проект "Муравьи"
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Шатрова Кристина Артуровна

проект по экологическому воспитанию "Муравьи" для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muravi.docx189.95 КБ

Предварительный просмотр:

Вид проектапознавательно-исследовательский.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Продолжительность: долгосрочный

Актуальность: Наверно найдется немало людей, которые хоть раз не останавливались возле муравейника, завороженные таким далеким и в то же время близким нам миром этих удивительных насекомых.

Так и наши дети, во время прогулки увидели муравьев. Реакция детей была неоднозначной. Некоторые дети выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие дети, которые предложили уничтожить муравьев. Между детьми разгорелся спор, что делать с муравьями. В ходе беседы с детьми, выяснилось, что знания о насекомых очень маленькие. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?». Воспитатель подвела их к мысли, если дети не знают, как поступить с муравьями, значит нужно расширить знания о насекомых и на основе этих знаний принять соответствующее решение.

В наше время, данная проблема актуальна, так как сейчас очень много муравьев и муравейников уничтожаются людьми, не думающих о последствиях. Поэтому очень хотелось, чтоб смотря на муравьев, наши дети проявляли уважение, как к насекомым, приносящим большую пользу природе и человеку. Силами родителей было принято решение о приобретении в группу муравьиной фермы.

Цель : расширить представление детей о муравьях и их большом значении в жизни леса. Развивать познавательный интерес, творческие способности. Изучить особенности жизни муравьев в ферме (формикарии).

Задачи:

1. Развивать интерес и желание к экспериментированию. Формировать реалистические представления о природе.

2. Формировать навыки коллективного труда.

3. Воспитывать чувство ответственности за братьев наших меньших.

4. Дать более глубокие знания о муравьях и их жизни, и месте обитания. Расширить представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях муравьёв.

5. Привлечь родителей к участию в проекте.

6. Активизировать внимание и память, развивать логическое мышление.

7.Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения.

8. Вести постоянное наблюдение за жизнью муравьев.

Объект исследования: степные муравьи жнецы

Предмет исследования: Домашняя муравьиная ферма.

 

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям. Развитие познавательной активности, любознательности. Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде. Создание условий для проявления воображения.

 

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

1.Составить план совместной деятельности взрослого с детьми на тему «Муравьи»

2.Подбор литературы, игр, картинок, энциклопедий о муравьях.

3.Информация в уголке для родителей о начале проекта «Муравьиная семья», приложен список книг рекомендуемых для чтения про насекомых.

4. Привлечь родителей к участию данного проекта, помочь детям сделать совместный макет «Муравейник» из бросового материала.

II этап – основной

1. Беседа о муравьях.

2.Дидактическая игра: «Учись сравнивать насекомое».

3. Экскурсия по территории детского сада, цель найти муравейник.

4. Рассматривание муравейника, наблюдение за муравейником.

5. Презентация о строении и жизни муравья.

6. Наблюдение за жизнью муравейника. Зарисовка. НОД

7. Рассматривание строение муравья через микроскоп. Лепка муравья.

8.Опыт: «Муравьиная дорожка»

9.Вечер загадок «насекомые».

10. Чтение сказки В. В. Бианки «как муравьишка домой спешил».

III этап – заключительный

1. Коллективная работа «Макет муравейника»

2. Подведение итогов проекта. Игра-викторина «Все ли вы знаете о муравьях?»

3. Постоянное наблюдение за жизнью муравьёв в формикарии и ухаживании их.

 

Календарное планирование взросло-детской деятельности в ходе проекта

 

Этап

Дата реализации

Образовательная область

Деятельность педагога

Совместная деятельность педагога с детьми

Работа с родителями

I этап

10.04-17.04.2023г

 

1.Составить план совместной деятельности взрослого с детьми на тему «Муравьи»

2.Подбор литературы, игр, картинок, энциклопедий о муравьях.

 

3.Информация в уголке для родителей о начале проекта «Муравьиная семья», приложен список книг рекомендуемых для чтения про насекомых.

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о насекомых

4. Привлечь родителей к участию данного проекта, помочь детям сделать поделку «Муравья» из бросового материала.

