Картотека весна
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста, по времнам года "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_vesna.doc1017 КБ

Предварительный просмотр:

№ 1

Почему март называют «утром года».

Цель: Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где прогревает солнце, появляется первая травка. Обсудить с детьми (в солнечный день).

Русская народная потешка:

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота,

Первый март пришел –

Всех детей провел;

А за ним и апрель –

Отвори окно и дверь;

А уж как пришел май –

Сколько хочешь, гуляй.


№ 2

Наблюдение за поведением птиц на участке.

Цель: Побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах.

Стихотворение И.Никитина:

Звонко тенькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна!

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

- Что делают птицы весной?  (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов и т.д.).

№ 3

Наблюдение за солнцем на небе.

Цель: Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все выше. Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений.

Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней –

                Не поймаешь    (тень).

 

 


№ 4

Сравнительное наблюдение.

Цель: Определить, что изменилось по сравнению с февралем: снег тает на солнце, рыхлый, ручейки в солнечную погоду, сосульки, капель (откуда берется, как звенит).

Дидактическая игра «Угадай!»:

  • Веселая, звонкая, прозрачная – что это?

(капель, сосулька).

  • Холодный, снежный, светлый, весенний, солнечный – что это?

(день).

№ 5

Наблюдение за небом.

Цель: Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Появляются кучевые облака, в солнечную погоду небо голубое. Уточнить, что снег и лед – это разное состояние воды.

Загадка: Пушистая вата

                Плывет куда-то.

                Чем вата ниже,

                Тем дождик ближе.   (Облако)

 


№ 6

Наблюдение за изменениями погоды.

Цель: Показать зависимость повышения температуры воздуха на изменение в природе. Учить детей самостоятельно делать выводы на основе наблюдений (становится еще теплее, появились проталины, началась капель).

Стихотворение Ф.Тютчева:

Зима недаром злится,                Умылася в снегу

Прошла ее пора –                И лишь румяней стала

Весна в окно стучится                Наперекор врагу.

И гонит со двора.                        И все засуетилось,

Взбесилась ведьма злая        Все нудит Зиму вон –

И, снегу захватя,                        И жаворонки в небе

Пустила, убегая,                        Уж подняли трезвон.

В прекрасное дитя…                Зима еще хлопочет

Весне и горя мало:                И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

 

№ 7

Наблюдение за кормушкой.

Цель: Определить какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравиться? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему?

Загадка: Рук нет, а строить умеет (птица).

               


№ 8

Наблюдение за таянием снега.

Цель: Наблюдение за таянием снега. Где он тает быстрее всего (у ствола дерева)? Корни деревьев впитывают воду. На крышах домов с солнечной стороны часто появляются сосульки. Подумайте, почему?

Дидактическая игра «Умный словесник»:

  • Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря (полынья).
  • Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной (половодье).
  • Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи (распутица).
  • Небольшой водный поток (ручей).
  • А как назвать его ласково? (ручеек).

№ 9

Наблюдение за признаками весны (апрель).

Цель: Обсудить народные приметы и пословицы:

  • Много снега – много хлеба.
  • Вода с гор потекла – весну принесла.
  • Весенний дождь лишним не бывает.
  • Длинные сосульки – к долгой весне.
  • Из берез течет много сока – к дождливому лету.

Стихотворение С.Маршака «Апрель»:

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.


 № 10

Наблюдение за воздухом.

Цель: Определить какими свойствами обладает воздух (бесцветный, прозрачный, без запаха).

Стихотворение «Прозрачный невидимка»:

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

   Как вы думаете, где воздух лучше – в лесу или в городе? Лесной воздух не только чистый, но и целебный. В городе воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей, загрязнен частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений. 

Подумайте, когда воздух в городе становится свежее, чище? После дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть. Что делают люди, чтобы очистить городской воздух? (люди сажают в городе деревья, особенно хорошо очищает воздух тополь).  

 № 11

Наблюдение за признаками весны в неживой природе.

Цель: Определить, как изменился снег  с приходом весны? Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? Как изменилась почва с приходом весны?

Дидактическая игра «Подбери слово» - упражняться в подборе существительных и в правильном согласовании слов.

