Экологическое воспитание.
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме
В лес пойдёшь- кого-нибудь да увидишь,
А увидишь- узнать захочешь,
Узнаешь- неприменно полюбишь,
А полюбишь- в обиду не дашь.
Уж так устроен человек:
Что любит, то и защищает.
Н. Сладков
Воспитание у детей младшего возраста осознанно-действенного
отношения к объектам живой природы.
Актуальность и значение выбранной темы
Экологическое воспитание-это новое направление в дошкольной педагогике. Экология- наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры- осознанно- правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и у ребёнка в доме. Он узнаёт, что все живое, в том числе и человек, имеет определённые потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий- среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для жизни. Экологическое воспитание дошкольников- это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Осознанно- правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.
Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически, на протяжении нескольких лет, его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
Я, как педагог с 15- летним стажем, понимаю важность и значимость экологического воспитания.
В течение 7 лет я углубленно занимаюсь с детьми этой проблемой. Наработала достаточный опыт по формированию у детей знаний о природе и воспитанию у них правильного отношения к ней.
В то же время меня волнует проблема, что при переходе ребенка из детского сада в школу нет преемственности по формированию этих принципов.
В ближайшем бытовом окружении часто можно наблюдать как дети- подростки, бывшие воспитанники детских садов, играют в футбол на газоне, ломают деревья, топчут грядки с посаженными овощными культурами. Причем из бесед с ними можно сделать вывод, что теоретически они владеют знаниями экологического характера, а практического применения этим знаниям не находят.
Часто бывает, что и среди взрослых нет должного примера для детей. На отдыхе, так сказать, выезжая на природу, разводят в лесу костры, ломают деревья для него, моют машины на реке.
Меня волнует такое положение вещей.
Я хочу, чтобы на своём этапе дошкольного детства, сформировать у детей элементарные навыки экологической культуры. Поэтому темой своей аттестации я выбрала : «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста осознанно-действенного отношения к объектам живой природы»
Тема: «Как измерить детскую любознательность»
«А почему трава зеленая?», «А почему на этом кустике есть цветочки, а на этом нет?», «А почему червяк мохнатый?», «А почему птицы летают?», - множество многих вопросов ежедневно и ежечасно малыш обрушивает на родителей, воспитателей, а то и на оказывающихся под рукой «случайных взрослых. Недаром детей этого возраста называют «почемучками».
Какими же способами можно измерить детскую любознательность? Какова любознательность самого высокого уровня возможная у дошкольников? Почему же одни дети больше стремятся понимать, разгадывать загадки в окружающем их мире, другие меньше?
Нельзя в этом винить или благодарить только природу наделившую одних хорошими других худшими свойствами.
Вот здесь и состоит наша первая забота в том, чтобы не помешать естественному развитию уже имеющегося у него стремления. Вторая забота - обеспечить его здоровое и радостное самочувствие. Для этого не достаточно дать ему только то, что не обходимо для роста, здоровья, хотя это тоже очень важно. Необходимо удовлетворять и другие духовные его потребности: во впечатлениях, в активности, в общениях со взрослыми и сверстниками. Для этого надо постоянно давать пищу его познавательным устремлениям предоставляя разнообразные игрушки, книжки, обеспечивая его встречей с природой, лесом, полем, цветами, камнями, животными и т.д.. Надо поддерживать его собственные стремления рассмотреть, расслышать, потрогать, попробовать, самому разобрать или получить ответ от нас взрослых. Поддерживать своим одобрением тоном. Необходимо чтобы ребенок чувствовал, знал, что вы верите его силы, возможности, что он хороший, умный, сообразительный. Все это только поддерживает развитие стремления ребёнка к познанию нового и неизвестного. А какими способами можно специально формировать любознательность ребенка?
Это меня и побудило взяться за тему: «Как измерить детскую любознательность?»
Группа где я начала работать была очень сложной, дети поступили из разных садов. Дети привыкали к друг другу, к нам. К великому сожалению очень часто менялись воспитатели, а дети к этому чувствительны. Новый подход, требования привычки. Многие дети были очень замкнуты не общительны во время бесед старались молчать. Другие же легко и непринужденно вступали в беседу.
Для начала я провела беседу обо всём что нас окружает. «Почемучкой» была я. Задавала примерно такие вопросы:
1. Почему летит муха? - ответ - потому, что у неё крылья.
2. Интересно знать почему плывут облака? - ответ- их гонит ветер.
3. Кто знает, почему на окнах зимой появляются снежные узоры? - ответ - от мороза.
4. Для чего мы поливаем комнатные растения? - ответ - растения питаются влагой.
5. Знаете ли вы для чего рыбам нужны плавники, а птицам крылья? – ответ- рыбам плавать, птицам летать. И т.д.
Стало сразу видно с кем и над чем надо работать. При обследовании детей по ознакомлению с окружающим мы установили ряд особенностей.
1.Дети при беседе трудно представляют понятие об окружающей на с действительности.
