Программа "Лучик"
методическая разработка по окружающему миру на тему
Программа "Лучик" направлена на формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре, истории и жизни русского народа, приобщение к истокам русской народной культуры, знакомство с особенностями истории и культуры Вятского края. Программа прошла экспертизу в Кировскои институте повышения квалификации и переподготовки работников образования в 2007 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l_u_ch_i_k.doc | 475 КБ |
Предварительный просмотр:
Ботвина Людмила Леонидовна
- воспитатель МДОУ - д/сад
комбинированного вида «Сказка»
п. Демьяново Подосиновского
района Кировской области
« Л у ч и к »
авторская программа
приобщения детей к истокам русской народной культуры
2006 год
Программа «Лучик» содержит опыт работы МДОУ д./сада «Сказка»
п. Демьяново Подосиновского района, Кировской области по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Программа рекомендуется для работы с детьми 4 – 7 лет в дошкольных учреждениях и адресована воспитателям, педагогам дополнительного образования.
«Велика святорусская земля, а везде - солнышко»
Солнце, согревающее всё живое лучами, русский народ величал самыми разными именами. Оно является для него добрым и многомилостливым, праведным и вечным. Посылая тепло и свет, осыпая мир щедрыми дарами, оплодотворяя не только землю, но и недра земли, оно, в то же время, грозный судья и каратель всякой тёмной силы – нечисти.
Лучик солнца сможет осчастливить своими благодеяниями детей наших. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. На наш взгляд именно система знаний, представленных в программе, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.
Цель программы:
Формировать у детей первоначальные представления о
культуре, истории и жизни русского народа.
Задачи:
- формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
- формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
- Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.
Ожидаемый результат:
- сформированность навыков адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа;
- применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных видах деятельности своего отношения к народному искусству;
- Творческая активность и самостоятельность старших дошкольников при проведении детских праздников, выставок, развлечений.
Принципы построения программы:
- Мы по солнышку живём,
Мы за солнышком идём.
Планомерности – планирование работы на основе русского земледельческого календаря «Круглый год», помогающего упорядочить её и дающего возможность освоить ориентиры во времени, используемые нашими наблюдательными и мудрыми предками.
- Систематичности – 1 раз в неделю в каждой возрастной группе.
- Учёта возрастных особенностей:
средние группы – работа через сказку, старшие и подготовительные – через драматизацию и настольный театр.
- Учёта половых особенностей: девочки – украшают кокошники,
мальчики – доспехи.
- Наглядности – обстановка и оборудование горницы.
- Познавательной активности – практическое исследование в старинных предметах, сравнение их с современными образцами.
- Повторения – игры повторяются в нескольких занятиях, планирование сквозное: изодеятельность, физическая культура и др.
- Комплексности в постановке и решении задач эстетического, нравственного, интеллектуального и трудового воспитания, а также интегрированности специфически дошкольных видов деятельности и областей знаний (особенно на занятиях как организованной форме обучения с включением произведений фольклора, русских народных игр, хороводов, актуальной и доступной познавательной информации по проблеме и др.).
Содержание программы включает:
Фольклор как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки, поговорки пословицы, заклички, частушки и т.д.
Народные праздники и традиции – как средство выражения национального характера и как яркая форма отдыха.
- Народное искусство – развивает вкус, бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
- Русская народная игрушка – как одно из направлений художественного прикладного творчества. При изготовлении игрушек дети приобретают навыки работы с материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
- Русские народные игры – как умение преодолевать трудности, умение постоять за себя и за справедливость; как залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.
Содержание программы реализуется, прежде всего, через организованную форму обучения – занятия. Поэтому целесообразно, не перегружая детей, гармонично вплести содержание данной парциальной программы в базисную.
Расширение кругозора детей проходит в процессе познавательно – исследовательской деятельности (исторические представления). Взаимодействие с детьми предполагает форму сотрудничества и партнёрства.
Кроме того, здесь весьма желательна слаженная работа всех участников образовательного процесса: педагога по народной культуре, группового воспитателя, музыкального руководителя, физрука, руководителей кружков. Важно «заразить» ею и родителей.
Для организации занятий в данном д/саду создана горница. В ней собраны предметы русского народного быта, одежды, мебели, посуды. Здесь есть всё необходимое для того, чтобы дать детям почувствовать не только особую атмосферу русского народного быта, но и талант предков, их мудрость, целесообразность предметов обихода и т.д. А главное – попробовать себя в роли носителей русской народной культуры.
Виды и формы проведения занятий разнообразны:
- познавательные беседы,
- встречи с интересными людьми,
- практические занятия,
- театрализованные представления,
- экскурсии,
- викторины,
- досуги, развлечения, праздники,
- целевые прогулки по улицам посёлка,
- мини-выставки,
- посиделки.
Принципы построения занятий помогают решению задач программы в соответствии с местными условиями и особенностями детей:
- отбор знаний, наиболее доступных и актуальных для ребёнка данного возраста;
- непрерывность и преемственность ОП;
- дифференцированный подход к детям, учёт их психологических особенностей, возможностей и полоролевых интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- развивающий характер обучения, основанный на детской познавательной активности;
- деятельностный подход.
Особенностью занятий является то, что дети знакомятся не с бутафорскими аналогами, а только со старинными, поистине уникальными, подлинниками предметов быта. Все они есть в нашей горнице.
Посещая горницу, воспитанники знакомятся с ее обитателями: бабушкой Валей, дедушкой Васей, внучкой Машенькой, котом Мурлушей. Все они - большие куклы, выполненные в стиле рукотворной народной игрушки. Хозяйка горницы – педагог по народной культуре, всегда одетая в русский национальный костюм, и её гости - дети воспринимают обитателей живыми, настоящими. Этот приём позволяет познакомить детей с достаточно сложными понятиями, явлениями, взаимосвязями.
Предлагаемое сквозное планирование помогает увидеть систему работы в каждой возрастной группе по определённой теме, наиболее точно определить задачи, выстроить структуру занятия. Кроме того, подобрать необходимые приёмы и методы.
На основе полученных знаний и умений, а также наблюдений за живой и, так называемой, неживой природой, (п.ч. даже валуны, коими богата земля Подосиновская, это весьма колоритные природные образования с особым значением в укладе селянина), дети получают возможность проявить самостоятельность и творческий подход в изодеятельности. На занятиях по ИЗО и художественному труду придерживаемся принципов народного искусства: повтор, вариации, импровизации.
Принципы предполагают:
- повтор – рисование на основе изделия мастера (образца);
- вариация – рассматривание нескольких изделий и выбор по желанию ребёнка;
- Импровизация – придумывание своего узора на основе полученных знаний, самостоятельный выбор цвета, материала, формы, сюжета, составление композиции.
В своём большинстве программа предусматривает в занятиях по изодеятельности именно детскую импровизацию.
На занятиях по физической культуре разучиваем новые и закрепляем уже знакомые русские народные игры. А на музыкальных - слушаем русские народные песни и колыбельные, водим хороводы, поём частушки, знакомим с русскими народными инструментами.
В средней группе занятия по народной культуре мы строим на основе хорошо знакомых детям с раннего возраста сказках, учим новые потешки, заклички, отгадываем загадки. Занятия посещают персонажи этих фольклорных произведений: петушок-золотой гребешок, курочка-ряба и др. Постоянными гостями являются куклы-зернушки (театр зернушек), это с их участием мы рассказываем и показываем сказки. Дети здесь знакомятся с предметами быта, их названиями и основными частями, с их назначением и со способами действия с ними.
В старшей группе основное место на занятиях занимает более широкий спектр народных сказок, а также пословиц, поговорок, примет, считалок. Дети 5 -6 лет называют и демонстрируют способы действий со старинными предметами (например, такими как валёк, ухват и т.п.), участвуют в викторинах, пересказе, драматизации сказок; учатся понимать и объяснять содержание пословиц и поговорок.
В подготовительной группе мы продолжаем знакомить детей с предметами быта, подводим детей к выводу об исторической преемственности с современными аналогами (камень – сковорода – чугунный утюг – утюг на углях – электрический утюг). Кроме того, здесь дети встречаются с местными мастерами - умельцами по работе с берестой, сосновым корнем (корневушки). Дети с огромным интересом наблюдают за работой этих народных умельцев: как они умеют делать красиво, прочно, добротно…
Того, кто душу вкладывает в труд,
Кто делу отдаётся с пылом страсти,
В народе уважительно зовут
Старинным и прекрасным словом
Мастер!
Постепенно подводим детей к пониманию зависимости места проживания людей и созданных ими предметов быта: в лесной местности – даже посуда деревянная, а в местах, богатых глиной, - глиняная и т.д. В этой группе широко используем познавательные беседы, развивающие мышление ребёнка и помогающие осмысленному восприятию им каких-либо исторических событий.
Характерной особенностью работы в этом возрасте является знакомство детей с народными праздниками. На посиделках затеваем хороводы, игры. Наши питомцы проживают собственные представления о празднике, как о содержательном отдыхе после большого труда.
Завершает изучение темы комплексные занятия, вечера развлечений, праздники в ритме народного календаря. Они обобщают все виды детской деятельности и дают ощущения целостности и законченности определённого календарного периода.
Основными критериями результативности являются:
- Проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа:
– задаёт познавательные вопросы (почему? зачем? как?);
– знает различные источники информации;
– владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и потребностей;
– обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение «потому что»;
– стремится к упорядочиванию, систематизации фактов и представлений.
- желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
- умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.
Показатели выявления теоретических знаний и интереса детей по разделу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (диагностика).
- Проявляет интерес к русской национальной культуре.
- Умеет играть в русские народные игры.
- Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки, заклички.
Узнает героев русского народного фольклора, произведений изобразительного искусства.
- Принимает осмысленное участие в русских народных праздниках, знает название праздника, некоторые его традиции.
- Имеет представление о русской национальной одежде и обуви.
- Имеет представление о старинных предметах быта и их назначении.
- Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества.
Примерное планирование занятий по приобщению детей
к русской народной культуре в средней группе
- «Во саду ли в огороде».
- «Снегурушка».
- «Бычок – чёрный бочок».
- «Выросла репка большая – пребольшая».
- «Милости просим, гости дорогие».
- Весёлые козлята.
- Весёлая ярмарка.
- Глиняная сказка.
- Петушок золотой гребешок.
- Вот, какой я петушок!
- Кузьминки.
- Сошью Маше сарафан.
- Эх, лапти мои.
- «У медведя во бору».
- Здравствуй, зимушка-зима.
- Добрый доброте научает.
- Мурлуша в гости к нам пришёл.
- Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю.
- Мороз, мороз, не морозь мой нос!
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Волшебные спицы.
- В гостях у бабушки.
- Маленький, да удаленький.
- Шутку шутить – людей насмешить.
- А вот скалка – рубля не жалко.
- Водичка, водичка умой моё личико.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
- Хозяйкины помощники.
- Весна, весна, поди, сюда!
- « Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая!»
- Благовещение.
- У бабушки в деревне.
- Волшебный сундучок.
- Фока воду кипятит и как зеркало блестит.
- Пришла весна.
- Пасха.
Примерное планирование обучающе-познавательной деятельности в средней группе.
