Проект: «Профилактика дисграфии у детей с ЗПР»
проект по обучению грамоте
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающийся у детей. Это нарушение является серьезным препятствием в овладением грамотой в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nosova.docx | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект:
«Профилактика дисграфии у детей с ЗПР»
Актуальность
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающийся у детей. Это нарушение является серьезным препятствием в овладением грамотой в школе. Известно, что затруднения в выполнении пространственных движений могут привести к «зеркальному письму», неправильному расположении буквы в пространстве и неточному ее начертанию. Все это приводит к графическим ошибкам: замены буквы на другую, похожую по графическому сходству. («Зеркальное письмо») Учителя начальных классов отмечают, что нарушения письма является распространенной формой речевой патологии в школе, потому что добукварный период обучения в школе очень короткий (2-3 месяца), что не позволяет, решит поставленные задачи. Исследования Н.С. Жуковой и Е.М. Мастюковой показали распространенность специфических ошибок у учащихся начальных классов – это смешения букв по кинетическому сходству, по оптическому сходству, зеркальному написанию букв, недописыванию элемента буквы, неточность графической передачи букв. Для устранения и предупреждения ошибок чтения и письма необходима единая система коррекционного воздействия Своевременное выявление у дошкольников этих нарушений и организация коррекционного обучения может, предупредит нарушение письма в школе.
Анализ диагностических данных нейропсихологических обследования детей показал значительное количество детей, имеющих нарушение общей и мелкой моторики: движения детей характеризуются неуверенностью, недостаточной четкостью, затруднение удержания позы, суетливость, слабое развитие ритма, низкая переключаемость, истощенность, нарушения координации движений с речью. У многих детей наблюдается несформированность пространственно-временных прендставлений .
Проект по профилактике дисграфии предназначен для детей с ЗПР. Данный проект носит чисто практический характер и представляет собой комплект дидактического материала (игровых упражнений и заданий, демонстрационного и раздаточного материала) Игровые упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук, фонематического восприятия, зрительного восприятия, предупреждение дисграфии. Предлагаемые упражнения сочетают взаимодействие речевого, речедвигательного, зрительного, слухового анализаторов: хлопки, рисование букв воздухе, на столе пальцами, обведение букв, штриховку Все это служит не только предупреждению нарушений письменной речи у детей с ЗПР, но и для работы с сохранными детьми.
Цель проекта:
- Предупреждение дисграфии у детей с ЗПР и успешная адаптация детей к условиям школьного обучения;
- Формирование графических навыков письма у дошкольников в букварный период обучения грамоте.
Задачи проекта:
- Коррекция речевых способностей детей и подготовка руки к письму при помощи кинезиотерапии;
- Развивать мелкую моторику рук, гибкость и координацию;
- Формировать чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
- Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия;
- Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв;
- Знакомство с основными понятиями (звук, буква, слог, словосочетание, предложение);
- Формирование пространственно-временных представлений;
- Развитие высших психических процессов;
Вид проекта: долгосрочный
Сроки реализации:
- 1 учебный год ( букварный период, подготовительная к школе группа)
Участниками реализации проекта являются учитель-логопед, воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, психолог, старший воспитатель, родители.
Основные направления реализации проекта:
- познавательно-речевое.
Методы осуществления:
Практические;
- Кинетический метод – дети усваивают начертание букв в порядке
возрастной сложности, а не в порядке алфавита;
- Копировальный метод – написание букв по заданному образцу, обводка, работа с прописями;
- Тактильный метод – шаблоны букв: из наждачной бумаги, пуговиц, крупы и другие;
- Метод прописывания букв в воздухе.
Игровые.
Игровые упражнения и задания реализуются в индивидуальных, подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей совместно со взрослыми.
Этапы реализации проекта:
Ι этап – подготовительный.
№ | Содержание деятельности | Мероприятия | Сроки. | ||
1
| Диагностика двигательного, речевого, интеллектуального развития детей. | - нейропсихологическое обследование общей и тонкой моторики рук; -обследование пространственно-временных представлений; -обследование зрительного и слухового восприятия»; | Сентябрь. Январь Май. | ||
2 | Мониторинг мнений родителей | Анализ результатов анкетирования обследования | август | ||
3 | Разработка плана реализации проекта | - план для детей 6-7 лет. | Сентябрь | ||
4 | Создание условий для реализации проекта | - пополнить новыми играми по развитию моторики рук. - Обогащение практического материала по обучению грамоте. - использование Арттерапии; - ИКТ- игры по обучению грамоте по предупреждению дисграфии; - ребусы, кроссворды, изографы | В течении года |
ΙΙ этап - Практический.
№ | Содержание деятельности | Перечень игр, игровых упражнений, заданий |
1 | Восприятие и узнавание на материале предметов и геометрических фигур | - название контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов; - найти ошибку в изображении предмета; - распределить предметы по высоте; - геометрическое и цветовое лото; - матрицы Равена; - сложить простые и сложные предметы из геометрических фигур ( цветок, машина…); -найти среди многих контуров фигур изображения заданной фигуры. |
2 | Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания. | - проследить взглядом за прямой, кривой, ломаной линии; - найти определенное число различий в изображении предметов; - Игра «Счет с помехой» - называть и записывать цифры; -находить и вычеркивать буквы с крупным, мелким шрифтом, фигуры из ряда цифр, букв; - зашумленные картинки; - лабиринты: |
3 | Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти. | - работа с образцом: из палочек простые фигуры, рассмотреть 2 секунды, ребенок повторяет изображение; - запомнить цифровой ряд из фигур, повторить, постоянно увеличивая ряд; - рассмотреть изображения разных предметов, запомнить и на другом рисунке найти эти предметы; - игра «Найди отличия»; - запомнить парные картинки и восстановить пары; -игра: «Что изменилось». «Что на стало»; - - копировать фигуры с левым-правым поворотом; - дорисовать недостающие детали фигур; - дорисовать вторую половину картинки; - найти в ряде фигур, похожую на образце и обвести контур не отрывая карандаш от бумаги; -обвести контур по точкам, - заштриховать рисунок по заданному направлению; - провести линию от одного предмета к другому; - точно воспроизвести графический ряд; - рисовать в большой фигуры уменьшая и наоборот; - игра «Самолеты за облаками» - дети рисуют облака; - штриховка по образцу: очень сильно, средний нажим, слабый нажим; |
4 | Формирование пространственного восприятия,зрительно-пространственного анализа и синтеза. | - ориентировка в собственном теле; - определение расположения предметов по отношению к самому ребенку, сбоку, между двумя предметами - понимание и правильное употребление предлогов; - ориентировка в пространственном расположении частей предметов, изображений, букв, цифр; - назвать предметы, фигуры, цифры, буквы по порядку, слева направо, сверху-вниз; - расположить предметы по указанной схеме; по стрелкам, - найти предмет, букву, цифру по описанию, |
5 | Формирование временных ориентировок и представлений. | - части суток дни недели, и их последовательность; - последовательность времен года; месяцы - понимание наречий временного значения и их использования в речи; |
6 | . Работа в тетради | - знать: обложка, лист, страница, поля, линии: справа-налево, сверху-вниз, клетки-квадраты; - ориентировка на странице; -печатание букв, цифр по клеткам - графический диктант, считая по клеткам |
. | ||
7. | Развитие букварного гнозиса. | - выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие буквы от звука; - подбор зрительного образа к букве; - стихотворное описание буквы; - анализ размеров и расположения элементов буквы; - конструирование элементов буквы; - знакомство с обьемными вариантами буквы, закрепление образа буквы; - развитие тактильного восприятия буквы; - подбор пары для буквы (другой шрифт); - узнавание недописанных букв, наложенных, непривычно расположенных; - нахождение букв, цифр неправильно написанных; - нахождениие букв, цифр и сочетание букв по заданному образцу. |
8. | Автоматизация смешиваемых букв. | - знакомство с траекторией движения рук при написании; - написание букв по образцу, словесной инструкции; - изображение буквы (ф – встать, руки в бока); - слуховые и зрительные диктанты; - нахождение буквы по графическому изображению; - автоматизация изучаемой буквы в слогах; словах; - запись букв и составление из них слов. |
9. | Дифференциация смешиваемых букв. | - разобрать чем похожи, чем отличаются, уточнить артикуляцию звука; - записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно; - реконструкция буквы в другую; - штриховка букв по образцу, символов («о» - круг); - найти и раскрасить буквы по различным цветам; - дифференция букв в слогах ( составить слоги из букв, выделить различным цветом слоги), словах ( слова с пропущенными буквами, составить словосочетание из букв), предложениях ( найти буквы в предложениях и раскрасить разными цветами, вставить в предложение недописанные буквы) |
10 | Графический диктант. | - Игровые упражнения: -«Нарисуй как можно больше звезд» - рисуем краткие отрывистые точки; - «Изобрази осадки весной и летом, зимой» - ограничиваем верхние и нижние границы (тучи и земля); -«Нарисуй лучики солнца, стараясь не отрывать карандаш от бумаги» - плавные, медленные движения сверх вниз, снизу вверх. -«Котята собрались в гости к мышке» - выбрать определенный ход; -«Обведи карандашом бабочку, жука…» - ребенок выбирает определенный цвет ( формирование понятия «насекомые») -«Помоги бабушке связать свитер, носки..» - штриховка различными способами (тема «Одежда») -«Помоги котенку размотать и смотать клубки» - обвести клубочки по пунктирам; -«Найди картинку» - рисунки наложены друг на друга;… |
11 | ИКТ | -компьюторные игры по обучению грамоте |
Заключительный этап:
Итоговое обследование:
- «Допиши пропущенную букву и прочитай слова», «зачеркни неправильную букву», « Буквы рассыпались, собери из них слова»
- « Путаница букв», «Помоги буквам встать на свои места», «Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква»,
- «Прочитай слова по первым буквам названий картинок»
- Кроссводы, ребусы, изографы. и т.д
Результаты реализации проекта заносятся в протокол
Реализация предложенных направлений коррекционно-логопедической работы в ходе обучения детей с ЗПР позволит успешно подготовить детей к обучению в школе.
Литература
Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников [Текст]/ З. Е. Агронович. - СПб. 2007
Безруких, Н. Н., Учимся писать вместе: школа для учителей и родителей [Текст] / Н.Н. Безруких.- Новосибирск.: ЦЭРНС, 1994.
Казанская, В. Л. Шматко, Н. Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия//Дефектология 2002, №5
Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение): методическое пособие для логопедов [Текст]А. Н. Корнев. - Сан.- Петербург, Издательский Дом «М и М», 1997
Лалаева, Р.И. Дисграфия. Хрестоматия по логопедии [Текст] /Р. И. Лалаева .- М.: ВЛАДОС, 1997
Лурия, А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: учебное пособие[Текст] /А. Р. Лурия. - М.: Академия, 2002
Мазанова, Е. В. , Логопедия Коррекция оптической дисграфии. Конспекты для логопедов [Текст] / Е. В. Мазанова. - М.: ООО «Аквариум принт», 2006
Парамонова Л.Г., Предупреждение и устранение дисграфий у детей [Текст] /Л.Г. Парамонова.- СПб.: Издательство «Союз», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...
Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"
Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы...
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Проект «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»
В проекте представлены актуальность, цели, задачи и этапы работы по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста....
Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"
Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...
Презентация проекта "Профилактика дислексии и дисграфии у дошкольников"
Проект представлен в виде презентации....
Проект «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Проект «Профилактика речевых нарушений у дошкольников» направлен на реализацию профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте....