ДОП "Говоруши"
рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа)
Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.docx | 43.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №12 г. Красноармейска Саратовской области»
Саратовская область г. Красноармейск, ул. 1 Мая. д. 8 «А»
Программа дополнительного образования
(познавательной - речевой направленности)
Возраст детей 4 - 5 лет
Срок реализации 1 год
Руководитель
Данилина С.А.
г. Красноармейск
2024 - 2025 г.
Пояснительная записка
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному обучению, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.
Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использованием различных методик по развитию речи, способствующих предупреждению и устранению задержки речевого развития у ребенка.
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня познавательной активности детей, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;
- обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями;
- умение самостоятельно строить связное высказывание;
- сформировалась культура речевого общения как часть речевого этикета.
Перспективный план работы кружка «Говоруши».
Октябрь
1 неделя. «Кто где живёт?»
Цель: формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
Ход игры: разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.
Игра «Закончи предложение».
Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.
Ход игры: предложить детям закончить предложения: Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу). Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу). Бабушка сделала вкусный салат, и положила его... куда? (В салатницу). Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу). Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела). Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты). Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собак).
2 неделя. «Кто больше слов скажет».
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Взрослый показывает ребенку картинку или игрушку – например: белочку - и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик - маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок - с длинным хвостом, любопытный.
3 неделя. «Кто заблудился?»
Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц). Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька). Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол). Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный).
Закончите предложения. Если зайчик потерялся. (Мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы. (Перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).
Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету. (Лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы., но и предметы к тому или иному действию (поливать можно цветы, грядки на огороде; гладить можно. платье, брюки. одежду).
4 неделя. «Как сказать по-другому?»
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.
Скажи по-другому! Часы идут (ходят). Мальчик идет (шагает).
Снег идет (падает). Поезд идет (едет, мчится). Весна идет (наступает). Пароход идет (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел. Девочка ушла. Люди вышли. Я пришел. Саша идет медленно, а Вова идет. Можно сказать, что он не идет, а.
Ноябрь.
1неделя. «Что бывает?»
К исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» - помидор, ель, трава, дом и т. д.
В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр.
При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
2 неделя. «Узнавание».
Цель: узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов - действий.
Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например; «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» - береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» - солнце.
3 неделя. «Скажи одним словом».
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
4 неделя. «Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом. Хлеб – мукой. Лошадь – жеребёнком. Шкаф – доской. Корова – телёнком. Велосипед – железом. Дуб – жёлудем. Рубашка – тканью. Рыба – икринкой. Ботинки – кожей. Яблоня – семечкой. Дом – кирпичём. Лягушка – головастиком. Сильный – слабым. Бабочка – гусеницей. Взрослый – ребёнком.
Декабрь.
1 неделя. «Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Воспитатель приносит картинки или игрушки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к игрушкам или предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается).
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать).
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше).
2 неделя. «Дай действия словам».
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.
Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:
Мама (что делает) – стирает, готовит, помогает…
Праздник (что делает) – наступает, приходит, радует… и.д.
Игра «Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. У рыбы – рыбья. У кошки – кошачья. У сороки – сорочья. У лошади – лошадиная. У орла – орлиная. У верблюда – верблюжья.
3 неделя. «Цепочка слов».
Суть игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный - ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый - одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать - кирпич, земля, шуруп и т. п.).
То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово «кошка».
Кошка бывает какая? Пушистая, ласковая, разноцветная.
Что еще бывает разноцветным? Радуга, платье, телевизор.
Каким еще может быть платье? Шелковым, новым, прямым.
Что еще может быть прямым? Линия, дорога, взгляд и т. д.
4 неделя. «Кто что делает».
Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. Набор предметных картинок: (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.) или игрушек.
Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?»
Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?»
Январь.
2 неделя. «Наоборот».
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.
Я начну, а вы продолжите:
Дедушка старый, а внук…
Дерево высокое, а куст…
Дорога широкая, а тропинка…
Перо легкое, а гиря…
Пирожное сладкое, а лекарство…
Ночью темно, а днем…
У волка хвост длинный, а у зайца…
Чай горячий, а лед…
Мальчик грязный, а девочка – чистая
Машина едет быстро, а велосипед медленно
Веселый праздник – грустный
Большой подарок – маленький
Светлое небо – …
Чистое платье – …
Хорошее настроение – …
Теплая погода - …
Высокий дом - низкий дом
Большой- маленький
Добрый - злой
Маленький - большой,
Короткий - длинный,
Горячий - холодный
Мальчик-девочка
Молодой - старый
Белый - черный
День - ночь
Грустный - веселый
Слабый - сильный
Чистый - грязный
Короткий - длинный.
Сильный - слабый
Веселый - грустный
Строить - ломать
Трусливый - смелый
Узкий - широкий
Близко - далеко,
Левый - правый
Солнце - луна,
Худой - толстый
Много - мало
Близкий - далекий
Входить - выходить
Сухой - мокрый
Застегнуть - расстегнуть
Тяжелый - легкий
Жара - холод
Больной - здоровый
Лето - зима
Широкий - узкий
Труд - отдых
Закрыть - открыть
Ехать - останавливаться
Умный - глупый
Жарко - холодно
Пустой - полный
Подниматься - спускаться
Высоко - низко
Далеко - близко
Трудный - легкий
Скучный – интересный
Длинный - короткий
Чисто - грязно
Вкусно - противно
Шумно - тихо
Радость - печаль
Твердый - мягкий
Открыто - закрыто
Бежать - идти
3 неделя. «Обними словами».
Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение.
После такого введения называете любое слово, с которым надо придумывать предложения. Если ребёнок с таким заданием справляется, можно усложнить правила. Теперь к исходному «одинокому» слову надо добавлять еще одно слово с другой стороны.
Пример: Кошка. Кошка бежит. Рыжая кошка бежит;
«Слово-ассоциация».
Назовите слово, допустим, «мёд», и спросите у ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Например, ребёнок назовёт слово «пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «цветок». Эта детская словесная игра способствует развитию ассоциативного мышления и расширению словарного запаса.
4 неделя Кто больше действий назовёт».
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы.
Материалы: картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках.
Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...);
что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...);
что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...);
что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...);
что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать...);
что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...);
что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает...).
Такую игру можно проводить на разные темы: «Предметы домашнего обихода», «Явления природы», «Времена года», «Животные и птицы» и др.
Февраль.
1 неделя. «Четвёртый лишний».
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
2 неделя. «Подбери словечко».
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).
3 неделя. «Объясните, почему…»
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно - следственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры: Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
4 неделя. «Предлоги».
Цель: учить понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около, и т.д.; дифференцировать предлоги: на – в, на – под; правильно употреблять их в речи; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога.
Март.
1неделя. «Найди ошибку».
Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.
Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»
1. Зимой в саду расцвели яблоки.
2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
3. В ответ я киваю ему рукой.
4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.
5. Скоро удалось мне на машине.
6. Мальчик стеклом разбил мяч.
7. После грибов будут дожди.
8. Весной луга затопили реку.
9. Снег засыпало пышным лесом
2 неделя. Пальчиковая игра «Гуси».
Цель: использовать в речи однокоренные слова.
Материалы: игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.
Взрослый рассматривает с детьми игрушки (картинки): «Это... гусь. Он крыластый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.
А это - мама... гу... сыня. У гуся и гусыни - дети-гусятки. Гу...сята. Один гу...сенок, много - гусят.
Тот, кто с гусятами близко знаком. Знает: гусята гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком. (В. Берестов. Гуси).
Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапами - ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой - гусыней и папой - гусаком».
3 неделя. «Что сначала, что потом».
Цель: учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.
Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?»
4 неделя. «Кто больше?»
Цель: расширять и активизировать словарный запас.
Материал: мяч.
Педагог предлагает подумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «кто?» или «что?».
Наступает что – ….
Кружатся - …
Лежит - …
Блестит - …
Завывает - …
Катаются - …
Лепят - …
Замерзает - …
Апрель
1 неделя. «Какой формы?»
1 вариант. Предложить ребенку назвать предметы круглой (овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной) формы. Например: круглое яблоко (помидор, мяч, солнце и т.д.).
2 вариант. Взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет. Например: яблоко круглое, огурец - овальный и т д.
2 неделя. «Сравни слова».
Крыжовник и малина, машина и мотоцикл, телевизор и магнитофон и т. п.
Что общего и чем отличаются?
(Учим детей находить сходства и различия).
3 неделя. «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.
Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.
В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
1. Описать предмет, которого не стало.
2. Рассказать о месте, где он стоял.
3. На какой звук начиналось название этого предмета. В названии, каких еще предметов есть этот звук?
4 неделя. «Что из чего сделано?»
Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.
Ход игры:
Стакан из стекла – стеклянный.
Нож из железа – железный.
Чашка из фарфора – фарфоровая.
Ваза из хрусталя – хрустальная.
Ложка из дерева - …
Сковорода из чугуна - …и.т.д.
Май
1 неделя. «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - …(воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокает).
2 неделя. «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
3 неделя. «Какая, какой, какое?».
Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое - нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто - теплое, зимнее, новое, старое .... Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая ... Дом - деревянный, каменный, новый, панельный ...