статья "Знакомим детей с родной природой"
статья по окружающему миру на тему
Знакомим детей с родной природой.
В общении с природой у детей развивается любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Начиная с младшей группы мы воспитываем любовь и бережное отношение к природе, используя разнообразные методы и приемы. Одним из аспектов такой работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. У нас на участке растут разные деревья и кусты, есть цветник. Наш участок красивый и привлекательный во все времена года. И тем не менее я не раз замечала у детей равнодушие к этой красоте.
Например, ребята любят играть под березкой, но не замечают кружевной зелени ее листочков, не обращают внимание на их шелест. Мало кто из детей любуется только что распустившимися цветами, их яркими красками. Я поставила перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. С самого начала учебного года я ввела с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые желтые листья, деревья и кусты стали еще наряднее. Ходили с детьми по опавшим листьям, слушали их шорох, любовались красотой осеннего ковра. В группе я прочитала детям книгу С. Воронина «Моя береза». Автор говорит о дереве как о живом существе, которое радуется теплу и солнцу, умеет защищать себя и в осеннее ненастье, и в зимнюю стужу. На прогулке в яркий солнечный осенний день дети с интересом рассматривали березку. Отмечали что веточки у нее гибкие, свисают вниз, на дереве много листьев. Я обратила внимание ребят на то, что среди зеленых листьев появились желтые- это первый признак осени.
Во время следующей прогулки мы остановились у осины. Ее листья трепетали на ветру. Сравнивая березу и осину в осеннем наряде, ребята сразу заметили, что листья на березе стали совсем желтые, а на осине они разного цвета. Чтобы расширить представление детей, усилить их впечатления, я провела несколько целевых прогулок и экскурсий в осенний парк. В парке среди старых высоких сосен группами или в одиночку стоят рябины, липы, березки, сирень. Я рассказала детям, что старые сосны- это остатки леса, который когда-то шумел а берегу реки. Остальные деревья посадили люди, что бы украсить свой город, сделать его зеленым. Прочитала стихотворение «Золотая осень, как же ты красива. В золотом наряде, в свете золотом…» А потом предложила посмотреть вокруг и сказать, чем же нам нравиться осень. Рассказала детям, что это время года любили русские художники, писатели, поэты, например А.С.Пушкин написал прекрасное стихотворение: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!» После прогулки, рассматривая картину И.Левитана «Золотая осень», ребята сравнивали ее с тем, что видели в парке.
Одновременно проводила работу с родителями: оформила стенды «Осень глазами детей», «Удивительный мир природы», организовала консультацию «Организация семейных прогулок», на которой объяснила, что рассказывать и показывать детям, как собирать букеты из листьев. Проводила с папами и мамами беседы: «Как привить любовь к природе», «Природа родного края».
Сколько радости и новых впечатлений приносит детям зима! Они рассматривают деревья, покрытые инеем, удивляются разнообразной форме и величине снежинок. Однажды на прогулке я почитала детям стихотворение Л. Квитко.
«…Ветер веет, веет, веет,
Теплым снегом сеет, сеет…
Пух да пух- бело вокруг.
Сразу тихо-тихо стало
Снег лежит как одеяло.»
А затем задала вопросы: Почему снег называют теплым? Почему его сравнивают с одеялом? С чем еще можно сравнить снег?
В один из январских дней дети вышли на участок и заметили, что все деревья и кусты были в инее. Когда подошли к березке, я прочитала стихотворение С.Есенина «Белая береза». Свои впечатления о такой красоте дети отразили в рисунках. Зимой мы несколько раз бывали в парке. Дети отметили что в парке стало тихо и светло. В детском саду на участке дети с родителями смастерили кормушки для птиц. Ребята приносили им угощения: семечки, хлеб, орешки. На кормушку прилетали воробьи, синицы, галки, сороки. Я объяснила детям, что все эти птицы прилетают близко к жилью, чтобы прокормиться, и люди помогают им переносить суровое зимнее время.
