Проект "Космос"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Методическая разработка по ОО "Познание". Инновационный проект "Космос".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Космос".doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур для детей с туберкулезной интоксикацией второй категории № 288 г. Челябинска
_____________________________________________________________________________
454078 г. Челябинск, ул. Гончаренко, 75- а, тел. 257- 37- 44
Тема инновационного проекта
«КОСМОС»
РАЗРАБОТЧИКИ ПРОЕКТА
Витенберг ОМ,
Панькина Н.В.,
воспитатели МДОУ
г.Челябинск - 2011
Данные об инновационном проекте
Общие сведения:
Название проекта
«КОСМОС» | Направление инновационной деятельности: Образовательная область программы дошкольного образования «Познание» | Уровень реализации проекта Локальный (в рамках возрастной группы) | |||
Общий объем финансирования проекта (руб.) 10 тыс. рублей | Источник финансирования: Добровольные пожертвования родителей | Основание: Решение родительского собрания. Протокол № 1 от 16.09.2009 г. | |||
Сроки реализации проекта | Дата начала проекта октябрь 2009 г. | Дата окончания проекта Май 2011 г. | |||
Фамилии, имена, отечества основных исполнителей | Витенберг Ольга Михайловна, воспитатель 1 кв. категории | ||||
Панькина Наталья Витальевна, воспитатель 1 кв. категории | |||||
Зайкова Наталья Владимировна, Денисова Ольга Владимировна родители, ответственные за финансирование проекта | |||||
Шакирова Рамзия Ринатовна, родитель, ответственный за техническое исполнение проекта | |||||
Подпись руководителя дошкольного образовательного учреждения | Е.И.Цветкова |
Специальные сведения:
1.1 | Название проекта | «КОСМОС» |
1.2 | Направление инновационной деятельности: | Образовательная область программы дошкольного образования «Познание» |
1.3 | Ключевые слова | |
Личность (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д: «Феникс»,1998) | Человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений. Объективные условия определяют формирование Л.ребенка не сами по себе, а в зависимости от того, в каких условиях складывается его жизнь и деятельность, его отношения с людьми. Каждый ребенок обладает индивидуальными чертами, возникающими в результате своеобразия его условий жизни и воспитания. | |
Развитие личности | Стадиальный процесс становления типологических социально-значимых качеств человека и его индивидуальностей. Стадии развития в той или иной мере хронологически совпадают со ступенями образовательной лестницы (с.372) | |
Воспитание | Специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. Передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производственному труду. (с.72) | |
Деятельность | Необходимое условие развития человека, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. В деятельности. развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер (с.117-118). | |
Партнерство, взаимодействие, совместная деятельность | Вид группового сознательного взаимодействия в процессе совместного достижения общей цели (с. 406). | |
Педагогическая система | Множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей (325). | |
Познавательный процесс | Процессы ощущений, восприятий, внимания, представлений, памяти, воображения и речи, обеспечивающие и каждый в отдельности и в совокупности познание (с.345). | |
Метод проектов | - Метод обучения через проектирование (решение) под руководством воспитателя практических проблемных задач интересных для детей (У.Х.Килпатрик, Э.Коллингс ) - Педагогическая технология, включающая систему средств, ценностей и социальных условий. Виды проектов: исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна) | |
Космона́вт, или астрона́вт (Большой Энциклопедический словарь) | Человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте. | |
Ко́смос | (греч.— порядок, красивое) — строение, мир, вселенная, мироздание, материальный мир | |
Совокупность всего, что существует физически. | ||
Относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел | ||
Космический полёт | Космическим считается полёт, высота которого превышает 100 км. Согласно классификации (ВВС США, United State Air Forces, USAF), космическим полётом считается полёт, высота которого превышает 80 км 467 м. В России же космическим полётом называется орбитальный полёт, — то есть аппарат должен сделать хотя бы один виток вокруг Земли. | |
Пилотируемый космический корабль | Аппарат, предназначенный для доставки одного или нескольких человек в космическое пространство, выполнения требуемых задач, и безопасного возвращения экипажа на Землю | |
Скафандр | Космический С. предназначен для обеспечения жизнедеятельности и работоспособности космонавта в течение длит. времени при выходе его из кабины КК в открытое космич. пространство или на поверхность планеты. Космические С. могут быть мягкой, полужёсткой и жёсткой конструкции. Костюм С. состоит из нескольких оболочек для обеспечения жизнедеятельности используется ранцевая система жизнеобеспечения. | |
Экипаж | Команда космонавтов для космического полета, состоит из командира корабля и бортинженера. Экипаж бывает основной, дублирующий и резервный. | |
1.4 | Краткая аннотация инновационного проекта | |
Основная суть предлагаемого инновационного проекта заключается в применении технологий, активизирующих самостоятельную познавательную активность детей, творческий потенциал родителей воспитанников. Содержательную основу представляет разработанный нами на основе системного подхода проект «Космос» который направлен на: -расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста; -единое восприятие мира -развитие общеучебных навыков при подготовке к школе; -привлечение родителей к образовательному процессу, развитию интереса к продуктивной с ребенком совместной деятельности, -формирование патриотических чувств: гордости за технические достижения страны -совершенствование профессиональных компетенций воспитателя дошкольного учреждения -смена позиции воспитателя с носителя знаний и информации на организатора деятельности, консультанта по решению поставленной задачи | ||
1.5 | Число основных исполнителей | Взрослых – 5 Детей в совместной с родителями самостоятельной деятельности- 18 |
1.6 | Сроки выполнения | Октябрь 2009 –май 2011 года |
1.7 | Информация о представлении проекта в иных конкурсах, фестивалях, конференциях | Тезисы воспитателя Витенберг О.М. «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» для публикации в сборнике Международной НПК ЧГПУ «Методология педагогики: педагогическая наука и педагогическая практика как единая система» |
Содержание инновационного проекта
Проблема, на решение которой направлен проект
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной.
