Творческие задачи для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Примеры твроческих задач, сказочных и по художественным произведениям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_zadachi.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческие задачи для детей старшего дошкольного возраста Как осмотреть заповедник большому количеству людей и не навредить флоре и фауне Воробьишко провалился в тонкую трубу. Как его извлечь?
Что надо сделать, чтобы сапоги не скользили в гололёд?
Как срезать розу и не уколоться? Браконьеры убивают носорогов ради их рога. Как уберечь носорогов от браконьеров
Однажды ребята пошли в лес, заблудились и попали в руки к черту. «Я всё могу, - сказал чёрт, - и отпущу вас, если вы придумаете, что я не могу». Что придумали ребята?
У злого гнома есть волшебная палочка. С помощью неё гном делает злые дела. Если отнять у гнома палочку, он умрет, но умрет и тот, кто возьмет эту палочку. Как быть?
Надо размешать сахар в стакане с горячим, чаем, а ложечки нет. Что делать?
В лесу много насекомых, а вы забыли защитный крем. Что делать? Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?
Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (расчёску, ручку, блокнот…)
Буратино уронил золотой ключик в воду. Как ему его достать?
Как достать сосульку с крыши?
Как найти друзей в незнакомом городе?
Как отыскать грибы в ночное время?
Как почистить лук без слёз?
Как сделать горькое лекарство сладким?
На улице идёт дождь, а вам хочется гулять. Что делать?
Как найти иголку, упавшую на ковёр?
Что подарить другу, если у него всё есть?
Какие предметы бывают и мокрыми и сухими одновременно?
Какие предметы бывают и горячими и холодными одновременно? Ленивцы очень медленно двигаются и у них слабые мышцы. Как им защитить себя от хищников?
Шуточные задачки
На двух руках 10 пальцев. А сколько пальцев на 10 руках? /50/
Как предохранить кашу от подгорания с помощью пистолета? /перемешивать пистолетом/
Может ли дождь лить два дня подряд? /нет, т.к. за днем идет ночь/
В корзине лежит 5 яблок. Как их разделить между 5 детьми, чтобы одно яблоко осталось в корзине? /одному дать яблоко в корзине/
Назовите пять дней подряд, не употребляя числительных и названий дней недели. /Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра/.
За чем во рту язык? /за зубами/
За чем охотник носит ружье? /за плечами/
Как можно пронести воду в решете или дырявом ведре? /заморозив/
Что за обедом всего нужней? \рот/
Из какой посуды нельзя есть?/из пустой/
Кто со всеми говорит, а его не видно? /эхо/
Любовь Фёдоровна Воронкова.
«Что сказала бы мама?»
Мальчик Ваня пошёл с друзьями на луг за щавелем увидел Васятку, которого кусали пчёлы спас Ваню, но его покусали пчёлы. Мораль: «Друг познаётся в беде». «Мал, да удал!» «Бесстрашным любое дело по плечу». Творческая задача.
шаг 1.Предварительное описание проблемной ситуации.
| Мальчишки пошли в лес. Какие могут возникнуть ситуации? |
Шаг 2.Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации.
| Встретили там мальчика Васятку, которого кусали пчелы. Как быть? Что делать? |
Шаг 3.Построение модели конкретной задачи.
| Ваня должен спасти Васятку и не должен, так как его тоже могут покусать пчелы. |
Шаг 4. ИКТ
| Ваня не боится пчел. |
Шаг 5.Выявление ресурсов объекта.
|
|
Шаг 6.Формулировка подзадач
(формулировка следующей задачи) |
|
Шаг 7.Рефлексия |
|
Евгений Андреевич Пермяк.
«Самое страшное».
Вова всех обижал остался «один одинешенек».
Мораль: «Как ты к другим относишься, так и к тебе будут относиться» «Самое страшное остаться одному» «Кулаками махать—друзей потерять».
Творческая задача.
шаг 1.Предварительное описание проблемной ситуации.
набор объектов |
|
Шаг 2.Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации.
Как быть? Что делать? |
|
Шаг 3.Построение модели конкретной задачи. формулировка противоречия. |
|
Шаг 4. ИКТ сам объект делает то, что мы хотим |
|
Шаг 5.Выявление ресурсов объекта. в конкретное время, в конкретное место задействовать конкретные ресурсы. |
|
Шаг 6.Формулировка подзадач
(формулировка следующей задачи) |
|
Шаг 7.Рефлексия |
|
Михаил Александрович Андрианов.