II этап

18.04.2023г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-коммуникативное развитие Познавательно развитие

Речевое развитие

 

1. Беседа о муравьях.

 

Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни

 

 

25.04.2023г.

 

 

 

 

Познавательное развитие

 

 

 

2.Дидактическая игра: «Учись сравнивать насекомое».

Цель: закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

 

 

 

 

 

26.04.2023г.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие

 

 

 

 

 

 

3. Экскурсия по территории детского сада.

Цель: найти муравейник.

 

 

 

 

 

 

26-27.04.2023г.

 

 

 

 

Познавательное развитие

 

4.Рассматривание муравейника, наблюдение за муравейником. Цель: расширять представления детей о муравьях – тружениках; пополнять словарный запас; воспитывать бережное отношение к насекомым;

 

 

 

2.05.2023г.4

 

 

 

 

Познавательное развитие

 

 

5.Презентация о строении и жизни муравья.

Цель: Расширение кругозора детей, развитие наблюдательности.

4.05.2023г. 

 

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

 

6. Наблюдение за жизнью муравейника. Зарисовка.

Цель: Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах, и их отношениях.

Зарисовкой закрепить полученные знания

 

 

5.05.2023г.

 

 

 

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

 

7. Рассматривание строение муравья через микроскоп и лупу.

Лепка муравья.

Цель: детально рассмотреть строение муравья. Лепкой закрепить полученные знания

12.05.2023г.

Познавательное развитие

 

8.Опыт: «Муравьиная дорожка».

Цель: Расширить знания детей о жизни муравьев

16.05.2023г.

Речевое развитие

 

9.Вечер загадок «насекомые».

Цель: продолжать обучать отгадыванию загадок. уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаков муравьев.

23.05.2023г.

Речевое развитие

 

10. Составь описательный рассказ про жизнь муравьев

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

26.05.2023г.

Художественно-эстетическое развитие

 

11. Чтение сказки В. В. Бианки «как муравьишка домой спешил».

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье

III этап

12.09.2023г.

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

 

 Коллективная работа макета «муравейник и их быт»

Цель: Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей. Продолжать учить заниматься коллективной деятельностью, закрепить навыки создания о муравейнике

 

 

17.10.2023г.

Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие

 

3. Подведение итогов проекта. Игра-викторина «Все ли вы знаете о муравьях?»

Цель: обобщить знания чему научились дети за время проекта. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление, творческих способностей

18.10.2023 по сегодняшнее время

Познавательное развитие

 

Наблюдение за жизнью муравейника в формикарии

Цель: Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах, и их отношениях

 

Вывод:

Муравьи – важнейшая и необходимая составляющая лесной фауны, так как они выполняют множество экологических функций. Понимая важность лесных муравьёв в сохранении экосистемы леса, необходимо более осознанно подходить к этим полезным насекомым. Чтобы сохранить этих удивительных насекомых, в первую очередь нужно сохранить их дом – муравейник. Рождение этому проекту дали дети, и цель нашего проекта была достигнута.

Дети с интересом слушали и исследовали всё о этих удивительных насекомых, раскрыли их секреты жития и секреты сохранения экосистемы.

Родители с восторгом говорили: «Дети стали очень наблюдательными, они везде ищут муравейники, предостерегают нас «не наступите», «не раздавите», замучали вопросами «Когда пойдём в лес»

Это очень радовало нас, в этом мы видим результат нашего проекта.

Мы взрослые не должны упускать эти желания и стремления детей узнавать этот мир и дать возможность изучать его дальше, ведь только от настоящего и будущего зависит наша жизнь, а будущее и настоящее –это мы и наши дети. Мы думаем этот проект станет началом для исследования и других обитателей экосистемы.

 

Художественная литература

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравьях.

К. Ушинский «Капустная белянка»

В. Бианки «Муравейник зашевелился»

Н. Сладков «Муравей и сороконожка»

«Сказка о лягушке и муравьях»

Л. Н. Толстой «О муравьях»

И. Соколов-Микитов «Муравьи»

И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»

Н. Гали «Муравьиные истории»

А.В. Митяев «Муравей и космонавт»

В.Брагин «Как муравьишка домой спешил»

 

 

Беседа о муравьях

Цели:

- Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;

- Сформировать представление о роли муравьёв в природе;

- Воспитывать бережное отношение к муравьям;

- Воспитывать интерес к исследовательской работе.

Материал:

Картины с изображением муравья, муравейника

Ход беседы – наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадки:

 

В лесу у пня суетня, беготня.

Нард рабочий весь день хлопочет –

Из лесного сора строит себе город. (Муравей)

 

Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов? (Муравей)

 

Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

 

1. Где живут муравьи? (В лесу, в городе, в асфальте.)

2. Какую пользу приносят муравьи людям и лесу? (Уничтожают вредных насекомых.)

3. Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел.)

 

 

- Муравьи строят себе жилище, оно называется – муравейник. Муравейником правит муравьиная принцесса, в молодости у неё были крылышки, и она любила полетать. Но, став матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья, и живёт только в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. В муравейниках существует строгое разделение труда. Одни муравьи ухаживают за потомством – это няньки. Другие чистят помещения гнезда – это уборщики. Есть муравьи добытчики – они добывают пищу. А ещё муравьи-солдаты, эти бесстрашные защитники крепости.

 

- Муравьи уничтожают вредных насекомых и гусениц. Не зря их называют санитарами леса. Но и очень часто спасают лес от пожаров. Так не потушенную спичку или окурок, брошенный вблизи муравейника очень быстро гасят (разумеется если не успела загореться сухая трава). При этом муравьи становятся на задние лапки и выпускают в огонь струю жидкости.

 

Главные враги муравьёв – кабаны и… человек. С кабанов спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи -это здоровье леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики.

Ребята, а вы знаете какие-то приметы связанные с муравьями?

Приметы: если вокруг муравейника много муравьёв – к хорошей погоде; если муравьи прячутся в кучи, жди сильного ветра, дождя, грозы.

-когда летом муравьи наносят большие муравьийные кучи, то ожидай ранней и холодной зимы.

Пословица: Муравей не по себе ношу носит, никто спасибо не скажет, а пчела меньше носит, да людям мила.

Давайте с вами сходим в наш лесок, на территории детского сада и поищем там муравейники.

 

 

Дидактическая игра «Насекомые»

Цель: закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и передает мячик соседу, тот называет другое насекомое (комар, и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит: «Летающие насекомое – бабочка» - и передает маленький мячик соседу, тот отвечает: «Комар», и т. д. После окончания круга ведущий называет: «Прыгающее насекомое», - и игра продолжается.

Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» в старшей группе


Цель: Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах, и их отношениях.

Задачи: продолжать уточнять, и расширять знания детей о жизни муравьёв;

закрепить представление о насекомых;

познакомить с особенностями внешнего строения;

воспитывать бережное отношение к животному миру.

Предварительная работа : Чтение сказки В. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»; чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; рассказа Л. Н. Толстого «О муравьях».

Ход наблюдения:

Воспитатель: Ребята послушайте, и отгадайте мою загадку, и постарайтесь отгадать про кого она?

-Побежали по дорожке

Чьи — то маленькие ножки!

А на ножках, посмотри

- Груза больше раза в три!

И почти не вижу я

Под поклажей? (Муравья)

Воспитатель: Правильно отгадали загадку, конечно ребята это муравей.

Воспитатель: Дети, а каких муравьёв мы знаем?

Ответы детей: чёрных, рыжих, красных.

Воспитатель: Ребята кто знает, как называется дом муравьёв? (ответы детей)

Воспитатель: Эти насекомые очень трудолюбивые, они всегда чем – то заняты. Живут муравьи большими семьями в муравейнике, но можно увидеть их, в гнилой древесине, в почве, а также под различными предметами, лежащими на земле. Некоторые виды не строят для себя гнёзд, а предпочитают захватить чужие. Многие виды муравьёв предпочитают селиться рядом с человеком.

Воспитатель: Ребята, интересно, а у нас на территории детского сада есть муравьи? Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы, и найти муравьёв на территории участка, и рассмотреть их.

