Детское экспериментирование
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Егорова Ирина Васильевна

Перспективный план работы в старшей группе: подбор материалов и оборудования, заданий, с учетом интеграции образовательных областей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

 «Детское экспериментирование»

 Перспективное планирование в старшей группе

Сентябрь – октябрь

«Экспериментирование с воздухом»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты

 и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  1. Поиск воздуха
  2. Живая змейка
  3. Воздух занимает место
  4. Реактивный шарик
  5. Подводная лодка
  6. Сухой из воды
  7. Свеча в банке
  8. Почему не выливается
  9. Чем пахнет воздух

Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Рисование

  1. Тема: «Рисование мыльными пузырями»
  2. Тема: «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

Ручной труд

Тема: «Смешарик»

(нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара)

Ноябрь – декабрь

«Экспериментирование с песком»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  1. Песчаный конус
  2. Свойства мокрого песка
  3. Волшебный материал
  4. Где вода?
  5. Ветер – ветерок
  6. Песчаная буря
  7. Своды и тоннели

Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки), сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Рисование

  1. Тема: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)
  2. Тема: «На песочном острове» (рисование на зеркале песком).
  3. Тема: «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

Январь – февраль

«Экспериментирование с водой»

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

  1. Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
  2. Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  1. Откуда берётся вода?
  2. Какая бывает вода?
  3. Есть ли у воды форма?
  4. Имеет ли вода вкус, цвет, запах?
  5. Ручеёк
  6. Фонтан
  7. Подводная лодка

Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал), краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Рисование :

  1. Тема:«Волшебная вода» (колорит).
  2. Тема:«Чудесный букет» (монотипия).
  3. Тема: «Путешествие капельки» (рисование по- мокрому).

Март

«Экспериментирование с деревом»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  1. Зачем деревьям корни?
  2. Тонет не тонет
  3. Имеет запах или нет?
  4. Какая поверхность коры у деревьев?

Кора от разных деревьев, веточки деревьев, пробки, «чудесный» мешочек, вода, банка, посуда из дерева, различные предметы из дерева

Рисование

  1. Тема: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев)
  2. Тема: «Чудо дерево» (оттиск корой)
  3. Тема: «Это чудное мгновенье» (тиснение)

Апрель

«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения  со сверстниками и взрослыми.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  1. Парящий самолёт
  2. Рисует магнит или нет
  3. Быстрые кораблики
  4. Притягивает- не притягивает

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Рисование

  1. Тема: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи двух магнитов, один из которых в краске)
  2. Тема: «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...