Однако, в период перестройки нашего общества, когда активно свертывались технические программы, связанные с освоением космического пространства, проблема космоса стала невостребованной. Косвенно это привело к снижению патриотического воспитания у подрастающего поколения, поскольку достижения в области освоения космического пространства была частью гордости и доказательством мощи нашей страны. В настоящее время в связи с объявленной ООН темой года, посвященной юбилейной дате полета в космос Ю.А.Гагарина, а также направленностью на развитие современных технологий, исследований, появлением первых космических туристов, тема космоса вновь становится достаточно актуальной не только для всей страны, но и конкретно для образовательной системы, в т.ч. дошкольной, в плане познавательного развития дошкольника. Поэтому мы решили провести работу по разработке и внедрению инновационного проекта «Космос».
Нами была выбрана технология метода проектов. Среди имеющихся видов проектов мы выбрали информационно-практико-ориентированный вид. Он основан на применении системного (комплексный, интегрированный) подхода. За элементы системы мы приняли следующее:
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
План реализации проекта включил работу по трём направлениям:
- работа с детьми,
- работа с родителями
- преобразование предметной среды.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.
В чем конкретно состоит актуальность проблемы для районной муниципальной образовательной системы:
- Активное использование в практике педагогической деятельности технологий, активизирующих самостоятельную продуктивную деятельность детей
- Повышение уровня качества подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Повышение престижа дошкольного образования в глазах родительской общественности.
- Разработка технологий совместной реализации проекта КОСМОС педагогами с детьми и родителями.
- Популяризация новых образовательных технологий.
Цель нашего проекта:
Формировать у детей представление о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы:
- их расположение относительно Солнца;
- орбиты движения планет;
- зодиакальные созвездия.
Задачи:
- вызвать интерес к познанию космического пространства
- познакомить детей с историей развития космонавтики
- познакомить с символикой некоторых созвездий
- познакомить со строением солнечной системы, сформировать первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях)
- сформировать временные представления
- привить любовь к родному краю, стране, планете
- расширить и активизировать словарь
- развивать воображение, творческое мышление, внимание, память.
- развивать логическое мышление.
- формировать речевое развитие детей, навыки творческого рассказа.
- воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения инновационного проекта
План реализации проекта включил работу по трём направлениям: работа с детьми, работа с родителями и преобразование предметной среды.
№ п/п | Содержание работы | Срок | Ответственный | Форма представления результата | |||
1. 1.1 1.2. 1.3 | Формирование методологической базы проекта Разработка модели проекта Разработка плана реализации проекта Разработка пополнения, и изменения дизайна развивающей среды группы | воспитатели | модель план перечень | ||||
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. | Формирование МТ базы проекта Проведение родительского собрания группы по введению в проблему проекта Формирование списка необходимых пособий Определение ответственных за приобретение пособий Текущая работа по формированию предметно-развивающей среды. Формирование детской библиотеки Приобретение необходимых пособий, расходных материалов | в течение периода реализации проекта | воспитатели родители | протокол список план работы | |||
3 3.1. 3.2. 3.3. | Формирование учебно-методического обеспечения Создание картотеки стихов, рассказов, считалок, загадок, песенок Разработка конспектов занятий, бесед, Создание демонстрационных пособий: серии тематических картинок, пособий к тестовым заданиям | в течение периода реализации проекта | воспитатели | Картотека Конспекты перечень | |||
4. 4.1 4.2. 4.3. 4.4. | Участие в научно-практических конференциях, методических неделях и т.п. методических мероприятиях различных уровней Публикация статей в сборниках тезисов НПК Участие в фестивалях инновационных проектов Выставка детских работ Распространение опыта через районные и внутриучрежденческие методические объединения | воспитатели | статьи Материалы практикума | ||||
5 | Разработка и реализация индивидуально-дифференцированных программ действий педагога. | в течение года | |||||
6. 6.1. 6.2. | Информационно-аналитическая деятельность | ||||||
Отчёт «Об итогах реализации инновационного проекта» | Анализ работы | ||||||
Промежуточный контроль за ходом выполнения проекта с сообщением на педсовете МДОУ | |||||||
