставки «И удивленью нет конца и края, когда в природе осень золотая» Приложение 3
| ||
3 | Эколого-оздоровительный поход «Среди красот природы» Приложение 4 | ||
4 | ноябрь | КВН «Знатоки природы» | |
5 | Участие в областном заочном смотре-конкурсе уголков природы Приложение 5 | ||
6 | Мини-проект «Покормите птиц зимой» Приложение 6 | ||
7 | Выставка родительско-детских работ «Что нам осень подарила?» Приложение 7 | ||
8 | декабрь | Выставка художественного творчества «… И вот сама идет Волшебница- зима…» | |
9 |
| Экскурсия в краеведческий музей «Природа родного края» Приложение 8 | |
10 | январь | Фото - выставка «Поймай мгновенье в объектив» Приложение 9 | |
11 | Выставка макетов «Соседи по планете» (макеты) Приложение 10 | ||
12 | февраль | Круглый стол «Сохраним природу родного края» Приложение 11 | |
13 | Развлечение по произведениям В.В. Бианки Приложение 12 | ||
14 | март | Конкурс рисунков «О чем поведал нам пейзаж» Приложение 13 | |
15 | Праздник волшебной воды Приложение 20 | ||
16 | Участие во Всероссийском конкурсе «Мой Берестов» Приложение 14 | ||
17 | апрель | Мини-проект «Наши зеленые друзья!» Приложение 15 | |
18 | Конкурс «Разноцветная планета» Приложение 16 | ||
Рефлексионный этап | |||
1 | Праздник «У земли сегодня праздник» Приложение 17 | ||
2 | Акция «Сохраним прекрасное на нашей планете» Приложение 18 | ||
3 | Творческая гостиная «Земля наш общий дом» Приложение 19 | ||
10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
· Создание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей (специально-организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей).
· Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.
· Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.
· Поддержание тесных связей с социумом: станция юннатов г.Балашов, краеведческий музей, ГОУ ДОД ОДЭЦ г. Саратова, ГУ «Лесничество Саратовской области».
11. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект может быть реализован в образовательных учреждениях различного типа (дошкольные, дополнительного образования, начальная школа). Для его реализации не требуется дополнительных материальных и энергетических затрат. Проект способствует консолидации усилий педагогов и родителей по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста, тем самым отвечая параметрам Федеральных государственных требований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателям...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Основная цель вида профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями осуществляющими обучение)...
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...