Проект "Космос"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Витенберг Ольга Михайловна

Методическая разработка по ОО "Познание". Инновационный проект "Космос".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Космос".doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур для детей с туберкулезной интоксикацией второй категории № 288 г. Челябинска



_____________________________________________________________________________



454078 г. Челябинск, ул. Гончаренко, 75- а, тел. 257- 37- 44













Тема инновационного проекта









«КОСМОС»

















РАЗРАБОТЧИКИ ПРОЕКТА



                                                                         Витенберг ОМ,



                                                                          Панькина Н.В.,



                                                                          воспитатели МДОУ







г.Челябинск - 2011


Данные об инновационном проекте

Общие сведения:

   Название проекта

 

     «КОСМОС»

Направление инновационной деятельности:

Образовательная область программы дошкольного образования «Познание»

Уровень реализации проекта

Локальный (в рамках возрастной группы)

Общий объем финансирования проекта (руб.)

10 тыс. рублей

Источник финансирования:

Добровольные пожертвования родителей

Основание:

Решение родительского собрания. Протокол № 1 от 16.09.2009 г.

Сроки реализации проекта

Дата начала проекта

октябрь 2009 г.

Дата окончания проекта

Май 2011 г.

Фамилии, имена, отечества основных исполнителей

Витенберг Ольга Михайловна, воспитатель 1 кв. категории

Панькина Наталья Витальевна, воспитатель 1 кв. категории

Зайкова Наталья Владимировна, Денисова Ольга Владимировна

родители, ответственные за финансирование проекта

Шакирова Рамзия Ринатовна, родитель, ответственный за техническое исполнение проекта

Подпись руководителя дошкольного образовательного учреждения

Е.И.Цветкова

Специальные сведения:

1.1

Название проекта

«КОСМОС»

1.2

Направление инновационной деятельности:

Образовательная область программы дошкольного образования «Познание»

1.3

Ключевые слова

Личность

(Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д: «Феникс»,1998)

Человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений. Объективные условия определяют формирование Л.ребенка не сами по себе, а в зависимости от того, в каких условиях складывается его жизнь и деятельность, его отношения с людьми. Каждый ребенок обладает индивидуальными чертами, возникающими в результате своеобразия его условий жизни и воспитания.

Развитие личности

Стадиальный процесс становления типологических социально-значимых качеств человека и его индивидуальностей. Стадии развития в той или иной мере хронологически совпадают со ступенями образовательной лестницы (с.372)

Воспитание

Специально  организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

  Передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производственному труду. (с.72)

Деятельность

Необходимое условие развития человека, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются  знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама  деятельность.

В деятельности. развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер (с.117-118).

Партнерство, взаимодействие, совместная деятельность

Вид группового сознательного взаимодействия в процессе совместного достижения общей цели (с. 406).

Педагогическая система

Множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей (325).

Познавательный процесс

Процессы ощущений, восприятий, внимания, представлений, памяти, воображения и речи, обеспечивающие и каждый в отдельности и в совокупности познание (с.345).

Метод проектов

- Метод обучения через проектирование (решение) под руководством воспитателя практических проблемных задач интересных для детей (У.Х.Килпатрик, Э.Коллингс )

- Педагогическая технология, включающая  систему средств, ценностей и социальных условий.

Виды проектов:

исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)

Космона́вт, или астрона́вт

(Большой Энциклопедический словарь)

Человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте.

Ко́смос

(греч.— порядок, красивое) — строение, мир, вселенная, мироздание, материальный мир

Вселенная

Совокупность всего, что существует физически.

Космическое пространство

Относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел

Космический полёт

Космическим считается полёт, высота которого превышает 100 км. Согласно классификации (ВВС США, United State Air Forces, USAF), космическим полётом считается полёт, высота которого превышает 80 км 467 м. В России же космическим полётом называется орбитальный полёт, — то есть аппарат должен сделать хотя бы один виток вокруг Земли.

Пилотируемый космический корабль

Аппарат, предназначенный для доставки одного или нескольких человек в космическое пространство, выполнения требуемых задач, и безопасного возвращения экипажа на Землю

Скафандр

Космический С. предназначен для обеспечения жизнедеятельности и работоспособности космонавта в течение длит. времени при выходе его из кабины КК в открытое космич. пространство или на поверхность планеты. Космические С. могут быть мягкой, полужёсткой и жёсткой конструкции. Костюм С. состоит из нескольких оболочек для обеспечения жизнедеятельности используется ранцевая система жизнеобеспечения.

Экипаж

Команда космонавтов для космического полета, состоит из командира корабля и бортинженера. Экипаж бывает основной, дублирующий и резервный.