Пробуждение природы после зимнего сна приносит детям особенно много радости. Мы ходили в парк ранней весной. На деревьях еще нет листьев, под кустами лежит снег, а на пригорке уже зеленеет первая травка. Неповторимый запах тающего снега и подсыхающей на пригорке листвы наполняет воздух. Столько ярких впечатлений получили дети: трава сейчас нежная, кончики у нее острые, только не колются; у березки чешуйки лопнули и чуть-чуть виднеются листочки. Вскоре на участке зазеленели березы, их ветки покрылись маленькими нежными листочками. Я рассказала детям, что береза первая в конце лета напоминает нам об осени, а весной раньше всех зеленеет. Прилетели скворцы и громко распевали свои песни у скворечников. Весной мы часто ходили в парк. Деревья здесь стали совсем зелеными. Ребятам очень нравиться прислушиваться к птичьим голосам, и однажды кто-то спросил: «О чем же поют птицы?» Я предложила послушать стихотворение Я.Акима из книги «Песенка в лесу»:
Свети нам, солнышко, свети,
Проснувшись утром рано!
Пока ты здесь, не улетим
На юг, в чужие страны.
Зимой тоскуют журавли
И лета не дождутся-
Скорей бы из чужой земли
В зеленый лес вернуться.
Очень важно было убедить родителей продолжить начатую мной работу дома, в семье, воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому. Советовала родителям сходить с детьми в лес, рассмотреть первые весенние цветы, послушать пение птиц, какие прочитать книжки о временах года, какие выучить стихи.
Таким образом, в процессе ознакомления с родной природой, дети научились ценить и любить природу, стали бережнее относиться ко всему живому, появилось стремление беречь и оберегать природу родного края, сделать ее еще краше. Поэтому природа окружающая ребенка в городе,- это не только участок детского сада. Это и деревья на улице, газоны вокруг дома, и цветы в его дворе. Экскурсии обогатили детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили.
Пойдут годы, наши дети вырастут, и я верю, что они навсегда сохранят в своем сердце любовь к родной русской природе, доброту и отзывчивость ко всему живому!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomim_detey_s_rodnoy_prirodoy.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомим детей с родной природой.
В общении с природой у детей развивается любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Начиная с младшей группы мы воспитываем любовь и бережное отношение к природе, используя разнообразные методы и приемы. Одним из аспектов такой работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. У нас на участке растут разные деревья и кусты, есть цветник. Наш участок красивый и привлекательный во все времена года. И тем не менее я не раз замечала у детей равнодушие к этой красоте.
Например, ребята любят играть под березкой, но не замечают кружевной зелени ее листочков, не обращают внимание на их шелест. Мало кто из детей любуется только что распустившимися цветами, их яркими красками. Я поставила перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. С самого начала учебного года я ввела с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые желтые листья, деревья и кусты стали еще наряднее. Ходили с детьми по опавшим листьям, слушали их шорох, любовались красотой осеннего ковра. В группе я прочитала детям книгу С. Воронина «Моя береза». Автор говорит о дереве как о живом существе, которое радуется теплу и солнцу, умеет защищать себя и в осеннее ненастье, и в зимнюю стужу. На прогулке в яркий солнечный осенний день дети с интересом рассматривали березку. Отмечали что веточки у нее гибкие, свисают вниз, на дереве много листьев. Я обратила внимание ребят на то, что среди зеленых листьев появились желтые- это первый признак осени.
Во время следующей прогулки мы остановились у осины. Ее листья трепетали на ветру. Сравнивая березу и осину в осеннем наряде, ребята сразу заметили, что листья на березе стали совсем желтые, а на осине они разного цвета. Чтобы расширить представление детей, усилить их впечатления, я провела несколько целевых прогулок и экскурсий в осенний парк. В парке среди старых высоких сосен группами или в одиночку стоят рябины, липы, березки, сирень. Я рассказала детям, что старые сосны- это остатки леса, который когда-то шумел а берегу реки. Остальные деревья посадили люди, что бы украсить свой город, сделать его зеленым. Прочитала стихотворение «Золотая осень, как же ты красива. В золотом наряде, в свете золотом…» А потом предложила посмотреть вокруг и сказать, чем же нам нравиться осень. Рассказала детям, что это время года любили русские художники, писатели, поэты, например А.С.Пушкин написал прекрасное стихотворение: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!» После прогулки, рассматривая картину И.Левитана «Золотая осень», ребята сравнивали ее с тем, что видели в парке.
Одновременно проводила работу с родителями: оформила стенды «Осень глазами детей», «Удивительный мир природы», организовала консультацию «Организация семейных прогулок», на которой объяснила, что рассказывать и показывать детям, как собирать букеты из листьев. Проводила с папами и мамами беседы: «Как привить любовь к природе», «Природа родного края».
Сколько радости и новых впечатлений приносит детям зима! Они рассматривают деревья, покрытые инеем, удивляются разнообразной форме и величине снежинок. Однажды на прогулке я почитала детям стихотворение Л. Квитко.
«…Ветер веет, веет, веет,
Теплым снегом сеет, сеет…
Пух да пух- бело вокруг.
Сразу тихо-тихо стало
Снег лежит как одеяло.»
А затем задала вопросы: Почему снег называют теплым? Почему его сравнивают с одеялом? С чем еще можно сравнить снег?
В один из январских дней дети вышли на участок и заметили, что все деревья и кусты были в инее. Когда подошли к березке, я прочитала стихотворение С.Есенина «Белая береза». Свои впечатления о такой красоте дети отразили в рисунках. Зимой мы несколько раз бывали в парке. Дети отметили что в парке стало тихо и светло. В детском саду на участке дети с родителями смастерили кормушки для птиц. Ребята приносили им угощения: семечки, хлеб, орешки. На кормушку прилетали воробьи, синицы, галки, сороки. Я объяснила детям, что все эти птицы прилетают близко к жилью, чтобы прокормиться, и люди помогают им переносить суровое зимнее время.
Пробуждение природы после зимнего сна приносит детям особенно много радости. Мы ходили в парк ранней весной. На деревьях еще нет листьев, под кустами лежит снег, а на пригорке уже зеленеет первая травка. Неповторимый запах тающего снега и подсыхающей на пригорке листвы наполняет воздух. Столько ярких впечатлений получили дети: трава сейчас нежная, кончики у нее острые, только не колются; у березки чешуйки лопнули и чуть-чуть виднеются листочки. Вскоре на участке зазеленели березы, их ветки покрылись маленькими нежными листочками. Я рассказала детям, что береза первая в конце лета напоминает нам об осени, а весной раньше всех зеленеет. Прилетели скворцы и громко распевали свои песни у скворечников. Весной мы часто ходили в парк. Деревья здесь стали совсем зелеными. Ребятам очень нравиться прислушиваться к птичьим голосам, и однажды кто-то спросил: «О чем же поют птицы?» Я предложила послушать стихотворение Я.Акима из книги «Песенка в лесу»:
Свети нам, солнышко, свети,
Проснувшись утром рано!
Пока ты здесь, не улетим
На юг, в чужие страны.
Зимой тоскуют журавли
И лета не дождутся-
Скорей бы из чужой земли
В зеленый лес вернуться.
Очень важно было убедить родителей продолжить начатую мной работу дома, в семье, воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому. Советовала родителям сходить с детьми в лес, рассмотреть первые весенние цветы, послушать пение птиц, какие прочитать книжки о временах года, какие выучить стихи.
Таким образом, в процессе ознакомления с родной природой, дети научились ценить и любить природу, стали бережнее относиться ко всему живому, появилось стремление беречь и оберегать природу родного края, сделать ее еще краше. Поэтому природа окружающая ребенка в городе,- это не только участок детского сада. Это и деревья на улице, газоны вокруг дома, и цветы в его дворе. Экскурсии обогатили детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили.
Пойдут годы, наши дети вырастут, и я верю, что они навсегда сохранят в своем сердце любовь к родной русской природе, доброту и отзывчивость ко всему живому!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность детей по ознакомлению с родной природой в подготовительной группе «Путешествие в Королевство природы»
Непосредственная образовательная деятельность детей по ознакомлению с родной природой в подготовительной группе «Путешествие в Королевство природы» Цель: расширять, пополнять и уточнять знания детей...
Консультация для родителей "Как прекрасен край родной или Воспитание у детей любви к родной природе"
Родина, Отчизна, Отечество - отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ...
Консультация для родителей "Учите детей любить родную природу"
Экологическое воспитание детей в семье....
Исследовательская работа «Использование малых фольклорных жанров в процессе ознакомления детей с родной природой и ее образами в народной культуре»
Исследовательская работа «Использование малых фольклорных жанров в процессе ознакомления детей с родной природой и ее образами в народной культуре»...
«Воспитание любви у детей к родной природе, как одной из составляющих патриотического воспитания».
laquo;Воспитание любви у детей к родной природе, как одной из составляющих патриотического воспитания»....
НООД по рисованию и ознакомлению детей с родной природой (для детей младшей группы) «Одуванчик»
Необходимо продолжать знакомить детей с представителями растительного мира родного края. Познакомить с красивым и очень полезным для здоровья цветочком - одуванчиком. Воспитывать эмоциональный от...
Консультация для воспитателей Стихи как средство ознакомления детей с родной природой.
Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость от общения с природой, с поэтическим образом её в сказках, потешках, стихот...