Работа с детьми по пожарной безопсности
план-конспект по окружающему миру на тему
Представлено планирование по пожарной безопасности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi.doc | 683.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми по пожарной безопасности..
Составила: Старший воспитатель Малинина Анастасия Борисовна ГБДОУ№ 102 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Главная цель работы с маленькими детьми - сформировать у них чувство опасности огня. Для детей постарше - привить навыки безопасного обращения с бы товыми приборами и правильного поведения в случае пожара. Необходимо помнить, что работа с детьми должна проводиться не от случая к случаю, а регулярно, по за ранее разработанному плану.
Варианты работы с детьми.
1. Занятия по темам.
2. Рассказ пожарного о своей работе.
3. Показ видеофильмов и диафильмов на пожарную тему.
4. Творческое занятие "Закончи рассказ противопожарной тематики".
5. Чтение с детьми произведений: С. Маршак "Кошкин дом", "Пожар", "Рассказ о неизвестном герое"; Е. Хоринская "Спичка-невиличка"; Т. Фетисов "Куда спешат красные машины"; А. Шевченко "Как ловили уголька" и другие, а также К. Чуковский "Путаница", С. Михалков "Дядя Степа".
6. Детское творчество на противопожарную тему (рисование, лепка, конст руирование из бумаги).
7. Загадки, стихи, пословицы о пожарах.
8. Конкурс детского рисунка на противопожарную тему.
9. Викторина на противопожарную тему.
10. Чтение стихов противопожарной тематики.
11. Спортивный праздник "Юные пожарные", подвижные игры.
12. Постановка спектакля "Кошкин дом".
13. Занятия у пожарного стенда (беседы по содержанию плакатов и нагляд ной агитации по пожарной безопасности, изучение первичных средств пожаротуше ния).
14. Инсценированная новогодняя постановка на противопожарную тему.
Занятие по теме: "Что делать при возникновении пожара"
1. Цель проведения занятия: подготовить детей к правильным действиям при возникновении пожара.
2. План проведения занятия:
- воспитатель рассказывает, что при возникновении пожара необходимо сра зу покинуть место пожара, сообщить об этом взрослым (воспитателям или родите лям), ни в коем случае не забираться в укромные углы, не паниковать, не пытаться тушить огонь своими силами;
- воспитатель объясняет - чтобы вызвать пожарную охрану, надо набрать номер телефона "01", сообщить адрес и что горит;
- использование пословиц: дети объясняют значение пословицы "Огонь - не вода, схватит - не выплывешь".
3. Домашнее задание: с помощью родителей дети учат и запоминают свой домашний адрес.
Занятие по теме: "Ознакомление детей с уголком пожарной, безопасности"
1. Цель проведения занятия: около пожарного шита или с помощью нагляд ной противопожарной агитации (плакаты, листовки, проспекты) познакомить детей с первичными средствами пожаротушения и правилами их использования. Приучать детей быть наблюдательными и внимательными.
2. План проведения занятия:
- воспитатель просит назвать детей знакомые предметы, которые они видят на противопожарном стенде, а также их предназначение;
- воспитатель рассказывает об огнетушителях и других средствах тушения (ведро с водой, песок и лопата, кошма, лом) и разъясняет, почему эти предметы соб раны в одном месте;
- чтение стихотворения С. Маршака "Кошкин дом".
Занятие по теме "Чтение стихотворении С. Маршака "Пожар"
1. Цель проведения занятия: ознакомить детей с пожарной охраной в про шлом и с современной пожарной службой, рассказать, по каким причинам происхо дят пожары, практически отработать вызов пожарной охраны, воспитать у детей чувство уважения к людям мужественных профессий.
2. План проведения занятия:
- воспитатель рассказывает, что при пожаре люди вызывают на помощь по жарную охрану. С давних пор пожарные борются с огнем. Когда не было телефона, пожарные круглые сутки дежурили на пожарной каланче, с которой был виден весь город. С появлением телефонной связи о пожаре сообщают по телефону. Кто может назвать номер, по которому вызывают пожарную охрану?
3. Беседа по содержанию стихотворения С. Маршака "Пожар".
- Как несли дозор пожарные в прошлом?
- Почему начался пожар в доме?
- По каким причинам происходят пожары?
- Какими качествами должен обладать пожарный
- Как вызывают пожарных сейчас?
4. Упражнения в вызове пожарной охраны при пожаре.
Дети набирают номер телефона "01", называют свой адрес и объясняют, что горит.
Занятие по теме "Огонь добрый и злой".
1. Цель проведения занятия: рассказать детям о том, как используется огонь человеком в добрых целях, как возникает пожар, чем он опасен.
2. План занятия:
- рассказ воспитателя об огне - давнем друге человека.
Во все времена люди стремились использовать его для своего блага. Огонь согревает людей, с помощью него готовят пищу. Огонь приводит в движение многие машины, пароходы и тепловозы. Чтобы изготовить на заводе игрушку, трактор, са молет, ракету и т.д., необходим огонь;
- дети объясняют, как используется огонь для различных целей, в каких слу чаях он приносит пользу;
- детям предлагаются загадки:
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход,
Остановишь - горе,
Продырявишь море.
(Утюг)
Этот темный, темный дом,
Сто сестричек живет в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер.
(Спички)
- детям предлагаются вопросы: Когда возникает пожар?
Какие правила надо соблюдать при пользовании утюгом, спичками?
В чем опасность пожара?
В конце занятия воспитатель рассказывает, какие последствия могут быть от пожара. Пожар может принести много зла. Во время пожара гибнут люди, живот ные, птицы, уничтожаются строения (это может быть жилой дом, детский сад, шко ла, магазин и др.)
Занятие по теме: Чтение произведения Л. Толстого "Пожарные собака"
1. Цель проведения занятия: рассказать детям о борьбе с пожарами, о роли собак в спасении людей, повторить правила поведения на пожаре.
