Проект "Коляда- Маляда"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Обоснование темы.Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно–исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Я считаю, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к культуре своего народа трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции культуры Вятского края, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении.
Проект «Коляда- Маляда» предполагает решение задач по приобщению детей к истокам народной культуры малой Родины, через участие детей и родителей в народных праздниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
botvina.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Коляда-Маляда»
Обоснование темы. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно–исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Я считаю, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к культуре своего народа трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции культуры Вятского края, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении.
Моя авторская программа «Лучик» предполагает решение задач по приобщению детей к истокам народной культуры малой Родины, через участие детей и родителей в народных праздниках.
«Коляда – Маляда»
Цель: Пополнить и углубить знания детей о Колядках.
Задачи: 1. Формировать знания детей о традициях связанных с этим праздником:
- Обычай « кликать коляду» в каждом доме;
- Колядки - поздравительные песни, воспевающие хозяев, с пожеланием здоровья, счастья, довольствия в семье;
- обязательные персонажи праздника – коза, частые - медведь, старик, петух, баба-яга;
- одаривание колядовщиков, близких, нуждающихся
2. Побуждать детей принимать участие в обряде колядования:
- выбирать по желанию персонаж, передавать выразительно действия, связанные с этим образом посредством мимики, жестов, речи;
- готовить костюмы и атрибуты к ним;
заучивать колядки, выразительно их читать, петь.
3. Расширить знания родителей о традициях колядования.
Привлечь родителей к изготовлению костюмов, атрибутов.
Ожидаемый результат:
1. Знания детей обрядов, традиций, связанных с Колядой.
2. Продукт проекта
- развлечение «Коляда - Маляда»
- оформление фотоальбома «Колядки»
3. Умения выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи мимики, жестов, движений.
Вид проекта: творческий.
Срок: 1 неделя
Участники: дети подготовительной группы, педагог, родители.
Место проведения: горница детского сада, групповые комнаты.
Алгоритм действия
- выделение проблемы отвечающей потребностям детей;
- совместное определение цели проекта, прогнозирование результата;
- планирование деятельности детьми при помощи педагога (как партнера), определение средств и способов реализации проекта;
- выполнение проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, помощь детей друг другу, индивидуально-дифферинцированная помощь детям;
- обсуждение результата действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;
совместное с детьми определение перспектив.
Деятельностно - ресурсный план проекта «Коляда- Маляда»
Этап | Содержание Деятельности с детьми | Содержание деятельности с родителями | Ресурсы | Сроки |
Подготовительный | Уточнение знаний детей о традициях зимних праздников:
|
| Фотоальбомы Иллюстрации. Картины. Конспект занятия. Опыт детей. | 11.01 2011 г. |
Практический |
|
| Народные игры. Русский народный фольклор. | 12.01 2011 г. |
|
| Сценарий развлечения «Коляда - Маляда» | 13.01 2011 г. | |
|
| Поздравления. Русские народные гадания. | 14.01 2011 г. | |
| Музыкальные инструменты. Правила гостеприимства. Творческие задания. | 17.01 2011 г. | ||
|
| Сценарий развлечения. Костюмы, атрибуты, угощение. | 18.01 2011 г. | |
Заключительный |
| 19.01 2011 г. |
Перспектива.
Дополнить содержание сценария с учетом введения новых персонажей. Пригласить на новые роли родителей. Изготовление новых костюмов.
ЛИТЕРАТУРА
- Ботвина Л.Л. «Лучик»
- Некрылова А.Ф. «Круглый год», Москва 1989г. Изд-во «Правда».
- Миронов В.А. «Народный календарь», Москва 2005г., АСТ - Астрель.
- Рожнова П.К. «Русский народный календарь», АиФ – Принт.Москва 2001г.
- Петров В.И., Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры, забавы для детей», Москва 2001г. «Сфера».
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Изд-во «Детство- Пресс» 2000г. Санкт-Петербург.
- «Энциклопедия земли Вятской» 1994 г. Киров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение "Коляда-Маляда"
Сценарий развлечения "Коляда-Маляда" построен с учетом технологии досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста....
Сценарий зимнего развлечения в старшей группе " Каляда-маляда"
Ознакомление детей с древнерусским обычаем - колядованием....
Сценарий рождественского праздника "Коляда-маляда"
Сценарий рождественского праздника "Коляда-маляда"...
Колядки "Коляда- маляда"
Фольклорный праздник...
Коляда - Маляда
Одним из приоритетных направлений, в моей работе, является приобщение дошкольников к русскому музыкальному фольклору, знакомство с народными праздниками, традициями и обрядами. В нашем дет...
"Коляда-маляда"
Конспект итогового развлечения для детей старшего дошкольного возраста....