Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки Р, Рь. Буква Р"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель:
- Закрепление навыка чёткого произношения и различения звуков «Р» и «Рь».
Задачи:
Образовательные:
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
- упражняться в правильном звучании изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания).
Развивающие:
- развитие фонематического и зрительного восприятия;
- развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти;
- развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект в подготовительной к школе группе.
Тема: « Звуки «Р» и «Рь».
Цель:
- Закрепление навыка чёткого произношения и различения звуков «Р» и «Рь».
Задачи:
Образовательные:
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
- упражняться в правильном звучании изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания).
Развивающие:
- развитие фонематического и зрительного восприятия;
- развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти;
- развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
- формирование нравственных качеств: сочувствие, готовность прийти на помощь;
- воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
- Воспитание навыков самоконтроля.
Методы:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
Приёмы:
- Образец правильного произношения педагогом
- Утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение звука
- Показ артикуляционных движений
- Хоровое и индивидуальное повторение
- Совместная (сопряжённая) речь ребёнка и воспитателя (если ребёнок не справляется сам)
Ход занятия
I Организационный момент.
Воспитатель: К нам на занятие пришла девочка Роза (игрушка). Она просит нас помочь ей научиться выговаривать звук. Послушайте стихотворение внимательно и вы узнаете, какой звук не выговаривает Роза.
Звучит запись стихотворения (звуки [p] [pь] не выговариваются)
Барбос.
На дворе рычит Барбос.
Он гоняет рыжих ос.
Отчего рычит Барбос.
Осы жалят его в нос.
-Вы догадались, какой звук отсутствует у Розы?([p] [pь]).
Правильно, сегодня мы будем работать со звуками [p] [pь]
Роза, мы постараемся научить тебя выговаривать звуки эти звуки.
II. Упражнение на развитие воздушной струи и артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Звуки [p], [pь] – сложные, поэтому перед тем как выполнить все последующие задания, необходимо сделать упражнения на развитие воздушной струи и гимнастику для язычка, для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный, и произносил все звуки красиво и правильно. Розе в детском саду предложили выполнить несколько упражнений
Упражнение на развитие воздушной струи.
«Парашютики» (Дети выполняют стоя)
Артикуляционная гимнастика (Дети садятся за столы, упражнения выводятся на экран, работа перед зеркалом)
- Лошадка
- Грибочек
- Гармошка
- Дятел
III. Знакомство со звуком.
Дети подходят к собачкам (игрушки)
-Посмотрите, кто это у нас отдыхает? Это пёс Барбос и щеночек Барбосик.
Как рычит Барбос? А Барбосик?
(Совместно с воспитателем, дети произносят сначала твёрдый звук, потом мягкий.)
Воспитатель: Что делают губы? (улыбаются)
Где находится язык? (за верхними зубами)
Что делает кончик языка? (от напора воздуха он дрожит)
Какой это звук гласный или согласный? (Согласный)
Почему? (Выдыхаемый воздух встречает преграду - язык)
Звонкий или глухой? (звонкий, т. к. голос включен)
[Р], твердый или мягкий? (твердый). Твёрдые звуки мы обозначаем синим цветом.
(Воспитатель и дети берут синий кубик).
[РЬ], мягкий или твёрдый? (мягкий). Мягкие звуки мы обозначаем зелёным цветом. (Воспитатель и дети берут зелёный кубик).
-Молодцы, ребята.
Физминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше, выше потянулись,
Ну-ка! Плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
IV. Развитие фонематического слуха.
-Теперь Роза приглашает вас поиграть.
Игра «Хлопай».
Воспитатель: Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то – ничего не делаете.
(Слова: баран, собака, козёл, лошадь, поросёнок, хомяк, телёнок, кролик, кот, корова, морская свинка)
-Давайте вспомним, сколько раз мы хлопали в ладошки и какие это были слова.(5 раз хлопали)
-По какому признаку мы можем объединить эти слова? (домашние животные)
-Молодцы, ребята.
Игра «Твёрдый – мягкий».
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: У каждого из вас на столе лежит карточка с картинкой, в названии которой есть звук «Р». Вам нужно определить твёрдый он или мягкий. (Слова: самовар, серьги, горох, перо, мухомор, ромашка, редис, рыба.).
-Розе понравилось с вами играть и заниматься, она благодарит вас за помощь и теперь она уверена, что научится выговаривать звук «Р».
-А теперь дети расскажут стих про Барбоса. Они тоже не выговаривали звук «Р», а теперь научились. (дети рассказывают четверостишия)
-Роза, как и вы любит раскраски, поэтому она вам дарит большую раскраску и надеется, что вы все вместе дружно будете раскрашивать.
(Роза прощается с детьми и уходит.)
VI. Итог занятия.
-Кто приходил к нам в гости?
-Какой звук не выговаривала Роза?
-Вам понравилось играть с Розой?
-Что понравилось больше всего?
-Что было трудно?
VII. Рефлексия.
Воспитатель:
-Теперь предлагаю каждому себя оценить. Кто считает, что хорошо сегодня занимался на занятии, справился со всеми заданиями - возьмет зеленую фишку, а кто считает, что возникали трудности при выполнении заданий, старался - возьмет желтую фишку, а кто не справился с заданиями, но в следующий раз постарается справиться с ними - возьмет красную фишку.
-Ребята, мне сегодня с вами было очень легко и интересно, дружно вместе мы помогли девочке Розе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»
Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»
Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е,звуком е»
Программное содержание: Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на с...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ы] и буква ы
Цели:· Уточнить артикуляцию звука [ы];· Упражнять детей в образовании существительных мно...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе " Звук [э] и буква Э"...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Букво-звукознайки»
Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте". Развивать внимание, память, воображение....