Кружковая деятельность
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ г. Иркутска д/с № 150
_________Зданович Н. И.
«___»________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок дополнительного образования по скорочтению «СКОРОЧТЕЦ»
Для детей 5-6 лет
Проект разработан:
учитель-логопед Москвитина А. В
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «СКОРОЧТЕЦ»
(СТАРШАЯ ГРУППА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР)
Срок реализации программы 2024-2025 уч.гг.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для обучения чтению детей 5 – 6 лет. Обучение детей направлено на полноценное овладение навыком осознанного чтения.
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.
Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.
По утверждению А.Н.Корнева, Р.С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 6 лет, так как в этом возрасте формируется устойчивый познавательный интерес. Данный возраст является сензитивным периодом проявления интереса к чтению, по мнению М. Монтессори.
В основу программы положены методическое пособие Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е. «Занимательное обучение чтению», В.А. Ковшикова «Азбука в картинках и стихах», В.Д. Юрчишина «Вижу – читаю - пишу», И.А. Быковой
«Обучение детей грамоте в игровой форме».
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жуковой Н.С. На занятиях дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы. Дидактическое сопровождение программы: слоговые таблицы, разрезная азбука, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально и индивидуально.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей.
Цель: Формирование речевой готовности к школе у детей 5 – 6 лет в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению.
Задачи:
- Формировать буквенный гнозис, навык звукобуквенного обозначения.
- Формировать навык слогослияния.
- Обучать грамотному, осознанному чтению.
- Формировать языковой анализ и синтез слов.
- Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Развивать связную речь.
- Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
- Развивать психические процессы.
- Развивать графомоторные навыки.
- Формировать навык самоконтроля.
- Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
Обучение старших дошкольников чтению строится с учётом следующих принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.
В содержание программы заложена возможность реализации следующих психолого–педагогических технологий:
- коррекционно-развивающих,
- игровых,
- технологии личностно-ориентированного подхода,
- педагогического диагностирования,
- информационно-коммуникационных технологий.
Основное место в деятельности учителя-логопеда принадлежит изучению личности детей, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого дошкольника, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, и тем самым научно обоснованно управлять учебно-воспитательным процессом. Изучение личности детей необходимо для выявления общих и функциональных задержек, нарушений речи, трудностей психического и нравственного развития каждого дошкольника. Это даёт возможность своевременно организовать коррекционную работу.
При реализации личностно-ориентированного подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей детей, а отношения « педагог - ребенок» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно – ориентированный подход в обучении дошкольника. Использование информационных технологий в обучении позволяет создать условия для самостоятельного приобретения детьми знаний за счет:
- прекрасной наглядности, создаваемой компьютером;
- реализации методики проблемного обучения с использованием специальных программ;
- автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ребенку иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);
- технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения.
Методической основой для программы кружка «СКОРОЧТЕЦ» стала следующая литература:
1. Аджи, А. В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте / А.В. Аджи. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 336 c.
2. Крылова, О. Н. Карточки по обучению грамоте. 1 класс / О.Н. Крылова. - М.: Экзамен, 2013. - 80 c.
3. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа.—СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 256 с.
5. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г
6. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
7. Гасанова Р.Х. Программа – руководство о предшкольному образованию. Путь к школе. Речевое развитие детей 5,5 – 7лет.
8. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
9. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
10. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.
11. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.
12. Интернет ресурсы
Ожидаемые результаты
В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:
По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык осознанного грамотного чтения.
Дети должны знать:
- определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, удар- ная гласная, ударный слог;
- отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
- обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;
Дети должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
- различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
- определять ударные гласные, слоги;
- определять в словах место и последовательность звуков;
- определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
- выполнять звукобуквенный анализ слов;
- производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
- графически обозначать звуки, слоги и слова;
- составлять графическую схему предложения;
Режим занятий периодичность и продолжительность занятий
Год обучения | Количество занятий | Продолжительность одного занятия | Недельная нагрузка | Количество часов за год |
1 год | 4 раза в месяц | 20 мин | 1 раз в неделю во второй половине дня | 35 ч. |
Тематическое планирование по месяцам
Содержание программы:
Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков.
Слоги:
- понятие «слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слогов.
Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
Словосочетание:
-знакомство с понятием «словосочетание»;
-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;
-грамматическое оформление словосочетания: согласование, управление.
Предложение:
-знакомство с понятием «предложение»;
-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;
-работа с деформированным предложением;
-интонационная законченность.
Текст:
-знакомство с понятием «текст»;
-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;
-работа с деформированным текстом;
-пересказ текста.
В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.
Список детей
I группа | |
№п/п | Ф.И. ребенка |
1 | АРТЕМЬЕВА МИЛАНА |
2 | БУРМИСТРОВА СВЕТЛАНА |
3 | БУТАКОВ РОМАН |
4 | КАБАКОВА ЭВЕЛИНА |
5 | ЛАВРЕНТЬЕВА ПОЛИНА |
6 | НАРИЦИН ДМИТРИЙ |
7 | НАУМОВ МАКСИМ |
8 | САКСОНОВА СОФЬЯ |
9 | САМОНИН ИВАН |
10 | СМЫК АДЕЛИНА |
11 | ЧИРИКОВ ДМИТРИЙ |
12 | ЧУПРОВ МИХАИЛ |
13 | ШИПИЦЫН ЯРОСЛАВ |
14 | ШИПИЦИНА АНАСТАСИЯ |
15 | МОИСЕЕВ ДМИТРИЙ |
Система оценки результатов освоения программы
Диагностическая карта кружка «СКОРОЧТЕЦ»
2024 – 2025 учебный год
Дата:
Ф.И ребенка | Владеет понятиями «звук», «буква», знает название букв | Владеет понятиями «слово» | Владеет понятием «предложение» | Различает гласные, твердые и мягкие согласные | Правильно ставит ударение в знакомых словах | Составляет из букв разрезной азбуки слова | Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту |
Критерии оценки.
3 балла – ребенок правильно выполняет все задания;
2 балла – ребенок правильно выполняет часть заданий (1,2), в остальных допускает ошибки (начиная с третьего), требует повтор заданий;
1 балл – требуется помощь, часто задания не выполняются самостоятельно, выполняется правильно 1 задание;
Начало (конец) года: высокий уровень _______ детей ______ %; средний уровень _______ детей ______ %; низкий уровень _______ детей ______ %.
Вывод: ______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...
Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности
На фоне современного копирования западных форм жизни происходит разрушение семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...
Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"
Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...
Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»
Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...