Тема | Задачи | Содержание | ИЗО | Игра |
«Во саду ли, в огороде» | Расширять знания детей о родной природе через знакомство с русским фольклором: загадки, потешки. Разучивание потешки «Бычок». |
| «Овощи» - оттиск печаткой из картофеля, круги разной величины, (.дорисовывание) | «Огородная- хороводная» |
«Снегурушка» | Знакомство детей с волшебным сундучком – сказок. Воспитывать интерес к фольклору, через сказку (показ настольного театра – кукол-зернушек). |
| Сундучок – «тычок». | «У медведя во бору» |
«Бычок – чёрный бочок» | Знакомство с русской народной сказкой «Бычок чёрный бочок». Уточнить знания детей о предмете обихода – корзине, её назначении, материале из которого сделана (лоза ивовая) |
| Аппликация «Корзинки» украшение корзинки растительным узором. | «Купи бычка» |
«Милости просим, гости дорогие!» | Знакомство с горницей, её обстановкой и обитателями: дедушка Вася, бабушка Валя, внучка Машенька. Воспитывать положительные эмоции. |
| Декоративное рисование «Скатерть – самобранка» рисование пальчиками. | Р. н. игра «Каравай». |
Никита – репорез - «Выросла репка большая – пребольшая» | Знакомство детей с бытом русского народа в: рассказ в доступной форме о традиции дёргать репу на Никиту – репореза, печь пироги с репой и варить репную кашу. |
| Рисование «Репка». | Игра « Гуси-гуси». |
«Весёлые козлята» | Продолжать знакомить детей с русским фольклором: сказкой, с «капустницей» – периодом, когда на Руси было принято рубить капусту и заготавливать её на зиму. |
| Рисование «Корытце». | Хоровод «Кто у нас хороший». |
«Весёлая ярмарка» | Познакомить детей с дымковской игрушкой, дать возможность полюбоваться разнообразием персонажей. Воспитывать интерес к народной игрушке. |
| Роспись силуэтов дымковских игрушек. | «Карусель» - р.н. игра. |
«Петушок – золотой гребешок»
| Показать детям как белят дымковские игрушки: мелом, разведенным на молоке. Развивать интерес к дымковскому промыслу. Познакомить со сказкой «Глиняный паренёк» |
| Беление «Петушок». | Игра «Лиса в курятнике». |
«Вот какой я петушок» (итоговое) | Закрепить знания детей о дымковской игрушке. Познакомить детей с дымковской росписью: элементы узора, их цвет. Развивать чувство ритма, композиции. |
| Роспись петушка. | Р.н. игра «Петушок». |
«Кузьминки» - итоговое групповое развлечение. | Закрепить знания детей об осени через хороводы, загадки, пословицы. Рассказать детям о народных приметах и обычаях, связанных с днём Кузьмы и Демьяна. Разучить р.н. игру «Кузнецы», познакомить с пальчиковой игрой «Кашка - малашка», повторить хороводы «Огородная, хороводная» |
«Огородная, хороводная».
| Лепка «Горшочек». | «Кузнецы» - р. н. игра |
«Сошью Маше сарафан» | Познакомить детей с традиционной русской одеждой. Показать её красоту и практичность, зажечь искорку интереса к истории русского народа: как одевались люди. |
| Аппликация «Украсим сарафан» | Игра «Кот и мыши». |
«Эх, лапти мои» | Познакомить детей с самой распространённой обувью русского народа – лапти. Формировать потребность в познании рукотворного мира |
| Ручной труд «Коврик» плетение коврика из полосок (основа готовая) | Р.н. игра «Лапти». |
«У медведя во бору» | Знакомство детей со сказкой «Маша и медведь», продолжать знакомить детей с предметами быта людей: берестяной короб, рассказать о его назначении. |
| Лепка «Избушка медведя». | Игра «У медведя во бору». |
«Здравствуй зимушка-зима» | Познакомить детей с р.н. фольклором о зиме: загадки, пословицы, приметы, сказки. Закрепить через фольклор знания детей о природных явлениях зимой, о жизни домашних животных и зверей в зимнее время года. |
| Коллективная аппликация «Деревья в лесу». | Игра «Два мороза» |
«Добрый добру научает» | Продолжать развивать интерес к быту в русской деревне, (воду в дом носили в вёдрах на коромысле). Воспитание честности и правдивости. |
| Рисование «Ведро» | Игра «Лиса и зайцы». |
«Мурлуша в гости к нам пришёл» | Познакомить детей ещё с одним обитателем горницы: котом Мурлушей. Разучить игру «Кот и мыши». |
| Рисование по готовому силуэту «Мурлуша» (тычок – кисть). | Игра «Кот и мыши». |
«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю» | Познакомить с празднованием Нового года. Разучить колядку «Щедровочка» |
| Рисование «Снег, снег кружится» | Игра «Два Мороза» |
«Мороз, мороз, не морозь мой нос!» | Познакомить детей с р.н. закличкой «Мороз, мороз, не морозь мой нос». Рассказать о традиции дарить подарки на Новый год. Дать возможность вспомнить новогодние развлечения, забавы, подарки. |
| Аппликация-обрывание «Снег на крыше, на крылечке» | Хоровод «Что вы любите зимой». |
«Труд человека кормит» | Познакомить детей с предметами обихода: веретено, прялка. Воспитывать интерес к р. н. сказкам. Формировать представления о трудолюбии, справедливости. |
| Рисование «Разноцветные клубочки» (карандаш) | Игра «Стадо». |
«Волшебные спицы» | Познакомить детей со спицами и вязанием на них. Уточнить знания детей о том, откуда берётся шерсть, шерстяные изделия. Развивать мелкую моторику пальцев. |