2. План проведения занятия: - детям предлагается загадка:
Заворчал живой комок
Лег у двери поперек,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
(Собака)
- Чтение произведения Л. Толстого "Пожарные собаки";
- беседа по содержанию прочитанного. Детям предлагаются вопросы: Почему бывает трудно найти людей в горящем помещении?
Как нужно вести себя при возникновении пожара? Какую помощь оказала собака на пожаре?
Занятие по теме: "Спички - не игрушка".
1. Цель проведения занятия: объяснить детям предназначение спичек дома, разъяснить их опасность в случае, если спички используют неумело и не по назначе нию.
2. План проведения занятия:
- чтение стихотворения Е. Хоринской "Спичка - невеличка";
- беседа по содержанию прочитанного. Детям предлагаются вопросы: Почему в доме произошел пожар?
Почему ребята убежали из дома?
Как надо было поступить детям, когда возник пожар?
(позвонить в пожарную охрану и сообщить взрослым)
Как вызвать пожарную охрану?
С какого телефона это можно сделать?
(с любого, бесплатно)
Какие беды приносит пожар?
Занятие по теме: "А у нас в квартире газ".
1. Цель занятия: Объяснить детям опасность неумелого и небрежного обраще ния с газовой плитой.
2. План проведения занятия:
- рассказ воспитателя о природном газе, который используется в плите, как топливо. С помощью газа варят и разогревают пищу. Стоит только открыть горел ку, поднести к ней горящую спичку - и тут же вспыхнет огонь. Если делать это не умело, то легко обжечь руки. Огонь нельзя оставлять без присмотра. Опасно бало ваться с краниками плиты и оставлять их повернутыми. В этом случае квартира на полнится ядовитым газом и человек может отравиться. Газ также опасен тем, что взрывается при появлении открытого огня (спичка, горящая сигарета, искра). Если в квартире пахнет газом, то надо немедленно проветрить помещение и сообщить об этом взрослым.
Занятие по теме: "Электрические приборы".
1. Цель занятия: объяснить детям, что такое электрические приборы и какую опасность они в себе таят.
2. План проведения занятия:
- детям предлагаются загадки:
Белый шкаф стоит в углу
Нашей кухни на полу,
В нем немало льда и снега,
В нем всегда мороз,
Здесь морозно даже летом,
Кто мне скажет, кто же это?
(Холодильник)
Что говорить - не солнце я,
Но освещать умею,
Меня включите лишь, друзья,
И станет жизнь светлее.
Не будет времени для сна
Всегда, когда я включена.
(Электрическая лампочка)
- рассказ воспитателя об электрических приборах.
С помощью электрической вилки они включаются в электрические розетки. При неумелом пользовании электрическими приборами может произойти два несча стья: во-первых, "удар" током, и, во-вторых, пожар. Поэтому детям пользоваться бытовыми электрическими приборами можно только в присутствии взрослых.
- вопрос детям:
Какие электрические приборы вы знаете (телевизор, электролампа, утюг, обогреватель, электрическая плита, плойка, паяльник, пылесос, электрочайник, ки пятильник и т. д.).
Электрические приборы нам оказывают большую помощь. Они освещают дома, гладят одежду, готовят пищу, чистят ковры, развлекают. Но они наши добрые помощники лишь в умелых руках.
Электрическая плитка может стать причиной пожара, если на открытую на гретую спираль попадет бумага. Электрическую плитку или обогреватель нельзя ста вить без подставки на деревянном столе или рядом с мебелью, занавесками и други ми горючими предметами. От нагревания эти предметы способны загореться.
Оставленный на материале утюг может зажечь ткань.
- Вопрос детям:
Какими приборами вы пользуетесь дома и какие меры предосторожности при этом соблюдаете?
При проведении занятия целесообразно использовать бытовые электропри боры для демонстрации их правильного включения, установки и использования.
Занятие по теме: "Что делать, если загорелась одежда"
1. Цель занятия: объяснить детям, как действовать, если загорелась одежда.
2. Содержание беседы:
При неосторожном пользовании огнем случается, что на человеке загорает ся одежда. Это становится возможным, если неумело пользоваться газовой плитой. При перемещении посуды с пищей горящая конфорка может поджечь рукав или пе редник. Бывают случаи, когда одежда загорается при пользовании свечой. Подол платья или брюки могут вспыхнуть, если случайно коснуться открытой спирали электронагревателя (рефлектора). И, конечно же, это бывает непосредственно при пожаре.
Если вы обнаружили, что горит Ваша одежда, то главное не поддаваться па нике и ни в коем случае не бегать, так как бег только усилит горение, раздувая пла мя. Необходимо упасть и кататься по полу, сбивая. Если есть рядом вода, то можно ею воспользоваться. Зимой в качестве огнетушащего средства возможно применить снег. И во всех случаях надо вызвать скорую помощь по телефону "03".
Практическое занятие: дети показывают приемы тушения одежды.
Занятие по теме: "Что необходимо сделать при ожоге "
1. Цель занятия: объяснить детям, что делать при получении ожога.
2. Содержание беседы:
Во время пожара человек может пострадать от ядовитого дыма, ранений, ушибов, электрического тока, огня. В случае ожогов необходимо сразу вызвать ско рую помощь по телефону "03" и сообщить о случившемся взрослым. До прибытия помощи охладить обожженную поверхность тела холодной водой в течение 10 ми нут. Это останавливает разрушение кожи и уменьшает боль. На обожженное место накладывается бинт или чистая салфетка.
Занятие по теме: "Новогодняя елка "
Данную тему целесообразно представить в виде инсценированной постановки.
ЗАГАДКИ ДЕДА МОРОЗА
Действующие лица:
Ведущий Петрушка Дед Мороз
Ведущая Незнайка
На сцену перед занавесом выходят ведущие.
Ведущий.
Уважаемые зрители,
Ребята и родители,
Наш рассказ сегодня
О елке Новогодней!
Ведущая.
Что может быть чудесней,
Когда с веселой песней
Детвора у нас ведет
Возле елки хоровод!
Елке тоже нравится
С нами веселиться.
Стройная красавица
В огоньках искрится.
Ведущий.
Но иногда случается,
Праздник омрачается...
По небрежности людей,
Из-за шалости детей
Елка даже от хлопушки
Может вспыхнуть до макушки.
Ведущая.
Чтобы этому не быть,
Вас хотим предупредить.
(Разворачивает плакат с надписью:
"При устройстве Новогодней елки со блюдайте правила пожарной безопасности").
Ведущий.
Родители и дети,
Запомните строки эти!
В городах, в аулах, в селах,
В детсадах, домах и школах
При устройстве
Ваших елок
Без запинки нужно знать,
Знать и строго соблюдать
ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!
(Ведущие уходят. Открывается занавес. Петрушка и Незнайка суетятся возле елки).
Петрушка.
Нам сегодня на рассвете
На космической ракете
Дед Мороз прислал пакет.
В этом экстренном пакете
Детворе большой привет!
Незнайка.
Пишет Дедушка Мороз,
Что подарков целый воз
Приготовил в декабре
Он веселой детворе!
И что скоро, очень скоро
К нам на праздник он придет,
И у каждого на елке побывает Новый год!
Петрушка.
Но, чтоб праздник новогодний
От пожара уберечь,
Дед Мороз просил сегодня
Детвору предостеречь:
Чтоб ни вечером, ни днем
Не шалили мы с огнем.
Незнайка.
Он прислал нам шесть загадок,
Шесть вопросов - почему
Загореться может елка
В школе, в садике, в дому?
Петрушка.
Мы их каждому прочтем...
А сейчас, друзья, начнем! (Читает первую загадку).
КАК И ГДЕ, РЕБЯТА, ЕЛКУ СТАВИТЬ НАДО?
(Незнайке). Как?
Незнайка.
На середину праздничного зала:
Даже если что случится
Все равно не упадет!
Даже если загорится –
Есть достаточный проход.
Посмотрите вот сюда:
Здесь у нас два выхода!
Петрушка.
На любой пожарный случай
Дверь держать открытой лучше,
Чтобы дети впопыхах
Не остались в шишаках!
(Читает вторую загадку)
КАКИЕ ИГРУШКИ НА ПОЛКАХ СТОЯТ?
КАКИЕ ИГРУШКИ НА ЕЛКЕ ВИСЯТ?
Отвечай, Незнайка!
Незнайка. (Достает из корзины игрушку)
Ну-ка, вылезай-ка...
Кукла из резины вышла из корзины!
Полезай на ветку,
Можешь съесть конфетку! (Достает игрушку)
Шарики стеклянные, бусы оловянные...
Пусть висят, красуются –
На себя любуются.
Петрушка. ЧЕМ ЕЛКА ОСВЕЩАЕТСЯ?
Незнайка. Свечами.
Петрушка.
Что ты? Нет!
Свечами - запрещается!
Неправильный ответ...
На елке разрешается
Гирлянды применять,
Об этом нужно знать!
В пожарном отношении
Нет лучше освещения:
Оно и безотказное,
Оно и безопасное!
ДЛЯ ЧЕГО, КОГДА ВСТРЕЧАЮТ НОВЫЙ ГОД
В ДЕТСКОМ САДУ,
ТО ПОЖАРНЫХ ПРИГЛАШАЮТ?
Незнайка. (Огорченно почесав затылок)
Мне сегодня не везет...
Я не знаю... Ты ответь.
Петрушка.
Чтобы елку посмотреть!
На крестовине ли она,
И прочно ли закреплена,
И чем она освещена...
И где стоит - не у стены ли...
И ничего ли не забыли
На всякий случай припасти,
Чтоб елку от огня спасти!
(Незнайке) Как, понятно или нет?
Незнайка.
Очень правильный ответ.
Ты, Петрушка, молодец.
Ты по елке высший спец!
Петрушка. (Зрителям)
Все! Спасибо за внимание!
Незнайка.
У меня есть пожеланье
Все запомните сегодня,
Чтобы праздник Новогодний
Вы отлично провели
И спокойно спать могли –
Очень строго соблюдайте,
Никогда не забывайте
Шесть загадок:
Почему
Загореться может елка
В школе, в садике, в дому!
Петрушка.
Наше время истекает, -
Скоро, скоро Новый год!
(За стеной слышны завывания ветра).
Слышишь? Ветер завывает...
Незнайка. Слышу... Кто-то к нам идет...
Дед Мороз (за сценой)
Через горы и долины
В декабре, в декабре
Я иду дорогой длинной
К детворе, к детворе...
Путь далекий, путь далекий
Мне идти, мне идти...
Всюду елки, всюду елки
На пути, на пути.
(Незнайка и Петрушка убегают со сцены. Выходит Дедушка Мороз).
Дед Мороз.
Всюду дети
Начинают хоровод...
Я за каждого в ответе
В Новый год, в Новый год!
Я сегодня весел тоже,
Я с ребятами дружу.
Никого не заморожу,
Никого не простужу.
Всех на елку приглашу!
(Медленно уходит. На сцене появляются Незнайка и Петрушка. Оба суетятся возле елки).
Петрушка.
Ждать совсем уже недолго
Нам осталось Новый Год...
Незнайка. Наряжаем быстро елку,
Петрушка.
Украшаем быстро елку
Скоро Дед Мороз придет.
(Незнайка достает из корзины стеариновую свечу и хочет укрепить на елке).
Что ты делаешь?
Незнайка. Хочу прикрепить сюда свечу!
Петрушка.
Эх, Незнайка ты, Незнайка...
Ну-ка свечку мне отдай-ка! (Забирает свечу)
Украшать свечами елку
Строго запрещается,
Потому что от свечей
Елка загорается!
А поэтому не смей
Зажигать на ней свечей!
Можешь запросто, заметь,
Вместе с елкою сгореть.