«Плохой пример заразителен».
Кабан захотел жить как свинья звери его выгнали из леса Кабан понял свою ошибку и вернулся в лес Мораль: «Плохой пример заразителен».
«С кем поведёшься от того и наберёшься».
«Бесплатный сыр только в мышеловке».
Творческая задача.
шаг 1.Предварительное описание проблемной ситуации.
набор объектов |
|
Шаг 2.Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации.
Как быть? Что делать? |
|
Шаг 3.Построение модели конкретной задачи. формулировка противоречия. |
|
Шаг 4. ИКТ сам объект делает то, что мы хотим |
|
Шаг 5.Выявление ресурсов объекта. в конкретное время, в конкретное место задействовать конкретные ресурсы. |
|
Шаг 6.Формулировка подзадач
(формулировка следующей задачи) |
|
Шаг 7.Рефлексия |
|
Русская народная сказка «Хаврошечка».
Хаврошечка много трудилась потеряла свою подругу –коровушку была за всё награждена.
Мораль: «Как проживешь, так и прослывешь» «По заслугам и награда».
«Терпенье и труд всё перетрут».
Творческая задача.
шаг 1.Предварительное описание проблемной ситуации.
набор объектов |
|
Шаг 2.Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации.
Как быть? Что делать? |
|
Шаг 3.Построение модели конкретной задачи. формулировка противоречия. |
|
Шаг 4. ИКТ сам объект делает то, что мы хотим |
|
Шаг 5.Выявление ресурсов объекта. в конкретное время, в конкретное место задействовать конкретные ресурсы. |
|
Шаг 6.Формулировка подзадач
(формулировка следующей задачи) |
|
Шаг 7.Рефлексия |
|
Решение сказочных задач с детьми старшего дошкольного возраста
Сказка «Колобок»
Шаги алгоритма | Пример |
Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации -неясность ситуации -набор объектов | -Колобок не захотел остаться с дедом и бабой, покатился в путешествие -Какие опасности его подстерегали |
Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи -выявление основных объектов, их признаков -Как быть? Что делать? | -Колобок никогда ни с кем не общался, ни с кем не был знаком -Как ему быть? -Что делать? |
Шаг 3. Построение модели конкретной задачи -формулировка противоречия | -Колобок был смелый, хотя ни с кем никогда не встречался |
Шаг 4. ИКР Сам объект делает то, что мы хотим | -Ребята, а что может сделать колобок, чтобы лиса сама не захотела его есть? |
Шаг 5. Выявление ресурсов объекта -в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы | -Может сам себя посыпать перцем -Как только ему угрожает опасность, сразу появляется защитная оболочка, и он становится каменным, и можно сломать зубы |
Шаг 6. Формулировка подзадач -из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи) | -Если он посыпает себя перцем, то сам начнет чихать, что делать? -Защитная оболочка не всегда срабатывает, что делать? |
Шаг 7. Рефлексия. | -Какую задачу решали? -Как мы это делали? -Зачем? |
Сказка «Маша и медведь»
Шаги алгоритма | Пример |
Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации -неясность ситуации -набор объектов | -Собралась Маша в лес по грибы да по ягоды. -Какие проблемы могут у нее возникнуть? |
Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи -выявление основных объектов, их признаков -Как быть? Что делать? | -Потерялась Маша в лесу -Как ей быть? -Что делать? |
Шаг 3. Построение модели конкретной задачи -формулировка противоречия | -Когда отправляешься в лес, нужно быть внимательной, запоминать, где идешь, какие деревья насажены |
Шаг 4. ИКР Сам объект делает то, что мы хотим | -Что можно сделать, чтобы лес сам помогал выйти из него? |
Шаг 5. Выявление ресурсов объекта -в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы | -Как только люди попадают в лес и начинают блуждать, деревья все слышат, выстраиваются вдоль тропинки, и можно спокойно выйти из него. |
Шаг 6. Формулировка подзадач -из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи) | -Но деревья не слышат и не могут помочь людям, что делать? |
Шаг 7. Рефлексия. | -Какую задачу решали? -Как мы это делали? -Зачем? |
Сказка «Волк и семеро козлят»
Шаги алгоритма | Пример |
Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации -неясность ситуации -набор объектов | -Остались козлята одни дома -Какие проблемы могут у них возникнуть? |
Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи -выявление основных объектов, их признаков -Как быть? Что делать? | -Ушла коза в лес, козлята остались одни дома. -Как им быть? -Что делать? |
Шаг 3. Построение модели конкретной задачи -формулировка противоречия | -Когда остаетесь одни дома, дверь чужим нельзя открывать, это бывает опасно. |
