Проект: «Профилактика дисграфии у детей с ЗПР»
проект по обучению грамоте

Наталья Анатольевна Носова

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, составляет значительный процент среди других  нарушений речи, встречающийся у детей. Это нарушение является серьезным препятствием в овладением грамотой в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nosova.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

 «Профилактика дисграфии у детей с ЗПР»

Актуальность

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, составляет значительный процент среди других  нарушений речи, встречающийся у детей. Это нарушение является серьезным препятствием в овладением грамотой в школе. Известно, что затруднения в выполнении пространственных движений могут привести к «зеркальному письму», неправильному расположении буквы в пространстве и неточному ее начертанию. Все это приводит к графическим ошибкам: замены буквы на другую, похожую по графическому сходству. («Зеркальное письмо»)               Учителя начальных классов отмечают, что   нарушения письма является распространенной формой речевой патологии в школе, потому что добукварный период обучения в школе очень короткий (2-3 месяца), что не позволяет, решит поставленные задачи. Исследования Н.С. Жуковой и Е.М. Мастюковой показали распространенность специфических ошибок у учащихся начальных классов – это смешения букв по кинетическому сходству, по оптическому сходству, зеркальному написанию букв, недописыванию элемента буквы, неточность графической передачи букв.  Для устранения и предупреждения ошибок чтения и письма необходима единая система коррекционного воздействия Своевременное выявление у дошкольников этих нарушений и организация коррекционного обучения может, предупредит нарушение письма в школе. 

  Анализ диагностических данных нейропсихологических обследования детей показал значительное количество детей, имеющих нарушение общей  и мелкой моторики: движения детей характеризуются неуверенностью, недостаточной четкостью, затруднение удержания позы, суетливость, слабое развитие ритма, низкая переключаемость, истощенность, нарушения координации движений с речью. У многих детей наблюдается несформированность пространственно-временных прендставлений .

 Проект по профилактике дисграфии предназначен для детей с ЗПР.  Данный проект носит чисто практический характер и представляет собой комплект дидактического материала (игровых упражнений и заданий, демонстрационного и раздаточного материала) Игровые упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук, фонематического восприятия, зрительного восприятия, предупреждение дисграфии. Предлагаемые упражнения сочетают взаимодействие речевого, речедвигательного, зрительного, слухового анализаторов: хлопки, рисование букв воздухе, на столе пальцами, обведение букв, штриховку  Все это служит не только предупреждению нарушений письменной речи у детей с ЗПР, но и для работы с сохранными детьми.

Цель проекта:

  • Предупреждение дисграфии у детей с ЗПР и успешная адаптация детей к условиям школьного обучения;
  • Формирование графических навыков письма у дошкольников в букварный период обучения грамоте.

Задачи проекта:

  • Коррекция речевых способностей детей и подготовка руки к письму  при помощи кинезиотерапии;
  • Развивать мелкую моторику рук, гибкость и координацию;
  • Формировать чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
  • Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия;
  • Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв;
  • Знакомство с основными понятиями (звук, буква, слог, словосочетание, предложение);
  • Формирование пространственно-временных  представлений;
  •  Развитие высших психических процессов;

Вид проекта: долгосрочный

Сроки реализации:

  • 1 учебный год  ( букварный период, подготовительная к школе группа)

Участниками  реализации проекта являются учитель-логопед,  воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, психолог, старший воспитатель,  родители.

Основные направления реализации проекта:

  • познавательно-речевое.

 Методы осуществления:

Практические;

-  Кинетический метод – дети усваивают начертание букв в  порядке

возрастной сложности, а не в порядке алфавита;

          - Копировальный метод – написание букв по заданному образцу,      обводка, работа с прописями;

          - Тактильный метод – шаблоны букв: из наждачной бумаги, пуговиц, крупы и другие;

           - Метод прописывания букв в воздухе.

Игровые.

 Игровые упражнения и задания реализуются в индивидуальных, подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей совместно со взрослыми.

 

Этапы реализации проекта:

  Ι этап – подготовительный.