(Петрушка и Незнайка, наряжая елку, не замечают Деда Мороза, который входит на сцену и молчит).
Незнайка. Сами елку наряжаем, Да-да-да!
Петрушка.
Сами елку украшаем, Да-да-да!
От подставки до макушки, да-да-да,
Всюду ватные игрушки, да-да-да.
Дед Мороз.
Стоп, друзья!
Ваш труд напрасный –
Материал огнеопасный:
Загореться может вата
Эти снять игрушки надо!
Петрушка. Здравствуй, Дедушка Мороз!
Дед Мороз.
Здравствуй, сокол ясный!
Что, малыш, повесил нос,
Не грусти напрасно.
Незнайка.
Но без ваты елка,
Как зима без снега.
Дед Мороз.
Ничего, Незнайка,
Устраним помеху.
Даже ватная игрушка
Негорючей может стать,
Если вату пропитать.
Незнайка. Чем?
Дед Мороз. Состав особый есть..
Незнайка. Он у вас?
Дед Мороз. Конечно, здесь!
(Дед Мороз достает из кармана пакетик с огнезащитным составом - порош ком и протягивает Петрушке стакан).
Принеси-ка мне водицы. (Показывает порошок)
Без воды он не годится...
(Петрушка приносит в стакане воду, Дед Мороз высыпает порошок в стакан и размешивает его палочкой).
Мой состав - огнезащитный!
Смочишь вату, и тогда
Злой огонь и ненасытный
Не обидит никогда!
(Опускает ватную игрушку в стакан, затем вынимает, отжимает и вешает на елку).
Чтоб игрушка не сгорела,
Пропитай и вешай смело!
Пропитать составом этим
И костюмы надо детям –
Марлевые, ватные:
Легкие, нарядные!
Незнайка.
Да, но чтобы пропитать
Все костюмы детям,
Где состав такой достать?
Дед Мороз.
Что ж, могу ответить...
Мой состав - не волшебство.
Никакого чуда...
В городе есть Дэ Пэ О,
Порошок оттуда!!!
Это общество, ребята,
И пропитывает вату.
Обращайтесь вы туда –
Не откажут никогда.
Только, чур, не забывайте,
Елки ваши охраняйте,
И себя остерегайте
От пожаров в Новый год!
Ну, а мне пора в обход...
(Медленно уходит за кулисы. Незнайка и Петрушка поднимают транспа рант:
"При устройстве новогодних елок строго соблюдайте правила пожарной безо пасности!").
Петрушка.
Родители и дети,
Запомни строки эти!
Незнайка. В городах, в аулах, в селах...
Петрушка. В детсадах, в домах и в школах...
Незнайка. При устройстве ваших елок...
Петрушка. Без запинки нужно знать...
Незнайка. Знать и строго соблюдать...
Оба. ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!
Заключительное занятие: "Полезные советы".
Цель занятия: обобщить у детей знания основных мер пожарной безопасно сти.
1. Не подходи близко к топящимся печам, каминам, работающей газовой плите, кострам. Помни, что ткань твоей одежды может вспыхнуть.
2. Не трогай и не приближайся к керосиновым и бензиновым приборам (примус, керосинка, керосиновая лампа). Они могут вспыхнуть или взорваться.
3. Не шали со спичками, зажигалками. Не включай без взрослых освещение новогодней елки. Помни, что бенгальские огни, хлопушки, свечи, пиротехнические эффекты также опасны. При использовании их возможен пожар или травма.
4. Будь осторожен с электропроводами и электроприборами. Не пытайся ис пользовать их без взрослых.
5. Не разводи костров. Это может привести к большим пожарам.
6. Не играй с неизвестными жидкостями, порошками, предметами бытовой химии. Они могут оказаться пожароопасными.
7. Во время грозы находись дома, закрой окна. Это обезопасит тебя от по ражения молнией.
Если случился пожар, жизни угрожает опасность, то надо поступать так:
1. Вызови пожарную охрану по телефону "01".
2. Старайся не растеряться. Во время пожара надо быть спокойным. Вспом ни, где выходы из помещения.
3. Если пожар случился по твоей вине, не скрывай этого и немедленно сооб щи взрослым, если они поблизости.
4. Посмотри вокруг. Определи, откуда грозит опасность. Покидай помеще ние через те выходы, где нет огня и дыма.
5. Если ты увидишь, что на человеке горит одежда, кричи ему, чтобы он не бегал. В этом случае ему надо броситься на пол, закрыть лицо руками и кататься пополу. Если загорелась одежда на тебе самом, не приближайся к другим детям, чтобы от тебя огонь не перекинулся на них.
6. Если в помещении дымно и трудно дышать, закрой рот и нос мокрой тряпкой и продвигайся к выходу, согнувшись или ползком. Так нужно передвигаться потому, что дым поднимается вверх, и внизу дышать всегда легче.
7. Если к выходу никак не пробраться, зови на помощь из окна или с балко на.
Работа с сотрудниками.
В работе с воспитателями и обслуживающим персоналом необходимо уде лять внимание теоретической подготовке по пожарной безопасности (см. перечень тем для занятий в приложении 2), практическим занятиям (вызов пожарной службы, эвакуация детей из горящего здания, сверка списочного состава с фактическим коли чеством эвакуированных детей, размещение детей после эвакуации в заранее назна ченном месте, тушение пожара до прибытия пожарных подразделений). Инструктаж по правилам пожарной безопасности проводится один раз в шесть месяцев в соот ветствии с "Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошколь ных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, ППБ-101-89" п.1.4. В помещении детского учреждения целесообразно оформить стенд с наглядной аги тацией и информацией о пожарной обстановке в районе, а также щит с первичными средствами пожаротушения.
Работа с родителями.
Люди очень медленно осознают, насколько в последнее время возросла по жарная опасность. Психологи и социологи пришли к выводу, что даже взрослые, привыкнув ко многим благам, которые дает огонь, забывают о его опасности. По этому главная цель работы с родителями - объяснить им необходимость занятий с детьми по пожарной безопасности дома, а также дать родителям рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях.