Шаг 4. ИКР Сам объект делает то, что мы хотим | -Ребята, что можно сделать, чтобы волк сам не хотел есть козлят? |
Шаг 5. Выявление ресурсов объекта -в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы | -Накормить волка, если волк сытый, он не будет есть козлят. -Закрывать козлят снаружи, и они не смогут открыть волку. |
Шаг 6. Формулировка подзадач -из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи) | -А если волк ел и ел, и все равно остался голодным, что тогда делать? -Если закрыть козлят снаружи, то волк сам может открыть дверь, что тогда делать? |
Шаг 7. Рефлексия. | -Какую задачу решали? -Как мы это делали? -Зачем? |
Сказка «Теремок»
Шаги алгоритма | Пример |
Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации -неясность ситуации -набор объектов | -Когда теремок стоит в поле один. -Какие проблемы могут у него возникнуть? |
Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи -выявление основных объектов, их признаков -Как быть? Что делать? | -И вот остался теремок один, в большом поле. -Как ему быть? -Что делать? |
Шаг 3. Построение модели конкретной задачи -формулировка противоречия | -В поле живут животные и маленькие, и большие, а домик один и маленький. |
Шаг 4. ИКР Сам объект делает то, что мы хотим | -Ребята, что можно сделать, чтобы домик вмещал в себя разных животных, больших и маленьких? |
Шаг 5. Выявление ресурсов объекта -в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы | -Теремок сделан из резины, если в него входит большой зверь, теремок растягивается. |
Шаг 6. Формулировка подзадач -из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи) | -А если резина высохла, теремок перестал растягиваться, что делать? |
Шаг 7. Рефлексия. | -Какую задачу решали? -Как мы это делали? -Зачем? |
Сказка «Снегурочка»
Шаги алгоритма | Пример |
Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации -неясность ситуации -набор объектов | -Когда живут старые бабка с дедом? -Какие проблемы могут у них возникнуть? |
Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи -выявление основных объектов, их признаков -Как быть? Что делать? | -Решили баба с дедом внучку-помощницу себе сделать. -Как им быть? -Что делать? |
Шаг 3. Построение модели конкретной задачи -формулировка противоречия | -Решили баба с дедом сделать себе внучку, да старые они уже. |
Шаг 4. ИКР Сам объект делает то, что мы хотим | -Ребята, что можно сделать, чтобы снег сам не таял? |
Шаг 5. Выявление ресурсов объекта -в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы | -Можно уехать на крайний север, там всегда зима. -А можно вместо сердца вставить маленький холодильничек, когда солнце пригревает, начинает работать холодильник, холодильник и снег не тает. |
Шаг 6. Формулировка подзадач -из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи) | -Баба с дедом часто болеют, и им вреден климат севера, что тогда делать? -Когда солнце сильно пригревает, холодильник может не сработать, что тогда делать? |
Шаг 7. Рефлексия. | -Какую задачу решали? -Как мы это делали? -Зачем? |
Сказка «Репка»
Шаги алгоритма | Пример |
Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации -неясность ситуации -набор объектов | -Когда сажают люди на огороде посевы? -Какие посевы могут у них возникнуть? |
Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи -выявление основных объектов, их признаков -Как быть? Что делать? | -Посадил дед репку. -Выросла репка большая, пребольшая. -Стал дед репку из земли тащить, вытянуть не может. -Что делать деду? -Как быть? |
Шаг 3. Построение модели конкретной задачи -формулировка противоречия | -Выросла репка большая, на всех хватит, но как ее теперь вытащить? |
Шаг 4. ИКР Сам объект делает то, что мы хотим | -А что можно сделать, чтобы репка сама из земли выскочила? |
Шаг 5. Выявление ресурсов объекта -в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы | -Нужно сильно поливать репку, она будет расти, в земле ей места будет мало, корни вылезут наружу, и репку можно будет легко вытащить. |
Шаг 6. Формулировка подзадач -из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи) | -А если корни не вылезут, что тогда делать? |
Шаг 7. Рефлексия. | -Какую задачу решали? -Как мы это делали? -Зачем? |
Сказка «Красная шапочка»
Шаги алгоритма | Пример |
Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации -неясность ситуации -набор объектов | -Когда красная шапочка отправилась к бабушке? -Какие проблемы могут у нее возникнуть? |
Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи -выявление основных объектов, их признаков -Как быть? Что делать? | -Чтобы попасть к бабушке, нужно пойти через лес. -Как быть красной шапочке? -Что делать? |
