Мастер-класс для родителей «Обучение грамоте в старшей группе»
консультация по обучению грамоте
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 5»
дошкольные группы
Мастер-класс для родителей
«Обучение грамоте в старшей группе»
Составила: Варламова О.Н.
воспитатель
г. Югорск
Мастер-класс для родителей
«Обучение грамоте в старшей группе»
- Теоретическая часть.
Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте в детском саду является профилактикой дислексии (нарушение процесса чтения) и дисграфии (нарушение процесса письма) и поможет ребенку избежать некоторых специфических ошибок.
Важно, чтобы ребенок:
- не пропускал буквы, не путал их при написании;
- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас.
Существует несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонематических групп (свистящие, шипящие, сонорные);
- полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- знакомство детей с терминами «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
- Практическая часть.
«Обучение звуковому анализу слов»
Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем (звуков) и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
- определение количества звуков в слове;
- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);
- определение места звука в слове.
Детям необходимо знать, что:
Звук мы слышим и произносим.
Буквы мы видим, пишем и читаем.
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки).
Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я - йа, Ю – йу, Е – йэ, Ё – йо.
Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.
Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.
Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.
Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
Согласные звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р.
Согласные глухие звуки: П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.
Игровые задания.
- «Хлопни, если услышишь звук». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук).
- Игра «Светофорчик». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.
- Игра «Покажи картинку на определенный звук». Задача: развивать умение слышать звук в начале слова.
- Игра «Звуковой поезд». Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.
- Игра «Сколько звуков спряталось в слове». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Как проводится звуковой анализ слова?
1). Совместная деятельность педагога с родителями.
Выложить схему слова КОТ.
- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
- Какой первый звук в слове КОТ? (В слове КОТ первый звук [К])
- Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)
- Какой второй звук в слове КОТ? (В слове КОТ второй звук [О])
- Звук [О] какой? ( Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)
- Какой третий звук в слове КОТ? (В слове КОТ третий звук [Т])
- Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)
2). Самостоятельная деятельность родителей.
Звуковой анализ слова КНИГА
1-ый звук [К]- согласный, твердый, обозначается синим цветом.
2-ой звук [НЬ] - согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.
3-ий звук [И] - гласный, обозначается красным цветом.
4-ый звук [Г] - согласный, твердый, обозначается синим цветом.
5-ый звук [А] - гласный, обозначается красным цветом.
Вопросы и задания:
1.Сколько звуков в слове КНИГА? (В слове КНИГА 5 звуков)
2.Сколько гласных звуков? Назовите их (2 - «и», «а»)
3.Сколько согласных звуков? (3 звука)
4.Назовите согласные твердые звуки. («к», «г»)
5.Назовите согласные мягкие звуки. («н»)
6.Сколько в слове слогов? (2 слога)
7. Назовите первый слог. (Кни-)
8. Назовите второй слог. (-га)
9. Составьте предложение со словом КНИГА.
10. Нарисуйте схему предложения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.
Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:
На что похожа буква?
В ряду букв обвести в круг заданную букву.
Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…
Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе
Показать значимость обучения детей грамоте и научить родителей проводить звуковой анализ слова, правильно характеризуя звуки....
Мастер-класс по физической культуре от папы воспитанника старшей группы Тупикова Андрея Дмитриевича
активизировать партнёрство педагогов ДОУ и семей воспитанников для реализации задач физического воспитания и охраны здоровья через внедрение контактного способа общения родителей с детьми на совместны...
Мастер-класс «Микробы: полезные и вредные». Занятие в старшей группе»
Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,...
Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»
формирование представлений у родителей о процессе подготовки к обучению грамоте....
Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»
Цель: формирование представлений у родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.Воспитывать мотивац...
Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»
Предлагаемый мастер-класс позволит родителям познакомиться с методикой обучения грамоте....
Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»
Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Сегодня мы поговорим о том, какими знаниями,...