Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы. Тема: «Звук С. Буква С»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ольга Ивановна Уварова

Цель занятия:  познакомить со звуком [С]  и буквой С; научить детей правильно произносить звук [С] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

познакомить детей со звуком С и буквой С;

-  научить характеризовать звук С по акусти­ческим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

развивать у детей фонематические процессы;

-  упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги;

- упражнять в выделении звука С в начале, середине и конце слов.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы.

Тема: «Звук С. Буква С»

Цель занятия:  познакомить со звуком [С]  и буквой С; научить детей правильно произносить звук [С] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-  познакомить детей со звуком С и буквой С;

-  научить характеризовать звук С по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

-  развивать у детей фонематические процессы;

-  упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги;

- упражнять в выделении звука С в начале, середине и конце слов.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность.

Оборудование:  зеркала,   картинка для  звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук С; буква С, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик».

Ход занятия

I.Орг.момент: Воспитатель и дети сидят в кругу на стульях.

Психологический настрой:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.

Слышится сильный вой ветра (У,-У,-У)

Учитель-логопед: Что это?

Слышится "караул", "караул".

Учитель-логопед:  В каких случаях кричат "караул".

Дети: Когда просят о помощи. Когда кто-то попал в беду.

Учитель-логопед: Наверное, кто-то попал в беду и ему нужна наша помощь.

Учитель-логопед находит листок, зачитывает его содержание:

У меня стряслась беда

Помогите, детвора,

В детский сад ворвался ветер

Всё разрушил, разбросал,

Звук в словах заколдовал.

Учитель-логопед:, какой-то звук попал в беду? Ему нужна наша помощь!

Учитель-логопед: Посмотрите, ветер всё разбросил, раздул и

принёс нам в группу вот это. (На ковре лежат разрезные картинки)

Учитель-логопед:  Что это такое?

Дети: Это разрезанные картинки.

Учитель-логопед: Ребята, давайте соберем картинки и узнаем, что на них нарисовано.

(Дети складывают разрезные картинки – сапог, сушки, сумка)

Учитель-логопед: Теперь я назову эти предметы, а вы внимательно послушаете. (Учитель-логопед перечисляет картинки, выделяя звук "С").

Учитель-логопед:: В звучании этих слов повторяется один и тот же звук. Какой?

Дети: Звук "С".

Учитель-логопед: Так какой звук у нас попал в беду?

Дети: Звук "С".

Учитель-логопед:  Как вы догадались?

Дети: Вы выделяли этот звук в словах.

II. Игра "Поймай звук"

Хлопните в ладоши, если услышите звук С:

а, у, с, к, к, м, и, ж. с ….

Учитель-логопед: А теперь усложняем задачу.

Нужно поймать звук с в слогах: ка, ко, са, му, кы, ас, ак, ок, ус.

Учитель-логопед: А теперь придумайте слова со звуком С, и определите его место в слове.

III. Характеристика звука С

Учитель-логопед: Я приглашаю вам пройти к столам и взять зеркало. (Смотря в зеркало, дети выполняют правильную артикуляцию звука)

(Характеристика звука "С", выставляется схема)

Учитель-логопед: Какой звук "С" гласный или согласный? Почему?

Дети: Мы не можем его пропеть, у нас во рту зубки смыкаются и не дают воздуху выйти.

(Учитель-логопед выясняет какой это звук твёрдый или мягкий).

Учитель-логопед: звук С твёрдый.

IV. Звуковой анализ слова СУП, выкладывание схемы.

V. Физкультминутка

Эй, ребята, что вы спите?! На зарядку становитесь!

Справа - друг и слева - друг! Вместе все - в веселый круг!

Под веселые напевы повернемся вправо, влево,

Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись!

Шаг назад и два - вперед! Вправо, влево поворот!

Покружимся. Повернемся! Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок! Станет тесным наш кружок!

Покружились, повернулись. На свои места вернулись.

VI. Знакомство с буквой С

Учитель-логопед выставляет букву "С":

Шел конь,
Подковами звеня.
Как буква С
Следы коня.

Учитель-логопед: На что похожа буква "С"? (картинки изображающие подкову, месяц….)

VII. Выкладывание буквы С из фасоли.

VIII. Пальчиковая гимнастика

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал». (Сжать пальцы в кулачок).

Маша варежку сняла:           (Все пальцы разжать, кроме большого).

«Поглядите – ка, нашла!      (Разогнуть большой палец).

Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить

                                                    большой палец).

Здравствуй, пальчик, как живёшь?

IX.Закрепление звука в предложениях.
Работа над деформированной фразой. Детям предлагается из слов составить предложения.
На, стакан, стоит, столе.
Лежит, диване, на, кожаная, сумка. 

Буква "С" : Вот, спасибо, помогли!

От беды меня спасли,

Вам я очень благодарна,

Вы, ребята, молодцы!

X. Итог:

     - С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

- Какое задание для вас показалось трудным?

- С каким заданием вам было справиться легко?

Учитель-логопед: Вы помогли мне навести порядок, всё расставить на свои места. Я хочу поблагодарить вас за помощь и у меня для вас есть интересные игры, которые оставила вам буква С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ы] и буква ы

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ы] и буква ы"...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ы] и буква ы

     Цели:·        Уточнить артикуляцию звука [ы];·        Упражнять детей в образовании существительных мно...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звуки [Б], [Б’]. Буква [Б]»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группеТема: «Звуки [Б], [Б’]. Буква [Б]» ЦЕЛЬ: Закрепить знание звуков [ Б], [Б’] и буквы [Б]...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через  работу со словами-паронимами (о...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...