Кружковая деятельность
план-конспект по обучению грамоте

Москвитина Анна Владимировна

Конспекты занятии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kruzhka_sz.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: закрепить представления о буквах С и З.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать представления о речевых звуках и буквах;

- совершенствовать представления о согласных звуках;

- совершенствовать умение давать характеристику звукам по акустическим и артикуляционным признакам;

- совершенствовать умение дифференцировать согласные звуки по звонкости-глухости;

- совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза через образование слов путём добавления слога СЫ или ЗЫ, подбор рифмы к заданному слову, исключение лишнего слова, составление слова по первым звукам, определение количества и последовательности звуков в слове,

- формировать навыки языкового анализа;

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание;

- развивать слухоречевую память;

- развивать логическое мышление;

- развивать фонематический слух;

- развивать зрительное внимание и память;

Воспитательные:

- воспитывать любознательность и самостоятельность.

Оборудование: фоновое изображение и картинки к нему, карточки с буквами С и З, мяч, комар, набор картинок для добавления слогов СЫ(ЗЫ), картинки для игры в рифмы, сундучок с загадками, фишки для звукового анализа и полоски для моделирования предложения, карточки-схемы для составления предложения.

Автор: Михайлова Е.В.

Ход занятия

Ответы детей

1.

Организационный момент

- Послушайте и загадку и скажите, о ком она?

Кто нас в садике встречает?

Кто домой нас провожает?

С нами водит хоровод

Задорно пляшет и поёт.

На прогулку с нами ходит

И занятия проводит?

- Воспитатель.

2.

Основная часть

2.1. Сообщение темы.

- Дети, познакомьтесь, это – Зинаида Семёновна – воспитатель нашего детского сада. Сейчас Зинаида Семёновна готовится к занятию. С какими буквами она будет знакомить ребят?

- Мы с вами с этими буквами уже знакомы и сегодня сможем стать помощниками воспитателя.

2.2. Характеристика звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

- Расскажите Зинаиде Семёновне, какие звуки обозначает буква С? Вспомните секреты этих звуков.

- Какие звуки обозначает буква З? Расскажите секреты эти звуков.

2.3. Развитие навыков фонематического анализа: дифференциация звуков С – З, С` - З` по звонкости-глухости н уровне изолированного звука, слога и серии слогов. Развитие навыков пространственной ориентировки. Употребление предлогов и наречий места.

- Зинаида Семёновна хочет проверить, умеете ли вы применять полученные знания. Слушайте внимательно звуки и показывайте подходящую букву. Если услышите звуки С (С`), поднимите букву С. Если услышите З(З`), поднимите букву З.

  • С, З, Зь, Сь, С, З, Сь, Зь, и т.д.

- Послушайте слог и замените звук С на З.

Данное игровое упражнение проводится с мячом.

  • Са - …
  • Сы -…
  • Сэ -…
  • Со - …
  • Су - …

- Замените звук Зь на Сь.

  • Зи - …
  • Зе - …
  • Зю - …
  • Зё - …
  • Зя - …

- В группу Зинаиды Семёновны залетел комар-пискун. Он то звенит, то посвистывает.

 

Игра «Комарик»

Ход игры:

Педагог предлагает одному из детей стать комариком. Комарик летит по группе и слушает инструкцию педагога.

В группу залетел комар

Сразу громко запищал.

Он над Димой пролетел.

Слева от Катюши сел.

Свою песенку запел.

Педагог предлагает ребёнку выбрать карточку с серией слогов.

Комар читает слоги на карточке ребёнку, около которого он остановился, например: ЗУ-ЗА-СЫ. Педагог просит ребёнка, который слушал слоги, найти лишний.

Теперь ребёнок, который искал лишний слог становится комариком и летит дальше.

Варианты речевого сопровождения:

Дальше полетел комар,

Ещё громче запищал.

Он за Надей пролетел,

И тут же на Максима сел,

Свою песенку запел.

Снова полетел комар

И тихо-тихо запищал.

Перед Ваней пролетел,

Под стулом у Ильюши сел,

Свою песенку запел.

Быстро полетел комар

То тихо, то громко летел и пищал.

С Лены на Юлю перелетел,

Потом на меня из-за Миши глядел,

И песню свою назойливо пел.

2.4. Развитие навыков фонематического анализа: дифференциация звуков С – З на уровне слова. Добавление слога СЫ(ЗЫ) с целью получения слова, подбор рифмы к слову, исключение лишнего слова.