Полезно проводить с родителями беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра. Родители могут оказывать помощь в изготовлении пожарного реквизита, подготов ки наглядного материала для занятий с детьми, оформлении стендов с детскими ра ботами на противопожарную тему. Целесообразно организовать советы врача по оказанию первой медицинской помощи при ожогах и отравлении угарным газом, а также советы пожарного инспектора.
Занятие с родителями по теме:
ШАЛОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГНЕМ
Анализ причин пожаров показывает, что они часто вызваны отсутствием у детей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточным контролем за их по ведением, а в ряде случаев неумением правильно организовать досуг детей. Шалость с огнем приводит не только к пожарам, но зачастую к гибели и травматизму детей.
В возрасте от трех до семи лет дети в своих разнообразных играх часто по вторяют поступки и действия взрослых, имитируют их труд. Велика любознатель ность ребенка. Ему хочется как можно скорее все узнать и испытать самому, и, ко нечно, в первую очередь детей интересуют яркие и запоминающиеся явления. А что может быть интереснее огня, с которым в детстве он встречается на каждом шагу? Постепенно ребенок овладевает умением пользоваться различными предметами. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети оста ются одни. Нельзя быть уверенными, что ребенок, оставшись один дома, не решится поиграть с коробочкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не заинтересуется элек трической плиткой или чайником, не устроит костер, который он когда-либо видел в лесу. Бывают случаи, когда взрослые вынуждены оставлять ребенка на какой-то промежуток времени без своего надзора. Однако, прежде чем уйти из дома, необхо димо поручить наблюдение за ребенком старшим детям или кому-нибудь из взрос лых. Чтобы ребенок не скучал, следует дать ему задание, подсказать тему для игры, подобрать нужные игрушки. Особенно опасно оставлять детей одних в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не могут самостоятельно выйти из го рящего помещения наружу. Кроме того, спасаясь от огня и дыма, дети, обычно, пря чутся в шкафах, под кроватями, столами, в углах комнат. Отыскать детей в обста новке развития пожара дело нелегкое.
У детей, начиная с 4-5-летнего возраста, необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал, что спички - не игрушка, а огонь - не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре как о тяжелом бедствии для людей.
Дети должны запомнить свой адрес и телефон пожарной охраны, чтобы при необходимости вызвать помощь.
Наиболее распространены у детей игры, связанные с разведением костров. Их опасность заключается в том, что ребята часто самовольно раскладывают костры вблизи строений, около хлебных массивов, а также в лесу. Увлекшись игрой, ребята могут забыть потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетятся на большое расстояние. Хотя об этом много говорят и пишут, все же из года в год слу чаются трагедии, когда дети находят и бросают в костер порох, патроны, гранаты и неизвестные предметы, становясь инвалидами в результате взрыва.
Не менее распространена "стрельба" из металлических трубок, заполненных порохом или серой, счищаемой со спичечных головок. От такой шалости до беды - один шаг. От сильного давления газов металлическая трубка может разорваться. Ос колочные ранения, ожоги и пожары при попадании горящей серы на горючие мате риалы - таковы возможные последствия.
А сколько неприятностей приносят бумажные голуби или самолетики, кото рых с подожженными "хвостами" бросают с балконов или из окон. Под действием ветра, попадая через форточки в квартиры или на балконы нижерасположенных этажей, эти далеко небезобидные игрушки могут вызвать серьезные пожары.
Во многие свои игры ребята стараются внести элементы таинственности. По рой бывает даже трудно предугадать, куда приведет детская фантазия в поиске мест для игр. В одном случае это неведомые ходы, которые прорывают в скирдах соло мы, в другом - пещеры, устраиваемые в необычных местах. Нередко игры бывают в сараях, чердаках и подвалах. Таинственность и темнота требуют применения огня, и тогда ребята, не задумываясь о последствиях, могут развести костер там, где опасно зажечь даже спичку.
Часто, подражая взрослым, дети начинают украдкой курить, выбирая для этого такие места, где можно надежно спрятаться от взрослых. При появлении роди телей или педагогов они стремятся скрыть свой проступок - бросают непотушенную сигарету куда попало, не думая, что может произойти пожар.
Где и как ребята проводят свой досуг, с кем они дружат, какими играми ув лекаются - все эти вопросы должны быть предметом постоянного внимания родите лей.
Нередко пожары возникают от неумелого обращения с бытовыми огневыми приборами. В этом есть доля вины и родителей. Разве можно считать нормальным явление, когда дети растапливают печи, зажигают керосиновые лампы, включают газовые плитки и электрические нагревательные приборы? Перечисленные работы опасны для ребенка. Его возможности ограничены, и он никогда не выполнит эту работу так, как требуется.
Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорно сти детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответствен ность в установленном законом порядке.
Меры по предупреждению пожаров от шалости детей не сложны:
1. Не оставлять на виду спички, зажигалки.
2. Не позволять детям покупать спички, сигареты.
3. Следить, как дети проводят свободное время, чем интересуются, отвлекать их от пустого времяпрепровождения.
4. По возможности не оставлять детей без присмотра.
5. Не доверять маленьким детям наблюдать за топящимися печами и нагре вательными приборами, пользоваться газовыми приборами.
Занятие с родителями по теме:
ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА В ЖИЛОМ ДОМЕ. ПОРЯДОК ВЫЗОВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Признаки начинающегося пожара
В жилых домах и подсобных постройках пожар может быстро охватить большую площадь только в тех случаях, когда в помещении воспламенятся пролитые горючие жидкости (например, падение на пол керогаза). В газифицированных домах это может иметь место при взрывообразной вспышке газа. В жилых домах пожар чаще всего начинается с появления незначительного пламени, которому предшест вует более или менее продолжительный период нагревания или тления твердых го рючих предметов.