1.4

Краткая аннотация инновационного проекта

Основная суть предлагаемого инновационного проекта заключается в применении технологий, активизирующих самостоятельную познавательную активность детей, творческий потенциал родителей воспитанников.   Содержательную основу представляет разработанный нами на основе системного подхода проект «Космос» который направлен на:

-расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста;

-единое восприятие мира

-развитие общеучебных навыков при подготовке к школе;

-привлечение родителей к образовательному процессу, развитию интереса к продуктивной с ребенком совместной деятельности,

-формирование патриотических чувств: гордости за технические достижения страны

-совершенствование профессиональных компетенций воспитателя дошкольного учреждения

-смена позиции воспитателя с носителя знаний и информации на организатора деятельности, консультанта по решению поставленной задачи

1.5

Число основных исполнителей

Взрослых – 5

Детей в совместной с родителями самостоятельной деятельности- 18

1.6

Сроки выполнения

Октябрь 2009 –май 2011 года

1.7

Информация о представлении проекта в иных конкурсах, фестивалях, конференциях

Тезисы воспитателя Витенберг О.М. «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» для публикации в сборнике Международной НПК ЧГПУ «Методология педагогики: педагогическая наука и педагогическая практика как единая система»

Содержание инновационного проекта

Проблема, на решение которой направлен проект

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст  для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной.

Однако, в период перестройки нашего общества, когда активно свертывались технические программы, связанные с освоением космического пространства, проблема космоса стала невостребованной. Косвенно это привело к снижению патриотического воспитания у подрастающего поколения, поскольку достижения в области освоения космического пространства была частью гордости и доказательством мощи нашей страны. В настоящее время в связи с объявленной ООН темой года, посвященной юбилейной дате полета в космос Ю.А.Гагарина, а также направленностью на развитие современных технологий, исследований, появлением первых космических туристов, тема космоса вновь становится достаточно актуальной не только для всей страны, но и конкретно для образовательной системы, в т.ч. дошкольной, в плане познавательного развития дошкольника. Поэтому мы решили провести работу по разработке и внедрению инновационного проекта «Космос».

Нами была выбрана технология метода проектов. Среди имеющихся видов проектов мы выбрали информационно-практико-ориентированный вид. Он основан на применении системного (комплексный, интегрированный) подхода. За элементы системы мы приняли следующее:

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

План реализации проекта включил работу по трём направлениям:

  1. работа с детьми,
  2. работа с родителями
  3. преобразование предметной среды.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.

 В чем конкретно состоит актуальность проблемы для районной муниципальной образовательной системы:

  1. Активное использование в практике педагогической деятельности технологий, активизирующих самостоятельную продуктивную деятельность детей
  2. Повышение уровня качества подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  3. Повышение престижа дошкольного образования в глазах родительской общественности.
  4. Разработка технологий совместной реализации проекта КОСМОС педагогами с детьми и родителями.
  5. Популяризация новых образовательных технологий.

Цель нашего проекта:

Формировать у детей представление о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы:

         - их расположение относительно Солнца;

         - орбиты движения планет;

         - зодиакальные созвездия.

 Задачи:

  1. вызвать интерес к познанию космического пространства
  2. познакомить детей с историей развития  космонавтики
  3. познакомить с символикой некоторых созвездий
  4. познакомить со строением солнечной системы, сформировать первоначальные представления  о звездах и  планетах (их величине, о порядке расположения  относительно Солнца, некоторых особенностях)
  5. сформировать временные представления
  6. привить любовь к родному краю, стране, планете
  7. расширить и активизировать словарь
  8. развивать воображение, творческое мышление,  внимание, память.
  9. развивать логическое мышление.
  10. формировать речевое развитие детей,  навыки творческого рассказа.
  11. воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.


 Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения инновационного проекта

План реализации проекта включил работу по трём направлениям: работа с детьми, работа с родителями и преобразование предметной среды.

п/п

Содержание работы

Срок

Ответственный

Форма представления результата

1.

1.1

1.2.

1.3

Формирование методологической базы проекта

Разработка модели проекта

Разработка плана реализации проекта

Разработка пополнения, и изменения дизайна развивающей среды группы

воспитатели

модель

план

перечень

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

Формирование МТ базы проекта

Проведение родительского собрания группы по введению в проблему проекта

Формирование списка необходимых пособий

Определение ответственных за приобретение пособий

Текущая работа по формированию предметно-развивающей среды.

Формирование детской библиотеки

Приобретение необходимых пособий, расходных материалов

в течение периода реализации проекта

воспитатели

родители

протокол

список

план работы

3

3.1.

3.2.

3.3.

Формирование учебно-методического обеспечения 

Создание картотеки стихов, рассказов, считалок, загадок, песенок

Разработка конспектов занятий, бесед,

Создание демонстрационных пособий: серии тематических картинок, пособий к тестовым заданиям

в течение периода реализации проекта

воспитатели

Картотека

Конспекты

перечень

4.

4.1

4.2.

4.3.

4.4.

Участие в научно-практических конференциях, методических неделях и т.п. методических мероприятиях различных уровней

Публикация статей в сборниках тезисов НПК

Участие в фестивалях инновационных проектов

Выставка детских работ

Распространение опыта через районные и внутриучрежденческие методические объединения

воспитатели

статьи

Материалы практикума

5

Разработка и реализация индивидуально-дифференцированных программ действий педагога.

в течение года

6.

6.1.

6.2.

Информационно-аналитическая деятельность

Отчёт «Об итогах реализации инновационного проекта»

Анализ работы

Промежуточный контроль за ходом выполнения проекта с сообщением на педсовете МДОУ

7.