2. Мало знают о животном и растительном мире.
3. Не совсем ясно имеют представление о сезонных изменениях в природе.
Составила диагностическую карту по ознакомлению с окружающем нас миром. Свою работу с детьми я начала как бы по трем направлениям.
Первое - расширять представление детей о растениях, животных, сезонных изменениях в природе.
Второе - учить наблюдать явления природы, анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Третье - систематизировать и углублять представления детей о сезонных явлениях и изменения их в природе.
Работая в этом направлении я всегда помню о том, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого - источник удовлетворения и развития этого интереса. Вовремя наблюдений в природе стараюсь как можно больше расширить и углубить представления о растениях, о животных как представителях живого в мире природы, о их взаимосвязи с неживой природой.
Я отбираю наиболее доступные явления окружающей действительности в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду». Организую с детьми целенаправленные наблюдения в природе за животными и птицами, жизнью и трудом взрослых. Провожу беседы.
Привожу пример одной из бесед.
Пройдя рощу вышли на поляну, усыпанную одуванчиками. Теперь она вся золотая и яркая. Еще издали дети замечают это чудесное превращение:
- Была зеленая, теперь желтая. Почему?
А вот пойдемте поближе - посмотрим, - предлагаю я.
Дети как зачарованные любуются солнечной поляной. Никто из детей не решился сорвать цветка.
Через несколько дней мы снова навестили нашу поляну. Что же произошло? Золото исчезло, и поляна, словно снегом припудрена. «Ну и ну!»
- удивились ребята. - «Почему она стала вся белая?» Предлагаю детям подойти поближе и рассмотреть. Рассматриваем легкие, круглые, словно мыльные пузыри головки одуванчиков. Через день мы пришли снова на нашу поляну и снова сюрприз...
Куда же пропали одуванчики? - спрашивали ребята, видя что полянка ненова стала зеленой.
-А ну, подумайте хорошенько, куда они исчезли? Догадаться не трудно, надо только поразмыслить, - говорю я. Дети самостоятельно приходят к выводу: ветер разнес белый пушок в разные стороны.
Дать ребенку возможность примечать, наблюдать, сравнивать - это и способствует решение детьми своеобразных логических задач, когда они самостоятельно находят ответ на свой вопрос.
Так наблюдая из окна за дождем у детей возник вопрос: «А куда уходит дождевая вода?» Многие дети сразу сказали - в землю. А давайте, ребята поразмышляем, просто ли вода уходит в землю и вся ли вода уходит в землю? Пришли к выводу, что при помощи дождей питаются корни деревьев, кустарников, травы. Рассуждая о том вся ли вода уходит в землю пришли к такому понятию «круговорот воды в природе». Провели наглядный пример - опыт — при нагревании воды в сосуде пары собираются на крышке сосуда, превращаются в капельки и снова эти капельки падают вниз. Теперь дети знаю откуда появляются облака.
Дети очень много задают вопросов.
На некоторые вопросы я сама затрудняюсь ответить. Но чаще всего я создаю проблемные ситуации для логического мышления. Дети размышляя, сравнивая, сопоставляя сами для себя находили ответ на поставленный вопрос.
Так, провели опыт - наблюдение за комнатным растением традесканцией. Взяли два горшка с этим растением. «Ребята, говорю я - давайте понаблюдаем за растениями: один горшок поставим на окно, а другой - поставим в темное место. Пошли оба растения и поставили каждое в отведенное для них место. Сначала поливали оба растения, затем поливали одно, то что на окне, а другое изредка. Через месяц сравнили оба растения. Что же произошло? У одного растения листочки были зеленые, сочные, земля влажная, рыхлая, а другое растение выглядело невзрачным, листочки некоторые засохли, другие были бледно-зеленые, земля сухая.
Какой же вывод? Дети сами определили, что от недостаточного света и влаги растение гибнет.
Так как жизненный интерес детей к окружающему не иссякаем, я разработала игру «викторина почемучек». Вопросы могут подбираться на разные темы или на одну какую-нибудь избранную тему.
Например: Почему по небу плывут облака? Почему на смену ночи приходит утро, день, ветер? Что такое радуга, отчего она возникает? Не страшно. Если на некоторые вопросы дети не могут ответить. Я тогда сама отвечаю, поясняю, то что не непонятно. Дети сами могут придумывать разные вопросы. Тогда я яснее вижу на какую тему провести беседу или построить занятие.
Дошкольникам еще не скоро придется изучать такие науки как физика, химия, биология. Однако многие из явлений, с которыми им приходится сталкиваться повседневно, они способны понять и осмыслить, если объяснение последует в доступной для них форме.
Так, например, почему снег холодный? Потому, что холодно, капельки воды превратились в кристаллики, образующие снежинку. От соприкосновения с теплом снег тает. Провели опыт с водой и снегом. В этом случае можно детей познакомить с термометром и определить температуру воды и снега.