Содержание деятельности

       Мероприятия

Сроки.

1

 

Диагностика двигательного, речевого, интеллектуального развития детей.

- нейропсихологическое обследование общей и тонкой моторики рук;

-обследование пространственно-временных представлений;

-обследование зрительного и слухового восприятия»;

Сентябрь.

Январь

Май.

2

Мониторинг мнений родителей

Анализ результатов анкетирования обследования

август

3

Разработка плана реализации проекта

- план для детей 6-7 лет.

Сентябрь  

4

Создание условий для реализации проекта

- пополнить новыми играми по развитию моторики рук.

- Обогащение практического материала по обучению грамоте.

- использование Арттерапии;

- ИКТ- игры по обучению грамоте по предупреждению

дисграфии;

- ребусы, кроссворды, изографы

В течении года

ΙΙ этап - Практический.

Содержание деятельности

Перечень игр, игровых упражнений, заданий

1

Восприятие и узнавание на материале предметов и геометрических фигур

- название контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;

- найти ошибку в изображении предмета;

- распределить предметы по высоте;

- геометрическое и цветовое лото;

- матрицы Равена;

- сложить простые и сложные предметы из геометрических фигур ( цветок, машина…);

-найти среди многих контуров фигур изображения заданной фигуры.

2

Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.

- проследить взглядом за прямой, кривой, ломаной линии;

- найти определенное число различий в изображении предметов;

- Игра «Счет с помехой» - называть и записывать цифры;

-находить и вычеркивать буквы с крупным, мелким шрифтом, фигуры из ряда цифр, букв;

- зашумленные картинки;

- лабиринты:

3

Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.

- работа с образцом: из палочек простые фигуры, рассмотреть 2 секунды, ребенок повторяет изображение;

- запомнить цифровой ряд из фигур, повторить, постоянно увеличивая ряд;

- рассмотреть изображения разных предметов, запомнить и на другом рисунке найти эти предметы;

- игра «Найди отличия»;

- запомнить парные картинки и восстановить пары;

-игра: «Что изменилось». «Что на стало»;

- - копировать фигуры с левым-правым поворотом;

- дорисовать недостающие детали фигур;

- дорисовать вторую половину картинки;

- найти в ряде фигур, похожую на образце и обвести контур не отрывая карандаш от бумаги;

-обвести контур по точкам,

- заштриховать рисунок по заданному направлению;

- провести линию от одного предмета к другому;

- точно воспроизвести графический ряд;

- рисовать в большой фигуры уменьшая и наоборот;

- игра «Самолеты за облаками» - дети рисуют облака;

- штриховка по образцу: очень сильно, средний нажим, слабый нажим;

4

Формирование пространственного восприятия,зрительно-пространственного анализа и синтеза.

- ориентировка в собственном теле;

- определение расположения предметов по отношению к самому ребенку, сбоку, между двумя предметами

- понимание и правильное употребление предлогов;

- ориентировка в пространственном расположении частей предметов, изображений, букв, цифр;

- назвать предметы, фигуры, цифры, буквы по порядку, слева направо, сверху-вниз;

- расположить предметы по указанной схеме; по стрелкам,

- найти предмет, букву, цифру по описанию,

5

Формирование временных ориентировок и представлений.

- части суток дни недели,  и их последовательность;

- последовательность времен года; месяцы

- понимание наречий временного значения и их использования в речи;

6

. Работа в тетради

- знать: обложка, лист, страница, поля, линии: справа-налево, сверху-вниз, клетки-квадраты;

- ориентировка на странице;

-печатание букв, цифр по клеткам

- графический диктант, считая по клеткам

.

7.

  Развитие букварного гнозиса.

- выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие буквы от звука;

- подбор зрительного образа к букве;

- стихотворное описание буквы;

- анализ размеров и расположения элементов буквы;

- конструирование элементов буквы;

- знакомство с обьемными вариантами буквы, закрепление образа буквы;

- развитие тактильного восприятия буквы;

- подбор  пары для буквы (другой шрифт);

- узнавание недописанных букв, наложенных, непривычно расположенных;

- нахождение букв, цифр неправильно написанных;

- нахождениие букв, цифр и сочетание букв по заданному образцу.