| Аппликация «Рукавички» (узор из геометрических фигур) | Игра «Пастухи» |
«В гостях у бабушки» | Продолжить знакомить детей с культурным наследием: фольклором – сказкой. Закрепить знания о предметах русского быта. Воспитывать трудолюбие. |
| Коллективная работа Рисование + аппликация «Яблонька» | Хоровод «Ходит Ваня» |
«Маленький да удаленький» (итоговое) | Продолжить знакомства с р.н. сказками. Уточнить знания детей о предметах русского быта, сделанных из дерева. |
| Рисование «Ложка» (роспись). | «Лиса в курятнике» |
Шутку шутить – людей насмешить. | Продолжать знакомить детей с культурным наследием: фольклором – дразнилками, скороговорками, докучными сказками. Воспитывать дружеские взаимоотношения. |
| Оригами «Кораблик» (подарок папам) | Игра «Кот и мыши». |
А вот скалка – рубля не жалко. | Познакомить детей с предметами обихода – скалкой. Воспитывать желание слушать р.н. сказку. Закрепить в памяти детей потешку «Тень- тень - потетень. |
| Аппликация «Снеговик» (обрыванием) | Игра «Лиса и зайцы». |
«Водичка, водичка, умой моё личико» | Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом людей. Познакомить с рукомойником, его назначением. Повторить потешку «Водичка, водичка …» |
| Декоративное рисование «Рукомойник». | Хоровод «На дворе метели студёные». |
«Нет милее дружка, чем родная матушка» | Познакомить детей со сказкой «Самая красивая мама». Выучить пословицу «Нет роднее дружка, чем родная матушка». Побуждать детей рассказывать о маме, воспитывать доброе, заботливое отношение к взрослым. |
| «Цветы для мамы» (бумагопластика) | Р.н. игра «У Маланьи у старушки» |
Хозяйкины помощники. | Знакомить детей с предметами быта – корытом, стиральной доской. Закрепить знания детей о коромысле, ведре. Рассказать и показать детям способ действия с этими предметами. |
| Рисование по трафарету хозяйкины помощники. | «Каравай» - р.н. игра |
«Весна, весна, поди сюда» | Рассказать детям о старинных обычаях встречи весны. Познакомить с загадками о весне. Разучить закличу «Весна красна». |
| Лепка «Птичка». | «Дятел» - р. н. игра |
Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая | Познакомить детей с народным праздником и с традициями русского народа. Привлекать детей к изготовлению соломенного чучела – Масленицы. |
«Соломенная масленица» | Лепка «Вот блины мои готовы» | Хоровод «Шёл медведь по лесу» |
Благовещение (развлечение) | Продолжать знакомство детей со старинными обычаями встречи весны. Закрепить в памяти закличку о весне. Воспитывать желание принимать участие в русских народных играх. |
| «Воробушки на солнышке» (тычком кисти по готовому силуэту) | «Филин» - р. н. игра |
У бабушки в деревне | Познакомить детей с загадками о домашних животных. Закрепить знания детей о домашних животных, их повадках. Привлечь всех детей к участию в р.н. игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения. |
«Кот и мыши», «Петушок», «Гуси». | Рисование «Петушок» - ладонью | «Петушок»- р. н. игра |
Волшебный сундучок (итоговое) | Познакомить детей с волшебным сундучком сказок. Активизировать знания детей о русских народных сказках, желание слушать и узнавать по отрывкам, рисункам, куклам, предметам обихода. |
| Декоративное рисование «Сундучок» (печатанием) | Хоровод «Шёл медведь по лесу». |
«Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Продолжать прививать интерес к быту русской деревни. Закреплять знания детей о современной и старинной посуде. Учить разгадывать загадки. |
| Рисование «Ай качи. качи, качи, глянь баранки, калачи» | Хоровод «Кто у нас хороший» |
«Пришла весна» | Повторить закличку «Весна, весна». Познакомить детей с лоскутным шитьём. Учить составлять коллективную аппликацию из ткани на тему «Весна». |
Из готовых форм. | Рисование «Бабочка» | Хоровод «Мы на луг ходили» |
Пасха | Познакомить детей через сказку с р.н. праздником «Пасха». Рассказать об обычае красить и расписывать яйца, дарить их с пожеланиями добра и здоровья. |
| Рисование «Пасхальное яйцо» (крашенка). | Игры с яйцами «Катание с горки» |
Примерное планирование занятий по приобщению детей
к русской народной культуре в старшей группе.
- Гуляй, да присматривайся.
- Вершки да корешки.
- Семенов день.
- Никита-гусятник.
- Народная вышивка.
- В гости к Терёшечке.
- Весёлая ярмарка.
- В воде купался, а сух остался.
- Ходят гуси вереницей.
- Об осени одни поминки.
- Бабушкин сундук.
- В гостях у бабушки (женский костюм).
- Лапти.
- В гостях у дедушки (мужской костюм).
- Проказы старухи зимы.
- Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна.
- Гончары.
- Новогодняя ёлка.
- Пришла коляда – открывай ворота.
- Таню, Танечку, Танюшу поздравляем мы сейчас.
- Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
- Кукла-скатка.
- Валентинов день.
- Богатыри земли русской.
- Чудесный сундучок.
- Нитки и ткачество.
- Кружевной воротник.
- Ой, ты масленица.
- Чудесный сундучок.
- Никитин день.
- Благовещение.
- Вербное воскресение.
- Гуляй, да присматривайся.
- Пасха.
- Кукла-засыпанка.
- Ковёр-самолёт.
Примерное планирование обучающе - познавательной деятельности в старшей группе.