Подбор вопросов подводила в соответствии возрасту детей, уровню их подготовленности, умственным способностям. Совсем не обязательно чтобы вопросы укладывались только в рамки программы дошкольного воспитания. Ценность викторины состоит в том, что они расширяют кругозор дошкольников, помогают выявить их знания, содействуют развитию познавательных интересов и смекалки.
В основном все вопросы ставятся на познании животного и растительного мира и взаимодействия их с неживой природой: снег, вода, воздух, ветер и так далее.
Так, например, почему комнатные растения нужно поливать не холодной (особенно зимой), а теплой водой?
Ответ: холодная вода очень медленно приникает в растение, вода при tО поступает в корень растений примерно в 7 раз медленнее, чем вода при t20, растение не получает вовремя питательных веществ. Застоявшаяся вода в горшке с растение может закиснуть и растение погибнет.
Почему, например, ласточки перед дождем низко летают над землей?
Ответ: Ласточки питаются мошками и комарами, а перед дождем все насекомые прячутся в траве.
Дети очень любят отгадывать загадки. Они в основном направлены на познавательное развитие и на логическое мышление.
Так на основе загадки: «В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет, из лесного сора строит себе город». - была поставлена задача на тему: «Прогулка в лес» как по муравейнику определить направление.
Рассказывая о муравьях я сказала детям: «А знаете ли Вы, что муравьи могут подсказать дорогу в лесу, если вдруг кто-то заблудится». Валя Б. с изумлением спросила: «Как это?» На Валин вопрос я начала рассказ так. Ребята мы знаем что моряки и летчики определяют дорогу по специальному прибору, который называется компас. А как же быть тем у кого нет этого прибора. Тогда на помощь этим людям приходят солнце, деревья, пни и лишайники, и даже муравьи. Только надо быть очень внимательными. А это значит научиться читать азбуку природы. Надо обязательно запомнить что муравьи свои домики обязательно строят только с южной стороны.
Возник вопрос: Почему? Предложила детям поразмышлять, т.к. они знают почему улетают птицы на юг - логическое мышление задачи.
В своей работе использовала наглядные методы, т.е. наблюдение, рассматривание картин, диафильмов; практический - это игровой метод, труд, элементарные опыты, а так же словесные рассказы воспитателя, чтение художественного произведения, беседы.
Знакомя детей с миром природы обучение я разделила на четыре блока.
В первом блоке расширять и углублять представления о растениях, животных как представителях живого в мире природы: о многообразии внешнего строения конкретных живых существ, основных жизненных функциях (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение). Показать различия в проявлении жизненных функций у конкретных животных и растений (береза, фасоль, бальзамин и другие растения получают питание с помощью корней, по стеблю питательные вещества поступают к листьям, цветам, плодам; растение дышит всеми частями, поворачивает листья и цветки к свету. Белка, скворец, гуппи находят пищу сами, для этого у них есть зрение, слух, обоняние; есть ноги, крылья, плавники и т.д.)
На конкретных примерах раскрывать связи между строением органов и их функциями (например, у рыбки есть плавники, с помощью которых она плывет, жабры помогают ей дышать в воде; у птицы - ноги и крылья, т.к. она летает, передвигается по земле, воде, веткам деревьев; клюв нужен, чтобы добывать пищу и пр.).
Показать взаимосвязь основных функций и их необходимость для существование живых существ. Формировать представления о потребностях конкретных растений и животных в условиях среды (свете, воздухе, благоприятной t, пище, месте для обитания, защите от врагов). Раскрыть связи между средой обитания конкретных живых существ и особенностями их строения образа жизни. Показать умение живых существ чувствовать состояние среды (свет, t, влажность, наличие пищи). Познакомить детей с неповторимостью и своеобразием каждого существа и показать им необходимость бережного и заботливого отношения к природе.
На основе конкретных представлений формировать обобщенное представление о целостности каждого живого существа, жизненных свойствах (питании, дыхании, движении и др.), об общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяют в определенных условиях среды. Осваивать конкретные представления о труде взрослых по выращиванию растений и животных в городских и сельских условиях (первоначальные представления о труде овощевода, садовода, хлебороба, лесника и др.), об общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяются в определенных условиях среды. Осваивать конкретные представления о труде, взрослых по выращиванию растений и животных в городских и сельских условиях( первоначальные представления о труде овощевода, садовода, лесника и др.).
Во втором блоке раскрывать детям механизмы и приспособление живых организмов к среде обитания.
Уточнять и конкретизировать представления о различных средах обитания растений, животных: наземной, воздушно - наземной, водной; об основных факторах каждой среды. (Например, водная среда состоит из придонного слоя почвы, воды, камней, из растений и различных животных.)
Обобщать представление об основных группах растений и животных формируются соответствующие предметные понятия. Например, рыбы - это животные, которые приспособились жить в воде. У них обтекаемая форма тела, тело покрыто чешуей и слизью, есть плавники. Это помогает им быстро плавать.
Питаются рыбы разнообразной пищей. Мечут икру и рождают живых маленьких рыбок.
