проект "Батарейка"
методическая разработка по окружающему миру по теме

План работы по проекту поможет детям правильно поступать с отработанной батарейкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект "Батарейка"72 КБ

Предварительный просмотр:

Наша жизнь во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. С каждым годом  мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, строим дома в экологически чистых районах.

 И при этом , многие из нас не задумываются , что состояние окружающей среды напрямую связано с нашим поведением в быту, в природе.

Когда вырастут наши дети и внуки, экологические проблемы им придется решать. Так важно уже сегодня научить детей ценить окружающую природу, поступать с ней разумно.

Приоритетным направлением нашей работы является познавательно-речевое развитие, а именно экологическое воспитание. Мы используем для этого один из методов-метод проектов. Применение этого метода позволяет успешно включать  в работу интеграцию образовательных областей для решения воспитательных и образовательных задач.

Один из проектов, который был выполнен в рамках Международного проекта Всемирной организации ОМЕП по устойчивому развитию в 2010-2011г,-

 проект «Куда деваются использованные батарейки?».. Национальный руководитель проекта Н.А.Рыжова, автор программы «Наш дом природа»

Название проекта:    «Куда девается использованная батарейка?»

Проект реализуется:

 в МДОУ №52 «Детский сад комбинированного вида №52»,

Сергиево-Посадский район, п. Березняки, Московская область

Приоритетное направление: познавательно речевое развитие (экологическое воспитание)

Участники проекта:

  1. дети средней, старшей, подготовительной групп:

группы

Возраст детей

Кол-во мальчиков

Кол-во девочек

средняя

До 5 лет

12

13

Старшая логопедическая

До 6 лет

13

5

Подготовительная логопедическая

До7 лет

10

5

  1. педагоги;
  2. родители;

   

  Цель проекта 

  1. воспитывать экологически грамотное  поведение в природе: помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать некоторые отходы в приемные пункты;

Задачи:

  1. подвести ребёнка к выбору экологически оправданных действий таким образом, чтобы это воспринималось ребёнком, как собственный выбор;
  2. создать условия для того, чтобы ребёнок смог почувствовать себя на месте персонажей , ощутить радости и невзгоды от вторжения человека в мир природы;
  3. пропагандировать идеи вторичного использования некоторых видов отходов и энергосбережения в каждой семье.
  4. развивать познавательные и творческие способности детей;

Руководители проекта:

  1. заведующий МДОУ№52      Макаревич Кира Геннадьевна
  2. старший воспитатель             Короткова Антонина Ивановна

Сроки проведения проекта:    ноябрь  месяц

Ожидаемые результаты:

работа над проектом  поможет участникам:

детям

  1. понять, что батарейки, выброшенные вместе с другим  мусором, наносят вред почве, растениям и животным;

Педагогам

  1. накопить информацию и лучше понять идеи и действия детей дошкольного возраста  в рамках образования для устойчивого развития;

Родителям

  1. изменить старую , традиционную антропоцентрическую парадигму на новую экоцентрическую и рассматривать природу как среду для жизни всех существ, включая человека.

Связь с общественными организациями

  1. обращение к главе поселения об установки контейнеров по раздельному сбору мусора;

Принципы, которые отражены в проекте:

  1. уважение прав ребенка на здоровую и безопасную окружающую среду;
  2. переоценка системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе;
  3. повторное использование некоторых предметов, вещей,  рециклизация;

Предложения и вопросы детей в ходе  реализации проекта:

  1. почему в нашем поселке нет приемных пунктов по сбору использованных  батареек?
  2. как производят батарейки?
  3. куда везут мусор?
  4. куда  сдать батарейки, после окончания  в детском саду акции по сбору отработавших свой срок батареек?
  5. -давайте собирать батарейки всегда.


План работы над проектом:

Целевые прогулки и наблюдения

беседы

занятия

игры

художественное творчество

Работа с родителями

За окружающей природой.

Найти в поселке объекты хозяйственой деятельности:

побеседовать об отношении человека с природой и о том, что нужно изменить, почему.

(электромобили, работа  котельной, сбор и сортировка отходов)

«Как вести себя в природе?»

«Человек  и животные»

«Как беречь природу?»

« Для чего нужна батарейка?»,   «Почему нельзя бросать батарейку в мусорное ведро?»

Куда деть использованную батарейку?»

«Без чего нам не прожить?».

 Чтение экологической сказки Н.А. Рыжовой «Сказка о золотой рыбке» (вопросы по сказке).

 Беседа по сказке.

Уроки Экоши

Программые задачи:понятие об окружающей среде. Значение охраны окружающей среды в жизни человека..

простейшие способы сохранения окружающей среды;

     Темы занятий:

 «Роль человека в природе».

Викторина «Разведка бережливых дел».

игра «Можно и нельзя»;

«Берегиня»-

Цель-

понимать последствие  своих поступков в природе;

«книжка-игрушка». –альбомы с «секретиками»

Изготовление плакатов, листовок-

рисование, аппликация,

ручной труд.

Театральная деятельность-инсценировка

сказок, рассказов о жизни животных и растений в загрязненных лесах, лугах

Сочинить сказку о батарейке.

Конкурс на лучшую детскую листовку о защите природы.

Круглый стол: «Человек и окружающая природа»

рисунки на тему «Что хорошее для Земли уже сделали вы?»,

рисунки по сказке «Как было,  и что стало».


Содержание проекта

Написали обращение к родителям, сотрудникам. С детьми проводили  беседы, в  которых рассказали о  том, что может произойти в природе, если батарейки бросить на землю. Проводили занятия, экскурсии, игры. Особенно понравилась детям игрушка-самоделка «Экологические окна», с помощью которой  ребята наглядно могли предугадать результаты бездумного поведения в природе.

Ребята вместе с родителями активно включились в работу, просили батарейки  у соседей, знакомых.  В старших группах результаты фиксировали на экранах (именных листах). Наклеивали картинки на модель земного шара, другие воспитатели рисовали «спасенных» лягушат, зайчат, считали с детьми, скольких животных удалось спасти.

Сочинили сказки, читали и обсуждали их с детьми.

Инициативная группа педагогов и родителей обратились к главе поселения об установки контейнеров по раздельному сбору мусора.

 Можно было собирать батарейки  и дальше, но в нашем городе приемных пунктов нет, поэтому пришлось вести батарейки  в Москву. Маленькая батарейка, но 500 штук-тяжело!

Заключение: те ожидания, которые мы возлагали на проект, осуществились:

  1. ребята стали больше задумываться  о поступках людей и их последствиях для природы, чаще говорят «Растению больно», «Полезно для природы», «Мы вредим  природе»;
  2. педагоги  получили удовлетворение от проведенной работы, стали внимательнее и ответственнее относиться к природе, к  экологическому воспитанию;
  3. работа по проекту сблизила  родителей и ребят. Мамы и папы, бабушки и дедушки проявляют больший интерес к нашим проектам, акциям. Они стали чаще задумываться о том, что в природе все взаимосвязано, а человек не «царь», а часть большого сложного мира, мира природы.

Литература:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М.В.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой 5-е изд.,исп. и доп. М. Мозаика  Синтез 2007

Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

«Наш дом- природа» Н.А.Рыжова

Н.А.Рыжова «Почва –живая земля» ТЦ Сфера 2006г


Н.А.Рыжова «Лаборатория в детском саду» ТЦ Сфера 2006г-

Ушакова О.С..Арушанова А.Г. и др. по развитию речи в детском саду». М.Совершенство 1998г;

Сказки о батарейке

Батарейка и мышка

Жила-была мышка-норушка. Весенним днем выбежала она из своей норки и вдруг увидела в траве что-то блестящее, круглое.

-Ты кто ?-удивилась мышка

-Я- Батарейка.

-Батарейка? Никогда не видела  батарейки- сказала мышка.  А где твоя норка?

