Проект "Азбука финансов"
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)
Познакомить воспитанников подготовительных групп с основами финансовой грамотности. Провести мероприятия по ознакомлению с историческими сведениями о денежных знаках, с современными деньгами и способами их хранения, познакомить в общих чертах с услугами современных банков, функциями банкоматов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Азбука финансов»
Тип проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.
Цель проекта: Познакомить воспитанников подготовительных групп с основами финансовой грамотности. Провести мероприятия по ознакомлению с историческими сведениями о денежных знаках, с современными деньгами и способами их хранения, познакомить в общих чертах с услугами современных банков, функциями банкоматов.
Задачи проекта:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий
- Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.
- Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности.
- Воспитывать бережливость.
- Развивать умение детей общаться, договариваться, распределять роли в сюжетно-ролевой игре.
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы , воспитатели, родители.
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Открытия Феечки Копеечки».
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме досуга «Ярмарка товаров и услуг»
Актуальность включения основ экономического воспитания
в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования.
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых
решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят
и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Именно старший дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
На этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Таким образом, очень необходима работа воспитателей в ДОУ, родителей в семье по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться.
Знакомство с финансовой грамотностью выстраиваем на основе образовательной программы развития финансовой грамотности дошкольников «Открытия Феечки Копеечки» Л.В.Любимовой. Программа состоит из трех модулей: модуль I «Семейный круг», модуль II «Копилка», модуль III «Богатства Пармы».
В 6-7 лет систематизируются, обогащаются представления детей о товарно-денежных отношениях, об истории и эволюции происхождения денег, о том, что к деньгам следует относиться как к предмету жизненной необходимости, средству и условию благополучия и достатка. Совершенствуются умения детей различать и называть товары и услуги, опираясь на собственный опыт. Обогащаются представления детей о деньгах разного достоинства, разной ценности (покупательской способности), дети различают деньги разного достоинства (1, 2, 5, 10 условных единиц). Знакомятся с предприятием региона – Монетным двором Санкт-Петербурга: формируются представления детей о процессе изготовления денежных знаков, дети знакомятся с профессиями людей, работающих на Монетном дворе. Обогащаются представления детей о системе хранения денег. Знакомятся с понятиями «безналичные деньги» и «электронные деньги». Совершенствуются умения детей различать наличные и безналичные деньги, применять данное умение в самостоятельной игровой деятельности.
Задачи:
«Семейный круг» (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Знакомить детей дошкольного возраста с содержанием деятельности людей
профессий, прежде всего ближнего окружения (связанных с производством
товаров, экономикой, профессии родителей) и актуализировать значимость
труда, где нет осязаемого (готового) продукта.
- Знакомить детей с основами планирования семейного бюджета (доход, расход,
заработная плата, виды расходов, основные потребности и пр.)
- Формировать навыки бережного отношения к результатам труда взрослых,
умение ценить чужой и собственный труд.
- Формировать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с
деньгами, умение копить средства в повседневной практической деятельности
и понимать суть и значение благотворительной деятельности человека.
- Приобщать детей к повседневным делам семьи. Воспитывать, мотивировать и
стимулировать желаний и стремлений детей быть занятыми полезным делом,
трудиться на благо семьи, помогать взрослым.
- Воспитывать у детей навыки и привычки культурного и рационального
поведения в быту, а также навыки целесообразного взаимодействия с
окружающим миром вещей и предметов. Воспитывать бережливость и
умение планировать покупки.
«Копилка»(декабрь ,январь, февраль)
- Познакомить детей с понятием «деньги», с историей возникновения
денег.
- Формировать представление детей о разных видах денег.
- Познакомить с ведущим предприятием региона: печатной фабрикой
Гознак.
- Способствовать формированию представлений детей о значении денег в
жизни человека в прошлом и современном мире.
- Обогащать представление детей о способах хранения денег.
- Содействовать развитию умения детей различать российские деньги от
денег дальнего и ближнего зарубежья.
- Содействовать развитию умения детей различать деньги разного
достоинства (1,2,5,10 усл. единиц).
- Формировать умения детей различать и называть товары и услуги,
опираясь на собственный опыт.
- Воспитывать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной
необходимости.
- Воспитывать основы разумного поведения в жизненных ситуациях,
связанных с деньгами.
«Богатства Пармы».(март, апрель, май)
- формирование у детей дошкольного возраста представлений об особенностях производства товаров
сельскохозяйственного и промышленного комплексов Оренбуржья.
Формы работы:
• беседа, обсуждение,
• просмотр слайд-презентации, мультфильмов,
• чтение художественной литературы, комиксов,
• игровые ситуации,
• решение проблемных ситуаций,
• рассматривание картин,
• сюжетно-ролевая игра,
• продуктивная и экспериментальная деятельность
• экскурсии.
Тематический план работы с детьми и родителями (законными представителями)
№ | Месяц/ Раздел | Тема | Совместная и самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьей |
1 | «Семейный круг» (сентябрь, октябрь, ноябрь) | «Феечка – Копеечка знакомится с профессиями.» | Игровые модули: «Школа», «Аптека», «Банк», «Рекламное Мультимедийная презентация Галиев Ш. «Три копейки на покупку»; Сказка «Волшебное кольцо»; «Кому что нужно для работы?» «Кто что делает?» «Профессия экономист» Беседа размышление «Кем я буду когда вырасту…» Рисование «Моя будущая профессия» | Консультация «Что почитать детям? (об экономике)» Экскурсия: семейный выход в банк, магазин, почту, бугалтерию |
«Феечка – Копеечка стала рачительной хозяйкой» | Беседы: «Как приходят деньги в семью?» Конспект командной игры «Доходы» «Знакомство с правилами экономии.» «Хочу и надо» Игра «Выбери товар» «Правила экономии», «Как сберечь ресурсы» Практическая работа «Мини-банк» Игра-викторина по финансовой грамотности тема «Деньги любят счёт» С/р игры : «Идём за покупками» «Продуктовый магазин», «Рынок» Конспект командной игры «Расходы. Как потратить деньги с пользой» Фотоколлаж «Мы в магазине» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?» | Буклеты-памятки для детей и родителей «Как можно сэкономить деньги в семье» | ||
Азы домашней бухгалтерии с Феечкой – Копеечкой» | Интернет ресурсы на темы: «Потребности человека», «Планирование семейного бюджета». Чтение и обсуждение главы «Какие бывают доходы» из книги Э.Матвеева «Дима и Совёнок» «Учись экономить» «Доходы, расходы» Домино- «Деньги» Беседа «Что такое семейный бюджет» Конспект ООД. Тема: «Экономия тепла, света, воды» «Почему взрослые работают?» Игровое занятие «Бюджет семьи, доход, расход» Изготовление совместно с детьми карты-схемы «Семейные затраты» | Родительское собрание «Финансово – экономическое воспитание в семье. Знакомство родителей с программой Word и Excel для дошкольников (планирование семейного бюджета. Обсуждение в сетевой группе: Дискуссия «Стоит ли давать детям карманные деньги?». Рефлексия по дискуссии в сетевой группе – деловая игра: «Стоит ли давать детям карманные деньги?». | ||
«Феечка – Копеечка учит быть помощником в семье» | Беседа: «Труд - основа жизни». Тематические альбомы «Полезная помощь», «Сам справляюсь с важным делом». Д/игра: «Мамины помощники» Игра – пантомима «Любимые | Обсуждение в сетевой группе: Дискуссия: «Оплачивать ли детям выполнение домашних обязанностей в своей семье?». Проект «Дневник домашних обязанностей». | ||
« Как Феечка – Копеечка управляла своими желаниями» | Тематические альбомы «Можно и нельзя», «Основные потребности человека», Игра «Домик-копилка» Д/игра – планинг «Как Беседа «На чём можно экономить» Конструирование из бумаги «Кошелёк» «Хочу и надо» - проблемная ситуация, направленная на углубление знаний детей о том, что расходы бывают основные (необходимые) и неосновные (желаемые) | Памятка «Ребенок в | ||
2 | «Копилка» (декабрь ,январь, февраль) | «Как Феечка Копеечка узнала, что такое деньги»
| Беседы, презентации, иллюстрации: «Что такое деньги». ” Эволюция денег” ” Появление первых денег на Руси”.” «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор). ” Российские деньги и деньги разных стран» ” Деньги разного достоинства и разной ценности» «Путешествие на Монетный двор.” «Где рождаются деньги. Дом, в котором «живут» деньги» ” Свой домашний банк, или копилка для денег” Лэпбук: СРИ: «Банк.», «Супермаркет», «Рынок», «Монетный двор», «Аукцион», «Рекламное агенство», Д/И:«Обмен», «Кто что делает?» (люди труда), «Кому что нужно» «Что продается в магазине?». «Давай положим в корзинку». «Какой товар лишний?» «Что забыли положить в корзинку?» «Все по полочкам». «Путаница». «Что угодно для души». «Что сколько стоит». «Давай поменяемся». «Деньги» «Нужные покупки». «Много - мало». «Дорого – дешево». «Потребность – возможность». «Запланированная покупка». «Запланированная покупка - 2». «Что откуда берется?» «Бюджет». «Сдача». «Надо» и «хочу». «Осознанный выбор». «Умелые руки». «Что важнее?» «Размен» «Разложите товар» «Угадай, где продаются» «Все по полочкам». «Дорого – дешево». «Купи другу подарок» «Волшебный кошелек» «Домино» ЧХЛ: РНС «Мена», «Гуси-лебеди», стихотворения А.Барто «Так на так», Ш.Галиева «Три копейки на покупку», комикс «История о рублике и его друзьях»,К. Чуковского «Муха – Цокотуха». Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах. Экономика для детей в сказках, играх и задачках. Проблемные и игровые экономические ситуации. Экспериментальная деятельность: «Рассмотрим деньги в лупу», «Мокрые банкноты» Продуктивная деятельность: Изготовление кошельков для игр в магазин. Мастерская по изготовлению денег «Придумай денежку» , Творческое занятие: изображаем жадность и щедрость» Книжка-раскраска по финансовой грамотности для дошкольников. Просмотр мультипликационных сюжетов: «Галилео. История изобретения Денег», фильмов экономического содержания «Дорогая копейка», «Пятачок», «Заработанный рубль», «Азбука денег тетушки Совы. Безналичные деньги», «Как старик корову продавал».«Смешарики. Азбука финансовой грамотности». | Консультация «Как доступно рассказать ребенку об истории появления денег» Буклет «От ракушек до наших дней» Маленькая покупка в магазине (экскурсия в магазин) Экскурсия в банк с ребенком. Гость группы «Я работаю в банке» Совместная деятельность детей и родителей – рисование «Магазин». Буклет «Как я коплю деньги дома». Создание экономического словаря |
«Феечка Копеечка – коллекционер, или Какие бывают деньги» | ||||
«Где живут деньги» | ||||
«Феечка Копеечка на Монетном дворе» | ||||
3 | «Богатства Пармы». (март, апрель, май) | «Растут ли булки на деревьях?» | ; Оренбуржье хлебный край”.(Беседа, Презентация) ;Молочный и маслосыродельный спрос”.( Беседа, Презентация) ;Газпром Оренбург»( Беседа, Презентация) ;Саракташский консервный завод»( Беседа, Презентация) ;Илецксоль»( Беседа, Презентация) ; Экспорт продукции Оренбуржья”.( Беседа , Презентация) Мероприятия: «Все работы хороши, выбирай на вкус» «Работать и зарабатывать» «Труд - основа жизни» Игра «Бартер/ Обмен» ИГРА«Угадай, где продаются» | «Семейная мастерская» по изготовлению «Плюшки, булочки, ватрушки». «Семейная мастерская» по формированию тематического альбома «От зерна до каравая» Мастер класс с участием родителей «Шоколадное печенье» (родитель-мастер). Экскурсия с родителями в магазины, пекарни, мельницу. «Семейная мастерская» по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Хлебный магазин», «Пекарня» и др. «Семейная мастерская» (мастер-класс) по оформлению экспонатов коллекции злаковых культур для мини-музея. Мастер класс «Лучше всех я испеку», реклама изготовленной продукции, дегустация. «Семейная мастерская» по оформлению тематического альбома «Витрина молочного магазина». «Семейная мастерская» по изготовлению атрибутов к сюжетно- ролевой игре «Молочный магазин». «Семейная мастерская» по изготовлению атрибутов к сюжетно- ролевой игре «Ферма». Экскурсия с ребенком в «Молочный магазин». «Семейная мастерская» по изготовлению атрибутов к сюжетно- ролевой игре «Молочный комбинат». «Семейная мастерская» по оформлению тематического альбома «Молочный комбинат». «Изготовление ящика для лука», Экскурсия в теплицу, на приусадебный участок, огород, дачу. «Семейная мастерская» по оформлению тематического альбома «Такая разная соль». Мастер-класс «Лепим из соленого теста». Квест-игра «Соль в природе и быту». «Соль лечит»,«Добыча соли», Викторина с родителями - По дорогам финансовой грамотности. Деловая игра для родителей «Азбука финансов» Пословицы и поговорки на экономическую тему |
«Путешествие Феечки- Копеечки по молочной реке.» | ||||
«Голубое золото» | ||||
«От грядки до стола» | ||||
Удивительная соляная шахта Соль – Илецк. | ||||
4. | Досуг «Ярмарка товаров и услуг» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/22/picture-784642-1461309777.jpg)
"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)
Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/30/picture-942576-1504118824.jpg)
Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»
Технологическая картаПродолжительность занятия – 30 минутИгровое занятие Тема: «Путешествие в сказочную страну Финансов» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/30/picture-942576-1504118824.jpg)
Презентация к проекту Финансы поют романсы
Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответств...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/22/picture-949858-1616438333.jpg)
Квест-игра по Финансов грамотности в старшей группе "Путешествие в страну финансов"
Формирование первичных экономических представлений и компетенций; правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.Развивающие: развивать экономическое мышл...