Устанавливать связи состояния конкретных живых организмов с условиями их существования, с удовлетворением потребностей.
Уточнять, конкретизировать и углублять представления о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания и на этой основе дети должны осознавать пути приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах.
Устанавливать зависимость способов существования конкретных животных, и растений от условий окружающей среды и степени удовлетворения и потребностей в разные сезоны. Например, осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха, часто выпадают холодные дожди; Бывают заморозки, почва промерзает, дуют холодные ветры, иногда идет снег. Растения приспособлены к осеннем переменам: сбросили листья деревья и кустарники, завяли травы. В земле остались корни травянистых растений, из которых вырастут новые растения. Животные приспособились к жизни осенью по - разному: насекомые спрятались под кору деревьев, под опавшие листья, в землю; перелетные птицы улетели, т.к. они питаются насекомыми; звери - лось, волк, лиса, заяц линяют, у них вырастает темная шерсть, изменяется ее окраска; это спасает их от холода и врагов. Белка, еж запасают корм впрок, медведь, еж и другие звери залезают в берлоги, коры и засыпают. Отмечаю, что по мере изменения условий в разных средах обитания и в разные сезоны меняются способы приспособления живых организмов к среде.
В третьем блоке знаний углублять представление детей о росте, развитии и размножения живых существ.
Конкретизировать представления о стадиях роста и развития хорошо знакомых растений и животных разных сред мест обитания. Систематизировать и обобщать представления о цикличности роста и развития на каждой стадии, о зависимости состояния живых существ от соответствия условий потребности.
В четвертом блоке знаний раскрыть взаимосвязи и взаимодействие живых организмов в сообществах.
Конкретизировать и расширять, представление о составе сообществ - водоема, лес, луга.
Систематизировать и обобщать представлении об условиях среды, к которым приспособились растения и животные. (Например, в лесу растут травы , кустарники ,деревья, грибы, ягоды. Они приспособились к определенной температуре, освещенности, влажности. Лес населяют разные животные - насекомые, птицы, звери др.). Устанавливать связи сложившиеся в определенных сообществах (экосистемах).
Осознавать место каждого живого существа в сообществе и систем конкретных взаимосвязей его со средой обитания и другими живыми существами.
Детям дать понять роль человека в нарушении и сохранения целостности конкретной экосистемы, освоить правило поведения в ней.
На основе этих задач у детей формируются элементарные (предметные) понятия : «травы», «кустарники», «деревья», «насекомые», «рыбы», «птицы», «звери», «среда обитания», «приспособление», «сезонные изменения», «сезон как время года», «живое», «неживое».
Опираясь на поставленные (вопросы) задачи я составила перспективный план над чем мне в дальнейшем работать. В конечном же результате моей работы я должна воспитать в детях любовь к природе в родного края. Научить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними.
ПЛАН РАБОТЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА 2006-2007 Г
Воспитатель Желтова Г.А.
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
1. Формировать у детей элементарные представления о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.
2. Показать детям многообразие животного и растительного мира, научить наблюдать за жизнью природы.
3. Научить понимать и видеть красоту родной природы.
4. Развивать экологическое сознание.
ДЕВИЗ КРУЖКА: «МЫ НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ».
ПЛАН РАБОТЫ
СЕНТЯБРЬ
Комплектование группы
ОКТЯБРЬ
1. Что такое экология?
2. Планета земля – в опасности.
3. Чтение рассказов из книги В.Н. Танасийчук «Экология в картинках».
4. Экскурсия в парк «Взаимосвязь растений и человека».
НОЯБРЬ
1. Обитатели нашего уголка природы.
2. Кто живёт в аквариуме?
3. Беседа «Кто, как готовится к зиме?»
4. Экскурсия на станцию юннатов.
ДЕКАБРЬ
1. Беседа «Зимующие птицы».
2. Занятие «Дом, в котором мы живём».
3. Экологическая игра «Найди связь».
4. Конкурс « Служба спасения» - игровые ситуации оказания помощи животным.
ЯНВАРЬ
1. Беседа «Лесные Айболиты».
2. Инсценированная загадка «Птичья столовая».
3. Экскурсия в рощу «Жизнь леса зимой».
4. Деловая игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
ФЕВРАЛЬ
1. Экскурсия «Кто в лесу главный- цепочки в лесу».
2. Речевые, подвижные игры экологического характера «Птичка», «Что было бы, если бы» и другие.
3. Конкурсы рисунков «Природа и мы».
4. Викторина « Поле чудес».
МАРТ
1. Беседа «Пройдет зима холодная».
2. Занятие « Что мы знаем о домашних и диких животных».
3. Экскурсия в природу «Зеленая служба».
4. Вечер развлечений «Весенние нотки» или «Будь другом природе».
АПРЕЛЬ
1. Экскурсия «Природа-чудесница».
2. Беседа «Птичий город на деревьях».
3. Подвижные игры «Поможем муравьям построить дом», «Кто больше соберет запасов» и другие.