Наличие запаха перегревшегося вещества и появление легкого, сначала едва заметного, а затем все более сгущающегося и действующего на глаза дыма, - это первые верные признаки пожара. Электрические провода, постепенно нагреваясь при перегрузке, сначала "сигнализируют" об этом характерным запахом резины, а затем изоляция воспламеняется и горит или тлеет, поджигая расположенные рядом предме ты. Одновременно с запахом резины может погаснуть свет или электрические лампы начнут гореть вполнакала, что иногда также является признаком назревающей опасности загорания изоляции электропроводов.
Когда в помещении, где начался пожар, имеется усиленная вентиляция (открыто окно, дверь на балкон), находящиеся в соседних комнатах люди узнают о начавшемся пожаре не по дыму или запаху гари, а по характерному звуку горящего дерева, похожему на потрескивание сухих дров в печке. Порой слышен свистящий отзвук; могут быть видны блики пламени.
О горении сажи в трубе иногда узнают по гудящему звуку, похожему на за вывание ветра, и по смолистому запаху горящей сажи.
Знание признаков начинающегося пожара в жилом доме помогает своевре менно обнаружить и принять меры к его ликвидации.
Обнаружив начавшийся пожар, необходимо в первую очередь возможно скорее уведомить об этом пожарную охрану. Следует иметь в виду, что чем скорее приедут пожарные, тем легче и с меньшим ущербом будет прекращен пожар. По жарную команду нужно вызвать и при появлении даже небольшого количества дыма в доме, когда есть опасность возникновения пожара в недоступном для осмотра мес те или если невозможно установить причину появления дыма.
Распространению пожара в жилом доме чаще всего могут способствовать вентиляционные каналы, окна и двери, через которые поступает свежий воздух, дающий дополнительный приток кислорода, который стимулирует развитие пожара. Вот почему не рекомендуется разбивать стекла в окнах горящего помещения и ос тавлять открытыми двери в соседние помещения.
Если пожар был замечен поздно и имеющихся огнетушащих средств недоста точно, нужно принять меры к тому, чтобы задержать распространение огня. Для этого необходимо, по возможности, плотно закрыть все двери и окна в помещении, заложить щели в дверном проеме над полом мокрой тканью, перекрыть газ, отключить электроэнергию. Если дом или квартира заполняются дымом, дышать надо че рез мокрую ткань, а двигаться как можно ближе к полу (там меньше дыма). Следует помнить, что дети, испугавшись огня или дыма, могут прятаться в укромных местах (под кроватью, в шкафу) и не отзываться на незнакомые голоса.
Прежде чем открыть закрытую дверь в горящем доме, дотроньтесь до нее обратной стороной ладони. Не открывайте ее, если вы почувствуете, что дверь теп лая, - за ней огонь. Постарайтесь вывести из горящего дома (квартиры) находящихся там людей. Не пытайтесь захватить с собой ценные вещи и другое имущество. Вы бирайте как можно более безопасный путь эвакуации и постарайтесь не паниковать. При эвакуации во время пожара не пользуйтесь лифтами. Спускайтесь только по ле стницам. Никогда не бегите наугад. По прибытии пожарных полностью подчиняй тесь их командам. Не заходите обратно в горящее помещение до тех пор, пока по жарные не скажут, что опасность миновала.
А что делать, если огонь отрезал путь к выходу?
Главное, постарайтесь сохранить спокойствие. Уходите в дальнюю от горя щего помещения комнату, плотно закрывая за собой все двери. Откройте окно и по старайтесь привлечь внимание прохожих криками о помощи. Услышав вас, они вы зовут пожарную охрану.
Если ваша квартира расположена невысоко, и вам угрожает непосредствен ная опасность, выбирайтесь через окно. При этом, вылезайте вперед ногами, держась руками за окно, опустите тело максимально приблизившись к земле, а затем прыгай те.
Порядок вызова пожарной охраны.
Телефон пожарной охраны "01". Необходимо помнить, что правильное и полное сообщение о пожаре позволит пожарной охране предвидеть возможную об становку и принять необходимые решения, дающие возможность в кратчайший срок сосредоточить у места пожара соответствующие силы и средства по его ликвидации. В дополнение к сведениям об объекте пожара и его адресе, необходимо указать ме сто возникновения, внешние признаки пожара, наличие угрозы людям, удобный про езд, а также сообщить свою фамилию.
Существует правило: вызывающий пожарных должен организовать их встре чу и указать самый короткий путь следования на пожар.
Если пожар возник дома, то возможно, что эвакуироваться придется в тем ноте и с другими трудностями. Выбираться из горящего помещения будет гораздо проще, если вы заранее спланируете и продумаете свой путь эвакуации.
- Убедитесь, что спланированный вами путь эвакуации не имеет препятствий, покрытие пола не имеет дефектов, о которые можно споткнуться.
- Если у вас есть серьезные трудности с передвижением (инвалидность), жела тельно, чтобы ваша комната находилась на первом этаже или как можно ближе к выходу.
- В случае необходимости помощи при передвижении около кровати должно быть оповещающее устройство (звонок или телефон).
Многие пожары в жилье возникают ночью. Вот несколько простых вещей, которые необходимо делать каждый вечер, чтобы уберечь себя и свою семью от по жара:
1. Отключите все электроприборы, не предназначенные для постоянной ра боты.
2. Выключите все газовые приборы.
3. Убедитесь, что вами не оставлены тлеющие сигареты.
4. Отключите временные нагреватели.
5. Установите ограждение вокруг открытого огня (печи, камины).
Занятие с родителями по теме:
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ С ОЖОГАМИ И ОТРАВЛЕНИЕМ УГАРНЫМ ГАЗОМ
Пожары создают предпосылки различных видов поражения людей. Человек может пострадать от огня, ядовитого дыма, электрического тока, ушибов, ранений, падения с высоты. Повреждения, которые возникают в результате воздействия тер мического фактора - огня, кипятка, горячей жидкости, пара и т.д., называются ожо гами. Возникают ожоги в том случае, если участок тела нагрелся до температуры 45 -50 градусов Цельсия и выше. Необходимо знать, что ожоги бывают поверхностными и глубокими. При поверхностных ожогах первой степени тяжести имеет место по краснение кожи, отек и болевые ощущения в области поражения. Если появляются пузыри с желтоватым прозрачным содержимым - это ожог второй степени тяжести. Пузыри могут возникнуть сразу после ожога или некоторое время спустя. Пузыри нельзя вскрывать, чтобы не попала инфекция.