Воспитатель: Ребята, тело муравья состоит из 3-х основных частей, чётко разделенных между собой – это голова, которая соединяется с грудью и брюшком с помощью тонкой перемычки в виде талии. Все три части покрыты хитиновой оболочкой. На голове муравья можно увидеть усики, которые служат в качестве органов осязания. С их помощью насекомые улавливают запахи, колебания воздушных масс, а также колебания почвы. Муравьи в основном живут запахами, поскольку по запаху они определяют своих сородичей, определяют место нахождения корма, подают сигналы опасности.

Беседа по вопросам: - Ребята, как вы думаете, чем питаются муравьи?

А сколько у них лапок? (ответы детей)

Как вы думаете, муравьи приносят какую-нибудь пользу?

А живут они дружно?

Помогают ли муравьи, друг другу?

Воспитатель: Давайте с вами понаблюдаем, затем, как муравьи работают, и что они делают?

Воспитатель: Правильно, муравьи – хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

Муравьи едят всё: других насекомых, грибы, семена растений, но особенно любят сладкое.

При похолодании муравьи впадают в спячку, и поэтому в этот период не питаются. Некоторые виды муравьёв, продолжают вести активный образ жизни, выживая за счёт созданных запасов. В обществе муравьев имеются солдаты, которые оберегают муравейник от посягательств, природных врагов, а также помогают захватывать другие территории.

Воспитатель: Ребята вы сказали, что муравьи живут в муравейниках. А из чего же они строят себе дом? (Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Правильно, для постройки муравейника идут сухие веточки, соломинки.

Худ. слово: чтение стихотворения об муравьях – Автор Татьяна Аполлоновна

Муравей спешит куда-то

И соломинку несёт.

Повстречал в пути он брата,

Тот совет ему даёт:

«Брат, послушай, пусть я мельче,

В помощь ты прими труд мой.

Все пригорки, камни легче

Одолеть в пути домой».

Мудро груз они свой взяли…

Вот тебе и муравьи!

Нам пример всем показали

Дружбы, мира и любви.

Индивидуальная работа: Отработка прыжков с места.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте с вами поиграем.

1. Подвижная игра «Муравьи и дождик»

Цель игры: учить детей ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.

Ход игры: Дети - «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий муравей.

2. Подвижная игра «Собери муравейник».

Дети делятся на две команды и под музыку собирают свои муравейники, из подручных средств.

Трудовая деятельность на участке.

Коллективный труд по уборке территории участка - собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни.

Цель: учить трудиться сообща, воспитывать трудолюбие.

Самостоятельная деятельность детей, с выносным материалом.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, наша прогулка подходит к концу.

За кем мы сегодня наблюдали?

Что интересного мы узнали, и что мы теперь знаем о муравьях?

Какую пользу они приносят?

А сейчас мы пройдём на веранду нарисуем наших муравьёв (зарисовка)

Конспект занятия по лепке «Муравьишки в муравейнике».

Цель: учить детей создавать композицию «Муравьи в муравейнике», лепить

фигурки муравьев, продуманно располагая их на основе («муравейник»).

Задачи: Образовательные: закреплять основные приемы лепки: умение

скатывать шар и столбик, прижимать детали к основе. Закреплять знания о

насекомых.

Развивающие: развивать внимание, умение отвечать на вопросы воспитателя.

Развивать умение действовать по краткой инструкции. Развивать

инициативность, самостоятельность. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать сопереживание игровому персонажу, желание

помочь ему.

Предварительная работа (в самостоятельной деятельности): скатывание

столбиков из разноцветного пластилина, и прилепливание их к пластиковой

основе (половина разрезанной шестилитровой пластиковой бутылки).

Материалы к непрерывной образовательной деятельности: коричневый и

черный пластилин, заранее подготовленная основа, иллюстрации с

изображением муравьев и муравейника. «Муравьиная царица», слепленная

воспитателем.

Ход НОД:

Воспитатель поет:

Шел по лесу медведь, шел он долго и устал.

И решил он посидеть, сел под елкой…. И прямо на муравейник (выделяем

эмоционально голосом).

Раздавил муравейник, одна муравьиная царица спаслась. Но царица не умеет

делать муравейники, да и муравьишек-друзей у нее не осталось.

Что же ей делать, чем помочь, где новый муравейник раздобыть?

Появляется муравьиная царица (из пластилина, крупный муравей с короной).

Вот спасибо, дети, за муравейник! Славно я в нем заживу. Отложу яички и из

них выведутся детки, новые муравьишки. Только это еще нескоро, кто же

будет меня, царицу, кормить? Кто же будет за детками ухаживать? Где мне

взять помощников-муравьев?

Вы поможете? Вот спасибо!

Воспитатель показывает картинку муравейника. Сколько муравьев в

муравейнике живет!

И сейчас мы их с вами слепим, как вы и предложили.

Послушайте как: (показ с помощью более крупных кусочков пластилина).

Делим кусочек коричневого пластилина на 3 части. Катаем шарики и

прилепляем их друг к другу. Это голова и туловище муравья. Теперь берем

черный пластилин, отрываем 2 маленьких кусочка, скатываем в шарики – это

глазки. Прилепляем их к голове. Теперь делаем несколько столбиков из

черного пластилина, три прилепляем внизу – это ножки муравья, один – это

челюсти, рот муравья, которым он может поднимать всякие предметы,

защищать муравейник. Челюсти нужно немного изогнуть. Муравьишка

готов. Потом каждый сам посадит муравьишку на муравейник.

Давайте перейдем за столы.

Можно начинать, начинаем с больших коричневых шариков (кому трудно

разделить пластилин на 3 части, помогает воспитатель, также индивидуально

напоминает последовательность выполнения).

Располагаем муравьев на муравейнике, воспитатель спрашивает каждого

ребенка – куда бежит и что собирается делать его муравей.

Звучит песенка муравьев.

Муравьиная царица: огромное спасибо, дети, мы славно заживем в этом

муравейнике! До свидания! («уходит» внутрь муравейника (под муравейник).

Молодцы, дети! А зачем мы лепили этот муравейник? Что вам понравилось?

Кто живет в муравейнике? Кто делал хвоинки для постройки муравейника?

Какой муравей самый красивый? Самый большой? Самый веселый? Мы

славно потрудились сегодня.

 

Исследовательская деятельность:

Одну дорожку перед муравейником засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую – сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Выводы детей: Муравьи обогнули песок и вернулись на проторенную тропинку; сахарный песок муравьи собирают и несут в муравейник

 

 

 

 

Опыт «Муравьиная дорожка»

Недалеко от найденного муравейника, на территории детского сада, ребята разместили кусочек булочки с сахаром. и примерно через 15 мин этот кусочек нашел 1 муравей, и через каждые 10 мин наблюдали за лакомством, количество муравьев увеличивалось. Через час к хлебу была проложена дорожка муравьев.

Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае булочка с сахаром, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек.

Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

 

 

Загадки про муравьев и муравейники

Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравей)

***

На вид, конечно, мелковаты, но всё, что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята Вся жизнь их связана с трудом. (Муравей)

***

Кто не знает силача? Груз он носит не ворча. Для него везде тропинка: и дорожка, и былинка, может вниз нести и вверх; Он работник лучше всех. (Муравей)

***

В лесу у пня суета и беготня, Народ рабочий целый день, хлопочет и хлопочет, Себе дом строит… (Муравей)

***

Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи)

***

Побежали по дорожке Чьи — то маленькие ножки! А на ножках , посмотри,- Груза больше раза в три! И почти не вижу я Под поклажей … (Муравья)

***

Тащит он соломинку к маленькому домику. Всех букашек он сильней Наш трудяга… (Муравей)

. ***

Мужички без топоров рубят избу без углов. (Муравей)

***

Я работаю в артели у корней лохматой ели. По буграм тащу бревно — больше плотника оно. (Муравей)
***

Непосильную поклажу, нёс без всякого куражу. Он трудяга, каких мало И сородичей орава: всех на свете он сильней – Рыжий крошка… (Муравей)

***

В лесу у пня как обычно беготня, Народ рабочий целый день Избу там строит… (Муравей)

***

У кореньев деревьев — Ратная сила. (Муравей)

***

На поляне возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нём миллион. (Муравейник)

***

В лесу под ёлкой — город. В нём сто улиц — коридоров. Взад-вперёд снуют здесь жители по профессии — строители. (Муравейник)

***

За пнем бугорок, а в нем – городок. (Муравейник)

***

Лесные Жители Лучшие строители. Ребятнёй кипучей Дом построен самый лучший. Из хвоинок, из иголок Самый лучший в мире город. (Муравейник и Муравьи)

***

Трудится с утра до ночи, строит дом высокий очень. Муравейник – теплый дом, Миллионы комнат в нем. Строит кто? Скажи скорей! Это крошка — … (Муравей)

***

Живёт в лесу малыш изящный, пусть ростом мал, да работящий. Весь день без устали снуёт – То прут, то брёвнышко несёт… (Муравей)

 

 

Викторина «Все ли вы знаете о муравьях?»

Воспитатель:

Сегодня у нас будет викторина «Все ли вы знаете о муравьях?». Проверим ваши знания. Разделимся на две команды. За каждый правильный ответ ваша команда получает жетон. Если команда затрудняется ответить, то задание переходит другой команде. Также нам нужно выбрать жюри. Перед вами на барабане лежат конверты с заданием. И так начинаем.

Каждой команде будут задаваться вопросы. Та команда, которая не отвечает, не подсказывает. Иначе вопрос будет снят.

 

Сколько лап у муравьёв? (6)

 

Сколько цветов бывает у муравьёв? (6)

(Цвет также зависит от разновидности: бывают красные, коричневые, черные, зеленые, рыжие и синие представители).

 

Сколько видов муравьёв обитает на территории России? (300)

 

Муравьи очень мелкие насекомые, но и среди них встречаются гиганты. Сколько см в длину достигает самый крупный муравей?

(Название полностью соответствует реальности: взрослые особи достигают 3 сантиметра в длину).

 

Муравьи любят сладкое? (Да)

(Муравьи – это сладкоежки, которые любят насладиться нектаром).

 

Муравьи опасны для человека? (Да)

 

Муравьи – трудолюбивые насекомые? (Да)

 

С какой целью муравьи выносят землю из своего муравейника наверх?

(Просушивают, чтобы не завелась плесень).

 

Что связывает муравьев с тлёй?

(Муравьи «доят» тлей, получая сладкую жидкость).

 

В муравейнике у каждого муравья свои обязанности.

Чем заняты муравьи- строители?

(Муравьи-строители заботятся об обустройстве муравейника – роют тоннели).

 

Чем занимаются муравьи- солдаты?

(Муравьи-солдаты защищают муравейник от нападения других насекомых и захватывают территорию для его расширения).

 

Что делают муравьи-сиделки?

(Муравьи-сиделки наблюдают за развитием личинок).

 

Что делают муравьи-врачи?

(Лечат своих сородичей).

 

Чем заняты муравьи-добытчики?

(Приносят в муравейник пищу).

 

Что делают муравьи-листорезы?

(Заботятся о запасе листвы, на основе которой они выращивают грибы, которыми питается весь муравейник).

 

Что делают муравьи-могильщики?

(Хоронят усопших особей муравейника).

 

Чем заняты муравьи-растениеводы?

(Занимаются сбором семян растений).

 

Даже есть муравьи-фермеры, которые заботятся о разведении мелких насекомых, которыми они питаются – тли, червецов, цикад.

Какую пользу приносят муравьи?

(Рыхлят землю лучше червей, разносят семена по лесу, очищают лес от умерших насекомых и вредителей, муравьиная кислота способна помочь при лечении болезней.).

 

Как по- гречески будет слово муравей? (Мирмики)

 

Как называется наука, изучающая муравьёв?

(Мирмекология - наука, изучающая муравьев. От греческого "мирмики" - муравей, "логос" – учение).

Воспитатель: какие молодцы ребята! Вы все про муравьев теперь знаете! И я считаю что медаль заслужил каждый из вас!