Тема | Задачи | Содержание | ИЗО | ИГРА |
Гуляй да присматривайся. (экскурсия) | Уточнить знания детей о приметах осени через дидактическую игру, заучивание заклички. Познакомить детей с народными поговорками, приметами сентября. |
| Рисование «Лес, точно терем расписной». (тычок, кисть) | Р.н. игра «Чёрный петух» |
Вершки да корешки. | Закрепить знания детей об овощах, способах их употребления. Продолжать загадывать загадки. Воспитывать желание слушать русские народные сказки. |
| Рисование «Вершки и корешки» (дорисовывание). | Р.н. игра «Огородник». |
Семёнов день. | Рассказ о Семёновом дне, народных приметах и обычаях. Воспитывать желание участвовать в р. н. играх, умение отгадывать загадки. |
муха, комар, блоха, таракан.
| Рисование «Дождик» (воскографика) | Р.н. игра «Муха». |
Народная вышивка. | Познакомить детей с искусством вышивки. Восхищаться многообразием предметов прикладного искусства, любить его, испытывать уважение к народным мастерам. |
дорожка, подушка - думочка, фартук
| Рисование + аппликация «В саду горит огонь рябины красной» (листья вырезать, ягоды – пальцем) | «Кружева». |
Никита-гусятник. | Познакомить детей с явлением природы – отлётом гусей в тёплые края, его причины. С особенностями и повадками этих птиц, русским фольклором. |
| Рисование «Гусь» (ладонь) | «Гуси-лебеди». |
В гости к Терёшечке. (развлечение) | Продолжать знакомить детей с русским обрядам – капустницей. Воспитывать желание участвовать в русских народных играх, слушать сказки, отгадывать загадки. |
| Аппликация «Избушка» | «Баба Яга» |
Весёлая ярмарка | Рассказать детям об истории возникновения дымковской игрушки. Воспитывать желание знакомиться и гордиться игрушкой, созданной нашими земляками. Развивать эстетическое и эмоциональное восприятие. |
| Рисование «Ярмарка» | «Карусели» |
В воде купался, а сух остался. | Дать детям возможность пронаблюдать процесс изготовления игрушки «Гусь» скульптурным способом. Закрепить знания детей о процессе заготовки глины. |
| Лепка «Гусь» | Игра «Гуси-гуси». |
Ходят гуси вереницей. (итоговое) | Закрепить знания о дымке. Рассказать детям о современных способах беления дымковской игрушки. |
| Роспись игрушки «Гусь» | |
Бабушкин сундук. | Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. Закреплять знания детей о современной мебели. Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком, с его формой, функциональным назначением. |
| Рисование «Укрась сундук» | Р.н. игра «Кузнецы». |
Кузьминки об осени одни поминки. (итоговое развлечение) | Обобщить знание об осени через загадки, поговорки, пословицы. Продолжить знакомство с праздником «Кузьма – Демьян». Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с этим праздником. Загадывание загадок, повторить р. н. игры «Кузнецы», «Куры и ворон». Воспитывать желание водить хороводы и петь частушки. |
| Рисование «Горшок» | «Куры и ворон» |
Бабушкин сундук (женский костюм). | Показать различие девичьей и женской одежды. Развивать художественный вкус, творческое воображение ( на примере вышивки) |
| Рисование «Красная девица» (русский костюм). | Игра «Золотые ворота». |
Лапти. | Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта, (материале, назначении) |
| Ручной труд – плетение «Коврик» Из полосок без основы. | Р.н. игра «Лапти». |
Бабушкин сундук (мужской костюм) | Познакомить с русской народной одеждой мужчин. (Рубаха-косоворотка, штаны – порты, кушак-пояс). Отразить красоту, пользу, прочность. |
| Русский костюм «Добрый молодец». | «Бояре»-игра |
«Проказы старухи зимы» | Развивать интерес детей к природе родной страны, через сказки, загадки, заклички. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. |
| Аппликация «Белый снег пушистый в воздухе кружится» (обрывание). | |
«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» | Познакомить детей с предметами обихода – прялкой. Показать способ прядения на прялке. Закрепить желание играть в русские народные игры. Воспитывать трудолюбие и справедливость (сказка). |
| Рисование «Укрась прялку». | «Прялица»-р. н. игра |
Гончары | Познакомить детей с гончарным промыслом. Учить детей по внешнему виду различать кринку, творожницу, носоватик. Воспитывать бережное отношение к труду гончаров. |
| Вырезывание из бумаги «Творожница» «Кринка». Лепка «Кружка» - ленточный способ. | «Горшки»- р. н. игра |
Новогодняя ёлка | Зажечь искорку интереса к жизни народа на Руси в разные времена. Дать представление о традиции встречи Нового года. Наряжение ёлки на Новый год. |
| «Сапожок» - вырезывание по трафарету и роспись. | «Пустое место». |
«Пришла коляда – открывай ворота». | Познакомить детей с рождественскими праздниками, колядованием. Разучить колядки, изготовление аналогов для украшения ёлки. |
| Вырезывание ангелов по трафарету. «Украсим ёлку». | «Два мороза» |
«Татьянин день». | Познакомить с Татьяниным днём через игры, конкурсы, аттракционы. Воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции русского народа. |
«Назови цвет» «Назови ласково».
| Рисование «Цветы» - Городецкая роспись. | Хоровод «Ходит Ваня». |
«Друг за дружку держаться – ничего не бояться». | Уточнить представления детей о дружбе, взаимовыручке на основе сказки, пословиц. Воспитывать дружеские взаимоотношения. |
| Кляксография «Мои друзья». | «Дрозд». |
«Кукла-скатка». | Познакомить детей с куклой, имеющей для наших предков обереговое значение, охранительную силу. Помочь детям уловить дух русского костюма, его колорит, яркость и содержательность одновременно. Воспитывать доброжелательное отношение к рукоделию наших бабушек. |
| Изготовление кукол-скаток. | «Жмурки». |
«Валентинов день» (групповой праздник) | Познакомить детей с неизвестным, но очень интересным и своеобразным праздником, его традициями и обычаями. Воспитывать дружеские взаимоотношения. |
| Ручной труд «Валентинки». (из картона) | «Дрозд». |
«Богатыри». | Расширять кругозор детей на основе исторического материала, картины, доступного пониманию детей. Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время. |
| Рисование «Доспехи» (мальчики), «украшение кокошника» (девочки). | «Петушиный бой». |
«Чудесный сундучок» (итоговое) | Уточнить знания детей о старинных предметах быта. Знакомство с чудесным сундучком – «сундук загадок». Учить отгадывать загадки и находить отгадки в горнице. Воспитывать желание играть в русские народные игры «Отгадывание». |
| Аппликация «Чашка с блюдцем» (из бумаги, сложенной вдвое). | «Попрыгунчики». |
«Нитки и ткачество». | Продолжать знакомство детей с особенностями труда людей в деревне. Расширить знания и словарь по теме «Нитки. Ткачество». Обогащать опыт детей; развивать зрительные и тактильные анализаторы. Воспитывать интерес к русской истории. |
| Рисование «Узор на полотенце» | «Иголка, нитка, узелок». |
«Кружевной воротник» | Познакомить детей с предметами рукотворного мира (воротник, салфетки). Показать красоту и изящество рукоделий. Воспитывать желание воспроизводить кружевные образы в изодеятельности. |
| Портрет «Мамочка любимая» | «Пирог», «Кружева». |
«Ой, ты, масленица». | Возродить старинный народный праздник – Масленицу. Познакомить детей со смыслом игр и забав на празднике – пробудить весну – дать силу Солнцу и Земле. |
| Рисование по сказке «Соломенная Масленица». | «Крута гора». |
«Чудесный сундучок». (итоговое) | Продолжить знакомство с чудесным сундучком. Закреплять знания о предметах обихода в деревне. |
| Аппликация «Сундучок». (растительный узор из бумаги, сложенной гармошкой). | «Отгадывание». |
«Никитин день» | Познакомить детей с днём Никиты – это праздник озёр, рек, ручьёв, которые олицетворяют сказочный образ Водяного. Продолжить знакомство детей с русским фольклором: сказкой, игрой, обрядами. |
| Аппликация «К нам весна шагает быстрыми шагами» (обрывание). | «Водяной». |
«Благовещение» | Познакомить детей с празднованием одного из любимых народных праздников: третьей, решающей встрече весны – Благовещенье. |
| Лепка «Птицы». Рисование «Птица» - Городецкая роспись Аппликация «Птичка-невеличка». (из геометрических фигур). | «Жаворонок» - р. н. игра |
«Вербное воскресение» | Познакомить детей с празднованием «вербного воскресения». Дать знания о лечебном значении вербы. Воспитывать желание принимать активное участие в беседе и р.н. игре. |
| Рисование «Ветка вербы». | «Ручеёк». |
«Гуляй, да присматривайся (итоговое) | Продолжить знакомство с культурным наследством: сказкой. Знакомить с народными приметами весны. Закрепить знания детей о характерных признаках весны. Разучить закличку о весне «Жаворонушки». |
| Рисование «Одуванчики». | «Воробей». |
«Пасха». | Познакомить детей с праздником пасхи. Рассказать об обычае на пасху – обмениваться яйцами, о значении этого действия. Воспитывать желание играть в р. н. игры. |
| Роспись «Пасхального яйца» (писанка). | Игры с яйцами. «Солнышко-вёдрышко». |
«Кукла-засыпанка» | Показать детям способ изготовления Куклы-засыпанки, (по способу Куклы-Скатки).Продолжать знакомить детей с культурным наследием русского народа, через колыбельные песни. Воспитывать положительные эмоции. |
| Кляксография «Солнышко-вёдрышко». | «Займи место». |
«Ковёр самолёт» |
| Аппликация «Ковёр- самолёт», (из ткани) | Р.н. игра «Солнышко-вёдрышко». |
Примерное планирование занятий по приобщению детей к русской народной культуре в подготовительной группе.
- Восенушка - осень, сноп последний косим.
- Соломенное царство.
- Народная вышивка.
- Никита гусятник.
- Покров – натопи избу без дров.
- Капустница.
- Параскева - грязнуха.
- Дымка.
- Кузьма-Демьян.
- Кони глиняные мчатся.
- Что за конь.
- Корневушки.
- Волшебная глина.
- Николин день.
- Новогодняя ёлка.
- Пришла Коляда накануне Рождества.
- Пришла Коляда накануне Рождества.
- Емельяны - перезимники.
- Крещение.
- Русский народный костюм.
- Валентинов день.
- Богатыри земли русской.
- Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна.
- Кружевные шляпы.
- Масленица.
- Кукла-скатка.
- Алексей с гор потоки.
- Благовещение.
- Чудесный сундучок.
- Грач на горе – весна на дворе.
- Пасха.
- Егорий храбрый.
- Засыпушка.
- Береста.
- А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.
- Лекарственные растения.
Примерное планирование обучаще - познавательной деятельности в подготовительной группе.
