Консультация для воспитателей "Этапы и приемы с детьми по обучению грамоте в детском саду"
консультация по обучению грамоте

Анжелика Радиковна Хайретдинова

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_i_priyomy_raboty_s_detmi_po_obucheniyu_gramote.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы и приёмы работы с детьми по обучению грамоте (консультация для воспитателей)

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. 
Мы считаем, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: 
требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе. 
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: 
Сформированность
 звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
Полная сформированность 
фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
Готовность к 
звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения. 
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.
Подготовительный этап.
Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук". 
сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)
Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?":
Знакомство с гласными звуками. 
Предлагаемые игры: 
"Немые звуки": логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
"Фотография звука": логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
"Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву: 
Выделение данного звука среди других звуков 
а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, 
аманас);
Выделение данного звука среди слов (обруч, 
астрааистАня, ирис);
Выделение слов из текста на заданный звук. 
(Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове: 
1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище -на середину, а хвост - на конец слова. 
Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.
2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками. 
II этап. Знакомство с согласными звуками.
Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что: 
Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
  При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
 Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
   Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех - твердый, облачко - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.
  Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются. 
    Далее проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание: 
Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец: 
И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия: 
паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). 
   Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы. 
Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:
Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок. 
  Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой! 
Написать букву в воздухе, на столе;
Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, 
фасоли и другие мелкие предметы;
Вырывать из бумаги образ буквы;
Получить в подарок букву;
Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
Вылепить из пластилина, теста;
Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
 При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать: 
с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
двусложные со стечением (скала:);
трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).
  Например, рассмотрим звуковой анализ слова . Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова: 
назвать количество звуков в слове;
назвать звуки по-порядку;
сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
сколько согласных;
назвать первый звук, последний, третий:
 После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить предложение, словосочетания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте в детском саду

Обучение грамоте в детском саду     Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка к обучению грамо...

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Работа с родителями - Консультация:"Занятия по обучению грамоте в детском саду"

Выступление на родительком собрании о работе по обучению грамоте в детском саду....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

         Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....

Обучение грамоте в детском саду Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.

В книге освещается опыт экспериментальной разработки нового метода обучения грамоте дошкольников, даны подробные методические указания для использования этого метода в практической работе. Книга адрес...

Консультация по обучению грамоте в детском саду

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии...

Консультация "Обучение грамоте в детском саду"

Обучение грамоте в средней, старшей и подготовительной группах....