4. Викторина «Когда идёшь ты по тропинке».
МАЙ
1. Поход в лес: «Лес- это тоже наш дом» (вместе с родителями).
2. Беседа «Живые барометры».
3. Панорама добрых дел «Умники и умницы».
4. Заключительный праздник «День земли» - вручение свидетельств «юный эколог».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_i_znachenie_vybrannoy_temy.docx | 13.2 КБ |
kak_izmerit_detskuyu_lyuboznatelnost.docx | 27.48 КБ |
plan_raboty__.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность и значение выбранной темы
Экологическое воспитание-это новое направление в дошкольной педагогике. Экология- наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры- осознанно- правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и у ребёнка в доме. Он узнаёт, что все живое, в том числе и человек, имеет определённые потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий- среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для жизни. Экологическое воспитание дошкольников- это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Осознанно- правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.
Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически, на протяжении нескольких лет, его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
Я, как педагог с 15- летним стажем, понимаю важность и значимость экологического воспитания.
В течение 7 лет я углубленно занимаюсь с детьми этой проблемой. Наработала достаточный опыт по формированию у детей знаний о природе и воспитанию у них правильного отношения к ней.
В то же время меня волнует проблема, что при переходе ребенка из детского сада в школу нет преемственности по формированию этих принципов.
В ближайшем бытовом окружении часто можно наблюдать как дети- подростки, бывшие воспитанники детских садов, играют в футбол на газоне, ломают деревья, топчут грядки с посаженными овощными культурами. Причем из бесед с ними можно сделать вывод, что теоретически они владеют знаниями экологического характера, а практического применения этим знаниям не находят.
Часто бывает, что и среди взрослых нет должного примера для детей. На отдыхе, так сказать, выезжая на природу, разводят в лесу костры, ломают деревья для него, моют машины на реке.
Меня волнует такое положение вещей.
Я хочу, чтобы на своём этапе дошкольного детства, сформировать у детей элементарные навыки экологической культуры. Поэтому темой своей аттестации я выбрала : «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста осознанно-действенного отношения к объектам живой природы»
Предварительный просмотр:
Тема: «Как измерить детскую любознательность»
«А почему трава зеленая?», «А почему на этом кустике есть цветочки, а на этом нет?», «А почему червяк мохнатый?», «А почему птицы летают?», - множество многих вопросов ежедневно и ежечасно малыш обрушивает на родителей, воспитателей, а то и на оказывающихся под рукой «случайных взрослых. Недаром детей этого возраста называют «почемучками».
Какими же способами можно измерить детскую любознательность? Какова любознательность самого высокого уровня возможная у дошкольников? Почему же одни дети больше стремятся понимать, разгадывать загадки в окружающем их мире, другие меньше?
Нельзя в этом винить или благодарить только природу наделившую одних хорошими других худшими свойствами.
Вот здесь и состоит наша первая забота в том, чтобы не помешать естественному развитию уже имеющегося у него стремления. Вторая забота - обеспечить его здоровое и радостное самочувствие. Для этого не достаточно дать ему только то, что не обходимо для роста, здоровья, хотя это тоже очень важно. Необходимо удовлетворять и другие духовные его потребности: во впечатлениях, в активности, в общениях со взрослыми и сверстниками. Для этого надо постоянно давать пищу его познавательным устремлениям предоставляя разнообразные игрушки, книжки, обеспечивая его встречей с природой, лесом, полем, цветами, камнями, животными и т.д.. Надо поддерживать его собственные стремления рассмотреть, расслышать, потрогать, попробовать, самому разобрать или получить ответ от нас взрослых. Поддерживать своим одобрением тоном. Необходимо чтобы ребенок чувствовал, знал, что вы верите его силы, возможности, что он хороший, умный, сообразительный. Все это только поддерживает развитие стремления ребёнка к познанию нового и неизвестного. А какими способами можно специально формировать любознательность ребенка?
Это меня и побудило взяться за тему: «Как измерить детскую любознательность?»
Группа где я начала работать была очень сложной, дети поступили из разных садов. Дети привыкали к друг другу, к нам. К великому сожалению очень часто менялись воспитатели, а дети к этому чувствительны. Новый подход, требования привычки. Многие дети были очень замкнуты не общительны во время бесед старались молчать. Другие же легко и непринужденно вступали в беседу.
Для начала я провела беседу обо всём что нас окружает. «Почемучкой» была я. Задавала примерно такие вопросы:
- Почему летит муха? - ответ - потому, что у неё крылья.
- Интересно знать почему плывут облака? - ответ- их гонит ветер.
- Кто знает, почему на окнах зимой появляются снежные узоры? - ответ - от мороза.
- Для чего мы поливаем комнатные растения? - ответ - растения питаются влагой.
- Знаете ли вы для чего рыбам нужны плавники, а птицам крылья? – ответ- рыбам плавать, птицам летать. И т.д.