-Домиком мне был пульт для управления машиной. Долго я там жила. Пока заряд мой не кончился. Вот и выбросили меня в траву. Теперь нет у меня домика, и не нужна я никому. Батарейка горько заплакала.

-Не плачь, давай вместе жить в моей норке, там тепло и сухо.-предложила мышка.

Прошло несколько дней. Вдруг мышка заболела, а трава около норки стала желтеть. Веселые бабочки, порхавшие вокруг цветов на поляне, куда-то пропали. Опечалилась Батарейка. Она догадалась, что все эти беды произошли из-за нее. Ей стало жаль природу, и она пошла искать то место, где батарейке дают другую жизнь, ее перезаряжают.

Долго шла Батарейка, но никак не могла найти это место и оказалась возле красивого дома.

-Ой, Батарейка,- закричал мальчик- Откуда и куда ты идешь?

Все рассказала Батарейка мальчику Диме.

-Не знаешь ли ты, где батарейкам дают вторую жизнь?- с надеждой спросила она.

-Идем со мной, у нас в детском саду как раз ребята собирают использованные батарейки, и будут отправлять их в Москву. Вот все ребята удивятся и обрадуются.

Так оказалась Батарейка в ящичке с использованными батарейками в старшей группе.

Музыкальный руль

Диме очень хотелось иметь игрушку- музыкальный руль. Если нажать на клавиши этого руля, загорятся лампочки. Зазвучит музыка. Но мама только обещала купить руль.

Однажды Дима пришел в гости к своему приятелю Саше. Ребята играли в разные игры, рисовали. И вдруг Дима увидел в коробке такой руль, о котором он мечтал.

-Давай поиграем с этим рулем- предложил Дима

Но Саша махнул рукой, -Там нет батарейки.

-А где берут эти батарейки?- спросил Дима.

-В магазине-

Дома Дима попросил маму взять его с собой в магазин за покупками. Мама согласилась. Дима был рад

В магазине лежали  разные батарейки: большие и маленькие, круглые и квадратные, блестящие и сверкающие. Дима удивился и спросил у мамы:

-Почему так много батареек?

Мама охотно рассказала сыну, что батарейка- очень нужная вещь. Она просто незаменима для человека. Фонарик, детские игрушки, фотоаппарат, радиоприемник, часы и многое другое невозможно представить без батареек.

Дима выбрал маленькую, синюю батарейку, она называлась пальчиковой. Он принес ее своему другу.

Долго мальчики играли с музыкальным рулем:нажимали разные клавиши, пели и слушали мелодии.

Когда батарейка разрядилась, ребята стали думать, что с ней делать. Саша вспомнил, что воспитательница в детском саду рассказывала о том, что батарейки нельзя бросать в мусорное ведро. Батарейка очень нужная и полезная вещь, но когда она отработает свой срок, может наносить вред природе.

Такую, отработавшую батарейку, лучше сдать на приемный

пункт по сбору батареек, тогда она не принесет вреда окружающей природе. Мальчики так и сделали.

Сказка про батарейку Сонечку.

В одном магазине  в большой коробке  жили-были новенькие блестящие батарейки. Одна из них была очень любопытной и постоянно выглядывала из коробки. Звали ее Сонечкой.

Скоро батарейку Сонечку купила девочка Маша. Принесла она ее домой и вставила в пульт управления от телевизора. Сонечка была очень довольна. Она  приносит людям пользу и сама смотрит телевизор. Батарейка очень любила  смотреть рередачи о животных. Но однажды Маша заметила, что батарейка «села». Вытащила она Сонечку, положила в карман. Пошла Маша на прогулку в парк, вытащила батарейку и бросила в кусты. Что случилось? Стала загрязняться почва. Животным и насекомым пришлось покинуть свои дома, заболели лягушка и зайчик. Заплакала батарейка Сонечка, расстроилась: «Теперь я приношу не пользу, а вред. Нельзя меня выбрасывать, нужно сдавать в специальные пункты приема». Увидела Машенька, какая беда случилась, убрала батарейку и повесила знак, чтобы все знали это правило.