Консультация для родителей: "Развитие навыков словоизменения и словообразования с использованием игровых технологий."
консультация по обучению грамоте

Носова Евгения Александровна

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Словообразование – образование от однокоренных слов новых, приобретающих новый смысл (кастрюля – кастрюлька).

Словоизменение – изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам, без изменения основного значения слова (стол, столы, столом).

Игры и упражнения направленные на развитие словообразования и словоизменения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков словоизменения и словообразования с использованием игровых технологий.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В связи с постоянным увеличением количества дошкольников с речевыми нарушениями проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос по методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения - сторон грамматического строя речи.

Словообразование – образование от однокоренных слов новых, приобретающих новый смысл (кастрюля – кастрюлька).

Словоизменение – изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам, без изменения основного значения слова (стол, столы, столом).

Грамматический строй дети усваивают постепенно, в определенной последовательности. Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра. Дидактическая игра создаётся взрослыми для обучения и воспитания детей. Для играющих детей дидактические игры - это просто игра. Но на самом деле во время дидактических игр дети развивают свою речь, учатся общению друг с другом, закрепляют свои знания, полученные на занятиях, а также они учатся применять эти знания в новых условиях. Дидактические игры могут не вносить ничего нового, но они будут содержать умственную задачу, решение которой будет требовать участия различных форм умственной деятельности. Дидактические игры существуют уже много веков. Можно сказать, что их первыми создателями был народ, который отметил удивительную особенность маленьких детей обучаться в игре.

Формирование и значительный опыт освоения навыков словообразования и словоизменения у детей накапливается при участии в словесных дидактических играх, игровых упражнениях, а так же играх драматизациях, подвижных играх, так как игра – ведущая деятельность дошкольников, способ познания окружающей действительности. Дидактическую игру взрослые определяют как игру познавательную, направленную на воспитание познавательных способностей. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко.

Очень многие логопеды практики используют словесные дидактические игры в своей работе  по развитию навыков словоизменения и словообразования. Рекомендую родителям использовать разработки логопедов: Анастасии Сыромятниковой, Натальи Морозовой, Инны Ременниковой, Юлии Новосёловой и другие. Все предложенные игры интересные и красочно оформленные.

В помощь родителям предлагаю комплекс словесных дидактических игр направленных на развитие навыков словоизменения и словообразования по лексической теме: «Деревья». Данный комплекс можно использовать как образец для разработки занятий по другим лексическим темам.

Игры и упражнения направленные на развитие словообразования и словоизменения

1.Дидактическая игра «Назови ласково» 

на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

тополь — тополек,                     дуб — дубок, дубочек

осина — осинка, осиночка,              береза — березка, березонька, березушка,

рябина — рябинка, рябинушка,          ива — ивушка,

елка — елочка,                                сосна — сосенка,

клен — кленок,                           яблоня — яблонька,

шишка — шишечка,                        ветка — веточка,

лист — листик, листок, листочек,   лес — лесок,

иголка —  

пень – …        

2. Дидактическая игра «Один—много» 

на употребление существительных множественного числа в родительном падеже

Клен — клены — кленов;                     тополь — тополя — тополей;

осина — осины — осин;                       дуб — дубы — дубов;

липа — липы — лип;                            береза — березы — берез;

ива — ивы — ив;                                   рябина — рябины — рябин;

ель — ели — елей;                                елка — елки — елок;

сосна — сосны — сосен;                      яблоня — яблони — яблонь;

плод — плоды — плодов;                    шишка — шишки — шишек;

желудь — желуди — желудей;           сережка — сережки — сережек;

крона — кроны — крон;                      макушка — макушки — макушек;

корень — корни — корней;                 ствол — стволы — стволов;

ветка — ветки — веток;                       сук — сучья — сучьев;

иголка — иголки — иголок;                лепесток — лепестки — лепестков;

лес — леса — лесов;                             чаща — чащи — чащ.

лист – листья                                         дерево — …

пень – …

Есть – нет 

(родительный падеж единственного числа): 

пень – нет пня

дерево — …

иголка — …

корень — …

сосна — …

клен — …

лист — …

хвоя -…

ствол –…


3. Дидактическая игра «Посчитай» 

Одно дерево — два дерева — пять деревьев

одна ветка — две ветки — пять веток

4. Дидактическая игра «Посчитай»

одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,

одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,

один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.

5. Дидактическая игра "Посчитай" 

на согласование числительных с существительными.

одна береза, две…, три…, четыре…, пять …

один дуб, два ..., три ..., четыре ..., пять ...
один пень, два…, три…, четыре…, пять…

одно дерево, два…, три…, четыре…, пять…

6. Дидактическая игра "С какого дерева лист, веточка?"

на образование относительных прилагательных.

Лист березы – березовый,
Лист рябины – рябиновый,
Ветка каштана – каштановая,
Ветка березы  – березовая,

                                                                         

у осины –…

у дуба — ….

у ели — …

у сосны — …

у клена — …

7. Дидактическая игра «Назови какой, какая?»

Лист берёзы — берёзовый;

Лист рябины — рябиновый;

Лист дуба — дубовый;

Лист сосны — сосновый;

Лист клёна — кленовый.

Ветка сосны — сосновая;

Ветка ели — еловая;

Ветка тополя — тополиная;

Ветка осины — осиновая;

Ветка липы — липовая.

8. Дидактическая игра «Назови предмет со словом "сосновый"»

Бор (какой?) — сосновый;

кресло (какое?) — сосновое;

мебель (какая?) — сосновая;

полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.

9. Дидактическая игра «Как назвать лес?»

Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая

если в роще растут дубы — дубовая

осины — осиновая

ивы — ивовая

клены — кленовая

10. Дидактическая игра "Скажи наоборот"

на подбор антонимов.

У сосны иглы длинные, а у ели - ...

У клена листья большие, а у березы - ...

У березы ствол светлый, а у клена - ...

У дуба ствол толстый, а у березы - …

11.«Узнай дерево»

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

Желуди растут на — дубе;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве.

12.«Четвертый лишний»

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

  • Клен, рябина, ель, тюльпан;
  • береза, дуб, шиповник, тополь;
  • яблоня, смородина, черемуха, рябина;
  • осина, липа, дуб, ель;
  • сосна, тополь, рябина, ива;
  • береза, клен, тополь, колокольчик.
  • ель, дуб, осина, тополь.
  • липа, осина, клен, яблоня.

https://portal.iv-edu.ru/dep/mouofurmn/furmn_mbdou8/commondocs/sTRaNi%D1%87ka/DEchektolog/gri%20DErEwia.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №7 города КонаковоКонсультация для родителей  « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков»

Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного вы...

Консультация для родителей "Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы"

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе. В детском саду ведётся большая систематическая работа по подготовке руки к письму. Такая работа будет особен...

Консультация для родителей "Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы"

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе. В детском саду ведётся большая систематическая работа по подготовке руки к письму. Такая работа будет особен...

«Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии»

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников...

Консультация для родителей " Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста" Материал предназначен для родителей

laquo;Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению....