Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
От развития фонематического слуха зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью. Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. Фонематический слух является предпосылкой к развитию фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с разными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков речи).
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи страдает:
- звукопроизношение (может быть: отсутствие звука, замена звука, искажение или смешение);
- фонематический слух – узнавание звука в потоке речи;
- фонематическое восприятие – действия по звуко-слоговому анализу и синтезу.
От развития фонематического слуха зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью. Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. Фонематический слух является предпосылкой к развитию фонематического восприятия.
Вот три составляющих фонетико-фонематического недоразвития. Но, следует отметить, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи может быть и у детей с чистым звукопроизношением.
Почему необходимо обращать внимание на эту тему? Потому что, письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха и восприятия, являются потенциальными дисграфиками (детьми с нарушениями письма – как слышу, так и пишу).
Своевременное обучение позволяет исправить речевой дефект и подготовить ребёнка к обучению в школе.
Предлагаю вам игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия, которые вы можете провести дома с детьми и, которые помогут вам подготовить ребёнка к школе.
Игры на развитие фонетико-фонематических процессов
- Игра «Цепочка слов»: необходимо называть слова друг за другом. Каждое новое слово должно начинаться на последний звук слова, которое сказали раньше. Например – лук – корова – ананас …
- Игра «Назови слово» - называем слова на определённый звук:
Вот сколько на К я сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковёр,
Кладовка, калитка, комод, коридор…
А вот, что на Т вы сумеете назвать?
(Стихотворение Л.Куклина)
А на С ? Теперь на Ль. И на З и т.д.
- Игра «Найди картинку». Надо из предложенных картинок выбрать картинки с заданным звуком: одну картинку, чтобы слово начиналось с этого звука ; вторую – звук в середине слова; третью – звук в конце слова.
- Игра «Хлопни в ладоши на звук» - будем хлопать на звук Ш : шина, машина, чудеса, земля, уши, дружок, жилет, лето, ландыши, щенок, плащ, шум, дождь, роза, цветок, башенка, флаг, колесо, кирпичи, мушка, кожа, ящик, роща, петушки, золото, яблоко, хорошо.
- «Цветы и пчёлка». Ребёнку дать два цветка: у одного серединка синяя, а у другого – зелёная. Взрослый называет слова, если первый звук в слове мягкий согласный, то ребёнок должен поднять цветок с зелёной серединкой, а если звук твёрдый, то с синей. Например: дача, борода, деревня, мелодия, родина, гитара, сапоги, ноги, телега, гном, губы, лиса, весна, банан, рыба.
- Игра «Большой - маленький братец»: если звук, который мы слушаем в слове твёрдый, то это большой братец – ребёнок поднимает руки вверх, если звук мягкий, то – приседает. Например: слушаем звук В или Вь: ватрушки, диван, веник, муравей, сова, овёс, ковёр, вишня, вышка; слушаем звук Р или Рь: радуга, рейка, мороз, ворота, рюкзак, старик, помидор, рисунок, гиря, самовар, пузырь, рысь, речка.
- Игра – загадка. Мы загадываем слово (например: модель слова лиса). Оно состоит из таких звуков: первый – мягкий согласный (зелёный квадратик), второй гласный(красный квадрат), третий – твёрдый согласный (синий квадрат), последний снова гласный (красный квадрат). Ребёнок должен угадать слово. Чтобы отгадать, он должен знать, про что загадана загадка. Должен спросить: живое это или нет, сразу станет легче отгадывать. Если это живое, то какой следующий вопрос можно задать? Кто это может быть? И т.д.
- Игра «Придумай сам». А какие ещё слова могут подойти к этой схеме. Пусть попробует подобрать. (Река, небо, тина, кино, зима, лето, бегу, несу, пеку…). Если затрудняются дети – помощь родителей.
- Игра «Кузовок». У меня есть кузовок – в него будем собирать слова, которые заканчиваются на –ок: колобок, грибок, утюжок, клубок, сапожок, гребешок, уголок, бок, зубок, роток, молоток, пирожок, бугорок…
- Игра «Соберём слова».
- Назови овощ на гласный звук;
- Назови птицу на звук В;
- Назови фрукт на звук Г;
- Назови игрушку на звук С;
- Назови мебель на твёрдый согласный звук;
- Назови дерево на мягкий согласный звук;
- Назови цветок на звук К;
- Назови животное на звук Бь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - практикум для родителей "Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх"
В данной консультации раскрывается необходимость работы с детьми по развитию фонетико-фонематических процессов. Подобран и представлен практический материал в виде игр и упражнений, который родители м...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/02/picture-445144-1630553080.jpg)
Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-198199-1364396842.jpg)
Метод наглядного моделирования в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста
методические рекомендации для педагогов, работающих в логопедических группах.«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/04/picture-331879-1386155807.jpg)
«Преодоление фонетико – фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста» (моя печатная статья)
Для развития фонетико-фонематической системы необходимо развивать языковую способность, так как она теснейшим образом связана с особенностями развития высших психических функций....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-576804-1610357233.jpg)
«Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста посредством коррекционных сюжетно-тематических занятий».
Мастер-класс о том, как используя сюжет и объединяя различные виды деятельности и разные пед. технологии развивать все компоненты устной речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/02/picture-787561-1462209383.jpg)
Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса.Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных нарушений является лексико-гра...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-856798-1480082498.jpg)
корекция фонетико - фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх.
консультация для родителей...