8.

Автоматизация смешиваемых букв.

- знакомство с траекторией движения рук при написании;

- написание букв по образцу, словесной инструкции;

- изображение буквы (ф – встать, руки в бока);

- слуховые и зрительные диктанты;

- нахождение буквы по графическому изображению;

- автоматизация изучаемой буквы в слогах; словах;

- запись букв и составление из них слов.

9.

Дифференциация смешиваемых букв.

- разобрать чем похожи, чем отличаются, уточнить артикуляцию звука;

- записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно;

- реконструкция буквы в другую;

- штриховка букв по образцу, символов («о» - круг);

- найти и раскрасить буквы по различным  цветам;

- дифференция букв в слогах ( составить слоги из букв, выделить различным цветом слоги), словах ( слова с пропущенными буквами, составить словосочетание из букв), предложениях ( найти буквы в предложениях и раскрасить разными цветами, вставить в предложение недописанные буквы)

10

Графический диктант.

- Игровые упражнения:

-«Нарисуй как можно больше звезд» - рисуем краткие отрывистые точки;

- «Изобрази осадки весной и летом, зимой» - ограничиваем верхние и нижние границы (тучи и земля);

-«Нарисуй лучики солнца, стараясь не отрывать карандаш от бумаги» - плавные, медленные движения сверх вниз, снизу вверх.

-«Котята собрались в гости к мышке» - выбрать определенный ход;

-«Обведи карандашом бабочку, жука…» - ребенок выбирает определенный цвет ( формирование понятия «насекомые»)

-«Помоги бабушке связать свитер, носки..» - штриховка различными способами (тема «Одежда»)

-«Помоги котенку размотать и смотать клубки» - обвести клубочки по пунктирам;

-«Найди картинку» - рисунки наложены друг на друга;…

11

ИКТ

-компьюторные игры по обучению грамоте

Заключительный этап:

Итоговое обследование:

  • «Допиши пропущенную букву и прочитай  слова», «зачеркни неправильную букву», « Буквы рассыпались, собери из них слова»
  •  « Путаница букв», «Помоги буквам встать на свои места», «Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква»,
  • «Прочитай слова по первым буквам названий картинок»
  • Кроссводы, ребусы, изографы. и т.д

Результаты реализации проекта заносятся в протокол

    Реализация предложенных направлений коррекционно-логопедической работы в ходе обучения детей с ЗПР позволит успешно подготовить детей к обучению в школе.

Литература

Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников [Текст]/ З. Е. Агронович. - СПб. 2007

Безруких, Н. Н., Учимся писать вместе: школа для учителей и родителей [Текст] / Н.Н. Безруких.- Новосибирск.: ЦЭРНС, 1994.

Казанская, В. Л. Шматко, Н. Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия//Дефектология 2002, №5

Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение): методическое пособие для логопедов [Текст]А. Н. Корнев. - Сан.- Петербург, Издательский Дом «М и М», 1997

Лалаева, Р.И. Дисграфия. Хрестоматия по логопедии [Текст] /Р. И. Лалаева .- М.: ВЛАДОС, 1997

Лурия, А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: учебное пособие[Текст] /А. Р. Лурия. - М.: Академия, 2002

Мазанова, Е. В. , Логопедия Коррекция оптической дисграфии. Конспекты для логопедов [Текст] / Е. В. Мазанова. - М.: ООО «Аквариум принт», 2006

Парамонова Л.Г., Предупреждение и устранение дисграфий у детей [Текст] /Л.Г. Парамонова.- СПб.: Издательство «Союз», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы...

Проект «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»

В проекте представлены актуальность, цели, задачи и этапы работы по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста....

Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...

Проект «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Проект «Профилактика речевых нарушений у дошкольников» направлен на реализацию профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте....