Детское экспериментирование
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Дубонос Марина Григорьевна

 

Трехлетний малыш с

жадностью исследует окружающий

мир. Ему все любопытно, его

волнует тысяча вопросов: что

такое вода и почему она мокрая?

Куда исчезает солнце ночью? Где

прячется звонок у телефона? Как

устроена стрекоза? С возрастом

интерес этот гаснет, а все ответы

укладываются в сухой скучный

учебник. Как сохранить в ребенке

любознательность? Можно ли

познание мира превратить в

увлекательную игру?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskoe_eksperimentirovanie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование-это интересно

Трехлетний малыш с

жадностью исследует окружающий

мир. Ему все любопытно, его

волнует тысяча вопросов: что

такое вода и почему она мокрая?

Куда исчезает солнце ночью? Где

прячется звонок у телефона? Как

устроена стрекоза? С возрастом

интерес этот гаснет, а все ответы

укладываются в сухой скучный

учебник. Как сохранить в ребенке

любознательность? Можно ли

познание мира превратить в

увлекательную игру?

Лучший возраст для открытий

Кажется, смешно говорить о научной работе в детском саду. А почему? Представьте себе группу пятилетних ученых в специальной лаборатории. У каждого - своя миска, наполненная водой, и вполне конкретная задача: выяснить, какие из предметов тонут, а какие нет. Вот камень. Он, конечно, утонет. Это ясно всем. Он большой и тяжелый. Давайте возьмем тогда маленькое рисовое зернышко. Может быть, оно поплывет? Нет, утонуло. И совсем крохотное, пшеничное - тоже. Значит, дело не в размере. Вот большая пластмассовая крышка плавает. И фантик из-под конфеты. Конечно, он же легкий! Все, что легче воды, плавает. Дети быстро находят ответы. Но жизнь, как всегда, полна неожиданностей. Почему одна шишка утонула, а другая - нет? И маленькие исследователи продолжают свой захватывающий эксперимент. Это так похоже на игру! Но разве это не настоящая физика?

                 Когда-то Аристотель просто бродил по древнегреческому парку, просто наблюдал за тенями, которые отбрасывают деревья в солнечный день. Каждая тень отражала форму своего дерева. Потом он просто ночью посмотрел на луну и увидел: на ее серебряном диске тень от Земли круглая. А все считали, что Земля плоская...

Но разве наблюдательность не является природным свойством любого ребенка? Оказывается, нет. Это то качество, которое необходимо развивать так же, как развивают память, внимание, логику.

                Когда ребенок исчерпал уже, допустим, вопрос: что тонет в воде, а что плавает? - я попробовала изменить свойства воды и вместе с ребенком понаблюдать, что происходит. Например, малыш знает уже, что обычное яйцо в воде утонет. Но вот я насыпала в кастрюльку с водой пачку соли, бросила яйцо и ... оно плавает! Дети очень удивлены таким неожиданным результатом. Сначала они, конечно, восприняли это как чудо. Но потом, как это всегда делают дети, попытались объяснить причину подобного волшебства, выдвигали свои даже самые абсурдные гипотезы. Именно этот процесс поиска ответа на вопрос «почему» и есть начало научного мышления.

Учиться наблюдать.

Как из зернышка появляется росток? Ведь этот захватывающий опыт способен провести вместе с воспитателями даже трехлетний ребенок. Замочила в маленькой тряпочке семена петрушки, кинзы, кресс-салата. Малыши каждый день проверяли: не появились ли у простых зернышек росточки? Теперь часть семян оставила в тряпочке, а другую - посадила в ящик с землей. Через некоторое время дети заметили, что смоченные семена проросли, подросли и пожелтели, а те, что посажены в землю, пробились к свету и превратились в красивые зеленые растения. Почему? Дети обычно дают простые, далекие, конечно, от научных формулировок, но, по сути, правильные ответы:

- Земля семена кормит - вот они и растут.

Где же эта «пища» для растений? Ведь мы ее не видим. Дети пристально вглядывается в чернеющую горсть земли. Значит, здесь спрятано то, что для человеческого взгляда остается невиди мым! И этот невидимый мир - огромен, как Вселенная: радиоволны, электри чество, магнитные поля и многое другое не подвластны нашему зрению. Но между тем, все эти явления существуют, и человек может наблюдать за ними.

Вот магниты разной величины и силы. Ребенок еще ничего не знает об их свойствах. Я предложила им игру: кто больше поймает обычных железных скрепок? Взяла самый большой магнит, а дети поменьше. Скоро они увидели, как скрепки дружной толпой бегут ко мне. Это обидно! Мы меняемся магнитами. Теперь все скрепки тянутся к большому магниту. Дети наблюдая «поведение» скрепок, скоро приходят к выводу, что магниты не одинаковы не только по своей силе, но и по величине того поля, которое вокруг них существует. Поэтому один притягивает скрепки лишь на небольшом расстоянии, а другой может сделать это, находясь на другом конце стола. Побродив в раздумье с магнитом в руках и пытаясь «притянуть» разные предметы, ребенок вдруг обнаруживает, что пластмассовые пуговицы совершенно не поддаются волшебной силе притяжения. И резиновые куклы, даже самые маленькие. Скоро он прибежит с вытаращенными глазами и сообщит: «Я понял! Магнит притягивает только все железное!», вывод из наблюдения. А еще важнее - радость собственного открытия! Этот опыт станет еще увлекательней, если вырезать из бумаги, например, жуков или стрекоз и, закрепив у них на голове скрепку, «дрессировать» их с помощью магнитов. Здесь уже может быть и повод для рождения интересного сюжета, с которым дети играют и учатся наблюдать еще охотней.

Сюжетная игра -двигатель науки

Часто дети сами придумывают свои сюжеты в процессе проведения опытов. Даже обычные булавки, когда их бросают в тазик с водой, превращаются в утопающих.

Давай, спасай их! - говорю я детям.

А как? Нужен спасательный корабль. Им вполне может стать пластмассовая крышка из-под банки. Настоящие спасательные круги можно сделать, вырезав из плотного картона маленькие кружочки. Проткнул их булавкой, - и они, словно юбочки, держатся на терпящих бедствие и не дают им тонуть. Брошенные в воду в таких юбочках булавки не просто плавают, а красиво кружатся на поверхности воды -будто танцуют. Маленькие девочки в этот момент забывают уже о кораблекрушении, и тазик с водой превращается для них в огромный праздничный дворец, в котором идет бал. Если опыт проводит несколько детей, то начинается светский разговор, где плавающие булавки уже не хуже кукол олицетворяют дам и кавалеров, принцев и придворных. Но вот бумажные юбочки наконец промокают, и булавки снова тонут. Тогда мы вытаскиваем их из воды с помощью магнита - и все благодарят своего удивительного спасителя.

Сюжетов для подобных игр может быть сколько угодно. Особенно интересно наблюдать за проведением этих опытов, когда собирается вместе несколько детей. Тогда поток новых идей не иссякает. Кто-то предложил устроить в тазике с водой настоящую бурю с помощью обыкновенной трубочки для сока, в которую нужно посильнее дуть. Кто-то уже приспособил днище пластиковой бутылки, превратив его в непотопляемый корабль, а кто-то замечает, что плот из крыши от пластиковой коробки - гораздо надежнее: поверхность больше - его буря не перевернет и не опрокинет. Самое главное здесь, что требуется от воспитателя, во-первых, фантазия (для поддержания игры) и, во-вторых, - чтобы любой необходимый или возможный материал для исследования был у детей под рукой.

Простота материалов и оборудования

Оборудование и материалы для опытов потребуются самые простые. В ход пойдут старые пластиковые бутылки, гвозди, булавки, пуговицы, камешки, стеклышки, ненужные цветные журналы из плотной бумаги и прочий «мусор».

