Обучение грамоте в подготовительной группе. Тема: Согласные звуки [С], [С’]буква С. Ударение.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Обучение грамоте в подготовительной группе.
Тема: Согласные звуки [С], [С’] буква С. Ударение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_bukva_s.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте в подготовительной группе.
Тема: Согласные звуки [С], [С’]буква С. Ударение.
Цель: знакомство с буквой С и звуками [с], [с’]звуковой анализ слова и ударение
Задачи:
- знакомить с буквой С,
- продолжать знакомить с ударением
- учить разбивать слова на слоги, выделять ударный слог;
- развивать фонематический слух, внимание, память,
- воспитывать тактичность, сдержанность в общении со сверстниками и взрослыми.
Продолжительность занятия 30 минут
Участники: подготовительная группа
Оборудование и материалы: звуковая схема для гласных и согласных звуков (красный и синий), буква С - печатная, картинка: сосна, счетные палочки, распечатанная буква на каждого и коробочка – буквенный конструктор, ножницы
Методы и приемы работы с детьми: наглядные (метод иллюстраций, показ картинок), игровые.
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Организационный момент. Приветствие. | Воспитатель приветствует детей, мотивирует их на изучение нового звука. Сообщение темы занятия. | 3-5 минут |
Основная часть | Знакомство детей с новым согласным звуком, новой буквой | 22 минут |
Заключительная часть. Подведение итогов занятия. | Воспитатель подводит итоги занятия. Оценивает работу детей. | 3-5 минуты |
Организационный момент.
Дети стоят вряд с воспитателем, воспитатель читает приветствие, после которого дети садятся на стулья.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, что мы должны сделать? (Поздороваться)
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, давайте нашим гостям подарим хорошее настроение и улыбки.
Улыбнемся гостям, улыбнемся друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
(Сели красиво, ножки вместе, спинки прямо)
Ребята, с какой буквой мы познакомились на прошлом занятие? Что можно про нее рассказать? (Отвечаем полным ответом. Поднимаем руку.)
Дети: с буквой ы – гласная, обозначается красным цветом.
В: Молодцы
Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками и буквой, а с какими попробуйте отгадать.
Фонетическая зарядка
- Как воздух выходит из шарика? (С-с-с)
- Как зовут девочку, которая помогает своему дедушке раздавать детям новогодние подарки? (Снегурочка)
- Кого дети лепят зимой из снега (снеговика)
Воспитатель: Какой звук слышится в начале слов: Снегурочка, снеговик? Дети: ([С])
Педагог обращает внимание детей: когда мы произносим звук [С], губы растягиваются в улыбку, видны зубы. Кончик языка спрятался за зубы. Давайте произнесем звук! [С],
Дети: [С],
Воспитатель: Какой это звук? Согласный или гласный?
Дети: Согласный
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: при произношении воздух встречают препятствие: губы, зубы? (Согласные)
Воспитатель: Звук [С] –Согласный, его можно произносить твердо, например (Сахар, сом, снег, снегирь) и мягко (сено, василек, сережки).
Воспитатель: Наш Звук [С] –Согласный, еще (мягкий и твердый),
И еще он может быть глухой или звонкий
Как проверить? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Приложим ладошку к горлышку и произнесем – ни чего не происходить, горлышко молчит, не дрожит. Значит он какой?
Дети: глухой
Воспитатель: поиграем в игру «Доскажи словечко», я читаю, а вы договариваете слово
- Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пяточком,
Ушастая голова. Это…. (сова)
Воспитатель Какой звук слышно в начале слова? А какой это звук? Твердый или мягкий?
- Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он
Ты узнал, кто это? (слон)
Воспитатель Какой звук слышно в начале слова? А какой это звук? Твердый или мягкий?
- Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это …..(снегири)
Воспитатель Какой звук слышно в начале слова? А какой это звук? Твердый или мягкий?
Воспитатель: А теперь определим, где находятся звуки С в слове (в начале, в конце или в середине слова). Воспитатель произносит слова, а дети называют положение звука в слове.
самолёт, солнце, - в начале
ласка, письмо – в середине
рис, ананас – в конце
Молодцы!
Физкультминутка «Совушка - сова»
СЛОВА ВОСПИТАТЕЛЯ | ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ |
«Посмотрим, что там за деревьями?» | Нужно встать ровно, сведя вместе стопы и, глубоко вдыхая, подняться на пальцы ног, подняв при этом руки вверх через стороны. Опускаться на всю стопу следует на выдохе. Количество повторов: 5-7 раз. |
«Смотрите, на дереве сидит сова». «Ах, ты, Совушка-сова, ты большая голова. Ты на дереве сидела, головою все вертела». | Дети стоят ровно и ритмично наклоняют голову влево-вправо, фиксируя ее в наклоне на 1–2 секунды. Затем поворачивают голову влево и вправо, фиксируя ее в повороте на 1-2 секунды. Количество повторов: 5-7 раз. |
«Во траву свалилася, В яму покатилася!» | Дети стоят ровно, наклоняются с прямой спиной вперед, сцепляют кисти в замок и тянутся руками вперед как можно дальше. Затем, не размыкая кисти, наклоняются вниз, стремясь дотянуться ладонями до пола. Завершая движение, возвращаются в исходное положение. Количество повторов: 5-7 раз. |
Дети садимся за столы. Осанка!
Дыхательная гимнастика
Держим перед собой ладошку, выпрямили ладошку, кладем перышко и делаем глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом на перышко. Повторить 3-4 раза.
Ознакомление с буквой С
Педагог показывает букву С, сопровождая показ стихотворным описанием образа.
- Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Полумесяц в небе темном
Буквой С (эс) повис над домом.
Воспитатель: на что похожа буква «С»
Дети: Отвечают
После ответов вывешиваются картинки
Воспитатель: Буква С похожа на полумесяц, половинку бублика
Воспитатель: Ребята, буква С обозначает два звука [с], [с’]
Нашли эту букву в алфавите, в таблице. (вот так она выглядит, она согласная, твердая и мягкая, и глухая)
Дети «прописывают» букву С в воздухе указательным пальцем. Два раза.
Воспитатель: А сейчас без меня.
Дети выкладываем из счетных палочек букву С
Буквенный конструктор
Букву «С» разрезаем пополам и кладем в коробочку, где мы собираем буквенный конструктор
Звуковой анализ слова
И приступаем к анализу слова, А какое будем разбирать слово, отгадайте загадку:
Корабельные леса
Подпирают небеса:
Хвои горькой аромат
И стволы — за рядом ряд.
Хоть зима, а хоть весна,
Зелена в лесу .... (Сосна)
Дети: В слове сосна первый звук….
С — первый звук [с] , произнести этот звук нам «мешает» язык и зубы. Это согласный звук, произносится он твердо или мягко?, глухой, – обозначается синим цветом
О —. 2 звук. Когда мы его произносим нам ни чего не мешает, этот звук можно пропеть, гласный – красным цветом,
С — 3 звук - согласный, глухой, твёрдый, - обозначается синим цветом
Н — 4 звук согласный, твёрдый, (буква ЭН) звонкий, - обозначается синим цветом
А — 5 звук гласный, Когда мы его произносим нам ни чего не мешает, этот звук можно пропеть, гласный – красным цветом,
Дети «Читают» слово по схеме. Во время чтения указка медленно двигается по схеме, пропевая гласные звуки.
Воспитатель: Сколько всего звуков в слове (пять); Дети: пять
Воспитатель: Сколько из них согласных (три), назовите их; Дети: три, с, с, н
Воспитатель: Сколько гласных звуков (два), назовите их; Дети: две о,а
Воспитатель: Сколько в слове слогов (два) (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов), еще как можно проверит - хлопками. Назовите их; Дети: два сос - на
Воспитатель А какой слог ударный? (Ударение- это выделение голосом одного из слогов. Мы словно ударяем голосом по этому слогу и заставляем звучать громче, сильнее, протяжнее чем другие. А звучать, петь тянуться могут только гласные.)
Воспитатель: какой звук в этом слове ударный? Дети: в слове сосна ударный звук а, и значит ударный второй слог.
Заключительная часть.
- Ребята, вы справились со всеми заданиями.
-и хочется узнать, что нового вы узнали сегодня. (Полным ответом)
-С какими звуками вы познакомились? (Со звуками [с], [с’])
- Звук [с] какой? (Согласный, глухой, твердый.)
-Звук [с’] какой? (Согласный, глухой, мягкий).
-С какой буквой вы познакомились? (С буквой «С»).
Рефлексия:
- что было сложно? Было все понятно?
- ребята Молодцы! Гостям спасибо за внимание! Дети гостям скажем досвидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»
Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паронимами (о...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Глухой согласный звук [ш], буква Ш» .
Цель занятия: познакомить детей с глухим согласным звуком [ш] и буквой Ш; обогатить представления детей о жизни медведей в осенний период....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы в технике Эбру»
Цель: создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматике, поддерживать интерес к обучению в школе...