Тема | Задачи | Содержание | ИЗО | Игра. |
«Никита гусятник». | Продолжить знакомство с Никитиным днём, с явлением природы – отлётом гусей в тёплые края, с особенностями и повадками этих птиц, русским фольклором. |
| Конструирование из бумаги «Гуси». | Р.н. игра «Гуси-гуси», «Волк и гуси». |
«Восенушка- осень – сноп последний косим». (экскурсия, итоговое) | Систематизировать знания о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах, через пословицы, приметы, старинное название месяца. Закрепить знания о природных явлениях, дарах природы, повторить закличку. |
| Зарисовка колосьев. | Дидактическая игра «Что из чего сделано», «Огородник воробей». |
Соломенное царство». | Показать детям красоту, прочность, пользу изделий из соломы (шкатулки, панно, шляпы). Научить детей делать куклу - стригушку. |
| Аппликация из соломы. | Настольная р.н. игра «Соломинки». |
«Народная вышивка» | Продолжить знакомство с русской народной вышивкой. Дать представление о композиционном построении узора (растительный орнамент). Познакомить с символами в орнаменте вышивки: знаки обереги (кресты, ромбы, прямые линии). Дать представление о значении цвета в вышивке. |
| Узор для украшения дорожки, подушки-думочки. Русский народный костюм. Мальчики – рубаха, девочки – сарафан. | «Нитка, иголка, узелок». «Кружева». |
«Покров – натопи избу без дров». | Познакомить детей с русским народным праздником Покров, с его обычаями и обрядами народными приметами. Продолжать отгадывать загадки, участвовать в русских народных играх. |
| Конструирование «Кокошник». (головной убор невесты). | «В углы». |
«Капустница» (групповое развлечение – посиделки) | Закрепить знания детей о веселых русских вечеринках – капустнице. Расширить знания о р.н. традициях через загадки, р.н. игры, скороговорки. |
| Симметричное вырезывание «Сечка». | Р.н. игра «Капуста». |
«Параскева - грязнуха» | Способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм, традициям через совместную деятельность. |
| Рисование «Что нам осень подарила». | «Корзинки». |
«Кузьма-Демьян» (групповое итоговое развлечение). | Уточнить знания детей об осени и осенних явлениях через пословицы и загадки. Продолжить знакомство с праздником «Кузьма- Демьян». Напомнить об обрядах и обычаях, народных наблюдениях, связанных с этим праздником. Воспитывать желание отражать впечатления об услышанном в рисунке. |
| Силуэтное вырезывание «Флюгер Петух». | «Курочки» |
«Дымка». | Продолжить знакомство детей с дымковской игрушкой, мастерами-игрушечниками. Учить отличать дымку от других игрушек. Воспитывать чувство гордости за мастеров-земляков «Мы вятские». |
| Роспись силуэтов дымковской игрушки. | «Салки на одной ноге». |
«Кони глиняные мчатся». | Формировать чувство национальной гордости за замечательные, красочные игрушки, созданные мастерами земляками. Показать лепку коня из целого куска глины, (скульптурный способ). |
| Лепка из глины «Конь». | «Лошадка». |
Беление и роспись «Конь». «Что, за конь!» (итоговое) | Закреплять знания детей о дымковской игрушке, о дымковском промысле. Дать возможность пронаблюдать роспись игрушки, прививать чувство красоты и восхищения работой дымковских мастериц. |
| Роспись дымковской игрушки. | «Шлёпанки» с мячом. |
«Корневушки». (встреча с мастером) | Познакомить детей с историей народных ремёсел, на основе плетения из корня, приобщать к традициям родного края. Дать возможность понаблюдать за работой мастера. |
| «Зимний лес» печатание с помощью засушенных листьев. | «Два Мороза». Катание с горок. (Екатерина - санница) |
Волшебная глина. 1 занятие | Продолжить знакомство детей со старинной глиняной посудой. Закрепить название посуды. Учить различать современную и старинную посуду: зрительно, тактильно, на слух. Показать детям взаимосвязь формы и назначения посуды. Воспитывать интерес к быту русской деревни. |
| «Кринка» монотипичекая роспись. Лепка «Кружка» Способом кругового налепа. | Р.Н. игра «Горшки». |
Показ лепки «Кружка» 2 занятие. | ||||
«Николин день» | Познакомить детей с праздником «Николин день». Разучить игру «Пирог». Повторить игру «Прялица». Воспитывать желание познать традиции русского народа. |
| Рисование «Зимний пейзаж» - река, лёд. «Букет для Снегурочки» | «Прялица», «Пирог». |
«Новогодняя ёлка» | Продолжить знакомство детей с традицией встречи Нового года, напряжением ёлки. Зажечь искорку интереса к жизни народа на Руси в разное время. Дать представление о праздновании Нового года в других странах. |
| «Хоровод» Вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой. | «Кривой петух». |
Пришла Коляда накануне Рождества" | Продолжать знакомство детей с рождественскими праздниками, святочными гаданиями. Учить украшать рождественское печенье «Козульки». |
| «Зимняя ночь» | «Бояре». «Катание с горок». |
Вызвать интерес и желание участвовать в празднике. |
| «Снежинки» воскография. «Ангел мой надо мной» | Р.н. игра «Медведь с цепью». | |
«Емельяны перезимники» | В доступной форме через игру, сказку познакомить детей с днём Емельяна. Продолжать развивать интерес к жизни русского народа, его традициям. |
| Вырезание «Ажурный зимний лес». | Р.н. игра «Емеля». |
«Крещение» | Продолжить знакомство детей с русскими народными традициями. Воспитывать желание принимать участие в разговоре о народных приметах, обычаях. |
| Декоративное рисование (растительный узор) «шаль» | «Подушечка». |
Русский народный костюм (итоговое) | Закрепить знания детей о русском народном костюме. Рассказать о цвете, оберегах в одежде и украшениях. Показать в одежде триединство мира. Дать возможность понять зависимость использования одежды от сословия людей. (Крестьяне – лапти, богатые люди – сапоги) |
| Вырезание силуэта. Роспись: мальчики - «Рубашка», девочки – «Сарафан». | «Ласковый платочек». |
