Кружковая деятельность
план-конспект по обучению грамоте
Предварительный просмотр:
Цель: закрепить представления о буквах С и З.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать представления о речевых звуках и буквах;
- совершенствовать представления о согласных звуках;
- совершенствовать умение давать характеристику звукам по акустическим и артикуляционным признакам;
- совершенствовать умение дифференцировать согласные звуки по звонкости-глухости;
- совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза через образование слов путём добавления слога СЫ или ЗЫ, подбор рифмы к заданному слову, исключение лишнего слова, составление слова по первым звукам, определение количества и последовательности звуков в слове,
- формировать навыки языкового анализа;
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание;
- развивать слухоречевую память;
- развивать логическое мышление;
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное внимание и память;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность и самостоятельность.
Оборудование: фоновое изображение и картинки к нему, карточки с буквами С и З, мяч, комар, набор картинок для добавления слогов СЫ(ЗЫ), картинки для игры в рифмы, сундучок с загадками, фишки для звукового анализа и полоски для моделирования предложения, карточки-схемы для составления предложения.
Автор: Михайлова Е.В.
Ход занятия | Ответы детей | |
1. | Организационный момент - Послушайте и загадку и скажите, о ком она? Кто нас в садике встречает? Кто домой нас провожает? С нами водит хоровод Задорно пляшет и поёт. На прогулку с нами ходит И занятия проводит? | - Воспитатель. |
2. | Основная часть 2.1. Сообщение темы. - Дети, познакомьтесь, это – Зинаида Семёновна – воспитатель нашего детского сада. Сейчас Зинаида Семёновна готовится к занятию. С какими буквами она будет знакомить ребят? - Мы с вами с этими буквами уже знакомы и сегодня сможем стать помощниками воспитателя. 2.2. Характеристика звуков по акустическим и артикуляционным признакам. - Расскажите Зинаиде Семёновне, какие звуки обозначает буква С? Вспомните секреты этих звуков. - Какие звуки обозначает буква З? Расскажите секреты эти звуков. 2.3. Развитие навыков фонематического анализа: дифференциация звуков С – З, С` - З` по звонкости-глухости н уровне изолированного звука, слога и серии слогов. Развитие навыков пространственной ориентировки. Употребление предлогов и наречий места. - Зинаида Семёновна хочет проверить, умеете ли вы применять полученные знания. Слушайте внимательно звуки и показывайте подходящую букву. Если услышите звуки С (С`), поднимите букву С. Если услышите З(З`), поднимите букву З.
- Послушайте слог и замените звук С на З. Данное игровое упражнение проводится с мячом.
- Замените звук Зь на Сь.
- В группу Зинаиды Семёновны залетел комар-пискун. Он то звенит, то посвистывает.
Игра «Комарик» Ход игры: Педагог предлагает одному из детей стать комариком. Комарик летит по группе и слушает инструкцию педагога. В группу залетел комар Сразу громко запищал. Он над Димой пролетел. Слева от Катюши сел. Свою песенку запел. Педагог предлагает ребёнку выбрать карточку с серией слогов. Комар читает слоги на карточке ребёнку, около которого он остановился, например: ЗУ-ЗА-СЫ. Педагог просит ребёнка, который слушал слоги, найти лишний. Теперь ребёнок, который искал лишний слог становится комариком и летит дальше. Варианты речевого сопровождения: Дальше полетел комар, Ещё громче запищал. Он за Надей пролетел, И тут же на Максима сел, Свою песенку запел. Снова полетел комар И тихо-тихо запищал. Перед Ваней пролетел, Под стулом у Ильюши сел, Свою песенку запел. Быстро полетел комар То тихо, то громко летел и пищал. С Лены на Юлю перелетел, Потом на меня из-за Миши глядел, И песню свою назойливо пел. 2.4. Развитие навыков фонематического анализа: дифференциация звуков С – З на уровне слова. Добавление слога СЫ(ЗЫ) с целью получения слова, подбор рифмы к слову, исключение