«Проектирование воспитательно-образовательного процесса»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
Данный материал представляет опыт работы по проектированию воспитательно-образовательного процесса в детском саду. В приложении предлагается перспективное планирование и календарный план на февраль в старшей группе, а также конспект занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleks._s..doc | 38 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_v_starshey_gruppe_d.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование воспитательно-образовательного процесса»
Власова Александра Серафимовна,
воспитатель первой категории
МБДОУ «Детский сад № 3 «Теремок» ОРВ
с. Яренск, Ленского района, Архангельской области,
руководитель творческой группы в рамках работы экспериментальной площадки первого уровня по теме «Совершенствование образовательного пространства ДОУ как условие повышения качества образования»
Процесс становления человека сложен и многогранен. Дошкольный возраст - яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В современном образовании целью и результатом деятельности педагогов является ребёнок, как высшая гуманистическая ценность.
Сегодня все дошкольные образовательные учреждения работают в условиях свободного выбора образовательных программ. Педагогам это позволяет проявлять творчество, более смело пользоваться инновациями, а детям – получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и признание самоценности дошкольного периода детства.
Вместо информационно-знаниевого складывается тип образования, ориентированный на развитие личности, её индивидуальности, удовлетворение её образовательной, духовной культуры и жизненных потребностей, т.е. формируется личностно-ориентированный тип образования. Гуманистические технологии ставят воспитателя в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Появляются новые развивающие программы.
В то же время возникает противоречие между требованиями новых развивающих программ и старыми формами планирования учебно-воспитательного процесса. Наше ДОУ работает по программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство». В результате внедрения этой программы для нас стала актуальной проблема организации учебно-воспитательного процесса через использование метода проектов. В переводе с греческого, проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Проектирование мы рассматриваем и как форму образовательного пространства, и как метод развития творческого познавательного мышления детей. Именно метод проекта позволяет осуществить тематический принцип планирования.
Нашей творческой группой был разработан проект «Проектирование воспитательно-образовательного процесса».
Цель проекта:
Совершенствование образовательного пространства дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
1. Спланировать тематические недели по месяцам на учебный год.
2. Собрать необходимый методический и практический материал по темам.
3. Распределить изучаемый материал по всем видам деятельности детей
4. Оформить собранный материал в форме проектной деятельности.
5. Создать условия для реализации проекта.
6. Развивать свободную творческую личность ребёнка,
7. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться.
Предмет экспериментального исследования:
Организация воспитательно- образовательного процесса.
Гипотеза проекта:
Подразумевается, что переход на тематическое планирование учебной деятельности позволит часть обучающего материала вынести в совместную деятельность воспитателя с детьми и самостоятельную деятельность детей, что приведёт к реализации деятельностного подхода и, в результате, к улучшению качества образования.
Предполагаемый результат реализации проекта:
1. Разработка перспективного планирования воспитательно-образовательного процесса на основе принципа тематического планирования.
2. Повышение качества образования: получение необходимых знаний, соответствующих возрасту, соблюдение здоровьесберегающих технологий, сформированность умения применять полученные знания в повседневной жизни.
В результате реализации проекта мною разработаны:
- перспективное тематическое планирование по всем возрастным группам (приложение 1);
- планы-проекты тематических недель (приложение 2);
- базовые конспекты занятий (приложение 3).
Реализация проекта позволила повысить качество образования, что подтверждается сравнительным анализом результатов диагностики по всем видам деятельности в моей группе в среднем и старшем возрасте.
Уровень | 2009-2010 учебный год средняя группа | 2010-2011 учебный год старшая группа |
высокий | 80% | 83% |
норма | 19% | 17% |
критический | 1% | - |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование в старшей группе детского сада. Приложение 1
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Транспорт +ПДД | Что выросло за лето | Школа пожарных | Подземные кладовые |
Октябрь | Валеология | Что нам стоит дом построить | Кто построил этот дом | Осень |
Ноябрь | Наша родина - Россия | Наш детский сад | Комнатные растения | Путешествие в страну вещей и предметов |
Декабрь | Что из чего сделано | Приключения снежного колобка | Живой уголок (рыбы) | Путешествие во времени |
Январь | Наше село – Яренск | Зима | Ателье | |
Февраль | Заглянем в бабушкин сундук | Путешествие в Арктику | Военные профессии | Моя семья |
Март | Мамы разные важны | Бытовые приборы | Ранняя весна (изменения в неживой природе) | Весёлые каникулы |
Апрель | Валеология | Космос | Весна (изменения в живой природе) | Растения друзья и растения враги |
Май | Чудо рядом | Кем быть(производительный и непроизводительный труд) | Дорожная безопасность | Экологическое сообщество «Болото» + лето(цветы, насекомые) |
Проектирование образовательного процесса в старшей группе на февраль
Февраль 1 неделя Приложение 2
Название проекта: «Название проекта: «Заглянем в бабушкин сундук» Цель: дать общее представление о сельскохозяйственном труде в старину (выращивание льна) Дать представление о старинной одежде, о значении вышивки на одежде | ||||||||
Художественная литература | Опыты, наблюдения | Игровая деятельность | Развивающая среда | Непосредственно образовательная деятельность | Программное содержание | Словарная работа | Работа вне занятий | Работа с родителями |
Русские народные сказки, Пословицы, поговорки о труде. | Экскурсия в мини – музей детского сада - рассматривание иллюстраций с изображением р.н. костюмов (рубаха, сарафан, кушак…), Фольклорный праздник. | Дид. игры «Славянская семья, родство и занятия», -«Найди пару» (старинные и современные предметы, орудия труда) Хороводная игра «Ходит Ваня», Подвижные игры: «Ремешок», «Горелки», «Золотые ворота» | Предметы старины: Сундук, Сарафан, Рубаха, Кушак, передник, Рушник, Иллюстрации с изображением старинных орудий труда. | 1.Познава-тельное: «Заглянем к бабушке в сундук» 2.Рисование: «Наша добрая матрёшка». 3.Лепка: «Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я» 4.Комплекс-ное: «Русские традиции в национальном костюме» | 1.В познавательном: -дать представление о старинной одежде (из чего изготовлено), лён, шерсть. -рассказать о значении вышивки на одежде. 2.В рисовании: -воспитывать интерес к изделиям народно – прикладного искусства, фольклору России. - познакомить детей с устным народным творчеством, русской матрёшкой. 3.В лепке: - познакомить детей с украшениями, которые носят люди в разное время. -научить делать украшения из кожи, шерсти, пуговиц и т. д. - воспитывать интерес к рукоделию. 4. В комплексном: -Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку – труженику, результатам его труда, -поддерживать интерес к национальной одежде. -Познакомить с орнаментом(оберегом). | Изба, лён, шерсть, пряха, сундук, сарафан, рубаха, кушак, передник, рушник, прялка, грабли вилы, коса, серп. | Рассматривание книги «Почемучка» о старинных костюмах, домах, орудиях труда. -заучивание пословиц и поговорок о труде. Рисование старинных костюмов, работа с раскрасками. | Привлечь родителей к пополнению музея д/сада экспонатами старины |
Февраль 2 неделя
Название проекта: «Военные профессии» Цель: рассказать детям о защитниках Отечества, познакомить с профессиями военных: моряк, пограничник, танкист… Сформировать представление о важности этих профессий. | ||||||||
Художественная литература | Опыты, наблюдения | Игровая деятельность | Развивающая среда | Непосредственно образовательная деятельность | Программное содержание | Словарная работа | Работа вне занятий | Работа с родителями |
Стихи о воинах, военной технике. Рассказ В.Коржикова «Вот какой Пахомов», С.Алексеев «Первый ночной таран», Л.Коваль «Алый», А.Барто «На заставе» | Изготовление самолётов техникой оригами Иллюстрации с изображением оружия воинов времён1812года и современное. (Сравнить) | Танграмм: «Самолёт» с/р игра «Пограничники», «Морской десант», «Разведчики» | Иллюстрации с изображением военной техники. Географическая карта мира, Картина «Охрана границы». | 1.Познаватель-ное: «Знакомство со службой пограничников» 2.Рисование: «Наша Армия родная» 3.Лепка: «Танк» 4.Комплексное: «Летят самолёты» | 1.В познавательном: -закрепить знания детей о Российской Армии – надёжной защитнице нашей Родины. - познакомить со службой пограничников, -воспитывать уважение к российским воинам. 2.В рисовании: -учить детей рисовать на военную тематику. 3.В лепке: -учить детей лепить танк по образцу воспитателя, - воспитывать чувство гордости за Российскую Армию. 4.