Обучение грамоте в подготовительной группе. Тема: Согласные звуки [С], [С’]буква С. Ударение.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Проценко Елена Витальевна

Обучение грамоте в подготовительной группе.

Тема: Согласные звуки [С], [С’буква С. Ударение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_bukva_s.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте в подготовительной группе.

Тема: Согласные звуки [С], [С’]буква С. Ударение.

Цель:  знакомство с буквой С и звуками [с], [с’]звуковой анализ слова и ударение

Задачи: 

- знакомить с буквой С,

- продолжать знакомить с ударением

- учить разбивать слова на слоги, выделять ударный слог;

- развивать фонематический слух, внимание, память,

-  воспитывать тактичность, сдержанность в общении со сверстниками и взрослыми.

 Продолжительность занятия 30 минут

Участники: подготовительная группа

Оборудование и материалы:  звуковая схема для  гласных и согласных звуков (красный и синий), буква С - печатная, картинка: сосна, счетные палочки, распечатанная буква на каждого и коробочка – буквенный конструктор, ножницы

Методы и приемы работы с детьми: наглядные (метод иллюстраций, показ картинок), игровые.  

Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент. Приветствие.

Воспитатель приветствует детей, мотивирует их на изучение нового звука. Сообщение темы занятия.

3-5 минут

Основная часть

Знакомство детей с новым согласным звуком, новой буквой

22 минут

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Воспитатель подводит итоги занятия. Оценивает работу детей.

3-5 минуты

Организационный момент.

Дети стоят вряд с воспитателем, воспитатель читает приветствие, после которого дети садятся на стулья.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, что мы должны сделать? (Поздороваться)

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, давайте нашим гостям подарим хорошее настроение и улыбки.

Улыбнемся гостям, улыбнемся друг другу.

Если каждый улыбнётся –

      Утро доброе начнётся.

(Сели красиво, ножки вместе, спинки прямо)

         Ребята, с какой буквой мы познакомились на прошлом занятие? Что можно про нее рассказать? (Отвечаем полным ответом. Поднимаем руку.)

Дети: с буквой ы – гласная, обозначается красным цветом.

В: Молодцы

Основная часть

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками и буквой, а с какими попробуйте отгадать.

Фонетическая зарядка

  • Как воздух выходит из шарика? (С-с-с)
  • Как зовут девочку, которая помогает своему дедушке раздавать детям новогодние подарки? (Снегурочка)
  • Кого дети лепят зимой из снега (снеговика)

Воспитатель: Какой звук слышится в начале слов: Снегурочка, снеговик? Дети: ([С])

Педагог обращает внимание детей: когда мы произносим звук [С], губы растягиваются в улыбку, видны зубы. Кончик языка спрятался за зубы. Давайте произнесем звук! [С],

Дети: [С],

Воспитатель: Какой это звук? Согласный или гласный?

Дети: Согласный

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: при произношении воздух встречают препятствие: губы, зубы?  (Согласные)

Воспитатель: Звук [С] –Согласный, его можно произносить твердо, например (Сахар, сом, снег, снегирь) и мягко (сено, василек, сережки).

Воспитатель: Наш Звук [С] –Согласный, еще (мягкий и твердый),

И еще он может быть глухой или звонкий

Как проверить? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Приложим ладошку к горлышку и произнесем – ни чего не происходить, горлышко молчит, не дрожит. Значит он какой?

Дети: глухой

Воспитатель: поиграем в игру «Доскажи словечко», я читаю, а вы договариваете слово

  • Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пяточком,

Ушастая голова. Это…. (сова)    

Воспитатель Какой звук слышно в начале слова? А какой это звук? Твердый или мягкий?

  • Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора, огромен он

Ты узнал, кто это? (слон)                

Воспитатель Какой звук слышно в начале слова? А какой это звук? Твердый или мягкий?

  • Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки.

Ведь это …..(снегири)    

Воспитатель Какой звук слышно в начале слова? А какой это звук? Твердый или мягкий?

Воспитатель: А теперь  определим, где находятся звуки  С в слове (в начале, в конце  или в середине слова). Воспитатель произносит слова, а дети называют положение звука в слове.

самолёт, солнце, - в начале

ласка, письмо – в середине

рис, ананас – в конце

Молодцы!

Физкультминутка «Совушка - сова»

СЛОВА ВОСПИТАТЕЛЯ

ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

«Посмотрим, что там за деревьями?»

Нужно встать ровно, сведя вместе стопы и, глубоко вдыхая, подняться на пальцы ног, подняв при этом руки вверх через стороны. Опускаться на всю стопу следует на выдохе.

Количество повторов: 5-7 раз.