- В группу к Зинаиде Семёновне ходят Сима и Зоя. Девочки решили поиграть в «Слова». Постарайтесь догадаться, какое слово задумали девочки. Для этого добавьте в конец слова СЫ или ЗЫ.

После ответа, педагог вывешивает на доску слова.

- Ча …

- Меду..

- Но…

Аналогично проводится работа со всеми словами.

Слова: вазы, тазы, медузы, берёзы, грозы, носы, часы, весы, бусы, джинсы.

- Назовите слова со звуком С, в которых звук Ы живёт всегда, но не помогает увеличить количество предметов.

- Зоя и Сима любят играть в «Рифмы». Послушайте и постарайтесь запомнить слова, которые девочки выбрали для игры.

Педагог называет слова вразброс.

Слова-тройки: сырок – свисток - пузырёк, бусы – медузы – арбузы, зайка – сайка – Знайка, знак – судак - рюкзак, избушка – старушка – пастушка.

- Объединим слова, с помощью рифмы, тройками.

- Послушайте звуки С и З в тройках слов и найдите лишнее.

2.5. Физ.минутка.

- Зоя и Сима любят помогать Зинаиде Семёновне. Давайте узнаем, чем они занимаются в группе и присоединимся к ним.

Физ.минутка «Чударики»

Педагог включает аудиофайл «Помощницы» и демонстрирует детям движения.

2.6. Совершенствование навыков фонематического восприятия: выделение первого звука в слове, объединение звуков в слово, звуко-буквенный анализ слова. Развитие слухового снимания и слухоречевой памяти.

- Зинаида Семёновна приготовила для своих ребят сундучок с загадками.

- Свинья обогнала собаку, а лошадь обогнала свинью. Кто бежит сзади?

- Катя съела по порядку сливу, апельсин, грушу и ананас. Какой фрукт съела Катя после сливы?

- У меня в шкафу висит зонтик, за зонтиком плащ, за плащом куртка. За чем в шкафу висит плащ?

- Вспомните, какой фрукт съела Катя в последнюю очередь.

- По Диминой ноге ползёт улитка, по руке прыгает кузнечик, по голове идёт муха. По чему ползёт улитка?

Педагог достаёт слова-ответы из сундучка.

- Выделите первый звук в названии картинок.

- Назовите первые звуки по порядку и соберите новое слово.

- Зинаида Семёновна говорит, что сазан – это рыба, которая обитает в пресной воде.

- Выполним звуковой анализ слова сазан.

Проводится последовательный звуковой анализ слова.

2.7. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

- Зинаида Семёновна узнала много интересных фактов о сазане и зашифровала их с помощью картинок.

- Расшифруем слова и составим предложения.

  • Сазан много ест.
  • Сазан любит сладкое.
  • Сазан хорошо слышит.
  • Сазан зимой спит.

- Построим схему, которая подойдёт к каждому предложению.

- С буквами С и З.

- Буква С обозначает звуки С и Сь. Эти звуки согласные, глухие. Звук С – твёрдый, Сь – мягкий.

- Буква З обозначает звуки З и Зь. Эти звуки согласные, звонкие. Звук З – твёрдый, Зь – мягкий.

 Дети поднимают вверх карточку с соответствующей буквой.

- За.

- Зы.

- Зэ.

- Зо.

- Зу.

- Си.

- Се.

- Сю.

- Сё.

- Ся.

- Часы.

- Медузы.

- Носы.

- Часы, весы, бусы.

Дети подбирают тройки слов.

- Зайка, сайка, Знайка. Лишняя сайка. В этом слове слышим звук С, в остальных – З.

Дети выполняют движения под музыку.

- Собака.

- Апельсин.

- За зонтиком.

- Ананас.

- По ноге.

 

- В слове собака первый звук С.

 - В слове апельсин первый звук А.

- В слове зонтик первый звук З.

- В слове ананас первый звук А.

- В слове нога последний звук Н.

- Сазан.

Дети выполняют звуко-буквенный анализ слова сазан.

Дети составляют предложения.

Дети моделируют схему.

3.

Подведение итога

- Зинаиде Семёновне пора проводить занятие, не будем ей мешать.

- С какими буквами мы встретились у Зинаиды Семёновны.

- Расскажите, какие звуки обозначает буква З.

- Какие звуки обозначает буква С.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...

Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности

На фоне современного  копирования западных форм жизни происходит разрушение  семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...