7.1.

7.2

7.3.

7.5

 Работа с родителями

Проведение родительского собрания группы по введению в проблему проекта

Приобретение необходимых пособий, расходных материалов, определение ответственных за приобретение

 Консультации для родителей

Реализация проекта с помощью родителей: коллаж «Планета здоровья», детские знаки Зодиака, коллекция марок о космосе, деятельность по обогащению центра Игры

09.2009

воспитатели

протокол

материалы

План проведения мероприятий по теме:

Формы

Тема

Место проведения

количество

1.Наблюдения

Согласно плану

Территория детского сада

систематически

2.Занятия по познавательному развитию (по теме)

«Солнечная система»

«Звезды и кометы»

«Лунные оладьи»

«Человек и космос»

«Пришельцы из космоса»

«Космодром»

«Древние миры-неизвестные планеты»

групповая комната

1 раз в месяц

3.Сюжетно-ролевые игры

Тема «Космос»

Групповая комната

систематически

4.Праздники 

«Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики)

Музыкальный зал

апрель

5.Развлечения

«Юный астроном»
«Земля наш дом»
«На планете веселых животных»
«Исследования новой планеты»

 

Музыкальный зал

  1. раз в квартал

Ожидаемые в конце проекта конкретные результаты:

-создание оригинальной активизирующей предметной среды в группе;

-расширение кругозора воспитанников;

-повышение уровня патриотического воспитания дошкольников;

-повышение культуры взаимодействия со сверстниками в процессе совместного решения поставленных задач;

вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ,

-формирование позитивного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Мы предполагаем, что данная работа приведет к повышению:

-коммуникативной компетентности педагогов,

-квалификационных категорий педагогов,

-родительской компетентности в вопросах содержательного взаимодействия со своими детьми,

-эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми группы, основанной на совместной реализации интересующей детей тематики проекта.

- уровня воспитанников в образовательной области «Познание».

Конечные результаты реализации проекта «Космос»

- развивающая среда, позволяющая ребенку представить проблему проекта в комплексе

- повышение знаний о космосе у детей

-развитие игровой деятельности

- повышение заинтересованности в образовательном процессе родителей

- пополнение библиотеки по теме проекта

- конспекты занятий, бесед, досугов, викторин и т.п. в соответствии с возрастом ребенка

-расширение УМК ОО «Познание», в т.ч. с применением ИКТ

- сценарий итогового развлечения по завершению проекта

 Имеющийся у педагогов инновационный задел по проекту

  1. План реализации проекта
  2. Модель проекта КОСМОС
  3. Развивающе - познавательные элементы среды группового помещения

Список основных публикаций , наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту

1. Витенберг О.М. «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» для публикации в сборнике Международной НПК ЧГПУ «Методология педагогики: педагогическая наука и педагогическая практика как единая система»

Перечень оборудования и материалов, имеющихся для выполнения проекта.

  1.  Центр Изобразительного творчества: Альбомы с картинами космонавта А. Леонтьева, фотографиями космонавта А.Волкова, раскраски на тему КОСМОС, штриховки
  2. Центр Конструирования: макет ракеты, ЛЕГО-конструктор «Орбитальная станция», схемы для конструирования, конструктор «Летающие тарелки», развертки летательных аппаратов «Звездные войны» для конструирования из бумаги;
  3. Центр Природы: упаковки с семенами цветов и овощей названных в соответствии с темой проекта (томаты «Космонавт Волков», ромашки Космея, астры «Звезда», бархатцы «Звездный дождь и т.п.)
  4. Центр Познания: плакат «Солнечная система», книги о космосе, энциклопедии, аудиоэнциклопедия «Полеты в космос» папка-раздвижка о Ю.А.Гагарине - первом космонавте СССР «Знаете, каким он парнем был!», космические карты, макет «Солнечная система», схема созвездий, набор люминофоровых фигур, демонстрационный материал о первых космонавтах отряда «Восход», второго поколения «Союз», тематические картинки, демонстрационный материал «Раз планета, два – комета», журнал об истории развития космоса, животных, побывавших в космосе, учебные презентации и ЦОР, картотека стихов, считалок, загадок, макеты, элемент среды, отслеживающий достижения воспитанников «Звездочки достижений», «Звездочка месяца».
  5. Центр Динамической активности: фотографии с космонавтами, играющими в спортивные игры (футбол, теннис, волейбол), занимающихся различными видами спорта (плавание, бег, бокс, лыжи, ходьба), занятиями на снарядах; комплексы утренней зарядки, физкультминуток, дыхательной гимнастики, подвижные игры.
  6. Центр Игры: атрибуты к сюжетно-ролевым играм - костюмы космонавтов, маски, шлемы, кислородные баллоны, настольно-печатные игры
  7. Реализация проекта с помощью родителей: Коллаж «Планета здоровья», детские знаки Зодиака, коллекция марок о космосе, деятельность по обогащению центра Игры
  8. 1 телевизор цветной – 1995 г., 1 магнитофон двухкассетный – 1996 г., ДВД – плейер, цифровой фотоаппарат. В музыкальном зале мультимедийная система для показа презентаций.