В комплексном - воспитывать в детях чувство гордости за наших славных воинов – лётчиков, - закрепит умение мастерить самолёт, - развивать память , воображение. | Карта, граница, воины, военные, солдаты, офицеры, пограничники, моряки, лётчики… Государство, пограничный столб, герб страны, контрольно- следовая полоса, собака, нарушитель границ, Пограничник сильный, выносливый, смелый, решительный, | -рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий; - чтение худ. литературы, - прослушивание муз. Произведений, посвящённых Армии и защитникам Отечества. -загадывание загадок о военной технике, - пение песен, -чтение стихов. - в книжном уголке поместить иллюстрации с изображением воинов времён1812года-Кутузова, багратиона… Изготовление подарков к Дню защитника отечества. Выставка детских рисунков на тему: «Наша Армия родная», Изготовление катера техникой оригами. Разговор на тему: «Что делают солдаты» | Фотостенд: «Мой папа –военный», |
Февраль 3 неделя
Название проекта: «Путешествие в Арктику» Цель: познакомить детей с полярными районами Земли: на севере -Арктикой и Антарктикой на южном поясе. Дать понятие о вечной мерзлоте, полярной ночи и дне. Рассказать об особенностях жизни в условиях крайнего севера животных, птиц, людей. | ||||||||
Художественная литература | Опыты, наблюдения | Развивающая среда | Игровая деятельность | Непосредственно образовательная деятельность | Программное содержание | Словарная работа | Работа вне занятий | Работа с родителями |
Ненецкая сказка «Кукушка» Н.Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах», «Кто что умеет», «В тундре», «Молодой волк», «Под снегом», «разговоры в тундре», «Загадочные истории» Г.Снегирёв «Пингвиний пляж» «К морю», «Отважный пингвинёнок» А.Членов «Как Алёшка жил на Севере», Н.Емельянов «Окся – труженица», С.Маршак «Белый медведь» | Чтение глав из книги «Уроки Почемучки» | -карта России. -картинка «Дети Севера», -иллюстрации с изображением природы Севера, северного сияния, животного мира, растительности (лишайник), -изображение чума, изделий из меха и бисера. | с/д игра: «Полярные исследователи», «В зоопарке», «Охотник» Строит. Игра: «Арктическая исследовательская станция»+ «Чум» | 1.Познаватель-ное: «Знакомство с жизнью народов Севера» 2.Рисование: «Арктический пейзаж» 3.Лепка: «Белый медведь» (тесто) 4.Комплексное: «Животные полярных районов Земли» Аппликация: «Пингвины на льдине» | 1.В познавательном: -закрепит знания детей о своей стране – России. -дать знания о своеобразной жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. -воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. 2.В рисовании: -учить детей рисовать цв. карандашами, - совершенствовать навыки подбора нужного цвета и составления оттенков. - развивать чувство цвета и композиции, -воспитывать эстетическое восприятие красивого. 3.В лепке: -закреплять умение лепить из теста фигурку медведя в разных позах (стоя на 2х , 4х лапах), украшать глазками(перчик), -4.В комплексном: -воспитывать любознательность, интерес к природе Арктики. -познакомить с Арктикой, как частью света, её обитателями, -развивать навыки выполнения аппликации обрывом. -упражнять в подборе разных оттенков синего и голубого цвета | Россия, крайний север, народы севера, северное сияние, полярная ночь, тундра, лишайники, карликовая берёза, ягоды: клюква, брусника, морошка, Белый медведь, тюлень, морж, песец, олень, Якуты, эвенки, Оленеводы, стойбище, чум, охота, рыболовство, нарты(сани), каюр(управляет упряжкой), Меховая одежда: Малица, пимы. Арктика, Антарктида, северный полюс, южный полюс, полярная зима, лето, чайки- поморки, вечная мерзлота | Рассматривание иллюстраций с изображением различных полярных пейзажей, животных полярных областей, -закрашивание силуэтов животных Севера штрихом в раскрасках | Рекомендации родителям: -побеседовать с детьми о животных полярных районов Земли, -почитать энциклопедию «Живой мир», -просмотреть tv передач о животных Севера(5канал) |
Февраль 4 неделя
Название проекта: «Моя семья» Цель: расширять представление о родственных связях людей, о семье, о функциях членов семьи дома и в обществе; Взаимопомощь членов семьи, забота о младших. Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми дома, на работе. Закреплять понятие об общем ходе возрастного развития человека. Право на воспитание в семейном окружении или на попечении. | ||||||||
Художественная литература | Опыты, наблюдения | Игровая деятельность | Развивающая среда | Непосредственно образовательная деятельность | Программное содержание | Словарная работа | Работа вне занятий | Работа с родителями |