  • Солнечный, веселый…
  • Ясная, холодная…
  • Серое, хмурое…
  • Робкая, ранняя…
  • Всходит, появляется, прорастает…      
  • Прилетают, возвращаются…

  № 12

Что такое ледоход?

Цель: Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы. Сначала лед на реках темнеет, потом во льду появляются трещины, и лед раскалывается. На реках льдины несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь, друг на друга.

Стихотворение С.Баруздина «Ледоход»:

Ледоход! Ледоход!

Раскололся зимний лед!

Может, это ледокол

По Москве-реке прошел?

Нет, большие ледоколы

Никогда не ходят тут.

Это от лучей веселых

Льдины скользкие бегут.

Но лучи их догоняют –

Льдины тают, исчезают

И дают простор волне.

Льдины место уступают

Солнцу, свету и весне!

№ 13

Наблюдение за таянием снега и льда.

Цель: Определить, где снег и лед тают быстрее (на солнце или в тени). Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки с солнечной стороны тают, а в тени – нет? Установить связь с температурой воздуха, используя термометр. Обратить внимание на образование луж, ручейков (игра с лодочками).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов.

- Что можно сказать о снеге? Снег что делает?  (идет, падает, кружится, летает, ложиться, блестит, тает, переливается, скрипит…)


 № 14

Продолжать наблюдение за признаками весны.

Цель: Продолжить наблюдение за изменениями в неживой природе. Учить детей делать выводы в результате накопленного опыта.

Вопрос: Снега почти не осталось. Почему?

Дидактическая игра «Скажи, наоборот, о весне» - учить подбирать антонимы к словам.

Весна:

  • Ранняя – поздняя
  • Затяжная – дружная
  • Теплая – холодная
  • Веселая – грустная.

 

№ 15

Наблюдение за вербой.

Цель: Обратить внимание, на изменения внешнего вида вербы. Показать, что уже появились белые «барашки».

Приметы:

  • Увидел на вербе пушок, - весна под шесток.
  • Без вербы – не весна.

Загадка: Белые овечки бегают по свечке (верба).


  № 16

Наблюдение за деревьями.

Цель: Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.

Загадка: Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.      (Дерево)

Упражнение на составление и распространение предложения.

  • На опушке выросла (какая?) … сосна.

(Какая? высокая, стройная, красивая).

  • У неё (какой?) … ствол.

(Какой? длинный, прямой, голый).

  • Только вверх растут (какие?)… ветки

(Какие? Густые, пушистые, иглисты).

№ 17

Наблюдение за одеждой людей.

Цель: Выявить взаимосвязь в изменении одежды людей  и погодных условий.

Вопрос: Как изменилась температура воздуха с приходом весны? Почему люди стали одеваться легче?

Стихотворение Ф.Льва «Весна-красна»:

На дворе весна-красна!

Чем весна-красна ясна?

Солнцем жарким, светом ярким,

Клейкой почкой, первым листочком,

Небом ясным, солнцем красным.


 № 18

Наблюдение за почвой.

Цель: Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.

 

 

№ 19

Наблюдение за насекомыми.

Цель: Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе (у нас в мае). Предложить детям найти насекомых.

Стихотворение «Ты сачком их не лови!»:

Насекомые хлопочут,

Наполняя жизнью сад:

Там кузнечики стрекочут,

Тут комарики звенят.

Каждый занят важным делом:

Золотистая пчела

На цветок душистый села,

Сок медовый собрала.

Вот в кустах возле тропинки

Деловитый муравей,

Уцепившись за травинку,

Доит усиками тлей.

Ты не трогай их, не надо,

Ты сачком их не лови!

Пусть живут с тобою рядом

Мотыльки и муравьи.

 


№ 20

Наблюдение за опавшими листьями после таяния снега.

Цель: Вспомнить, какими они были осенью, сравнить, отметить изменения. Объяснить детям, что все ценные питательные вещества, которые были в листьях, вернулись обратно в землю. Корни деревьев добывают пищу, и дерево растет.

№ 21

Наблюдение за почками тополя.

Цель: Сравнение почек тополя и березы. Обратить внимание на то, что почки тополя крупнее по сравнению с почками березы.

Стихотворение В. Товаркова «Первые листья»:

На могучем тополе

Дружно почки лопнули.

А из каждой почки

Вылезли листочки –

Развернули трубочки,

Распушили юбочки,

Оглянулись, улыбнулись

И сказали: «Мы проснулись!»

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов.

- Что делают почки весной?  (наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются, из почек появляются первые листочки – нежные, зеленые, душистые, пахучие…)


№ 22

Наблюдение за тенью.

Цель: Обратить внимание детей на темное пятно тени, которое постоянно следует за ними в солнечный день. Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? (Найти как можно больше). На что похожи тени детей? Предложить детям попробовать догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать?

Пословица: От высокого дерева и тень большая.

Загадка: Она туда, куда и ты,

Ни пить, ни есть не просит.

Но так боится темноты,

Что тут тебя и бросит  (тень).

 

№ 23

Наблюдение за дождем.

Цель: Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Объяснить, почему они появляются.

Загадка: Люди ждут меня, зовут,

                А приду к ним – прочь бегут,  (дождь)


 № 24

Наблюдение за облаками.

Цель: Предложить рассмотреть облака и сказать, на что они похожи. Облака не могут быть похожи друг на друга, они постоянно изменяют свою форму.

Пальчиковая игра «Облако»:

     Беленькое облако. Округленные руки перед собой, пальцы в замок.

     Поднялось над крышей. Не расцепляя рук, поднять их над головой.

     Устремилось облако. Выпрямить руки.

     Выше, выше, выше.  Потянуться руками вверх.

     Ветер это облако  Плавные покачивания руками над головой из  стороны в сторону. 

     Зацепил за кручу. Сцепить руки кончиками пальцев над головой.

     Превратилось облако  Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить.

     В дождевую тучу. Присесть. 

  

№ 25

Наблюдение за солнцем.

Цель: Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреются – темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.

Загадка: Что выше леса,

                Краше света,

                Без огня горит? (солнце).


  № 26

Наблюдение за деревьями.

Цель: Показать детям зависимость количества тепла и начало появления листьев. Солнце – это источник тепла. Разные деревья по-разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. От количества тепла зависит и начало появления листьев.

 

№ 27

Наблюдение за распусканием листьев на деревьях и кустарниках.

Цель: Отметить, что распускаются листья не одновременно на разных растениях. Первыми распускают листья ольха, осина, а затем береза. На распускание листьев требуется много питательных веществ. Эти питательные вещества поступают к почкам из корней по стеблю.

Загадка: Протянет нам десятки рук

                И тысячи ладошек              (дерево).


 № 28

Наблюдение за растениями.

Цель: Выявлять признаки пробуждения растений (набухание почек). Учить узнавать растения по почкам. Цветение березы – сережки. При наблюдении за цветением березы уточнить знания детей о том, что сережки – это цветы.

Стихотворение А.Прокофьева «Береза»:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю её, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То яркую, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками

Под ветром низко клонится

И гнется – но не ломится!

 

№ 29

Наблюдение за грозой.

Цель: Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.

Загадка: Нашумела, нагремела,

               Все промыла и ушла.

               И сады и огороды

               Всей округи полила.    (Гроза)


  № 30

Наблюдение за одуванчиком.

Цель: Сравнить величину стебля на солнце и в тени, обсудить влияние тепла и света на рост растений. У одуванчика утром венчики цветов раскрываются, а вечером вновь закрываются. Наблюдения зарисовать (стадии роста, цветения и образования семян).

Загадка: На зеленой хрупкой ножке

                Вырос шарик у дорожки.      (Одуванчик)

№ 31

Наблюдение за растениями.

Цель: Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца.

Загадка: Летом цветет,

                Зимой греет,

                Настанет весна –

                Потечет слеза         (береза).


  № 32

Наблюдение за землей и почвой.

Цель: Показать взаимосвязь - почва растениям  (деревьям, кустарникам, травам и цветам) необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу – влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идет дождь или мы поливаемее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?

Стихотворение «Часть родной земли»:

Весною буйно все растет,

Деревья расцвели!

Когда придешь на огород,

Возьми комок земли.

Смотри – он теплый, он – живой,

Пропитан влагой дождевой.

В нем корешки цветов живут,

Он червякам дает приют,

В нем влага, воздух, перегной…

Он часть твоей земли родной!

 № 33

Наблюдение за жизнью зимующих птиц весной.

Цель: Объяснить чем отличается жизнь птиц весной от жизни их осенью и зимой?  (теперь они реже прилетают к кормушке).

Стихотворение О.Г.Зыковой «Синицы»:

Ох, и хитрые же птицы,

Желтогрудые синицы.

Только лишь в большую стужу

Эти птицы с дятлом дружат.

Ну, а летом все синицы

Сами могут прокормиться.


  № 34

Наблюдение за лиственницей.

Цель: Закрепить знания детей о дереве «лиственница». Лиственница – самое многочисленное дерево России. Лиственничные леса занимают у нас самые большие площади. Отметить, что крона и ствол дерева напоминают по форме конус. Сейчас из почек появились пучки нежных, молодых хвоинок с особым ароматом. Её светло-зеленые хвоинки, в отличие от других хвойных пород, осенью желтеют и опадают. Вместе с хвоей появились маленькие, изящные, красные шишечки.

Загадки:  

  • Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
  • Похожа на ёлку, но мягкие иголки.

Зимой раздевается,

Весной одевается.    (Лиственница)

Упражнение «Составь предложение» - упражнять детей в использовании многозначных слов в собственной речи (шишка, иголки).

№ 35

Наблюдение за тенью.

Цель: Выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение дня? Для этого, очертить палочкой на песке или на асфальте тень дерева или другого неподвижного объекта во время утренней прогулки, а затем вечером. Сравнить положения тени в разное время суток.

Загадка: От кого, мои друзья,

                Убежать никак нельзя?

                Неотвязно в ясный день

                Рядом с нами бродит…  (тень)


 № 36

Предложить послушать звуки кукушки.

Цель: Расширить знания детей о птицах. В отличие от других птиц, кукушка не вьет весной гнезда для высиживания яиц. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.

Стихотворение О.Г.Зыковой «Кукушка»:

О птицах не вспоминаю,

Все летаю и летаю,

Посижу я на суку,

Покричу – ку-ку, ку-ку.

И в чужие гнезда яйца

Отложу я без стыда,

Потому, что я – кукушка

Своего не вью гнезда.

Я кричу ку-ку, ку-ку,

Клюв не раскрывая.

Посмотрите на меня,

Я одна такая!

Загадка: Мать-отца не знаю,

                Но часто называю,

                Детей знать не буду –

                Чужим сбуду (Кукушка). 

 № 37

Наблюдение за трудом взрослых в огороде.

Цель: Помочь ребенку запомнить огородный инвентарь, понимать его назначение.

Дидактическая игра «Для чего?»:

Ведущий задает вопросы, дети по очереди отвечают. За ответ – фишка. Победитель тот, кто набрал больше фишек.

 

Вопросы:

  • Какие орудия труда огородника ты знаешь?
  • Для чего люди выдумали лопату, грабли, тяпку, лейку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека " Весна".

Представленно художественное слово для использования в работе с детьми первой младшей группы дошкольного возраста при ознакомлении  с  весенними явлениями природы....

Картотека "Весна"

Интересная информация про весенние месяцы.Загадки про весну.Сказка "Как зайка ходил весну встречать"Стихи про весну....

Картотека "Весна-красна"

Картотека по теме: "Весна" поможет воспитателям старших групп закрепить с детьми знания о весеннем времени года, его признаках, расширить кругозор детей по данной теме....

Картотека Весна

Картотека опытов весна Карточка №1( веснаТема: Бумажные кораблики.Задачи: Познакомить детей со свойством бумаги. Помочь обнаружить воздух, образовать ветер. Стимулировать использование ...

Картотека "Весна"

Картотека "Весна"...

Картотека "Подвижные игры на детской площадке "Весна, весна на улице, весенние деньки..."

Подвижные игры всегда интересовали детей.Весна - время пробуждения природы, первых тёплых деньков. Ребятня с удовольствием гуляет на улице, играет.Предлагаю вашему вниманию Картотеку "Подвижные и...