«Смотрите, на дереве сидит сова».

«Ах, ты, Совушка-сова, ты большая голова. Ты на дереве сидела, головою все вертела».

Дети стоят ровно и ритмично наклоняют голову влево-вправо, фиксируя ее в наклоне на 1–2 секунды. Затем поворачивают голову влево и вправо, фиксируя ее в повороте на 1-2 секунды. Количество повторов: 5-7 раз.

«Во траву свалилася, В яму покатилася!»

Дети стоят ровно, наклоняются с прямой спиной вперед, сцепляют кисти в замок и тянутся руками вперед как можно дальше. Затем, не размыкая кисти, наклоняются вниз, стремясь дотянуться ладонями до пола. Завершая движение, возвращаются в исходное положение.

Количество повторов: 5-7 раз.

Дети садимся за столы. Осанка!

Дыхательная гимнастика

Держим перед собой ладошку, выпрямили ладошку, кладем перышко и делаем глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом на перышко. Повторить 3-4 раза.

Ознакомление с буквой С

Педагог показывает букву С, сопровождая показ стихотворным описанием образа.

  • Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Полумесяц в небе темном

Буквой С (эс) повис над домом.

Воспитатель: на что похожа буква «С»

Дети: Отвечают

После ответов вывешиваются картинки

Воспитатель: Буква С похожа на полумесяц, половинку бублика

Воспитатель: Ребята, буква С  обозначает два звука [с], [с’]

Нашли эту букву в алфавите, в таблице. (вот так она выглядит, она согласная, твердая и мягкая, и глухая)

Дети «прописывают» букву С в воздухе указательным пальцем. Два раза.

Воспитатель: А сейчас без меня.

Дети выкладываем из счетных палочек букву С

Буквенный конструктор

Букву «С» разрезаем пополам и  кладем в коробочку, где мы собираем буквенный конструктор

Звуковой анализ слова

И приступаем к анализу слова, А какое будем разбирать слово, отгадайте загадку:

Корабельные леса

Подпирают небеса:

Хвои горькой аромат

И стволы — за рядом ряд.

Хоть зима, а хоть весна,

Зелена в лесу .... (Сосна)

Дети: В слове сосна первый звук….

С —  первый звук [с] ,  произнести этот звук нам «мешает» язык и зубы. Это согласный звук, произносится он твердо или мягко?, глухой, – обозначается синим цветом

О  —. 2 звук. Когда мы его произносим нам ни чего не мешает, этот звук можно пропеть,  гласный – красным цветом,            

С  — 3 звук  - согласный, глухой,  твёрдый, - обозначается синим цветом

Н — 4 звук  согласный, твёрдый, (буква ЭН) звонкий, - обозначается синим цветом

А  — 5 звук  гласный, Когда мы его произносим нам ни чего не мешает, этот звук можно пропеть,  гласный – красным цветом,      

Дети «Читают» слово по схеме. Во время чтения указка медленно двигается по схеме, пропевая гласные звуки.

Воспитатель: Сколько всего звуков в слове (пять); Дети: пять

Воспитатель:  Сколько из них согласных (три), назовите их; Дети: три, с, с, н

Воспитатель: Сколько гласных звуков (два), назовите их; Дети: две о,а

Воспитатель: Сколько в слове слогов (два) (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов), еще как можно проверит - хлопками. Назовите их; Дети: два сос - на

Воспитатель А какой слог ударный? (Ударение- это выделение голосом одного из слогов. Мы словно ударяем голосом по этому слогу и заставляем звучать громче, сильнее, протяжнее чем другие.  А звучать, петь тянуться могут только гласные.)

Воспитатель: какой звук в этом слове ударный? Дети: в слове сосна ударный звук а, и значит ударный второй слог.

Заключительная часть.

- Ребята, вы справились со всеми заданиями.

-и  хочется узнать, что нового вы узнали сегодня. (Полным ответом)

-С какими звуками вы познакомились(Со звуками [с], [с’])

Звук [с] какой(Согласный, глухой, твердый.)

-Звук [с’] какой(Согласный, глухой, мягкий).

-С какой буквой вы познакомились? (С буквой «С»).

Рефлексия:

- что было сложно? Было все понятно?

- ребята Молодцы! Гостям спасибо за внимание! Дети гостям скажем досвидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через  работу со словами-паронимами (о...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Глухой согласный звук [ш], буква Ш» .

Цель занятия: познакомить  детей с глухим согласным звуком    [ш] и буквой Ш; обогатить  представления детей о жизни медведей  в осенний период....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы в технике Эбру»

Цель: создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматике, поддерживать интерес к обучению в школе...