Мастер-класс для родителей «Обучение грамоте в старшей группе»
консультация по обучению грамоте

Ольга Николаевна Варламова

Мастер-класс для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

        

Мастер-класс для родителей

 «Обучение грамоте в старшей группе»

 

                                                           

 Составила: Варламова О.Н.

воспитатель

 

 

                                        г. Югорск

Мастер-класс для родителей

 «Обучение грамоте в старшей группе»

  1. Теоретическая часть.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

- требования начальной школы стали выше, и многие родители  заинтересованы в обучении детей чтению;

- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется  задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является профилактикой дислексии (нарушение процесса чтения)  и дисграфии (нарушение процесса письма) и поможет ребенку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребенок:

  • не пропускал буквы, не путал их при написании;
  • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
  • под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас.

Существует несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонематических групп (свистящие, шипящие, сонорные);
  • полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков;  анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
  • знакомство детей с терминами «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
  1. Практическая часть.

«Обучение звуковому анализу слов»

Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Дети  с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем (звуков)  и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков  в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);
  • определение места звука в слове.

Детям необходимо знать, что:

Звук мы слышим и произносим.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух,  выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки).

Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я - йа, Ю – йу, Е – йэ, Ё – йо.

Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.

Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.

Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.

Согласные  звуки бывают глухими и звонкими.

Глухой звук образуется без участия  голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

Согласные звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р.

Согласные глухие звуки: П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.

Игровые задания.

  1. «Хлопни, если услышишь звук».   Задача: развивать слуховое внимание,  фонематический слух.

Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук).

  1. Игра «Светофорчик».   Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.   Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.
  1. Игра «Покажи картинку на определенный звук».   Задача: развивать умение слышать звук в начале слова.
  1. Игра «Звуковой поезд».   Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.
  1. Игра «Сколько звуков спряталось в слове». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Как проводится звуковой анализ слова?

1). Совместная деятельность педагога с родителями.

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько  звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (В слове КОТ первый звук [К])

- Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

- Какой второй звук в слове КОТ? (В слове КОТ второй звук [О])

- Звук [О] какой? ( Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)

- Какой третий звук в слове КОТ? (В слове КОТ третий звук [Т])

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

2). Самостоятельная деятельность родителей.

Звуковой анализ слова КНИГА

1-ый звук [К]- согласный, твердый, обозначается синим цветом.

2-ой звук [НЬ] - согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

3-ий звук [И] - гласный, обозначается красным цветом.

4-ый звук [Г] -  согласный, твердый,  обозначается синим цветом.

5-ый звук [А] - гласный, обозначается красным цветом.

Вопросы и задания:

1.Сколько звуков в слове КНИГА? (В слове КНИГА 5 звуков)

2.Сколько гласных звуков? Назовите их (2 - «и», «а»)

3.Сколько согласных звуков? (3 звука)

4.Назовите согласные твердые звуки. («к», «г»)

5.Назовите согласные мягкие звуки. («н»)

6.Сколько в слове слогов? (2 слога)

7. Назовите первый слог. (Кни-)

8. Назовите второй слог. (-га)

9. Составьте предложение со словом КНИГА.

10. Нарисуйте схему предложения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:

На что похожа буква?

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе

Показать значимость обучения детей грамоте и научить родителей проводить звуковой анализ слова, правильно характеризуя звуки....

Мастер-класс по физической культуре от папы воспитанника старшей группы Тупикова Андрея Дмитриевича

активизировать партнёрство педагогов ДОУ и семей воспитанников для реализации задач физического воспитания и охраны здоровья через внедрение контактного способа общения родителей с детьми на совместны...

Мастер-класс «Микробы: полезные и вредные». Занятие в старшей группе»

Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,...

Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»

формирование представлений у родителей о процессе подготовки к обучению грамоте....

Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»

Цель: формирование представлений у родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.Воспитывать мотивац...

Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»

Предлагаемый мастер-класс позволит родителям познакомиться с методикой обучения грамоте....

Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»

Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Сегодня мы поговорим о том, какими знаниями,...