Я капаю из пипетки в воду цветную (желтую) краску, затем зеленую. Будьте уверены: ребенок тут же зачарованно откроет рот, наблюдая, как цветные капли растворяются в воде, причудливо кружась. Разве он теперь сможет отказаться от соблазна провести опыт самостоятельно?! Особенно когда на полочке прямо под рукой, его ждут другие краски. Многие дети тут же начинают сами генерировать идеи: а что, если капать не из пипетки, а прямо из баночки? О, это уже совершенно другой масштаб! Вся вода преображается, меняя цвет. Теперь последовательностью: капаю желтый, потом красный - получаю оранжевый. А вот если зеленый, происходит чудо: вода становится почему-то темно - синей! Дети могут часами заниматься подобными исследованиями. Их интерес иссякнул?

Предложите им на следующий день добавить в воду немного подсолнечного масла. Теперь цветные капли не растворяются сразу, а повисают на поверхности ярким пятном. Но масло скоро сдается под тяжестью капли - и она прорывается в воду маленьким эффектным взрывом. Ребенок в восторге. Кто решится сказать, что это просто игра. А не изучение физического явления диффузии?

Огромный интерес вызывают у детей опыты по замораживанию воды. Наливаю воду в небольшую пластиковую бутылку, убираю ее в морозильник. На следующий день вода превращается в лед. Предлагаю ребенку снова разморозить бутылку. Он с удовольствием наблюдает, как меняется рисунок ледяных кристалликов по мере их таяния. Можно снова пустить в ход краски. Капаю в бутылку, где еще наполовину лед, а наполовину - вода, немного краски. Снова замораживаю содержимое бутылки. Дети удивляются, какой причудливый узор образовали цветные пятна краски в замерзшей воде! Опыты с замораживанием воды - повод для возникновения множества вопросов о физических свойствах воды. Например, почему в холодильнике вода не замерзает, а только в морозилке? Что такое отрицательная и положительная температура? Что нужно, чтобы быстрее растопить лед?

Некоторые дети с удовольствием ведут вместе со мной красивый журнал своих научных исследований. Самый удачный опыт можно записывать сюда, а малыш нарисует пояснительный рисунок. Такой журнал - не только хорошая память о совместных открытиях и играх, в какой-то момент ребенок захочет сам писать свои наблюдения - и впервые сам возьмет в руки ручку, стараясь правильно воспроизвести нужные буквы. Вот вам и стимул обучения письму.

Преимущества данного подхода к развитию познавательной активности маленьких детей заключается в том, что осуществлять свои исследования малыши могут не только со специалистами, педагогами, но и дома, вместе с мамой и папой. Конечно, от родителей требуются определенные усилия, чтобы создать условия для различных опытов. Например, найти интересные идеи, которые можно «подкинуть» своему малышу.

Этот чудесный мир

Дети - великие мечтатели. Но не сталкиваясь в повседневной жизни с чудом, они мечтают о затерянных мирах, о путешествиях в дальние страны, о встрече с настоящим инопланетянином. А ведь обычный мир вокруг тоже таит столько чудес! Научить ребенка открывать их, видеть волшебство в привычных вещах - значит привить ему интерес к познанию и творчеству на всю жизнь.

Вы думаете, что мыльные пузыри лопаются, когда падают на пол? А попробуйте постелить мягкий ворсистый коврик. И вы увидите, что они могут прыгать, как мячики! Дальше малыш и сам догадается надеть шерстяные, такие же мягкие, как ковер, носки и поиграть мыльными пузырями в футбол.

Может ли бумажный цветок ожить? Вырежьте из цветной бумаги цветок с длинными лепестками, сложите их друг за другом к середине цветка, как бутон. Опустите этот бумажный бутон в воду. Вы увидите, как он вздохнет, помедлит — а потом начнет раскрывать свои лепестки, словно настоящий цветок, распускаться. Это не фокус. Это красивый опыт, придуманный наблюдательным человеком. А сколько еще существует подобных чудес, которые никто пока не открыл!

Из кленовых листьев сошью паруса,

На сосновую мачту надену.

Я пущу свой кораблик искать чудеса

По реке, в серебристую пену...

Привези мне кораблик, смотри, не забудь,

То, что мне до сих пор неизвестно...

Я и сам бы с тобою отправился в путь,

Да не хватит на палубе места!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...


 

Комментарии

Дубонос Марина Григорьевна

Создать детям условия для проведения экспериментов, научить их быть внимательными и любознательными-вот одна из задач дошкольного развития