Конспект открытого занятия по обучению грамоте "Симка в гостях у ребят"(старшая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Дьякова Елена Александровна

Данный конспект по обучению грамоте в старшей группе по изучению буквы "С" и звука  - С-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                    «Детский сад 127 комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте

в старшей группе

«Симка в гостях у детей»

                                                        Составила: Дьякова Елена Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Саранск 2024

Цель: познакомить с новым звуком [с], и буквой «С».

Задачи:

Обучающие: знакомить с буквой С; учить детей точно называть предмет, его качества. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине) выделять его при произношении.

Развивающие: развивать фонематический слух, продолжать развивать психические процессы (память, внимание) развивать самостоятельность; речевую деятельность ребенка; упражнять детей в правильном произношении слова, делению слов на слоги; прописывать букву «С» в воздухе, в прописях.

Воспитательная: воспитывать культуру поведения во время занятия (слушать других детей внимательно, не перебивая, с уважением относится к высказываниям других).

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное., физическое развитие.

Планируемые результаты: узнают букву С; умеют находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине) выделять его при произношении. Развит фонематический слух, память, внимание; умеют отличать звук от буквы.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, загадки, беседа, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, показ, поощрение, индивидуальная  работа, групповая работа, физкультминутка.

Оборудование: анимационная презентация к занятию, телевизор, мяч, предметы для игры «Найди предмет на букву «С», магнитная доска с магнитными буквами, карточка с буквой «С», нитка, прописи, карандаши, раскраски, смайлики.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте возьмёмся за руки и настроимся на интересное занятие.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,1,2,3,

А теперь пойдём налево, 1,2,3,

В центре круга соберёмся, 1,2,3,

И на место все вернёмся, 1,2,3.

Улыбнёмся, подмигнём

И занятие начнём!

Ребята, мы сегодня с вами познакомимся с новым звуком, с каким мы узнаем позже. А сейчас давайте вспомним то, что мы уже знаем. Предлагаю поиграть в игру «Ты - мне, я - тебе» (игра вопрос-ответ с мячом)

(дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос, ребёнок отвечает и бросает мяч обратно воспитателю)

1.Что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? ( звуки и буквы)

2. Чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим)

3. На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные)

4. Какие звуки называются гласными? (гласные звуки поются, тянутся и не встречают преграду)

5. Какие гласные звуки мы уже знаем? (а, о, у)

6. Какие звуки называются согласными? (согласные звуки встречают преграду при произношении (губы, зубы), они не поются)

7. С каким согласным звуком мы уже знакомы? (звук «м»)

8. На какие группы делятся согласные звуки? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте присядем на стульчики.

 (Видео 1) На экране появляется сигнал видеосвязи. Появляется Симка.

Симка: Привет ребята! Вы меня узнали? Да-да, это я, Симка. Я узнала, что вы в детском саду в этом году начали изучать буквы и звуки и хотите научиться писать и читать. Это хорошее желание. В жизни вам очень пригодиться. И сегодня для вас я подготовила новую букву и звук. А какую, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

На одной ноге стоишь,

А другой толкаешься,

Никуда ты не спешишь,

Просто ты катаешься.

Руль, доска, два колеса,

Только где же тормоза?

Что за чудо – агрегат?

Этот транспорт?    (самокат)

(Видео 2)

Симка: Молодцы ребята. Это самокат и я очень люблю на нём кататься.

Скажите пожалуйста, а какой звук вы слышите в начале слова «самокат»?

Дети: Звук «-С-»

(Слайд 3)

Симка: Верно. Сегодня я вам подготовила новый звуки «-с-» и «-сь- « и букву «Эс». Кстати, моё имя тоже начинается на эту букву. Давайте произнесём вместе.

Дети: Симка.

Воспитатель: Дети, а какой звук вы слышите, твёрдый или мягкий?

Дети: Мягкий.

Воспитатель: Верно, молодцы.

Ознакомление со звуком С

(Слайд 4)

Воспитатель показывает детям букву С, сопровождая показ стихотворным описанием образа.

Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

Что за буква светится,

Старым ясным месяцем?

Воспитатель: Дети, посмотрите, на что ещё похожа буква «С»? (на полумесяц, на подкову, на бублик, на банан)

Уточнение характеристики звука С

- Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет? (Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

- Обратите внимание, что, когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.

 (Слайд 5)

Воспитатель: Чтобы правильно научится произносить этот звук, нам помогут упражнения. Давайте проведём артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика ( с музыкальным сопровождением)

(Видео 6)

  1. «Улыбка (губы в улыбке, зубов не видно»
  2. «Заборчик» (показываем зубы в улыбке)
  3. «Трубочка» (вытягиваем губы в трубочку)
  4. «Часики» (рот открыт, показываем язык  и двигаем им вправо-влево)
  5. «Чистим зубы язычком» (рот открыт, языком проводим по зубам)

Воспитатель: Молодцы. Сядем ровненько, спинки выпрямим. А теперь давайте поиграем в игру «Найди предмет ,  название которого начинается на  звук «-с»  ( на  столе расположены предметы, дети выбирают светофор, стул, свёклу, стакан, сумку, сок)

Воспитатель: Дети, звук  «с» может быть не только в начале слова, но также в середине и в конце. И сейчас вы в этом убедитесь.

Игра «Определи место звука в словах»

Воспитатель по очереди называет слова. Дети определят, где находится звук «с» .Но одно слово лишнее, дети должны найти его.

Сова, лиса, аист, насос, нос, колесо, собака, медведь, краска, снег.

Воспитатель: Дети, вы, наверное, устали, ну тогда на ножки встали…И вместе выполним физкультминутку. Дорогие гости присоединяйтесь к нам.

Физкультминутка «Помогатор» ( под музыку)

Воспитатель: Предлагаю продолжить нашу работу. Дети, как я уже сказала, согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. И сейчас мы в этом убедимся. Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Если вы услышите слово, где звук «-с- « твёрдый, то хлопните в ладоши, а если мягкий, то поднимите руку вверх. Понятно?

Стол, сено, оса,  велосипед, скакалка, суп, лось, носок, осень, самовар.

Индивидульная работа с детьми ( вызвать к магнитной доске 2 детей)

 А сейчас…… пойдут к доске и прочитают слоговые дорожки со звуками.

С --------------- А                                               А ----------- С

С -------------- О                                                 О ---------- С

С --------------У                                                  У ----------- С

Воспитатель: Молодцы дети, все справились с заданием. А теперь давайте присядем за столы и научимся прописывать букву «С».

Сначало мы с вами пропишем букву «С» в воздухе ( показ )

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Дети, у вас на столах лежат нитки, попробуйте сложить из неё букву «с». А теперь пропишем букву «с» в прописях. Сядем правильно.

Но перед работой выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика « Салат»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмём, жмём.

Мы капусту нарубили,

Перемяли, посолили.

Получился очень вкусный

Наш салат капустный.

Рефлексия: Ребята, вот и закончилось наше с вами знакомство с буквой и звуком (С). Наше занятие подходит к концу. Дети, поднимите правую руку. И сделали букву «с» при помощи большого и указательного пальцев. Теперь тоже самое и на левой руке. А теперь соединили пальчики между собой. Что у нас получилось? (сердечки) Так давайте подарим теплоту наших сердечек друг другу, нашим гостям.

Подведение итогов: С каким звуком мы сегодня познакомились? Кто может сказать, что делают у нас губы при произнесении звука С? А язык?

Что понравилось больше всего? Какие дидактические игры запомнили?

Звучит музыка, выходит Симка.

Воспитатель: Дети, кажется кто-то к нам спешит.

Симка: Дорогие дети, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, выполняли задания. И хочу вам подарить раскраски с буквой «с» и смайлики. До свидания!!!

Воспитатель: Дети, а какое слово на букву «с» мы скажем нашей Симке?

Дети: Спасибо!!!

 

Список литературы:

1.Ельцова О. М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал / авт.-сост. О. М. Елыцова. - Волгоград: Учитель, 2009. -335 с.

2.Ульева Е. А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. Издательство «мозаика-синтез» пособие для педагогов и родителей.

3.Уроки логопеда: исправление нарушений речи /Н.С. Жукова; ил. Евгении Нетылкиной.- М.: Эксмо, 2012-120с. : ил.

4.Швайко Г.С. 'Игры и игровые упражнения для развития речи. http://festival.1september.ru Сергеева О. А. С детьми играем – речь развиваем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте "В гостях у Буратино" с использованием здоровьесберегающей технологии Н.А.Зайцева

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»   Конспект открытого занятияПо обучению детей грамоте      ...

конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе

в этом конспекте собраны задания для детей 6-7 лет, для того чтобы узнать как дети усвоили материал по грамоте....

Конспект открытого занятия: «Формирование фонематических функций по теме «Звук [И]» (старшая группа, первый год обучения)

Конспект занятия поможет решить следующие цели:Закрепление правильного произношения звука И.Анализ и синтез звуковых сочетаний: ИА, АИ, УИ, ИУ.Развитие фонематических процессов.Выделение звука И...

Конспект открытого занятия для родителей "Мальвина в гостях у ребят"

Конспект занятия по математике в средней группе детского сада с целью учить уравнивать неравные группы способом добавления к меньшей группе один предмет, упражнять в счете и отсчете предметов в предел...

Конспект интегрированного занятия познавательное развитие «Улитки в гостях у ребят» Младшая группа

Задачи: Образовательные: сформировать представления детей о жизни улиток, их внешнем виде.Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, мелкую моторику.Предварительная работа: чтение по...

Конспект открытого занятия "Зайка и Мишка в гостях у ребят"

Конспект занятия по познавательному развитию...

Конспект открытого занятия по рисованию «Медвежата в гостях у ребят» в средней группе

Цель: -учить детей рисовать нетрадиционными способами. Закрепить у детей умение рисовать нетрадиционными способами: кисточкой, ватными палочками, губкой, пальцами. Задачи: -Развивать умение ...