Валентинов день (групповое развлечение) | Продолжить знакомство с днём Святого Валентина, его традициями и обычаями. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание участвовать в играх-соревнованиях. |
| Рисование «Валентинки». Рисование «Портрет зимы» (холодный тон). | «Подушечка». |
«Богатыри земли русской» | Расширять кругозор детей о защитниках земли русской через исторические события, картину, былину. Развивать интерес к жизни народа в разное историческое время. Воспитывать патриотов. |
| Рисование Мальчики – «доспехи», Девочки – «щит» | «Петушиный бой» «Кулачный бой». |
«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна». | Дать детям возможность проникнуться чувством красоты, совершенства предметов обихода – прялка, созданных трудом человека. Красота и польза неотделимы в изделиях мастеров. |
| Конструирование «Прялка» - мальчики. Роспись «Прялка» - девочки. | «Прялица». |
Кружевные шляпы. | Донести до детей чувство красоты и совершенства предметов, созданных трудом человека. Воспитывать желание беречь предметы рукотворного мира, воспроизводить образы кружев в изодеятельности. |
| Рисование портрет «Мамочка любимая». | «Кружева». |
«Масленица» (групповое развлечение) | Продолжить знакомство со старинным народным праздником Масленицей, с ритуальной едой на Масленице – блином – символом солнца. Показать смысл прощёного воскресенья – просить прощения, не держать обид – святой обычай на Руси. |
Понедельник – встреча Вторник – заигрыш Среда – лакомка Четверг – широкий четверг Пятница – тёщины вечерки, Суббота – золовкины посиделки, Воскресение – прощёное воскресение. | Кукла «Стригушка» из соломы. | «Солнышко-вёдрышко». «Перетягивание каната» |
«Кукла-скатка». | Закрепить знания детей о кукле, имеющей обереговое значение. Воспитывать доброжелательное отношение к рукоделию наших бабушек. Воспитывать желание делиться знаниями о русском народном костюме. |
| Изготовление кукол-скаток. | «Ловля птиц на лету». |
«Алексей с гор потоки». | Познакомить детей с праздником «Алексей с гор потоки». Рассказать о смысле поговорок, начало весенних забот. Привлечь детей к участию в р. н. играх. |
| Коллаж «К нам весна шагает» | «Кораблики», «Ручеёк». |
«Благовещение» (групповое развлечение) | Продолжить знакомство с русским народным праздником - Благовещенье. Рассказать детям о традиции: выпускать из клеток птиц на волю, они возвещали Богу о доброте своих освободителей. «Благовещение – птиц на волю отпущение» |
| Лепка из теста «Жаворонки». | «Ай да птица, что за птица». |
«Чудесный сундучок». (итоговое) | Продолжить знакомство с чудесным сундучком. Обобщать знания о предметах русского народа – быта, (прялка, утюг, лампа). Подчеркнуть преемственность с современными аналогами. |
| Коллаж «Деревенька моя». | «Ручеёк» |
«Грач на горе – весна на дворе». | Закрепить знания детей о встрече весны, о русских обычаях. Вспомнить знакомые потешки, заклички о весне, птицах. Воспитывать желание принимать активное участие в р. н. играх. |
| «Веснянка» - бумагопластика. | «Жаворонок». |
«Пасха». (групповое развлечение) | Продолжить знакомство со Святым Воскресением Христовым – Пасхой. Рассказать о ритуальном угощении на Пасху. Воспитывать желание участвовать в р. н. играх. |
| Роспись «Пасхальное яйцо» (писанка) | Игры с яйцами. |
Егорий храбрый. | Познакомить детей с весенним праздником – Егорьев день. Рассказать о Георгии Победоносце – покровителе земледелия и пастушества на Святой Руси. Разучить игры, связанные с этим днём. |
| Кляксография «Весенние цветы» | «Лошадки» «Пастух и стадо». |
Кукла - засыпушка. | Продолжить знакомство детей с русской народной игрушкой - куклой-засыпушкой. Напомнить детям об обереговом значении кукол в жизни ребёнка в крестьянской семье. Учить придумывать сказочные персонажи для настоящего театра. Развивать интерес к жизни русского народа. |
| Изготовление кукол-зернушек. | «Корзинки». |
Береста. (встреча с мастером) | Знакомство детей с культурой крестьянского быта, историей народных ремёсел на примере берестяного промысла. Познакомить с мастерами, умельцами посёлка. Подводить детей к пониманию необходимости беречь окружающую среду. |
| Плетение из бересты «Бусинка» Рисование «Во поле берёза стояла». | Хоровод «Берёза». |
Чудесный сундучок. (А за ним такая гладь – ни морщинки не видать») | Познакомить детей со старинными способами глажения белья. (Камень – сковорода, валёк – утюг, утюг на углях – электрический утюг.) Проследить преемственность старинного способа глажения с современным. |
| Рисование «Утюг». Вырезание и роспись «Валёк». | Р.н. игра «Горелки». |
ЛИТЕРАТУРА
1.Некрылова А.Ф. «Круглый год», Москва 1989г. Изд-во «Правда».
2.Миронов В.А. «Народный календарь», Москва 2005г., АСТ - Астрель.
3.Рожнова П.К. «Русский народный календарь», АиФ – Принт.Москва 2001г.
4.Петров В.И., Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры, забавы для детей», Москва 2001г. «Сфера».
5.Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Изд-во «Детство- Пресс» 2000г. Санкт-Петербург.
6.Перминова Н. «Дымковская расписная», ВВКИ 1979г. Горький.
7.Ветошкина Н.В. «Надежда» 1999г. Киров.
8. «Энциклопедия земли Вятской» 1994 г. Киров.
9. Радынова О.П. « Баюшки-баю», Москва «Владос» 1995г.
10. Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство», Москва
«Просвещение» 1984г.
11.Федотов Г. «Дарите людям красоту», Москва «Просвещение» 1985г.
12.Богуславская И.Я. «Дымковская игрушка», Ленинград «Художник РСФСР» 1988г.
13. Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду», Москва «Просвещение» 1972г.
14.Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», Москва «Просвещение» 1984г.
15.Аникин В.П. «Русские пословицы и поговорки», Москва. Художественная литература 1988г.
16. Русские: семейный и общественный быт. Москва, «Наука» 1989г.