Н.Артюхова «Трудный вечер» Е.Благинина «Солнечный луч» | Рассматривание скульптурной группы «Рабочий и колхозница» В.Мухиной Рассматривание произведений художников – иллюстраторов к стихам и рассказам о детях. А.Ф.Пахомова «Плохо», В.Осеевой «Рассказ о неизвестном герое», С.Маршака «Кем быть», В.Маяковского «Что такое хорошо…» | с/р игра «Дом», «Семья», стр. игра: «Строим дом». | Фотовыставка «Моя семья». Иллюстрации с изображением разных семей, в том числе и животных | 1.Познава-тельное: «Я и моя семья» 2.Рисование: «Моя семья» 3.Лепка: «Ехать замечательно на плечах на папиных» 4.Комплекс-ное: «Я и моя семья» + рисование: «Моя семья» | 1.В познавательном: -развивать самосознание и воспитывать у ребёнка уважение к себе; - помочь ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки -вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье; -желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. 2.В рисовании: -продолжать знакомить детей с жанром портрета(групповым) -учить изображать группу людей- семью, стремиться открыть веё членах привлекательные качества, известные только художнику; --продолжать учить рисовать фигурку человека, добиваться чёткого изображения пропорций, выразительности позы; -воспитывать любовь к семье, заботу о ней. 3.В лепке: Учить изображать человека, соблюдая пропорции двух фигур- взрослого и ребёнка. -рассказать о работе художника - скульптора. 4.В комплексном: -рисовать свою семью, гордиться ею. | - фотографии: семья, Родители, Дети, животные и их детёныши, Мир, дружба. Пословицы: -«При солнышке тепло, а при матери добро» - «Нет милее дружка, чем родная матушка», -«Вся семья вместе и душа на месте», «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют» | - рассматривание портретов, семейных фотографий, сюжетных картинок о семье; -рисование портретов мамы, папы, друзей, автопортрет, -чтение рассказов Н.Артюховой «Трудный вечер», Е.Благининой «Солнечный луч», -изготовление рамок из бумаги для портретов. | Принести фотографии на фотовыставку «Моя семья», Изготовить «генеалогическое древо» в трёх поколениях. |
Приложение 3
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в ст. гр. «Добрые избы»
Программное содержание:
1.Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе;
2. дать представление об избе, учить детей изображать «лицо» рубленой избы
с помощью мазка – брёвнышка, украшать её оконцами.
Материал: бумага, гуашь, изображения русской деревенской избы, пословицы, р.н. музыка.
Ход занятия.
1ч.Пальчиковая гимнастика: «Новый дом»
«Тук – тук – тук, тук – тук – тук!
молоток бери, мой друг! -ударяют кулачком о кулачок
Мы построим новый дом, -ставят рядышком ладошки –стены
Есть окошко в доме том,
Есть ещё одно, повыше -складывают указ. пальцы полочкой
Остальные соединяют крышей.
Есть труба вверху на крыше -мизинец отставляют в сторону- труба
Дом готов, зовём гостей:
«Приходите поскорей!» -делают приглашающий жест.
-Сегодня мы с вами отправимся в гости в русскую деревню.
-Кто из вас был в деревне? Какие там дома?
-Издавна на Руси дома строили из дерева, из брёвен.
-Как вы думаете, почему? Да, люди жили в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал.
-Дерево на Руси – материал особый. Русский человек рождался в рубленой бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней. Крестьянский дом называли родным, родимым, как называют родного человека.( рассматривание иллюстрации с изображением деревни)
- Посмотрите, избы стоят рядышком, как сёстры прижались друг к другу.
Как им хорошо вместе!
- Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу:
«Дом построить – не шапку на голову надеть»?
- Да, красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день.
Люди оживляли свой дом. Та часть избы, которая выходила на улицу, была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей (находилась у лица дома). Дом смотрел на мир окнами-глазами. Через них в избу входил солнечный свет, новости деревенской жизни. Называли их ласково – оконца и украшали наличниками. (на «лице» дома).
Были у окошек и ставенки, их закрывали на ночь.
- Как вы думаете, почему крыша была со скатом (показ), а не прямая? (чтобы вода стекала и снег скатывался ).
- Доски на крыше тоже украшали резьбой.
-Часто крышу дома украшал конь(конёк). Люди верили, что он охраняет домашний очаг.
- Вот эта резная доска, которая украшает дом, называется «полотенце».
-Какие узоры на ней? (круги, точки, капли)
- Хотелось бы вам жить в таком доме? Почему?
- Как вы думаете, какие люди строили такие дома? (добрые, любящие, работящие)
- Вы хотели бы построить деревенскую избу?
-Из чего будем строить избу? (из брёвен)
показ способа изображения:
-кладу брёвна друг на друга. Один мазок – брёвнышко.
-когда сруб готов, что надо строить? Крышу. Какую? (чтобы был скат)
-для этого найдём самую верхнюю точку крыши, нарисуем скат, для чего?
-достраиваем крышу мазками – брёвнышками.
Украсим её чем?- полотенцем, коньком.
- На «лице» у избы чего не хватает? Оконцев с наличниками. Нарисуем их
2ч. Физминутка. Зрительные метки.
3ч. А сейчас вы сами нарисуйте избу, в которой вам хотелось бы жить или погостить.
4ч. Анализ занятия. В каком доме вам хотелось бы пожить, а в какой сходить в гости? Почему?
На Руси семьи были большими. Вместе жили бабушка, дедушка, мама, папа и детишки (их было по5-10 человек)
«Вся семья вместе, так и душа на месте»