Если повреждены глубокие подкожные слои тканей, то развивается ожог третьей степени. При этом появляются не только пузыри, заполненные красновато-бурой жидкостью и лопнувшие пузыри, но и участки омертвевшей ткани в виде струпа. При четвертой степени тяжести - ткани обуглены.
Состояние пострадавшего зависит не только от степени тяжести, но и пло щади поверхности ожога. Поверхностные ожоги более 50% поверхности тела, как правило, смертельны.
Первая помощь состоит в том, чтобы прекратить действие поражающего фактора на пострадавшего. Надо сбить пламя, потушить одежду. Затем необходимо охладить обожженную поверхность тела холодной водой, льдом или снегом в поли этиленовых мешочках в течение 10 минут. Это останавливает процесс повреждения тканей вследствие перегревания и уменьшает боль. После этого надо аккуратно снять обгоревшую одежду (но в случае, если одежда прилипла, отрывать ее нельзя). На обожженный участок накладывается стерильная салфетка, бинт или другой пере вязочный материал. При обширных ожогах пострадавшего накрывают чистой про стыней. Обожженное место не следует смазывать жиром, маслом или вазелином, а также раствором марганцовокислого калия или зеленкой. Если человек в сознании, напоите его теплым чаем и дайте принять болеутоляющие средства, например аналь гин, а также корвалол или валидол. При ожогах может возникнуть ожоговый шок, в основе которого лежит тяжелое расстройство кровообращения. Тяжело обожженно го необходимо срочно поместить в лечебное учреждение.
При химических ожогах, вызванных кислотами или щелочами, самым эффек тивным способом первой помощи является длительное обмывание пострадавшего участка тела обильным количеством проточной воды.
Если обожженный без сознания или сознание спутано, то это не типично для ожоговой травмы, и следует думать о наличии отравления. На пожаре это связано обычно с отравлением угарным газом. В быту, кроме пожаров, отравление угарным газом случается в банях, в помещениях с печным отоплением при преждевременном закрытии печных труб. Причиной отравления является острое кислородное голода ние, вызванное тем, что окись углерода вытесняет кислород и соединяется с гемогло бином крови. У пострадавших появляется головная боль, головокружение, тошнота, слабость, снижение слуха и зрения, шатающаяся походка. При более тяжелом отрав лении - розовые пятна на теле, учащенное сердцебиение, потеря сознания и смерть.
При отравлении угарным газом необходимо:
1. Срочно вынести пострадавшего на свежий воздух.
2. Уложить, освободить от тесной одежды, дать понюхать нашатырный спирт.
3. При отсутствии дыхания срочно приступить к искусственному дыханию.
4. После восстановления жизненноважных функций доставить пострадавше го в лечебное учреждение.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 1.
3АГАДКИ.
Все ест, не наестся, а пьет - умирает (огонь)
Он друг ребят, но когда с ним шалят,
он становится врагом и сжигает все кругом (огонь)
Без рук, без ног, а бушует (огонь)
Шипит и злится, а воды боится (огонь)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова,
Целый час, а может два,
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь (огонь)
Палочка тоненькая, но не игрушка.
Живет в своей коробушке.
В руки детям попадет -
Беду большую принесет (спичка)
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А туши его ... (водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те ... (отнять)
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам –
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все ... (убрали)
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с ... (огнем)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
Искра мала, а велик пламень родит.
Дерево с огнем не дружит.
Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин.
Спичка - не игрушка, огонь - не забава.
Огонь не вода, схватит - не выплывешь.
Не имей привычки носить в кармане спички.
Спичка-невеличка, а огонь от нее - великан.
Пожар слезой не потушишь.
Не играй, кошка, с огнем, лапку обожжешь.
Чтобы с пламенем бороться умело,
надо знать пожарное дело.
Дорого при пожаре и ведро воды.
Сену с огнем не ужиться.
ПОЖАРНАЯ ВИКТОРИНА.
Почему пожарных вызывают по телефону "01"?
Во-первых, номер "01" простой, его запомнит каждый. Во-вторых, этот но мер короткий, а во время пожара каждая секунда дорога. В-третьих, этот номер лег ко набрать на диске телефона, даже в темноте.
Что надо делать, когда увидишь пожар?
Немедленно позвать на помощь взрослых, позвонить по телефону в пожар ную охрану и уйти подальше от места пожара.
Можно ли оставлять детей одних в закрытой квартире или комнате? Нельзя, потому что в любом помещении может произойти пожар (от элек троприборов, газовых приборов, спичек и т.д.), а дети не смогут выйти.
Почему огонь наш друг? Почему огонь бывает врагом?
Знают все: человек без огня
Не живет ни единого дня!
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг.
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь.
Если будешь баловаться,
То беды не миновать -
От огня не несдобровать.
Знайте, в гневе он сердит -
Ничего не пощадит.
Уничтожить может садик,
Поле хлебное, твой дом,
И у дома все кругом!
А взметнувшись до небес,
Перекинется на лес...
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда...
Это помните всегда!
Почему нельзя зажигать бенгальские огни и играть с хлопушками возле но вогодней елки?
Маленькая искра от бенгальского огня или хлопушки может попасть на вату или елку и дать начало пожару.
Чем еще опасен пожар, кроме огня?
Иногда страшнее огня дым. Во-первых, в задымленной комнате легко заблу диться и не найти выход. Во-вторых, в горячем, ядовитом дыму невозможно дышать. В-третьих, во время пожара люди гибнут, отравившись дымом.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
№1. Комбинированная эстафета. Цель эстафеты - выявить самых ловких и закрепить знания о порядке действий при пожаре.
