консультация для родителей "Звуковой анализ слова"
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovoy_analiz_slova.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые родители!
В старшем возрасте на занятиях по обучению грамоте дети знакомятся с речевыми звуками, которые мы слышим и произносим. Буквы мы не изучаем, с ними дети будут знакомиться в школе. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, их порядок, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове. Данные задания способствуют развитию фонематического слуха и восприятия, что облегчит в дальнейшем успешное усвоение школьной программы.
Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду в выполнении звукового анализа слов.
Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте вспомним, чему нас учили в школе.
Уважаемые родители, помните:
147
Наша речь состоит из предложений.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом
при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные,
то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу],
«е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях:
- в начале слова (яма, юла);
- после гласного звука (маяк, заюшка);
- после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).
В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные
буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего
согласного звука и гласный звук:
«я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь,
так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении,
встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются
по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают,
то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают,
то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р]..
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
могут быть твердыми (если после них стоят
гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы»)
и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
ПРИМЕР ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется следующим образом:
Возьмите контейнер с цветными фишками.
Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:
1. Выделим голосом первый звук:
ддд-ом – первый звук Д – он согласный, твердый – обозначим его синим квадратиком
2. Выделим голосом второй звук :
д – ооо – м - второй звук О – он гласный – обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук:
до –ммм - третий звук М – он согласный, твердый – обозначим его синим квадратиком .
В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.
Назовем звуки по порядку: Д О М.
Звуковой анализ слова КИТ
1. Выделим голосом первый звук:
кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, мягкий, обозначим зеленым квадратиком. (Очень важно – произносить мягкие согласные при выполнении звукового анализа слова мягко)
2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук – киттт, третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.
В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.
Желаем удачи !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Формирование ЗКР - основа успешного овладения детьми звукового анализа слов
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ – ОСНОВАУСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ. С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка. Щебетание птиц, шелест листь...
Консультация "Звуко-буквенный анализ слов. "
Что нужно знать, чтобы правильно выполнять звуко-буквенный анализ с детьми старшего дошкольного возраста....
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
«Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».
Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)...
Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове....
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...