Проект "Коляда- Маляда"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ботвина Людмила Леонидовна

 

Обоснование темы.Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно–исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Я считаю, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к культуре своего народа трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции культуры Вятского края, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении.  

Проект «Коляда- Маляда» предполагает решение задач по приобщению детей к истокам  народной культуры малой Родины, через участие детей и родителей в народных праздниках.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon botvina.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Коляда-Маляда»

Обоснование темы. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно–исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Я считаю, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к культуре своего народа трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции культуры Вятского края, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении.  

 Моя авторская программа  «Лучик» предполагает решение задач по приобщению детей к истокам  народной культуры малой Родины, через участие детей и родителей в народных праздниках.  

«Коляда – Маляда»

     Цель:   Пополнить и углубить знания детей о Колядках.

Задачи: 1.  Формировать знания детей о традициях связанных с этим праздником:

  • Обычай « кликать коляду»  в каждом доме;
  • Колядки - поздравительные песни, воспевающие хозяев, с пожеланием                здоровья, счастья, довольствия в семье;
  • обязательные персонажи праздника – коза, частые - медведь, старик, петух,     баба-яга;
  • одаривание колядовщиков, близких, нуждающихся

           2. Побуждать детей принимать участие в обряде колядования:

  • выбирать по желанию персонаж, передавать выразительно действия,          связанные с этим образом посредством мимики, жестов, речи;
  • готовить костюмы и атрибуты к ним;

                    заучивать колядки, выразительно их читать, петь.

                     3. Расширить знания родителей о традициях колядования.

                        Привлечь родителей к изготовлению костюмов, атрибутов.

Ожидаемый результат:

1. Знания  детей  обрядов, традиций, связанных с Колядой.

2.  Продукт проекта  

  • развлечение  «Коляда - Маляда»
  • оформление фотоальбома «Колядки»

3.  Умения выразительно передавать образы  персонажей развлечения  средствами речи мимики, жестов, движений.

Вид проекта: творческий.

Срок: 1 неделя

Участники: дети подготовительной группы, педагог, родители.

Место проведения: горница детского сада, групповые комнаты.

   

Алгоритм действия

  • выделение проблемы отвечающей потребностям детей;
  • совместное определение цели проекта, прогнозирование результата;
  • планирование деятельности детьми при помощи педагога (как  партнера),    определение средств и способов реализации проекта;
  • выполнение проекта, творческие споры, достижение договоренности,     взаимообучение, помощь детей друг другу, индивидуально-дифферинцированная помощь детям;  
  • обсуждение результата действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;

совместное с детьми определение перспектив.

Деятельностно - ресурсный  план проекта «Коляда- Маляда»

Этап

Содержание

Деятельности с детьми

Содержание

деятельности

с родителями

Ресурсы

Сроки

Подготовительный

Уточнение знаний детей о традициях зимних праздников:

  • Рассматривание фотоальбома «Коляда».
  • «Мы помним» игровое упражнение (колядки в детском саду, семье, у    близких и знакомых).
  •   Занятие - посиделки «Коляда-Маляда».
  • Написание сценария развлечения.
  • Консультация «Колядки», оформление папки-передвижки.  

Фотоальбомы

Иллюстрации.

Картины.

Конспект занятия.

Опыт детей.

11.01

2011 г.

Практический

  • Русские народные игры «Баба-яга», «Ведьмина метелка», «Два Мороза».
  • Заучивание колядок. Индивидуально-дифференцированная помощь детям по выразительному чтению, работа над темпом, дикцией, силой голоса, интонацией.

  • Привлечение  в подготовке развлечения и участию в развлечении.

Народные игры.

Русский народный фольклор.

12.01

2011 г.

  • «Сделай выбор» - совместное обсуждение с детьми сценария развлечения, выбор роли.

  • Индивидуальные консультации  по изготовлению для развлечения костюмов и атрибутов к ним

Сценарий развлечения «Коляда - Маляда»

13.01

2011 г.

  • «Мы   желаем  счастья вам»  - игровое упражнение. Придумываем  поздравления для детей, сотрудников детского сада, родных.
  • «Мы гадаем»- гадание с петухом, валенком.

  • «Придумай варианты образных движений, жестов». Творческое задание Самостоятельный поиск характерных действий персонажа.

Поздравления.

Русские народные гадания.

14.01

2011 г.

  • Беседа «Мы встречаем гостей» - о правилах гостеприимства, одаривания близких, родственников, колядовщиков, нуждающихся.
  •  «Покажи  свой персонаж»- индивидуальный просмотр образов, придуманных детьми, творческие споры, взаимообучение, помощь друг другу
  •  «Подбери костюм» - выбор костюмов, атрибутов, музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты.

Правила гостеприимства.

Творческие задания.  

17.01

2011 г.

  • Коляда - Маляда» - развлечение для детей, посещение групп с колядками.
  • «Подбор фотографий для оформления альбома»

Сценарий развлечения.

Костюмы, атрибуты, угощение.

18.01

2011 г.

Заключительный

  • «Мы колядовали»- итоговая беседа. Что понравилось? Что особенно запомнилось? Приходили ли к вам домой колядовщики? Что интересного узнали вы о жизни предков в святочные дни? Какие добрые дела совершили мы за это время? Что получилось, что неудалось? Определение перспектив.
  • Оформление альбома с фотографиями.  

19.01

2011 г.

                                         

Перспектива.

Дополнить содержание сценария с учетом введения новых персонажей. Пригласить на новые роли родителей. Изготовление новых костюмов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ботвина Л.Л. «Лучик»
  2. Некрылова А.Ф. «Круглый год», Москва 1989г. Изд-во «Правда».
  3. Миронов В.А. «Народный календарь», Москва 2005г., АСТ - Астрель.
  4. Рожнова П.К. «Русский народный календарь», АиФ – Принт.Москва    2001г.
  5. Петров В.И., Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры, забавы для детей», Москва 2001г. «Сфера».
  6. Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Изд-во «Детство- Пресс» 2000г. Санкт-Петербург.
  7.  «Энциклопедия земли Вятской» 1994 г. Киров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Коляда-Маляда"

Сценарий развлечения  "Коляда-Маляда"  построен с учетом технологии досуговой деятельности  для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий зимнего развлечения в старшей группе " Каляда-маляда"

Ознакомление детей с древнерусским обычаем - колядованием....

Сценарий рождественского праздника "Коляда-маляда"

Сценарий рождественского праздника "Коляда-маляда"...

Колядки "Коляда- маляда"

Фольклорный праздник...

Коляда - Маляда

Одним из приоритетных направлений,  в моей работе,  является приобщение дошкольников к русскому музыкальному фольклору, знакомство с народными праздниками, традициями и обрядами. В нашем дет...

"Коляда-маляда"

Конспект итогового развлечения для детей старшего дошкольного возраста....