Стало сразу видно с кем и над чем надо работать. При обследовании детей по ознакомлению с окружающим мы установили ряд особенностей.
1.Дети при беседе трудно представляют понятие об окружающей на с действительности.
- Мало знают о животном и растительном мире.
- Не совсем ясно имеют представление о сезонных изменениях в природе.
Составила диагностическую карту по ознакомлению с окружающем нас миром. Свою работу с детьми я начала как бы по трем направлениям.
Первое - расширять представление детей о растениях, животных, сезонных изменениях в природе.
Второе - учить наблюдать явления природы, анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
Третье - систематизировать и углублять представления детей о сезонных явлениях и изменения их в природе.
Работая в этом направлении я всегда помню о том, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого - источник удовлетворения и развития этого интереса. Вовремя наблюдений в природе стараюсь как можно больше расширить и углубить представления о растениях, о животных как представителях живого в мире природы, о их взаимосвязи с неживой природой.
Я отбираю наиболее доступные явления окружающей действительности в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду». Организую с детьми целенаправленные наблюдения в природе за животными и птицами, жизнью и трудом взрослых. Провожу беседы.
Привожу пример одной из бесед.
Пройдя рощу вышли на поляну, усыпанную одуванчиками. Теперь она вся золотая и яркая. Еще издали дети замечают это чудесное превращение:
- Была зеленая, теперь желтая. Почему?
А вот пойдемте поближе - посмотрим, - предлагаю я.
Дети как зачарованные любуются солнечной поляной. Никто из детей не решился сорвать цветка.
Через несколько дней мы снова навестили нашу поляну. Что же произошло? Золото исчезло, и поляна, словно снегом припудрена. «Ну и ну!»
- удивились ребята. - «Почему она стала вся белая?» Предлагаю детям подойти поближе и рассмотреть. Рассматриваем легкие, круглые, словно мыльные пузыри головки одуванчиков. Через день мы пришли снова на нашу поляну и снова сюрприз...
Куда же пропали одуванчики? - спрашивали ребята, видя что полянка ненова стала зеленой.
-А ну, подумайте хорошенько, куда они исчезли? Догадаться не трудно, надо только поразмыслить, - говорю я. Дети самостоятельно приходят к выводу: ветер разнес белый пушок в разные стороны.
Дать ребенку возможность примечать, наблюдать, сравнивать - это и способствует решение детьми своеобразных логических задач, когда они самостоятельно находят ответ на свой вопрос.
Так наблюдая из окна за дождем у детей возник вопрос: «А куда уходит дождевая вода?» Многие дети сразу сказали - в землю. А давайте, ребята поразмышляем, просто ли вода уходит в землю и вся ли вода уходит в землю? Пришли к выводу, что при помощи дождей питаются корни деревьев, кустарников, травы. Рассуждая о том вся ли вода уходит в землю пришли к такому понятию «круговорот воды в природе». Провели наглядный пример - опыт — при нагревании воды в сосуде пары собираются на крышке сосуда, превращаются в капельки и снова эти капельки падают вниз. Теперь дети знаю откуда появляются облака.
Дети очень много задают вопросов.
На некоторые вопросы я сама затрудняюсь ответить. Но чаще всего я создаю проблемные ситуации для логического мышления. Дети размышляя, сравнивая, сопоставляя сами для себя находили ответ на поставленный вопрос.
Так, провели опыт - наблюдение за комнатным растением традесканцией. Взяли два горшка с этим растением. «Ребята, говорю я - давайте понаблюдаем за растениями: один горшок поставим на окно, а другой - поставим в темное место. Пошли оба растения и поставили каждое в отведенное для них место. Сначала поливали оба растения, затем поливали одно, то что на окне, а другое изредка. Через месяц сравнили оба растения. Что же произошло? У одного растения листочки были зеленые, сочные, земля влажная, рыхлая, а другое растение выглядело невзрачным, листочки некоторые засохли, другие были бледно-зеленые, земля сухая.
Какой же вывод? Дети сами определили, что от недостаточного света и влаги растение гибнет.
Так как жизненный интерес детей к окружающему не иссякаем, я разработала игру «викторина почемучек». Вопросы могут подбираться на разные темы или на одну какую-нибудь избранную тему.
Например: Почему по небу плывут облака? Почему на смену ночи приходит утро, день, ветер? Что такое радуга, отчего она возникает? Не страшно. Если на некоторые вопросы дети не могут ответить. Я тогда сама отвечаю, поясняю, то что не непонятно. Дети сами могут придумывать разные вопросы. Тогда я яснее вижу на какую тему провести беседу или построить занятие.
Дошкольникам еще не скоро придется изучать такие науки как физика, химия, биология. Однако многие из явлений, с которыми им приходится сталкиваться повседневно, они способны понять и осмыслить, если объяснение последует в доступной для них форме.
Так, например, почему снег холодный? Потому, что холодно, капельки воды превратились в кристаллики, образующие снежинку. От соприкосновения с теплом снег тает. Провели опыт с водой и снегом. В этом
случае можно детей познакомить с термометром и определить температуру воды и снега.