лишнего слова. - В группу к Зинаиде Семёновне ходят Сима и Зоя. Девочки решили поиграть в «Слова». Постарайтесь догадаться, какое слово задумали девочки. Для этого добавьте в конец слова СЫ или ЗЫ. После ответа, педагог вывешивает на доску слова. - Ча … - Меду.. - Но… Аналогично проводится работа со всеми словами. Слова: вазы, тазы, медузы, берёзы, грозы, носы, часы, весы, бусы, джинсы. - Назовите слова со звуком С, в которых звук Ы живёт всегда, но не помогает увеличить количество предметов. - Зоя и Сима любят играть в «Рифмы». Послушайте и постарайтесь запомнить слова, которые девочки выбрали для игры. Педагог называет слова вразброс. Слова-тройки: сырок – свисток - пузырёк, бусы – медузы – арбузы, зайка – сайка – Знайка, знак – судак - рюкзак, избушка – старушка – пастушка. - Объединим слова, с помощью рифмы, тройками. - Послушайте звуки С и З в тройках слов и найдите лишнее. 2.5. Физ.минутка. - Зоя и Сима любят помогать Зинаиде Семёновне. Давайте узнаем, чем они занимаются в группе и присоединимся к ним. Физ.минутка «Чударики» Педагог включает аудиофайл «Помощницы» и демонстрирует детям движения. 2.6. Совершенствование навыков фонематического восприятия: выделение первого звука в слове, объединение звуков в слово, звуко-буквенный анализ слова. Развитие слухового снимания и слухоречевой памяти. - Зинаида Семёновна приготовила для своих ребят сундучок с загадками. - Свинья обогнала собаку, а лошадь обогнала свинью. Кто бежит сзади? - Катя съела по порядку сливу, апельсин, грушу и ананас. Какой фрукт съела Катя после сливы? - У меня в шкафу висит зонтик, за зонтиком плащ, за плащом куртка. За чем в шкафу висит плащ? - Вспомните, какой фрукт съела Катя в последнюю очередь. - По Диминой ноге ползёт улитка, по руке прыгает кузнечик, по голове идёт муха. По чему ползёт улитка? Педагог достаёт слова-ответы из сундучка. - Выделите первый звук в названии картинок. - Назовите первые звуки по порядку и соберите новое слово. - Зинаида Семёновна говорит, что сазан – это рыба, которая обитает в пресной воде. - Выполним звуковой анализ слова сазан. Проводится последовательный звуковой анализ слова. 2.7. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. - Зинаида Семёновна узнала много интересных фактов о сазане и зашифровала их с помощью картинок. - Расшифруем слова и составим предложения.
- Построим схему, которая подойдёт к каждому предложению. | - С буквами С и З. - Буква С обозначает звуки С и Сь. Эти звуки согласные, глухие. Звук С – твёрдый, Сь – мягкий. - Буква З обозначает звуки З и Зь. Эти звуки согласные, звонкие. Звук З – твёрдый, Зь – мягкий. Дети поднимают вверх карточку с соответствующей буквой. - За. - Зы. - Зэ. - Зо. - Зу. - Си. - Се. - Сю. - Сё. - Ся. - Часы. - Медузы. - Носы. - Часы, весы, бусы. Дети подбирают тройки слов. - Зайка, сайка, Знайка. Лишняя сайка. В этом слове слышим звук С, в остальных – З. Дети выполняют движения под музыку. - Собака. - Апельсин. - За зонтиком. - Ананас. - По ноге.
- В слове собака первый звук С. - В слове апельсин первый звук А. - В слове зонтик первый звук З. - В слове ананас первый звук А. - В слове нога последний звук Н. - Сазан. Дети выполняют звуко-буквенный анализ слова сазан. Дети составляют предложения. Дети моделируют схему. |
3. | Подведение итога - Зинаиде Семёновне пора проводить занятие, не будем ей мешать. - С какими буквами мы встретились у Зинаиды Семёновны. - Расскажите, какие звуки обозначает буква З. - Какие звуки обозначает буква С. | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...
Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности
На фоне современного копирования западных форм жизни происходит разрушение семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...
Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"
Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...
Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»
Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...