Шаг 3. Построение модели конкретной задачи -формулировка противоречия | -Страшно красной шапочке, но очень хочется увидеть бабушку. |
Шаг 4. ИКР Сам объект делает то, что мы хотим | -Что можно сделать, чтобы волк сам не захотел есть бабушку и красную шапочку? |
Шаг 5. Выявление ресурсов объекта -в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы | -Можно наделить волка добротой, и он будет цветы собирать и песни петь. |
Шаг 6. Формулировка подзадач -из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи) | -А если в лес заглянет чужой волк, что тогда? |
Шаг 7. Рефлексия. | -Какую задачу решали? -Как мы это делали? -Зачем? |
Сказка «Гуси-лебеди»
Шаги алгоритма | Пример |
Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации -неясность ситуации -набор объектов | -Когда родители уходят по делам, а дети остаются одни дома. -Какие проблемы могут возникнуть у них? |
Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи -выявление основных объектов, их признаков -Как быть? Что делать? | -Родители уехали на базар, строго настрого наказали Машеньке беречь братца. -Что делать Машеньке? -Как быть? |
Шаг 3. Построение модели конкретной задачи -формулировка противоречия | -Машеньке очень хотелось поиграть, побегать с друзьями, но нужно приглядывать за братцем. |
Шаг 4. ИКР Сам объект делает то, что мы хотим | -Что можно сделать, чтобы братец сам не хотел, чтоб его украли? |
Шаг 5. Выявление ресурсов объекта -в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы | -Можно дать поиграть ему мячик, а в мячик поместить пищалку, как только что-то случится, братец выпустит мяч, и пищалка сработает. |
Шаг 6. Формулировка подзадач -из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи) | -А если мячик много раз падал, и пищалка сломалась, что делать? |
Шаг 7. Рефлексия. | -Какую задачу решали? -Как мы это делали? -Зачем? |
Сказка «Курочка ряба»
Шаги алгоритма | Пример |
Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации -неясность ситуации -набор объектов | -Жил себе дед да баба. И была у них курочка ряба. -Какие проблемы могут у них возникнуть? |
Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи -выявление основных объектов, их признаков -Как быть? Что делать? | -Снесла курочка яичко: Яичко не простое, золотое. -Что делать деду с бабой? -Как быть? |
Шаг 3. Построение модели конкретной задачи -формулировка противоречия | -Яичко было золотое, дед не мог разбить, и баба не могла, мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. |
Шаг 4. ИКР Сам объект делает то, что мы хотим | -Что можно сделать, чтобы яичко, падая, не разбилось? |
Шаг 5. Выявление ресурсов объекта -в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы | -Намазать яичко прочным клеем. |
Шаг 6. Формулировка подзадач -из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи) | -Если у бабы с дедом нет клея, что тогда делать? |
Шаг 7. Рефлексия. | -Какую задачу решали? -Как мы это делали? -Зачем? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математические задачи для детей старшего дошкольного возраста
В этом материале дается подборка математических задач для детей старшего дошкольного возраста на сложение и вычитание в стихотворной форме. Также этот материал целесообразно использовать в своей...
Программа совместной образовательной деятельности по экологии с применением элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для детей старшего дошкольного возраста «Природа - изобретатель»
Проблема экологического образования и воспитания детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для дошкольников характерен ярко выраженный интерес к окружающей...
Картотека занимательных задач для детей старшего дошкольного возраста
Картотека занимательных задач для детей старшнго дошкольного возраста...
«Психофизиологические особенности и задачи воспитания детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Психофизиологические особенности и задачи воспитания детей старшего дошкольного возраста»....
Картотека занимательных задач для детей старшего дошкольного возраста
Картотека занимательных задач для детей старшнго дошкольного возраста...
Методическая разработка для воспитателей ДОУ на тему: " Обучение решению арифметические задач для детей старшего дошкольно возраста с применением ИКТ"
Обучение решению задач детей старшего дошкольно возраста ...
Математические задачи для детей старшего дошкольного возраста
презентация для работы по математике в старшей группе....