7. 7.1. 7.2 7.3. 7.5 | Работа с родителями Проведение родительского собрания группы по введению в проблему проекта Приобретение необходимых пособий, расходных материалов, определение ответственных за приобретение Консультации для родителей Реализация проекта с помощью родителей: коллаж «Планета здоровья», детские знаки Зодиака, коллекция марок о космосе, деятельность по обогащению центра Игры | 09.2009 | воспитатели | протокол материалы | |||
План проведения мероприятий по теме:
Формы | Тема | Место проведения | количество |
1.Наблюдения | Согласно плану | Территория детского сада | систематически |
2.Занятия по познавательному развитию (по теме) | «Солнечная система» «Звезды и кометы» «Лунные оладьи» «Человек и космос» «Пришельцы из космоса» «Космодром» «Древние миры-неизвестные планеты» | групповая комната | 1 раз в месяц |
3.Сюжетно-ролевые игры | Тема «Космос» | Групповая комната | систематически |
4.Праздники | «Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики) | Музыкальный зал | апрель |
5.Развлечения | «Юный астроном»
| Музыкальный зал |
|
Ожидаемые в конце проекта конкретные результаты:
-создание оригинальной активизирующей предметной среды в группе;
-расширение кругозора воспитанников;
-повышение уровня патриотического воспитания дошкольников;
-повышение культуры взаимодействия со сверстниками в процессе совместного решения поставленных задач;
вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ,
-формирование позитивного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
Мы предполагаем, что данная работа приведет к повышению:
-коммуникативной компетентности педагогов,
-квалификационных категорий педагогов,
-родительской компетентности в вопросах содержательного взаимодействия со своими детьми,
-эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми группы, основанной на совместной реализации интересующей детей тематики проекта.
- уровня воспитанников в образовательной области «Познание».
Конечные результаты реализации проекта «Космос»
- развивающая среда, позволяющая ребенку представить проблему проекта в комплексе
- повышение знаний о космосе у детей
-развитие игровой деятельности
- повышение заинтересованности в образовательном процессе родителей
- пополнение библиотеки по теме проекта
- конспекты занятий, бесед, досугов, викторин и т.п. в соответствии с возрастом ребенка
-расширение УМК ОО «Познание», в т.ч. с применением ИКТ
- сценарий итогового развлечения по завершению проекта
Имеющийся у педагогов инновационный задел по проекту
- План реализации проекта
- Модель проекта КОСМОС
- Развивающе - познавательные элементы среды группового помещения
Список основных публикаций , наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту
1. Витенберг О.М. «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» для публикации в сборнике Международной НПК ЧГПУ «Методология педагогики: педагогическая наука и педагогическая практика как единая система»
Перечень оборудования и материалов, имеющихся для выполнения проекта.
- Центр Изобразительного творчества: Альбомы с картинами космонавта А. Леонтьева, фотографиями космонавта А.Волкова, раскраски на тему КОСМОС, штриховки
- Центр Конструирования: макет ракеты, ЛЕГО-конструктор «Орбитальная станция», схемы для конструирования, конструктор «Летающие тарелки», развертки летательных аппаратов «Звездные войны» для конструирования из бумаги;
- Центр Природы: упаковки с семенами цветов и овощей названных в соответствии с темой проекта (томаты «Космонавт Волков», ромашки Космея, астры «Звезда», бархатцы «Звездный дождь и т.п.)
- Центр Познания: плакат «Солнечная система», книги о космосе, энциклопедии, аудиоэнциклопедия «Полеты в космос» папка-раздвижка о Ю.А.Гагарине - первом космонавте СССР «Знаете, каким он парнем был!», космические карты, макет «Солнечная система», схема созвездий, набор люминофоровых фигур, демонстрационный материал о первых космонавтах отряда «Восход», второго поколения «Союз», тематические картинки, демонстрационный материал «Раз планета, два – комета», журнал об истории развития космоса, животных, побывавших в космосе, учебные презентации и ЦОР, картотека стихов, считалок, загадок, макеты, элемент среды, отслеживающий достижения воспитанников «Звездочки достижений», «Звездочка месяца».
- Центр Динамической активности: фотографии с космонавтами, играющими в спортивные игры (футбол, теннис, волейбол), занимающихся различными видами спорта (плавание, бег, бокс, лыжи, ходьба), занятиями на снарядах; комплексы утренней зарядки, физкультминуток, дыхательной гимнастики, подвижные игры.
- Центр Игры: атрибуты к сюжетно-ролевым играм - костюмы космонавтов, маски, шлемы, кислородные баллоны, настольно-печатные игры
- Реализация проекта с помощью родителей: Коллаж «Планета здоровья», детские знаки Зодиака, коллекция марок о космосе, деятельность по обогащению центра Игры
- 1 телевизор цветной – 1995 г., 1 магнитофон двухкассетный – 1996 г., ДВД – плейер, цифровой фотоаппарат. В музыкальном зале мультимедийная система для показа презентаций.