Подбор вопросов подводила в соответствии возрасту детей, уровню их подготовленности, умственным способностям. Совсем не обязательно чтобы вопросы укладывались только в рамки программы дошкольного воспитания. Ценность викторины состоит в том, что они расширяют кругозор дошкольников, помогают выявить их знания, содействуют развитию познавательных интересов и смекалки.
В основном все вопросы ставятся на познании животного и растительного мира и взаимодействия их с неживой природой: снег, вода, воздух, ветер и так далее.
Так, например, почему комнатные растения нужно поливать не холодной (особенно зимой), а теплой водой?
Ответ: холодная вода очень медленно приникает в растение, вода при t О поступает в корень растений примерно в 7 раз медленнее, чем вода при t 20, растение не получает вовремя питательных веществ. Застоявшаяся вода в горшке с растение может закиснуть и растение погибнет.
Почему, например, ласточки перед дождем низко летают над землей?
Ответ: Ласточки питаются мошками и комарами, а перед дождем все насекомые прячутся в траве.
Дети очень любят отгадывать загадки. Они в основном направлены на познавательное развитие и на логическое мышление.
Так на основе загадки: «В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет, из лесного сора строит себе город». - была поставлена задача на тему: «Прогулка в лес» как по муравейнику определить направление.
Рассказывая о муравьях я сказала детям: «А знаете ли Вы, что муравьи могут подсказать дорогу в лесу, если вдруг кто-то заблудится». Валя Б. с изумлением спросила: «Как это?» На Валин вопрос я начала рассказ так. Ребята мы знаем что моряки и летчики определяют дорогу по специальному прибору, который называется компас. А как же быть тем у кого нет этого прибора. Тогда на помощь этим людям приходят солнце, деревья, пни и лишайники, и даже муравьи. Только надо быть очень внимательными. А это значит научиться читать азбуку природы. Надо обязательно запомнить что муравьи свои домики обязательно строят только с южной стороны.
Возник вопрос: Почему? Предложила детям поразмышлять, т.к. они знают почему улетают птицы на юг - логическое мышление задачи.
В своей работе использовала наглядные методы, т.е. наблюдение, рассматривание картин, диафильмов; практический - это игровой метод, труд, элементарные опыты, а так же словесные рассказы воспитателя, чтение художественного произведения, беседы.
Знакомя детей с миром природы обучение я разделила на четыре блока.
В первом блоке расширять и углублять представления о растениях, животных как представителях живого в мире природы: о многообразии внешнего строения конкретных живых существ, основных жизненных функциях (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение). Показать различия в проявлении жизненных функций у конкретных животных и растений (береза, фасоль, бальзамин и другие растения получают питание с помощью корней, по стеблю питательные вещества поступают к листьям, цветам, плодам; растение дышит всеми частями, поворачивает листья и цветки к свету. Белка, скворец, гуппи находят пищу сами, для этого у них есть зрение, слух, обоняние; есть ноги, крылья, плавники и т.д.)
На конкретных примерах раскрывать связи между строением органов и их функциями (например, у рыбки есть плавники, с помощью которых она плывет, жабры помогают ей дышать в воде; у птицы - ноги и крылья, т.к. она летает, передвигается по земле, воде, веткам деревьев; клюв нужен, чтобы добывать пищу и пр.).
Показать взаимосвязь основных функций и их необходимость для существование живых существ. Формировать представления о потребностях конкретных растений и животных в условиях среды (свете, воздухе, благоприятной t , пище, месте для обитания, защите от врагов). Раскрыть связи между средой обитания конкретных живых существ и особенностями их строения образа жизни. Показать умение живых существ чувствовать состояние среды (свет, t , влажность, наличие пищи). Познакомить детей с неповторимостью и своеобразием каждого существа и показать им необходимость бережного и заботливого отношения к природе.
На основе конкретных представлений формировать обобщенное представление о целостности каждого живого существа, жизненных свойствах (питании, дыхании, движении и др.), об общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяют в определенных условиях среды. Осваивать конкретные представления о труде взрослых по выращиванию растений и животных в городских и сельских условиях (первоначальные представления о труде овощевода, садовода, хлебороба, лесника и др.), об общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяются в определенных условиях среды. Осваивать конкретные представления о труде, взрослых по выращиванию растений и животных в городских и сельских условиях( первоначальные представления о труде овощевода, садовода, лесника и др.).
Во втором блоке раскрывать детям механизмы и приспособление живых организмов к среде обитания.
Уточнять и конкретизировать представления о различных средах обитания растений, животных: наземной, воздушно - наземной, водной; об основных факторах каждой среды. (Например, водная среда состоит из придонного слоя почвы, воды, камней, из растений и различных животных.)
Обобщать представление об основных группах растений и животных формируются соответствующие предметные понятия. Например, рыбы - это животные, которые приспособились жить в воде. У них обтекаемая форма тела, тело покрыто чешуей и слизью, есть плавники. Это помогает им быстро плавать.
Питаются рыбы разнообразной пищей. Мечут икру и рождают живых маленьких рыбок.
Устанавливать связи состояния конкретных живых организмов с условиями их существования, с удовлетворением потребностей.
Уточнять, конкретизировать и углублять представления о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания и на этой основе дети должны осознавать пути приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах.
Устанавливать зависимость способов существования конкретных животных, и растений от условий окружающей среды и степени удовлетворения и потребностей в разные сезоны. Например, осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха, часто выпадают холодные дожди; Бывают заморозки, почва промерзает, дуют холодные ветры, иногда идет снег. Растения приспособлены к осеннем переменам: сбросили листья деревья и кустарники, завяли травы. В земле остались корни травянистых растений, из которых вырастут новые растения. Животные приспособились к жизни осенью по - разному: насекомые спрятались под кору деревьев, под опавшие листья, в землю; перелетные птицы улетели, т.к. они питаются насекомыми; звери - лось, волк, лиса, заяц линяют, у них вырастает темная шерсть, изменяется ее окраска; это спасает их от холода и врагов. Белка, еж запасают корм впрок, медведь, еж и другие звери залезают в берлоги, коры и засыпают. Отмечаю, что по мере изменения условий в разных средах обитания и в разные сезоны меняются способы приспособления живых организмов к среде.
В третьем блоке знаний углублять представление детей о росте, развитии и размножения живых существ.
Конкретизировать представления о стадиях роста и развития хорошо знакомых растений и животных разных сред мест обитания. Систематизировать и обобщать представления о цикличности роста и развития на каждой стадии, о зависимости состояния живых существ от соответствия условий потребности.
В четвертом блоке знаний раскрыть взаимосвязи и взаимодействие живых организмов в сообществах.
Конкретизировать и расширять, представление о составе сообществ - водоема, лес, луга.
Систематизировать и обобщать представлении об условиях среды, к которым приспособились растения и животные. (Например, в лесу растут травы , кустарники ,деревья, грибы, ягоды. Они приспособились к определенной температуре, освещенности, влажности. Лес населяют разные животные - насекомые, птицы, звери др.). Устанавливать связи сложившиеся в определенных сообществах (экосистемах).
Осознавать место каждого живого существа в сообществе и систем конкретных взаимосвязей его со средой обитания и другими живыми существами.
Детям дать понять роль человека в нарушении и сохранения целостности конкретной экосистемы, освоить правило поведения в ней.
На основе этих задач у детей формируются элементарные (предметные) понятия : «травы», «кустарники», «деревья», «насекомые», «рыбы», «птицы», «звери», «среда обитания», «приспособление», «сезонные изменения», «сезон как время года», «живое», «неживое».
Опираясь на поставленные (вопросы) задачи я составила перспективный план над чем мне в дальнейшем работать. В конечном же результате моей работы я должна воспитать в детях любовь к природе в родного края. Научить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними.
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ
СЕНТЯБРЬ
Комплектование группы
ОКТЯБРЬ
- Что такое экология?
- Планета земля – в опасности.
- Чтение рассказов из книги В.Н. Танасийчук «Экология в картинках».
- Экскурсия в парк «Взаимосвязь растений и человека».
НОЯБРЬ
- Обитатели нашего уголка природы.
- Кто живёт в аквариуме?
- Беседа «Кто, как готовится к зиме?»
- Экскурсия на станцию юннатов.
ДЕКАБРЬ
- Беседа «Зимующие птицы».
- Занятие «Дом, в котором мы живём».
- Экологическая игра «Найди связь».
- Конкурс « Служба спасения» - игровые ситуации оказания помощи животным.
ЯНВАРЬ
- Беседа «Лесные Айболиты».
- Инсценированная загадка «Птичья столовая».
- Экскурсия в рощу «Жизнь леса зимой».
- Деловая игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
ФЕВРАЛЬ
- Экскурсия «Кто в лесу главный- цепочки в лесу».
- Речевые, подвижные игры экологического характера «Птичка», «Что было бы, если бы» и другие.
- Конкурсы рисунков «Природа и мы».
- Викторина « Поле чудес».
МАРТ
- Беседа «Пройдет зима холодная».
- Занятие « Что мы знаем о домашних и диких животных».
- Экскурсия в природу «Зеленая служба».
- Вечер развлечений «Весенние нотки» или «Будь другом природе».
АПРЕЛЬ
- Экскурсия «Природа-чудесница».
- Беседа «Птичий город на деревьях».
- Подвижные игры «Поможем муравьям построить дом», «Кто больше соберет запасов» и другие.
- Викторина «Когда идёшь ты по тропинке».
МАЙ
- Поход в лес: «Лес- это тоже наш дом» (вместе с родителями).
- Беседа «Живые барометры».
- Панорама добрых дел «Умники и умницы».
- Заключительный праздник «День земли» - вручение свидетельств «юный эколог».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...