Организуются две команды. Каждая выбирает себе название (например, "Уголек", "Искорка", "Костерок"...). Эстафета состоит из нескольких этапов:
1-ый этап: "Кто быстрее сообщит о пожаре". Нужно добежать до телефона, набрать нужный номер и сообщить о пожаре, называя адрес.
2-ой этап: "Спасательные работы". Проползти, "спасаясь от дыма", под стульями до "места пожара", взять на руки куклу и "вынести из огня".
3-ий этап: "Кто быстрее потушит огонь". С ведерком воды добежать до "места пожара", вылить воду и вернуться. Таким образом, несколько человек напол няют большое ведро. Та команда, которая скорее его наполнит, объявляется победи тельницей.
№2. "Пожарные на учениях". Цель - познакомить детей с теми качествами, которыми должен обладать пожарный, развить ловкость и координацию движений.
В игру можно включить несколько упражнений: ползание на четвереньках между предметами, ползание по наклонной доске, перелезание через бревно, лазание по гимнастической стенке, сбивание мяча на расстоянии и бег на скорость.
№3. "Юный пожарный". Цель - закрепить знания детей о работе пожарной части и профессии пожарного, отработать приемы сообщения о пожаре.
Желательно использовать в игре как можно больше пожарной атрибутики: игрушечный телефон, пожарные машины, диспетчерский пульт, куклы, одетые в кос тюмы пожарных, макеты пожарных стволов и рукавов, пожарный щит с оборудова нием, элементы экипировки пожарного (ремень, каска, сапоги, рукавицы).
Возможные варианты заданий: кто быстрее вызовет пожарную охрану, кто быстрее доедет до места пожара, кто быстрее раскатает пожарный рукав, кто быст рее соберется на пожар, кто быстрее укомплектует пожарный щит.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
№1. "Слушай внимательно". Воспитатель задает детям вопросы, а они долж ны ответить хором: "Это я, это я, это все мои друзья!".
- Кто, услышав запах гари, Сообщает о пожаре?
- Кто из Вас, заметив дым, Закричит: "Пожар! Горим!"
- Кто из вас шалит с огнем Утром, вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, Позвонит по "ноль четыре"?
- Кто от маленькой сестрички Незаметно спрячет спички?
- Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
- Кто костров не разжигает
И другим не разрешает?
№ 2. "Ответь правильно, что необходимо предпринять". Ответы предлага ются в виде картинок (см. приложение №3). К каждой ситуации подбирается нужная карточка.
Ситуация: Ответы:
Возник пожар Звони по телефону "Ноль один"
В комнате много дыма Пробирайся ползком к выходу
На тебе горит одежда Падай на пол и катайся
Задымился телевизор Отключи, накрой одеялом
Горит старая трава Забросай землей , залей водой
Почувствовал запах газа Открой окно, позвони " Ноль четыре"
Трудно дышать от едкого дыма Дыши через мокрую тряпку
№ 3 "Разложи по порядку". Для ознакомления детей с порядком действий при возникновении пожара используются карточки ( см. приложение № 3) с изобра жением:
- сообщение по телефону "01" о пожаре;
- эвакуация людей;
- тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;
- встреча пожарных;
- работа пожарных.
Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изо браженных на них действиях.
Общий вывод: Игра формирует у детей навыки действия в случае пожара.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Темы занятий с сотрудниками
Тема№1
Основные причины возникновения пожаров и предупреждение пожаров от этих причин.
Неосторожное обращение с огнем в быту, разведение костров вблизи строе ний, курение в запрещенных местах, детская шалость с огнем, нарушение правил экс плуатации бытовых электроприборов, возгорание телевизоров, детская шалость с огнем, пожары, связанные с применением предметов бытовой химии. Меры по пре дупреждению пожаров.
Тема № 2
Изучение "Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошколь ных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, ППБ-101-89".
Тема № 3
Правила пожарной безопасности в жилых домах. Порядок содержания средств противопожарной защиты.
Содержание территории жилого дома, путей эвакуации, водоисточников, проездов, подвалов и чердаков, внутреннего противопожарного водоснабжения. Системы противопожарной защиты и их содержание в домах повышенной этажно сти.
Тема № 4
Вызов пожарной охраны и поведение жильцов в случае возникновения пожа ра. Способы тушения начинающихся пожаров с помощью подручных и первичных средств пожаротушения ( применение внутреннего противопожарного водопровода, огнетушителя, плотной ткани, песка и др.). Меры личной безопасности людей при возникновении пожара. Воздействие опасных факторов (высокая температура и про дукты горения) во время пожара. Меры предосторожности от поражения электриче ским током.
Тема № 5
Порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы с детьми по пожарной безопасности
В настоящее время зарегистрировано огромное количесвто случаев гибели детей в результате пожаров. поэтому воспитателям необходимо вместе с родителями учить детей безопасному поведению в случае экстрим...
Перспективный план работы с детьми по пожарной безопасности.
Перспективный план работы по пожарной безопасности составлен на все возрастные группы, данная тема находит отражение во всех видах детской деятельности....
Перспективный план работы с детьми по пожарной безопасности в средней группе «Солнышко» на 2015 - 2016 учебный год
Перспективный план работ с детьми по пожарной безопасности в средней группе «Солнышко» на 2015 - 2016 учебный год...
план работы с детьми по пожарной безопасности
план работы с детьми по пожарной безопасности...
План работы с детьми по пожарной безопасности в младшей разновозрастной группе
Цель: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремаль...
Отчет о работе с детьми по пожарной безопасности
Изучая с детьми причины возникновения пожаров,мы проводим работу по распространении и популяризации знаний о пожарной безопасности среди детей и их родителей....
.Перспективный план работы с детьми по пожарной безопасности
Тема:".Перспективный план работы с детьми по пожарной безопасности...